Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 16:55, доклад

Описание работы

Финансовый контроль можно классифицировать по различным основаниям: в зависимости от осуществляющих его субъектов, по времени проведения, по сферам финансовой деятельности.
В зависимости от осуществляющих его субъектов различают следующие виды финансового контроля:
- государственный;
- муниципальный;
- внутрихозяйственный (внутрифирменный);
- независимый.

Файлы: 1 файл

2.docx

— 39.13 Кб (Скачать файл)

2) принцип объективности. Он подразумевает исключение пред 
взятости и предрасположенности, а также каких-либо особых мо 
тивов (политических, личных и др.) в ходе осуществления конт 
рольной деятельности. Так, уже на стадии планирования конт 
рольных мероприятий и их проведения должны быть исключены  
какие-либо предубеждения об изначальном наличии негативных  
аспектов или их полном отсутствии. Результаты и выводы по про 
веркам должны быть обоснованы и подтверждены соответству- 
1 См.: Румянцев А.В. Финансовый контроль. — М., 2003. — С. 18.  
 
ющими данными, материалами, содержащими объективную и ка 
чественную информацию. Существенной гарантией объективно 
сти финансового контроля является неукоснительное соблюдение  
контрольными органами действующего законодательства;  
3) принцип компетентности. Этот принцип представляет собой  
наличие закрепленных прав и обязанностей контрольных органов.  
Финансово-контрольные органы должны действовать только в рам 
ках своих полномочий, не превышать и не занижать их. Персонал  
органов должен обладать компетентностью в тех сферах, которые  
подлежат проверке. Знание законодательства, способность анали 
зировать деятельность, безошибочно определять правильность ве 
дения учета и отчетности, разбираться в сложных финансовых  
операциях и т. п. обеспечат эффективность и качество проводимых  
контрольных мероприятий. Компетентность тесно взаимосвязана  
с добросовестностью персонала органов финансового контроля,  
в противном случае даже идеально организованный контроль не  
принесет должных результатов;  
4) принцип системности. Он предполагает наличие именно си 
стемы органов финансового контроля. При этом система как та 
ковая не означает создание некой единой структуры, а допускает  
определенные самостоятельные звенья. Во взаимодействии с эти 
ми звеньями основные контрольные органы и формируют еди 
ную систему финансового контроля в государстве;  
5) принцип гласности. Результаты финансового контроля долж 
ны быть общедоступны. Представление отчетов о работе конт 
рольных органов в вышестоящие органы и публикация результа 
тов проверок в открытой печати позволяют информировать обще 
ство о реальном положении дел в государстве. В то же время не все  
результаты финансовых проверок могут быть немедленно опубли 
кованы, если предстоит дальнейшее разбирательство, выявление  
причин нарушений и наказание виновных.  
В практике финансового контроля наряду с вышеперечислен 
ными сложились и другие принципы, такие как сбалансирован 
ность, экономическая эффективность, оптимизация. Но все прин 
ципы подчинены одной цели — обеспечению законности финан 
сово-хозяйственной деятельности. 

 

.

Финансовый контроль можно классифицировать по различным  
основаниям: в зависимости от осуществляющих его субъектов, по  
времени проведения, по сферам финансовой деятельности.  
В зависимости от осуществляющих его субъектов различают  
следующие виды финансового контроля:  
- государственный;  
 
- муниципальный;  
- внутрихозяйственный (внутрифирменный);  
- независимый.  
Государственный финансовый контроль осуществляется феде 
ральными органами законодательной и исполнительной власти,  
в том числе специально созданными органами. Он охватывает та 
кие направления деятельности, как исполнение федерального  
бюджета, предоставление и использование бюджетных кредитов,  
государственных запасов и резервов, погашение государственно 
го долга, предоставление налоговых льгот и др. В последнее время  
возросло значение парламентского контроля — контроля со сто 
роны законодательных (представительных) органов, которым  
предоставляется право получать необходимую информацию от  
органов, исполняющих бюджет, и выносить оценку их деятельно 
сти, а также создавать собственные контрольные органы. Наибо 
лее мощная система контрольных органов создана исполнитель 
ной властью (Министерство финансов, Федеральная налоговая  
служба, Федеральная таможенная служба, Федеральное казначей 
ство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Фе 
деральная служба по финансовому мониторингу и др.). В систему  
государственного финансового контроля входит и Центральный  
банк Российской Федерации, который контролирует всю банков 
скую деятельность и осуществляет контроль денежного обраще 
ния. Государственный контроль осуществляют также органы пред 
ставительной (законодательной) и исполнительной власти субъек 
тов Российской Федерации.  
Муниципальный финансовый контроль обеспечивает исполне 
ние местных бюджетов, муниципальных контрактов на поставку  
товаров, производство работ и оказание услуг, выполнение дол 
говых обязательств. Особое внимание при осуществлении муни 
ципального финансового контроля уделяется операциям с бюд 
жетными средствами, их целевому использованию, а также фи 
нансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных  
предприятий. Для этого в системе органов местного самоуправле 
ния создаются специальные финансово-контрольные органы (от 
делы, палаты, муниципальное казначейство). Полномочия этих  
органов устанавливаются как федеральными законами, так и нор 
мативными правовыми актами органов местного самоуправления.  
Следует учесть, что государственный и муниципальный контроль  
объединяют цель, задачи и основные направления, различие со 
стоит в том, что муниципальный контроль охватывает сферу фи 
нансовой деятельности только муниципального образования.  
Внутрихозяйственный (внутрифирменный) финансовый контроль  
осуществляется непосредственно на предприятиях, в организа 
циях и учреждениях различных форм собственности. Основными  
задачами данного вида контроля являются выявление случаев хи- 
 
щения, недостач денежных средств и материальных ценностей, а  
также соблюдение финансовой дисциплины. Внутрихозяйственный  
контроль охватывает сферы осуществления всех финансовых опе 
раций, ведения учета и отчетности, соблюдения договорных обя 
зательств и др. В этих целях могут быть образованы специальные  
контрольные подразделения, например ревизионные отделы, внут- 
рипроверочные комиссии, а в некоторых случаях такие органы со 
здаются в обязательном порядке1. На практике функции внутрен 
него контроля возлагаются на руководителя и главного бухгалтера.  
Независимый финансовый контроль проводится специальными  
организациями — аудиторскими фирмами или индивидуальными  
аудиторами. Аудиторский контроль (аудит) представляет собой  
независимую проверку бухгалтерского учета и финансовой отчет 
ности предприятий, организаций и индивидуальных предприни 
мателей. В отличие от других видов финансового контроля аудит  
является разновидностью предпринимательской деятельности и  
проводится на основе договора об оказании аудиторских услуг  
между хозяйствующим субъектом и аудиторской фирмой (аудито 
ром). Аудиторский контроль не заменяет государственный и внут 
рифирменный контроль, поскольку его целью является выраже 
ние мнения о достоверности проведенных финансовых операций  
и соответствии ведения бухгалтерского учета действующему зако 
нодательству. Кроме того, аудиторские фирмы в соответствии с  
международными аудиторскими стандартами и Федеральным за 
коном от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельно 
сти» могут оказывать широкий комплекс услуг по консультирова 
нию, финансовому анализу, разработке инвестиционных проек 
тов, обучению персонала и др.  
По времени проведения финансовый контроль подразделяется:  
- на предварительный;  
-текущий (оперативный);  
- последующий.  
Предварительный финансовый контроль проводится до совер 
шения финансовых операций и основывается на проверке про 
гнозируемых показателей, расчетов, финансовых планов. Предва 
рительный контроль носит предупредительный характер, способ 
ствует предотвращению неэффективного расходования финансо 
вых ресурсов, выявлению резервов роста доходов. Этот вид конт 
роля позволяет выбрать наиболее эффективные решения при пла 
нировании направлений бюджетных ассигнований, выборе инве 
стиционных программ, дающих наибольший объем доходов.  
1 В соответствии с п. 1 ст. 85 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208- 
ФЗ «Об акционерных обществах» «для осуществления контроля за финансово- 
хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров в соот 
ветствии с уставом общества избирается ревизионная комиссия (ревизор) обще 
ства» // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 1.  
 
Текущий (оперативный) финансовый контроль осуществляется в  
момент совершения финансовых операций. Он проводится в ходе  
исполнения бюджета, смет расходов бюджетных учреждений в целях  
выявления нарушений финансовой дисциплины, проверки соблю 
дения финансовых норм и нормативов, установленных показателей  
по формированию и использованию денежных средств государства.  
Текущий контроль опирается на первичные документы оператив 
ного бухгалтерского учета и отчетности и предупреждает возмож 
ные злоупотребления при получении и расходовании денежных  
средств, а также позволяет выявить недостатки или ошибки, допу 
щенные в ходе предварительного контроля. При текущем контроле  
более точно учитывается экономическая ситуация, что дает возмож 
ность скорректировать финансовые планы, расчеты и тем самым  
получить больший эффект от проводимых финансовых операций.  
Последующий финансовый контроль проводится после соверше 
ния финансовых операций или завершения отчетного периода (фи 
нансового года). Данный вид контроля позволяет проверить целесо 
образность расходования государственных денежных средств при  
исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприя 
тий и организаций, смет бюджетных учреждений. Последующий кон 
троль проводится путем анализа и проверки финансовой и бухгал 
терской документации. При этом выявляются причины отклонения  
полученных результатов от плановых, полнота и своевременность  
поступления предусмотренных бюджетом средств, правильность,  
законность и целесообразность произведенных расходов, использо 
вание резервов повышения доходности и др. На практике считается,  
что последующий финансовый контроль наиболее эффективен, по 
скольку он дает возможность проанализировать весь процесс осуще 
ствления финансовых операций от планирования до проведения и  
получения конечных результатов. Последующий финансовый конт 
роль позволяет сделать выводы об эффективности всей финансовой  
деятельности хозяйствующих субъектов.  
По сферам финансовой деятельности контроль можно разделить:  
- на бюджетный;  
- налоговый;  
- банковский;  
- страховой;  
- валютный и др.  
Данные виды финансового контроля будут рассмотрены в со 
ответствующих разделах. 

 

Финансовый контроль осуществляется различными методами,  
которые представляют собой способы, приемы организации конт- 
 
рольных действий. Применение тех или иных методов финансового  
контроля преследует одну цель — проверку соответствия фактиче 
ской финансовой деятельности действующему законодательству.  
К основным методам финансового контроля относятся:  
1) наблюдение;  
2) проверка;  
3) обследование;  
4) анализ;  
5) ревизия;  
6) аудит.  
Четкого перечня методов финансового контроля в законода 
тельстве нет, однако все вышеназванные методы закреплены в  
нормативных правовых актах.  
Наблюдение представляет собой визуальное ознакомление с  
объектом контроля. С помощью наблюдения можно определить  
направления финансовой деятельности предприятия, организа 
ции, их организационную структуру управления, а также сделать  
предварительные выводы об их рентабельности, системе доходов  
и расходов. Следует учесть, что при наблюдении нельзя в точно 
сти определить финансовое состояние проверяемого объекта. Од 
нако в большинстве случаев сделанные выводы являются досто 
верными, что подтверждается результатами непосредственной  
проверки. Наблюдение как метод финансового контроля исполь 
зуется и при осуществлении проверок, обследования и ревизии.  
Так, наблюдение применяется в качестве метода контроля фи 
нансового состояния организации при осуществлении процедуры  
банкротства1.  
В отличие от наблюдения проверка осуществляется непосред 
ственно на объекте контроля с целью проверки соответствия учет 
ных данных материальным ценностям в наличии. В то же время в  
ходе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины  
и определяются меры по их устранению. Проверка является еди 
ничным контрольным действием, т.е. осуществляется единожды и  
предполагает исследование состояния дел организации на опреде 
ленном участке деятельности. Вопросы организации и порядка про 
верки закреплены Бюджетным и Налоговым кодексами Россий 
ской Федерации, Федеральным законом «О бухгалтерском учете».  
Результаты проверки оформляются специальным актом, с кото 
рым ознакомляют руководителя организации. По результатам про 
верки могут применяться различные меры воздействия дисципли 
нарного, материального, административного и иного характера.  
Обследование охватывает более широкий круг финансово-эко 
номических показателей деятельности объекта. Оно проводится для  
1 См.: Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности  
(банкротстве)» (ст. 2) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 43. — Ст. 4190.  
 
определения финансового состояния, финансовой устойчивости  
и возможных перспектив развития организаций и предприятий.  
При обследовании не обязательно проверяются первичные бух 
галтерские документы, могут проводиться и контрольные замеры  
работ, расходов топлива, электроэнергии, проверка скрытых  
объектов финансирования и налогообложения путем опроса, ан 
кетирования, инспекции на месте и т.д.  
Анализ как метод финансового контроля предполагает деталь 
ное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтер 
ской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой  
деятельности, ликвидности, обеспеченности собственным капи 
талом, эффективности его использования и т.п. Данный метод  
контроля отличается системным подходом и включает в себя ста 
тистические и экономико-математические аналитические приемы:  
сводку, группировку, расчет обобщающих величин (абсолютных,  
относительных и средних), анализ рядов динамики, индексный,  
табличный и графический методы, построение экономико-мате 
матических моделей на базе расчетных коэффициентов. Наиболее  
широко анализ применяется для экономической оценки деятель 
ности хозяйствующих субъектов или отдельных сторон финансо 
во-хозяйственной деятельности, например, себестоимости про 
дукции, расходов на реализацию и др. Особая роль анализа прояв 
ляется в системе управления государственными и местными фи 
нансами, поскольку его всестороннее проведение служит осно 
вой для выработки долгосрочной бюджетной политики, а также  
регулирования социально-экономических процессов. Например,  
в соответствии со ст. 1152 Бюджетного кодекса Российской Феде 
рации одним из условий предоставления государственных и му 
ниципальных гарантий является проведение анализа финансово 
го состояния принципала.  
Наиболее глубоким и всеобъемлющим методом финансового  
контроля является ревизия. Ревизия представляет собой систему  
обязательных контрольных действий по документальной и факти 
ческой проверке законности и обоснованности совершенных хо 
зяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией,  
правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности,  
а также законности действий руководителя и главного бухгалтера  
(бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законода 
тельством возложена ответственность за их осуществление.  
Основной задачей ревизии является проверка финансово-хо 
зяйственной деятельности организации по следующим направле 
ниям:  
1) соответствие осуществляемой деятельности организации  
учредительным документам;  
2) исполнение смет расходов;  
3) использование бюджетных средств по целевому назначению;  
 
4) обеспечение сохранности денежных средств и материаль 
ных ценностей;  
5) соблюдение финансовой дисциплины, правильность веде 
ния бухгалтерского учета и составления отчетности;  
6) полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюд 
жетными фондами;  
7) операции с основными средствами и нематериальными ак 
тивами;  
8) операции, связанные с инвестициями;  
9) расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими  
лицами и др.  
Вопросы организации проведения и содержания ревизии регу 
лируются различными нормативными правовыми актами, в том  
числе Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счет 
ной палате Российской Федерации»1, приказом Министерства  
финансов Российской Федерации от 14 апреля 2000 г. № 42н  
«Об утверждении инструкции о порядке проведения ревизии и  
проверки контрольно-ревизионными органами». Ревизии имеют  
право проводить Счетная палата Российской Федерации, Феде 
ральное казначейство, контрольно-ревизионные органы мини 
стерств и федеральных служб. Ревизии можно классифицировать  
по нескольким основаниям.  
По своему содержанию ревизии бывают документальные и  
фактические. Документальные включают в себя проверку финан 
совой документации, ведения учета и отчетности. В ходе факти 
ческой ревизии осуществляется проверка наличия материальных  
ценностей, денежных средств.  
По объему проверяемой деятельности ревизии делятся на ком 
плексные и тематические. Комплексные ревизии охватывают все  
направления финансовой деятельности субъекта, а тематические  
применяются для проверки какой-либо одной сферы (например,  
правильное использование фонда заработной платы, расходова 
ние целевых средств и т.п.).  
По времени проведения ревизии подразделяются на плановые  
и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с  
планом, который составляется в вышестоящих органах, министер 
ствах и службах, но в определенных случаях могут проводиться и  
внеплановые ревизии. Конкретные вопросы ревизии определяют 
ся соответствующей программой или перечнем основных объек 
тов и направлений ревизии.  
Сроки проведения ревизии не могут превышать 45 дней и уста 
навливаются руководителем контрольно-ревизионного органа с  
учетом объема предстоящих работ и особенностей контролируе 
мой организации.  
1 См.: Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 3. — Ст. 167.  
 
По окончании ревизии составляется акт ревизии — документ,  
имеющий важное юридическое значение. Он подписывается ли 
цами, проводившими ревизию, а также руководителем и глав 
ным бухгалтером проверяемого юридического лица. В акте реви 
зии указываются цели ревизии, основные результаты проверки,  
выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, ука 
зываются причины, повлекшие данные нарушения, лица, ви 
новные в данных нарушениях, а также предлагаются меры по  
устранению обнаруженных нарушений и меры ответственности  
виновных лиц. В случае установления фактов недостач, хищений  
материальных ценностей акт ревизии направляется следствен 
ным органам, которые могут возбудить уголовное дело. Матери 
алы ревизии предоставляются руководителю контрольно-реви 
зионного органа в срок не позднее трех рабочих дней после под 
писания акта.  
Новым для России методом финансового контроля является  
аудит, который за последние десять лет получил широкое рас 
пространение. По сравнению с другими методами контроля аудит  
обладает рядом преимуществ, такими как соблюдение аудитор 
ской тайны (результаты проверки известны только руководителю  
организации и аудитору), возможность добровольного проведе 
ния, передачи прав организации на представление своих интере 
сов в налоговых спорах аудиторской фирме. Следует также отме 
тить, что обязательный аудит — это независимая финансовая про 
верка, касающаяся только ведения бухгалтерского учета и финан 
совой отчетности. Однако добровольный аудит может охватывать  
любые направления и сферы деятельности, которые определяют 
ся договором с хозяйствующим субъектом. Деление аудита на обя 
зательный и добровольный предполагает его широкое примене 
ние. Обязательный аудит — это ежегодная обязательная (в силу  
требований закона) проверка. В соответствии с Федеральным за 
коном от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельно 
сти»1 обязательный аудит проводится в том случае, если:  
1) организация имеет организационно-правовую форму откры 
того акционерного общества;  
2) организация является кредитной организацией, страховой  
организацией или обществом взаимного страхования, товарной  
или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государствен 
ным внебюджетным фондом, источником образования средств  
которого являются предусмотренные законодательством Россий 
ской Федерации обязательные отчисления, производимые физи 
ческими и юридическими лицами, фондом, источниками обра 
зования средств которого являются добровольные отчисления  
физических и юридических лиц;  
1 См.: Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 33. — Ст. 3422.  
 
3) объем выручки организации или индивидуального предпри 
нимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания  
услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный за 
конодательством Российской Федерации минимальный размер  
оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец от 
четного периода в 200 тысяч раз установленный законодательством  
Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;  
4) организация является государственным унитарным предпри 
ятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным  
на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели  
его деятельности соответствуют вышеуказанной норме. Для муни 
ципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской  
Федерации финансовые показатели могут быть понижены;  
5) обязательный аудит в отношении этих организаций или ин 
дивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным за 
коном (например, в случае объявления организации банкротом  
или ее ликвидации).  
При проведении обязательного аудита в организациях, в ус 
тавных (складочных) капиталах которых доля государственной  
собственности или собственности субъекта Российской Федера 
ции составляет не менее 25 процентов, заключение договоров  
оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам  
проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких кон 
курсов утверждается Правительством Российской Федерации, если  
иное не установлено федеральным законом.  
По итогам аудиторской проверки составляется аудиторское за 
ключение. Форма, содержание и порядок представления аудитор 
ского заключения определяются федеральными стандартами ауди 
торской деятельности. В случае обнаружения неквалифицированного  
проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для госу 
дарства или хозяйствующего субъекта, с аудитора (аудиторской фир 
мы) эти убытки могут быть взысканы на основании решения суда.  
Составление заведомо ложного аудиторского заключения вле 
чет ответственность в виде аннулирования квалификационного ат 
тестата аудитора и привлечения его к уголовной ответственности  
в соответствии с законодательством Российской Федерации. 


Информация о работе Финансовый контроль