Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 12:31, реферат
Для Украины в высшей степени актуальна организация эффективной и всеобъемлющей системы финансового контроля. Существовавшая ранее в стране система финансового контроля была ориентирована на экономику, в которой основная роль принадлежала государственной собственности, управляемой административно- командными методами. Экономические преобразования вызвали необходимость построение принципиально новой системы финансового контроля - целостной, действующей на единых принципах, охватывающей все стороны экономической жизни.
Введение.
Сущность и задачи финансового контроля.
Формы и методы финансового контроля в Украине.
Организация и органы финансового контроля в Украине.
Заключение.
Список использованной литературы.
РЕФЕРАТ по дисциплине:
«Аудит»
На тему:
«Финансовый контроль в Украине»
План.
Введение.
Успешное
реформирование украинской экономики
кроме всего прочего
Как свидетельствует
мировой опыт, цивилизованное экономическое
развитие возможно только при соблюдении
установленных государством законов
и норм и защите интересов граждан.
Соблюдение экономическими субъектами
действующего законодательства, эффективное
распоряжение управляющими вверенной
им собственностью необходимо контролировать.
Именно поэтому в развитых странах
уделяется такое внимание вопросам
организации финансового
Для Украины в высшей степени актуальна организация эффективной и всеобъемлющей системы финансового контроля. Существовавшая ранее в стране система финансового контроля была ориентирована на экономику, в которой основная роль принадлежала государственной собственности, управляемой административно- командными методами. Экономические преобразования вызвали необходимость построение принципиально новой системы финансового контроля - целостной, действующей на единых принципах, охватывающей все стороны экономической жизни.
Неотъемлемым
элементом финансовой системы государства
является финансовый контроль. От эффективного
его функционирования в значительной
мере зависит состояние финансовой системы
государства в целом. Его назначение заключается
в содействии успешной реализации финансовой
политики государства, обеспечении процесса
формирования и эффективного использования
финансовых ресурсов во всех сферах и
звеньях народного хозяйства и непроизводственной
сфере. Объектом приложения финансового
контроля являются, прежде всего, денежные
отношения, возникающие при формировании
и использовании финансовых ресурсов
в материальном производстве и непроизводственной
сфере, во всех звеньях финансовой системы.
Финансовый контроль является практическим
воплощением контрольной функции, присущей
финансам как экономической категории.
Финансовый контроль обычно рассматривают
в двух аспектах:
1) строго регламентированную деятельность
специально созданных контролирующих
органов за соблюдением финансового законодательства
и финансовой дисциплины всех экономических
субъектов;
2) неотъемлемый элемент управления финансами
и денежными потоками на макро, и микроуровне
с целью обеспечения целесообразности
и эффективности финансовых операций.
Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами и субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором — упор делается на аналитическую сторону финансового контроля.
Можно сказать, что финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.
Для осуществления
финансового контроля создаются
особые контрольные органы, укомплектованные
высококвалифицированными специалистами.
Их права, обязанности и ответственность
строго регламентированы, в том числе
и в законодательном порядке.
Финансовый контроль как особая область
контроля, связанная с использованием
стоимостных категорий, имеет определенную
сферу применения и соответствующую целевую
направленность. Объектом финансового
контроля являются денежные, распределительные
процессы при формировании и использовании
финансовых ресурсов, в том числе в форме
фондов денежных средств, на всех уровнях
и звеньях экономики страны.
Предмет финансового контроля.
Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.
Сфера финансового контроля.
Сферой
финансового контроля являются практически
все операции, совершаемые с использованием
денег, а в некоторых случаях и без
них (бартерные сделки и т. п.). Контролю
подлежат не только плохо работающие предприятия
и организации, но и имеющие нормальные
результаты деятельности.
Финансовый контроль включает проверку:
соблюдения требований экономических
законов, оптимальности пропорций распределения
и перераспределения стоимости валового
общественного продукта и национального
дохода; составления и исполнения бюджета
(бюджетный контроль); финансового состояния
и эффективного использования трудовых,
материальных и финансовых ресурсов предприятий
и организаций, бюджетных учреждений,
а также налоговый контроль; другие направления.
Задачи финансового контроля.
Перед финансовым
контролем стоят следующие
| ||
Под формой финансового контроля следует понимать способы конкретного выражения и организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контроля различают три формы финансового контроля — предварительный, текущий, последующий. Предварительный финансовый контроль производится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций и т.п. Он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и тем самым предотвращать нанесение косвенного или прямого ущерба деятельности предприятия. Текущий финансовый контроль называют иначе оперативным. Он ежедневно осуществляется финансовыми службами для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе привлечения или расходования денежных средств, выполнения предприятиями, организациями, учреждениями обязательств перед бюджетом. Последующий финансовый контроль осуществляется после совершения финансовых операций (после исполнения доходной, и расходной частей бюджета). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения. Финансовый контроль осуществляется разнообразными методами, под которыми понимают приемы или способы, средства его осуществления. Различают следующие Методы финансового контроля: наблюдения, проверки, обследования, анализ, ревизии. Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля. Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных, расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий. Обследование осуществляется в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что отличает ее от проверки. Анализ, как и предыдущие методы, нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Он проводится на базе текущей или годовой отчетности и характерен системным и факторным подходом, а также использованием таких аналитических приемов, как средние и относительные величины, группировки и т.д. К основным методам финансового контроля относятся также ревизия и проверка. Проверка — это обследование и изучение отдельных участков финансово-хозяйственной деятельности предприятия, учреждения, организации или их подразделений Результаты проверки оформляются справкой или докладной запиской (ст. 2 Закона Украины «О Государственной контрольно-ревизионной службе в Украине»). Проверки подразделяются на тематические и документальные. Тематические проверки — это изучение отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта. Документальные проверки — это изучение финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта только на основании документов-балансов, отчетов, и т.д. Ревизия - это метод документального контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия учреждения, организации, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности, способ документального выявления недостач растрат, присвоений и краж средств и материальных ценностей, предупреждения финансовых злоупотреблений (ст. 2 Закона Украины «О Государственной контрольно-ревизионной службе в Украине». Ревизии подразделяются на несколько видов. По содержанию ревизии делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов, в том числе счетов, платежных ведомостей и др. В ходе фактической ревизии проверяются не только документы, но и наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей. По организационному признаку ревизии могут быть плановыми (предусмотрены в плане работы соответствующего органа), внеплановыми (назначены в связи с поступлением сигналов) и комплексными (проводятся совместно несколькими контролирующими органами). По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность проверяемого субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени. По объему ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях. В них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности. Результаты ревизии оформляются актом, который подписывают ревизующие, руководитель и главный бухгалтер ревизуемой организации. Акт ревизии состоит из текста акта и приложений к нему, на которые имеются ссылки в тексте (документы, копии документов, объяснения должностных и материально-ответственных лиц и т.п.) В акте ревизии указываются: выявленные факты нарушений законов Украины, нормативных актов Президента Украины и Кабинета Министров Украины, а также министерств и других центральных органов исполнительной власти, зарегистрированных в установленном порядке в Министерстве юстиции Украины; факты неправильных расчетов с бюджетом, незаконного и не по целевому назначению расходования финансовой дисциплины, нарушений ведения бухгалтерского учета (составления отчетности) и составления финансовой отчетности (п. 4.21 Инструкции о порядке проведения ревизии и проверок органами государственной контрольно-ревизионной службы в Украине). На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины; также разрабатываются мероприятия по предупреждению нарушений государственной дисциплины; виновные привлекаются к соответствующим видам ответственности. При необходимости материалы ревизии передаются следственным органам.
Органами финансового контроля называют органы, специально создаваемые для осуществления контрольных функций, либо органы исполнительной власти, на которые наряду с их основными задачами возлагаются контрольные функции в соответствующей отрасли финансовой сферы. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают государственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый финансовый контроль. Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Вместо Ведомственного финансового контроля введена система внутреннего государственного аудита. Так, постановлением Кабинета Министров Украины от 28.09.2011 № 1001 «Некоторые вопросы создания структурных подразделений внутреннего аудита и проведения такого аудита в министерствах, других центральных органах исполнительной власти, их территориальных органах и бюджетных учреждениях, которые принадлежат сфере управления министерств, других центральных органов исполнительной власти.» Утвержден порядок создания структурных подразделений внутреннего аудита и проведение такого аудита в министерствах, других центральных органах исполнительной власти, их территориальных органах и других бюджетных учреждениях, которые принадлежат к сфере управления министерств, других центральных органов исполнительной власти. Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятия, организаций и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы). Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурные подразделения (отделы, филиалы) и т.д. Общественный финансовый контроль выполняют группы, отдельные физические лица (специалисты) на основе добровольности и безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед проверкой. Одной из форм общегосударственного финансового контроля является парламентский контроль. Верховная Рада Украины, а также органы местного самоуправления осуществляют финансовый контроль в ходе рассмотрения и утверждения проекта государственного и местных бюджетов и отчета об их исполнении. В соответствии со ст. 85 Конституции Украины от 28 июня 1996 г. к полномочиям Верховной Рады относится также:
Контроль представительных органов власти осуществляется через комитеты и комиссии, образуемые представительными органами власти на каждом уровне. Однако особая роль в деле финансового контроля принадлежит комитету по бюджету, образованному Верховной Радой Украины. В частности, комитет по бюджету после поступления проекта государственного бюджета в Верховную Раду дает заключение по указанному законопроекту и предложения к проекту Закона «О государственном бюджете Украины». Помимо указанного, Верховной Радой образован постоянно действующий орган — Счетная палата. Закон Украины «О Счетной палате» от 11 июля 1996 г. определяет ее как постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Верховной Радой Украины и подотчетен ей. Она осуществляет свою деятельность самостоятельно, независимо от каких-либо других органов государства. Счетная палата состоит из Председателя, заместителей председателя, главных контролеров и аппарата счетной палаты. Задачами Счетной палаты являются:
Для решения поставленных задач Счетная палата имеет следующие полномочия:
При осуществлении своих полномочий Счетная палата осуществляет следующие виды деятельности: контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности. По результатам проведенных контрольных мероприятии Счетная палата направляет органам государственной власти, руководителям проверяемых предприятий учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений. В случаях выявления в ходе проверки и ревизии фактов хищения государственных средств и иных злоупотреблении Счетная палата передает материалы проверки или ревизии в правоохранительные органы и информирует Верховную Раду Украины. Одной из форм государственного контроля является президентский контроль, осуществляемый Президентом и его аппаратом. Президент Украины, как глава государства, наделен правом контроля за соблюдением законности и государственной дисциплины во всех сферах функционирования государственной исполнительной власти. Он является гарантом соблюдения Конституции Украины и обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Как глава государства в течение пятнадцати дней после получения закона, касающегося финансовой деятельности, подписывает его, принимая к исполнению, официально обнародует либо возвращает закон со своими мотивированными предложениями в Верховную Раду Украины для повторного рассмотрения. По экономическим вопросам издает Указы. Ему непосредственно подчинена Администрация Президента, которая является постоянно действующим органом и организует контроль за выполнением органами исполнительной власти и их должностными лицами законов Украины, указов и распоряжений Президента Украины, имеет право по поручению Президента ставить перед руководителями соответствующих органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления вопрос об устранении выявленных нарушений законности в их деятельности. В структуре Администрации Президента действует. главное управление по контролю на основании Положения утвержденного Указом Президента Украины в 1995 г. К высшей форме государственного контроля относится также правительственный контроль, который включается в систему контроля со стороны органов государственной исполнительной власти и осуществляется Кабинетом Министров Украины. Кабинет Министров Украины:
Важное значение в силу своей повседневности, регулярности имеет финансовый контроль, осуществляемый государственными органами, деятельность которых специально направлена на область финансов. К ним относится, прежде всего, Министерство финансов Украины. Министерство финансов Украины является центральным органом государственной исполнительной власти по управлению финансами, следовательно, и по контролю за движением и расходованием государственных финансовых ресурсов. Министерство финансов Украины осуществляет контроль за исполнением государственного бюджета, за соблюдением учреждениями НБУ, коммерческими банками правил кассового исполнения государственного бюджета по доходам, осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства на каждой стадии бюджетного процесса как относительно государственного бюджета, так и местных бюджетов и другие. Для осуществления контрольной функции в структуре Министерства финансов Украины создаются специальные контрольно-ревизионные подразделения: Государственная контрольно-ревизионная служба и Государственное казначейство Украины. Контрольно-ревизионные органы Минфина Украины действуют в соответствии с Законом Украины «О Государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» от 26 января 1993 г. (Закон Украины «О Государственной контрольно-ревизионной службе Украины» от 26 января 1993 г. // Ведомости Верховной Рады Украины. — 1993, № 13.) Государственная, контрольно-ревизионная служба состоит из Главного контрольно-ревизионного управления Украины, контрольно-ревизионных управлений в Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, контрольно-ревизионных подразделениях (отделов, групп) в районах, городах и районах в городах. Главной задачей государственной контрольно-ревизионной службы является осуществление государственного контроля за расходованием средств и материальных ценностей, их сохранностью, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности в министерствах, ведомствах, государственных комитетах, государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в организациях, которые получают средства из бюджетов всех уровней и государственных валютных фондов, разработка предложений по устранению выявленных недостатков и нарушений и предупреждению их в дальнейшем (ст. 2 Закона Украины «О Государственной контрольно-ревизионной службе в Украине»). Для выполнения поставленных задач органам контрольно-ревизионной службы предоставлено право:
|