На основании бюджетных росписей
главных распорядителей бюджетных
средств финансовый орган составляет
сводную бюджетную роспись, которая направляется
в орган, исполняющий бюджет, в представительный
и контрольный органы.
С 1992 г. в Российской Федерации
введено казначейское исполнение федерального
бюджета. Для его осуществления в составе
Министерства финансов РФ образовано
Федеральное казначейство.
Основные функции Федерального
казначейства в бюджетном процессе
государства:
- организация
исполнения федерального бюджета;
- контроль
за его исполнением;
- управление
бюджетными доходами и расходами;
- регулирование
межбюджетных отношений;
- финансовое
исполнение внебюджетных фондов;
Исполнение федерального бюджета
осуществляется на основе:
- отражения
Федеральным казначейством всех операций
и средств федерального бюджета в системе
балансовых счетов;
- централизации
в Федеральном казначействе всех поступлений
в федеральный бюджет и платежей из федерального
бюджета;
- совершения
Федеральным казначейством всех кассовых
операций с использованием единого счета
и управления этим счетом20.
Исполнение
бюджетов по доходам
Исполнение бюджетов по доходам
предусматривает:
1) зачисление на единый счет
бюджета доходов от распределения
налогов, сборов и иных поступлений
в бюджетную систему Российской
Федерации, распределяемых по
нормативам, действующим в текущем
финансовом году, установленным
настоящим Кодексом, законом (решением)
о бюджете и иными законами
субъектов Российской Федерации
и муниципальными правовыми актами,
принятыми в соответствии с
положениями Бюджетного кодекса,
со счетов органов Федерального
казначейства и иных поступлений
в бюджет;
2) возврат излишне уплаченных
или излишне взысканных сумм,
а также сумм процентов за
несвоевременное осуществление
такого возврата и процентов,
начисленных на излишне взысканные
суммы;
3) зачет излишне уплаченных или
излишне взысканных сумм в
соответствии с законодательством
Российской Федерации о налогах
и сборах;
4) уточнение администратором доходов
бюджета платежей в бюджеты
бюджетной системы Российской
Федерации;
5) перечисление Федеральным казначейством
средств, необходимых для осуществления
возврата (зачета) излишне уплаченных
или излишне взысканных сумм
налогов, сборов и иных платежей,
а также сумм процентов за
несвоевременное осуществление
такого возврата и процентов,
начисленных на излишне взысканные
суммы, с единых счетов соответствующих
бюджетов на соответствующие
счета Федерального казначейства,
предназначенные для учета поступлений
и их распределения между бюджетами
бюджетной системы Российской
Федерации, в порядке, установленном
Министерством финансов Российской
Федерации.
Исполнение
бюджета по расходам
Исполнение бюджета по расходам
предусматривает:
- принятие
бюджетных обязательств;
- подтверждение
денежных обязательств;
- санкционирование
оплаты денежных обязательств;
- подтверждение
исполнения денежных обязательств.
Получатель бюджетных средств
принимает бюджетные обязательства
в пределах доведенных до него
лимитов бюджетных обязательств.
Получатель бюджетных средств
принимает бюджетные обязательства
путем заключения государственных
(муниципальных) контрактов, иных
договоров с физическими и
юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями или в соответствии
с законом, иным правовым актом,
соглашением.
Получатель бюджетных средств
подтверждает обязанность оплатить
за счет средств бюджета денежные
обязательства в соответствии
с платежными и иными документами,
необходимыми для санкционирования
их оплаты, а в случаях, связанных
с выполнением оперативно-розыскных
мероприятий, в соответствии с
платежными документами.
Санкционирование оплаты денежных
обязательств осуществляется в
форме совершения разрешительной
надписи (акцепта) после проверки
наличия документов, предусмотренных
порядком санкционирования оплаты
денежных обязательств, установленным
финансовым органом в соответствии
с положениями Бюджетного кодекса.
Оплата денежных обязательств (за
исключением денежных обязательств
по публичным нормативным обязательствам)
осуществляется в пределах доведенных
до получателя бюджетных средств
лимитов бюджетных обязательств.
Оплата денежных обязательств
по публичным нормативным обязательствам
может осуществляться в пределах
доведенных до получателя бюджетных
средств бюджетных ассигнований.
Подтверждение исполнения денежных
обязательств осуществляется на
основании платежных документов,
подтверждающих списание денежных
средств с единого счета бюджета
в пользу физических или юридических
лиц, бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации, субъектов
международного права, а также
проверки иных документов, подтверждающих
проведение неденежных операций по
исполнению денежных обязательств получателей
бюджетных средств21.
2.4.
Контроль за исполнением бюджета
Контроль за исполнением бюджета
- важный этап бюджетного процесса,
осуществляемый законодательными
органами власти, счетной палатой
РФ, контрольно счетными палатами,
Минфином РФ и другими службами.
Различают следующие формы контроля
за исполнением бюджета:
I. Парламентский контроль
Осуществляется соответствующими
законодательными органами власти
в следующих формах:
- предварительный контроль
(Осуществляется в ходе обсуждения
и утверждения проектов бюджетов,
иных проектов законов по бюджетно-финансовым
вопросам)
- текущий контроль
(Осуществляется в ходе рассмотрения
отдельных вопросов исполнения
бюджетов на заседаниях комитетов,
рабочих групп, отдельных законодательных
органов в ходе Парламентских
слушаний)
- последующий контроль
(Осуществляется в ходе рассмотрения
и утверждения отчетов об исполнении
бюджетов)
Парламентский контроль предусматривает
право законодательных органов
власти на получение от органов
исполнительной власти необходимых
сопроводительных материалов при
утверждении бюджета, получение
от финансовых органов оперативной
информации об исполнении соответствующих
бюджетов, утверждение (неутверждение)
отчета об исполнении соответствующего
бюджета, создание собственных контрольных
органов, вынесение оценки деятельности
органов исполняющих бюджеты.
II. Административный контроль
Осуществляется Минфином РФ, территориальными
финансовыми органами, Федеральным
казначейством, федеральной службой
финансово- бюджетного надзора
и т.д и предполагает:
- право проведения
проверок получателей бюджетных средств
- право получения
информации необходимой для контроля
за соблюдением бюджетного законодательства
- право требовать
устранения выявленных нарушений бюджетного
законодательства
- давать обязательные
для исполнения указания по устранению
таких нарушений22.
2.5.
Основы бюджетного учета и бюджетной отчетности
Единая методология и стандарты
бюджетного учета и бюджетной
отчетности устанавливаются Министерством
финансов Российской Федерации
в соответствии с положениями
Бюджетного кодекса.
Бюджетный учет представляет
собой упорядоченную систему
сбора, регистрации и обобщения
информации в денежном выражении
о состоянии финансовых и нефинансовых
активов и обязательств Российской
Федерации, субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований,
а также об операциях, изменяющих
указанные активы и обязательства.
Бюджетный учет осуществляется
в соответствии с планом счетов,
включающим в себя бюджетную
классификацию Российской Федерации.
План счетов бюджетного учета
и инструкция по его применению
утверждаются Министерством финансов
Российской Федерации.
Бюджетная отчетность включает:
1) отчет об исполнении бюджета;
2) баланс исполнения бюджета;
3) отчет о финансовых результатах
деятельности;
4) отчет о движении денежных
средств;
5) пояснительную записку.
Бюджетная отчетность является
годовой. Отчет об исполнении
бюджета является ежеквартальным.
Бюджетная отчетность представляется
соответствующими финансовыми органами
в Правительство Российской Федерации,
высший исполнительный орган
государственной власти субъектов
Российской Федерации, местную
администрацию23.
Отчет об исполнении федерального
бюджета, бюджета субъекта Российской
Федерации, местного бюджета за
первый квартал, полугодие и
девять месяцев текущего финансового
года утверждается соответственно
Правительством Российской Федерации,
высшим исполнительным органом
государственной власти субъекта
Российской Федерации, местной
администрацией и направляется
в соответствующий законодательный
(представительный) орган и созданный
им орган государственного (муниципального)
финансового контроля.
Годовые отчеты об исполнении
федерального бюджета, бюджета
субъекта Российской Федерации,
местных бюджетов подлежат утверждению
соответственно федеральным законом,
законом субъекта Российской
Федерации, муниципальным правовым
актом представительного органа
муниципального образования. Годовой
отчет об исполнении бюджета
до его рассмотрения в законодательном
(представительном) органе подлежит внешней
проверке, которая включает внешнюю проверку
бюджетной отчетности главных администраторов
бюджетных средств и подготовку заключения
на годовой отчет об исполнении бюджета.
Внешняя проверка годового отчета об исполнении
федерального бюджета осуществляется
Счетной палатой Российской Федерации.
Орган государственного (муниципального)
финансового контроля готовит заключение
на отчет об исполнении бюджета на основании
данных внешней проверки годовой бюджетной
отчетности главных администраторов бюджетных
средств.
Заключение на годовой отчет
об исполнении бюджета представляется
органом государственного (муниципального)
финансового контроля в законодательный
(представительный) орган с одновременным
направлением соответственно в
Правительство Российской Федерации,
высший исполнительный орган
государственной власти субъекта
Российской Федерации, местную
администрацию. Одновременно с
годовым отчетом об исполнении
бюджета представляются проект
закона (решения) об исполнении
бюджета, иная бюджетная отчетность
об исполнении соответствующего
бюджета и бюджетная отчетность
об исполнении соответствующего
консолидированного бюджета, иные
документы, предусмотренные бюджетным
законодательством Российской Федерации.
По результатам рассмотрения
годового отчета об исполнении
бюджета законодательный (представительный)
орган принимает решение об
утверждении либо отклонении
закона (решения) об исполнении
бюджета24.