Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 10:41, контрольная работа

Описание работы

Вопрос №1. Негосударственный (внутрифирменный) финансовый контроль.
Вопрос №2. Проблемы и перспективы развития финансового контроля.

Файлы: 1 файл

ФК.docx

— 26.13 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ

УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И  УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ В НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

КАФЕДРА ФИНАНСОВ И УЧЁТА

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа  №2

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент гр.40-11

 

Проверил:

Старший преподаватель кафедры  ФУ

Борнякова Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2013

Вопрос №1. Негосударственный (внутрифирменный) финансовый контроль.

Финансовый  контроль – это один из элементов управления финансами; особая деятельность по проверке правильности стоимостного распределения валового национального продукта, образования и расходования фондов денежных средств.

                                       – это контроль за ведением финансовой документации, ее соответствием установленным нормам и правилам.

По мнению Ефимовой О.В.,

Финансовый контроль – контроль за соблюдением законов и нормативных актов при осуществлении финансовых операций, сделок с юридическими и физическими лицами.

Предметом финансового контроля являются хозяйственные операции, то есть любые действия, приводящие к  изменению стоимости имущества  любого вида или обязательств любого вида.

Важнейшими  принципами финансового контроля являются:

- независимость;

- гласность;

- превентивность (предупредительный  характер);

- действенность;

- регулярность;

- объективность;

- всеохватывающий характер.

Финансовый контроль является одним из функциональных элементов  управления финансами. Он тесно связан и осуществляется одновременно с  другими элементами управления, такими, как финансовое планирование, оперативное  управление финансами. Посредством  финансового контроля проверяется  выполнение финансовых планов, организация  финансово-хозяйственной деятельности. С другой стороны, результаты финансового  контроля используются в финансовом планировании, в оперативном управлении. Результатами финансового контроля является выявление различных факторов экономической жизни (как правило, отрицательных) и количественных показателей, например: самоликвидация предприятий, замедление реализации некоторых видов  товаров, сокращение ввоза в республику определенных товаров. Эти факты  свидетельствуют о неэффективности  установленных форм и методов  реализации финансовых отношений (высокие  ставки налогов, таможенных пошлин) и  сигнализируют о необходимости  их изменения.

Финансовый  контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.

Финансовый контроль тесно  связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также  государственных и финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины.

Финансовый контроль выступает  как механизм обратной связи в  цепочке от постановки целей и  задач финансовой политики до получения  практических результатов развития экономики.

Полученные в ходе финансового  контроля цифры и факты, их анализ являются основанием для изменения  концепции финансовой политики, для  разработки новых прогнозов, планов, перегруппировки финансовых ресурсов, изменения форм финансовых отношений. А вновь созданные планы, формы  и методы реализации финансовых отношений  опять нуждаются в контроле.

Таким образом, предметом  финансового контроля на предприятиях выступают процессы формирования и  использования финансовых ресурсов, а объектом контроля - органы управления, деятельность которых непосредственно  связана с данными процессами.

Одна из важнейших причин необходимости осуществления контроля состоит в том, что любая организация, безусловно, обязана обладать способностью, вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они  повредят достижению целей организации.

Внутрифирменный (корпоративный) контроль

Финансовый контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами – бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента  за финансово-хозяйственной деятельностью  своего предприятия, его филиалов и  дочерних предприятий.

Службы внутреннего контроля следят за эффективностью и целесообразностью  денежных затрат, как собственных, так  и заемных средств; анализируют  и сопоставляют фактические финансовые результаты с прогнозируемыми; оценивают  финансовые результаты от инвестиционных проектов; контролируют финансовое состояние  предприятия.

Внутрифирменный контроль можно разделить на оперативный (текущий) и стратегический.

  • Оперативный производится главным бухгалтером в процессе повседневной хозяйственно-финансовой деятельности с помощью четкой организации бухгалтерского учета и контроля за движением денежных средств. Подпись главного бухгалтера обязательна на всех денежных документах. Главный бухгалтер отвечает за соблюдение государственной финансовой дисциплины и финансового законодательства.
  • Стратегический финансовый контроль предполагает разработку оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов и вложению капитала, обеспечивающих экономическую эффективность и максимализацию прибыли. Контроль может быть произведен и при участии привлеченных со стороны специалистов – по инициативе руководства предприятия или его собственников – учредителей и акционеров.

По закону коммерческие банки  обязаны контролировать лишь соблюдение предприятиями – клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. В случае предоставления ссуды банк контролирует целевое использование  выданной ссуды, платежеспособность и  ликвидность клиента для оценки вероятности возврата ссуды с  причитающимися процентами в установленный  срок. Такой контроль со стороны  банка – важный элемент управления кредитным риском.

К негосударственным видам финансового  контроля относятся:


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

- содействие сбалансированности  между потребностью в финансовых  ресурсах и размерами денежных  доходов и фондов народного  хозяйства;

- обеспечение своевременности  и полноты выполнения финансовых  обязательств перед государственным  бюджетом;

- выявление внутрипроизводственных  резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению  себестоимости и повышению рентабельности;

- содействие рациональному  расходованию материальных ценностей  и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных  учреждениях, а также правильному  ведению бухгалтерского учета  и отчетности;

- обеспечение соблюдения  законодательства и нормативных  актов, в том числе в области  налогообложения предприятий, относящихся  к различным организационно-правовым  формам;

- содействие высокой отдаче  внешнеэкономической деятельности  предприятий, в том числе по  валютным операциям и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №2. Проблемы и перспективы развития финансового контроля.

Проблемы:

Контроль за различными сферами  общественной жизни является одним  из главных направлений деятельности органов государственной власти.

Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере бюджетной  деятельности государства, т.е. в процессе образования, распределения и использования  определенных фондов денежных средств. Механизм управления государством посредством  централизованной аккумуляции финансовых ресурсов и организации процесса их перераспределения требует создания четкой системы финансового контроля, способной обеспечить законность финансовой деятельности государства и оценить  ее эффективность и целесообразность.

  • отсутствует четкая и полная нормативно-правовая база и собственно само определение государственного финансового контроля в бюджетном законодательстве, нет единого федерального закона о системе финансового контроля;
  • организационная структура органов государственного финансового контроля недостаточно отражает специфику государственного устройства Российской Федерации;
  • законодательно не определены статус органов государственного финансового контроля Российской Федерации и ее регионов, место и роль каждого субъекта государственного финансового контроля в его целостной системе;
  • отсутствует четкое разграничение сфер деятельности, что вызывает многочисленные коллизии и перекладывание ответственности;
  • органы контроля слабо взаимодействуют между собой, присутствует некоторая разобщенность в приоритетах деятельности контрольных органов;
  • отсутствует единая информационная база, единый методологический подход к процессу осуществления контроля.

Одна из основных причин существующих негативных явлений состоит  в том, что правовая база государственного финансового контроля остается неадекватной экономической реальности и государственному устройству страны. Наличие неурегулированных  правовых проблем мешает обоснованно  решать практические задачи органов  контроля. Государственный финансовый контроль станет реальным средством  защиты экономической безопасности в кредитно-финансовой сфере только тогда, когда будет упорядочен и  систематизирован.

Необходимо повысить ответственность  правоохранительных органов за реализацию материалов, которые передают им органы финансового контроля по результатам  ревизий и проверок. Сейчас реакция  прокуратуры или милиции зачастую сводится к тому, что дела о многомиллионных  хищениях, исчезновении государственных  средств прекращаются "за отсутствием  состава преступления".

 

Список использованной литературы

I. Нормативно-правовые материалы:

1. Гражданский кодекс  Российской Федерации, СЗ РФ  от 29 января 1996 г. № 5 ст. 410. // Собрание  законодательства Российской Федерации, 2004, № 56 ст.3458.

2. Налоговый кодекс Российской  Федерации. Часть 1. Часть 2. СПб., «Издательский дом Греда», 2006.

II. Специальная литература:

3. Бланк И. А. Основы  финансового менеджмента. Б 2-х  т.: К., Ника-центр. - 2001. – 390 с.

4.   Ковалев В. В. Введение в финансовый менеджмент.: М., Финансы и статистика, 2006. – 440 с.

5.   Ковалев В. В. Практикум по финансовому менеджменту. Конспект лекций с задачами.: М., Финансы и статистика. - 2006. – 234 с.

6.   Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры.: М., Финансы и статистика, 2006. – 350 с.

7.   Родионов Н. В., Радионова С. П. Основы финансового анализа: Математические методы. Системный подход. СПб., «Альфа», 2006. – 320 с.

8.   Финансы. Учебник / Под ред. проф. В. В. Ковалева. М., Проспект, 2007. – 214 с.


Информация о работе Финансовый контроль