Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 08:40, контрольная работа

Описание работы

Необходимость финансового контроля, его сущность и значение определяются Конституцией Российской Федерации. В настоящее время, когда Россия переживает период становления рыночных отношений и связанных с этим преобразований всех государственных институтов, происходит процесс разграничения полномочий между федеральной властью и субъектами Федерации. Очень остро стоит вопрос о необходимости определения задач и функций различных контрольных органов исполнительной и представительной власти.

Файлы: 1 файл

(финансы) финансовый контроль 7 вар.docx

— 69.32 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Экономическая политика государства  осуществляется с помощью финансово-кредитных  рычагов. Один из наиболее важных рычагов  управления финансовой системы является финансовый контроль. На современном  этапе организации финансовый контроль претерпевает серьезные изменения. Это связано с принципиально  новым характером товарно-денежных отношений в современной России, появлением разнообразных форм собственности  и нового для страны финансового  рынка.

Наряду с государственным  и ведомственным контролем появилась  новая организационная форма  финансового контроля – аудиторство.

Необходимость финансового  контроля, его сущность и значение определяются Конституцией Российской Федерации. В настоящее время, когда  Россия переживает период становления  рыночных отношений и связанных  с этим преобразований всех государственных  институтов, происходит процесс разграничения  полномочий между федеральной властью  и субъектами Федерации. Очень остро  стоит вопрос о необходимости  определения задач и функций  различных контрольных органов  исполнительной и представительной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Финансовый контроль

 

  1. Сущность и значение финансового контроля в современных условиях

 

Финансовый  контроль – составная часть, или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Значение финансового  контроля выражается в том, что при  его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными  органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам  государства.

Финансовый  контроль – это контроль над законностью действий в области образования и использования денежных средств государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый  контроль включает в себя контроль над исполнением:

    • федерального бюджета
    • бюджетов субъектов Российской Федерации
    • бюджетов внебюджетных фондов
    • контроль за состоянием внешнего и внутреннего долга
    • государственных резервов

Объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге  он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется денежными отношениями.

Конкретные формы и  методы финансового контроля позволяют  обеспечить интересы и права как  государства и его учреждений, так и всех других экономических  субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение  и исполнение бюджетов всех уровней  и внебюджетных фондов, а также  контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и корпораций. Финансовый контроль со стороны государства, негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных или бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.

Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому  помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок  проведения финансового контроля в  целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансовых правовых институтах.

Основное  содержание финансового контроля в  отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается в:

а)  проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления, организациями и гражданами;

б)  проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (банковских ссуд, внебюджетных средств и других средств);

в)  проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;

г)  выявлении внутренних резервов производства;

д)  устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.

В случае их выявления в  установленном порядке принимаются  меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального  ущерба государству, организациям, гражданам.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Организация финансового контроля высшими органами власти и управление контроля. Организация органами власти субъектов и местного самоуправления.

 

Существует также классификация  финансового контроля в зависимости  от органов осуществляющих его.

а) президентский;

б) представительных органов  государственной власти и местного

самоуправления;

в) исполнительных органов  власти;

г) финансово-кредитных органов;

е) ведомственный и внутрихозяйственный;

д) общественный;

ж) аудиторский.

Принцип разделения властей придает важную роль финансовому контролю за  деятельностью органов исполнительной власти  со    стороны    органов представительной власти и определяет его новое содержание. Основы контроля закреплены в Конституции Российской Федерации, в конституциях республик в составе федерации, а также в основных законах и правовых актах представительных органов местного самоуправления и органов исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вневедомственный контроль


 

    Главное контрольное           Федеральное собрание           Контрольные и финансовые

      управление                          Российской Федерации            органы исполнительной

    Президента РФ                                                                                           власти.


                          

                                      


 

                                          Счетная палата         Комитет по бюджетным

                                              РФ                    налогам, банкам и финансам

 

                                                      Комитет по бюджету, финансовому,


                                                    валютному и кредитному регулированию

                                                                                                     

                                                                                                         

                                                                                                           МФРФ         Правительство


                                                                                                                                            РФ

                                                                                                                                                                     Финансовые органы                                                                                      Финансовые органы          

                                                                                                                             субъектов РФ 

              



    КРУ МФРФ      Федеральное казначейство     ГНСРФ    Федеральная служба          ЦБРФ

                                                       РФ                                         налоговой полиции

 

 

Ведомственный контроль



 

Главные распорядители, распорядители  бюджетных средств.


Министерства, ведомства, включающие в свою систему другие органы государственного управления.

 

Рис. 1. Структура органов  государственного финансового контроля

 

Так, для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образует Счетную палату. Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.

Контрольно-ревизионная  деятельность Счетной палаты Российской Федерации реализуется в следующих  сферах контроля:

    • контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета по объемам, структуре и целевому назначению, оценка обоснованности проектов федерального бюджета;
    • контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджетов государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, оценка обоснованности проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
    • определение эффективности и целесообразности использования государственной собственности, контроль за поступлением в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью;
    • контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов;
    • контроль за банковской системой в части обслуживания федерального бюджета и государственного долга Российской Федерации.

В ведение Государственной Думы и  Совета Федерации передан контрольно-бюджетный комитет. В его компетенцию входят помимо экспертно-аналитической работы по финансовым вопросам, связанным с доходами и расходованием бюджетных средств, проведение также финансового контроля за: исполнением федерального бюджета; соблюдением законности и повышением эффективности государственных средств, выдаваемых на финансирование бюджетных организаций, сферы материального производства, обороны; формированием доходов и расходов от внешнеэкономической деятельности; использованием внебюджетных фондов.

Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы государственной  власти субъектов Российской Федерации, что закреплено в их законодательстве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления.

В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента Российской Федерации создан специальный контрольный  орган — Контрольное управление Президента Российской Федерации (преобразованное  из Контрольного управления Администрации  Президента Российской Федерации).

Контрольное управление имеет территориальные  подразделения. Все эти органы действуют  как система обеспечения конституционных  контрольных полномочий Президента Российской Федерации. Они осуществляют от имени и по поручению Президента Российской Федерации контроль за исполнением федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации Конституции Российской Федерации, указов и распоряжений Президента. Управление подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации в качестве структурного подразделения его администрации. Основными функциями Контрольного управления являются:

    • анализ деятельности специальных органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации;
    • рассмотрение жалоб и обращений граждан, предприятий, учреждений.

Все они предполагают возможность проведения контроля, являющегося по своему содержанию финансовым.

Управление  не наделено правом применение каких-либо санкций, однако оно в праве направлять предписания об устранения выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти, главам исполнительной власти субъектов федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены соответствующими органами и должностными лицами в течение 10 дней.

Органы  исполнительной власти направляют контрольную  деятельность подведомственных им органов  государственного управления, в том  числе финансовых, а также непосредственно  сами осуществляют финансовый контроль.

Информация о работе Финансовый контроль