Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Один из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль. На современном этапе организации финансовый контроль претерпевает серьезные изменения. Это связано с принципиально новым характером товарно-денежных отношений в современном Казахстане, появлением разнообразных форм собственности и нового для страны финансового рынка.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Финансовый контроль – метод управления финансами……………...…3
1.1. Сущность и значение финансового контроля…………………..……3
1.2. Виды, формы и методы финансового контроля…………………..…4
1.3. Органы, осуществляющие финансовый контроль…………………..7
1.4. Негосударственный контроль……………………………………….10
2. Организация контрольной работы органов Контрольно-ревизионного Управления………………………………………………………..…………….13
1.2. Правовая и законодательная основа, порядок взаимодействия с другими органами…………………………………………………………13
2.2. Ревизия ассигнований и исполнения смет расходов учреждений, финансируемых за счет средств государственного бюджета…...……..15
2.3. Контроль за бюджетными средствами, классификация нецелевого использования средств………………………………………...………….22
3. Совершенствование государственного финансового контроля…….....24
3.1. Проблемы современной системы финансового контроля…………24
3.2. Финансовый контроль в зарубежных странах……………….……..25
Заключение……………………………………………………………………...28
Список используемой литературы…………………………………………...30

Файлы: 1 файл

Финансовый контроль КУРСОВАЯ.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

Проверка расходования подотчетных  сумм производится по карточкам, оборотным ведомостям и авансовым отчетам. Все авансовые отчеты подвергаются с точки зрения законности произведенных расходов и достоверности приложенных к ним оправдательных документов. Необходимо установить, не значатся ли за отдельными работниками длительное время крупные суммы. Соблюдаются ли сроки своевременности возврата неиспользованных остатков и предоставления авансовых отчетов. Нет ли случаев выдачи новых авансов до полного расчета по ранее выданным авансам, незаконных выдач авансов и т. д..

Кроме того следует поверить соблюдается  ли установленный законом порядок  и нормы возмещения расходов на служебные  командировки.

Проверка расходования фонда заработной платы и расчетов с рабочими и  служащими начинается с ознакомления с утвержденной сметой, штатным расписанием, тарификационными списками, приказами, расчетно-платежными ведомостями и другими документами.

     При этом необходимо  установить:

  • нет ли перерасхода ФЗП против сметных назначений;
  • соблюдается ли предельная численность работников;
  • правильно ли проведена тарификация медицинских работников, учителей.    

При этом следует обратить внимание на правильность установленных доплат к окладам.

При проверке правильности учета фактически отработанного времени необходимо сопоставить табеля учета рабочего времени с графиком работы (медицинские учреждения).

Проверить правильность начисления доплат за замещение отсутствующих работников.

Установить не включаются ли в ведомости  вымышленные лица, правильно ли производятся подсчеты в расчетно-платежных ведомостях.

Не допускается ли расходования ФОТ на цели не предусмотренные сметой.

При проведении комплексной проверки, налоговым инспектором ГНС проверяется  правильность удержания из заработной платы налогов и своевременно ли вносятся удержанные суммы в бюджет.

Проверку состояния расчетов рекомендуется  начать с анализа материалов инвентаризации расчетов. Инвентаризация расчетов заключается  в выявлении по соответствующим  документам остатков и тщательной проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах. Необходимо также проверить реальность отдельных долгов путем сверки расчетов с организациями, за которыми числится значительная дебиторская и кредиторская задолженность. При проверке устанавливаются сроки возникновения задолженности по счетам дебиторов и кредиторов, ее реальность и лиц, виновных в пропуске сроков исковой давности.

Результаты сверки расчетов с организациями  оформляются актом встречной  проверки.

Изучая состояние расчетной  дисциплины проверяющий должен обратить внимание на своевременность и правильность отражения в аналитическом и синтетическом учете операций по расчетам с дебиторами и кредиторами, так как дебиторская задолженность может быть зафиксирована на других синтетических счетах, в том числе нереальная к получению, по которой истекли сроки исковой давности.

Большого внимания требует также  анализ расчетов с депонентами. Прежде всего нужно установить своевременно ли относят к депонентским суммам неполученные в установленные сроки  заработанную плату и стипендии, а также суммы удержанные из заработанной платы по исполнительным листам и другим документам. Тщательно проверить выплату депонированных сумм рабочим и служащим.

В ходе проверки финансовой деятельности бюджетного учреждения необходимо тщательно  проверить сохранность и правильность использования не только денежных, но и материальных ценностей: инвентаря, оборудования, материалов. Для этого необходимо выяснить проводится ли инвентаризация материальных ценностей в установленные сроки, когда была проведена последняя инвентаризация, выделены ли должностные лица ответственные за сохранность этих ценностей, правильно ли эти ценности списываются в расход.

Проверку фактических остатков материальных ценностей ревизор  проводит в соответствии с действующей  инструкцией по инвентаризацией, при  участии инвентаризационной комиссии, назначаемой приказом руководителя проверяемого учреждения.

Проверка фактических остатков имущества и материальных ценностей  должна быть проведена, по возможности, внезапно. Перед началом инвентаризации материально ответственное лицо дает расписку в том, что все документы, относящиеся к приходу или расходу ТМЦ, сданных в бухгалтерию и что никаких не оприходованных или несписанных в расход ТМЦ у них нет.

Результаты инвентаризации по каждому  виду ТМЦ фиксируются в инвентаризационных описях, составляемых отдельно по местам нахождения или хранения ценностей,  должностными лицами, ответственными за сохранность. Если установлены излишки или недостача, материально ответственное лицо представляет письменное объяснение.

При проверке сохранности ТМЦ важное место занимает проверка полноты их оприходования и правильность, и обоснованность списания в расход.

При  проверке расхода продуктов  питания следует обратить особое внимание на:

  • правильность оформления меню-требований, своевременность сдачи их в централизованную бухгалтерию и отражения их в накопительных ведомостях;
  • правильность списания продуктов по норме на одного человека;
  • соответствие числа довольствующихся по детским, лечебным и другим учреждениям, показанного в меню-требованиях, с данными о посещаемости детей детских учреждений, сведениями о наличие больных в лечебных учреждениях и другие;
  • действенность контроля со стороны бухгалтерии за расходованием средств на питание;
  • правильность взимания платы за питание с работников детских и лечебных учреждений.

Проверка правильности списания материалов на ремонтные работы производится путем  сопоставления количества списанных  материалов с их потребностью по нормам на объемы выполненных работ.

     Особое внимание при  ревизии ТМЦ должно быть обращено на правильность оприходования, учета и списания в расход топлива, горючих и смазочных материалов.

При наличии расходов на капитальный  и текущий ремонт зданий и сооружений необходимо проверить:

  • обоснованность осуществления ремонтных работ, не допущено ли распыления средств на капитальный ремонт по большому количеству объектов, что удлиняет сроки проведения ремонта;
  • имеются ли в наличии дефектные акты и соответствующая сметно-техническая документация, утвержденная в установленном порядке;
  • правильность списания строительных материалов.

Необходимо выяснить не было ли фактов приписок фактически невыполненных  работ. Полностью ли зачтена при  расчетах с подрядчиком стоимость  материалов, полученных от разборки старых конструкций, и предъявлены ли счета на оплату за переданные ему материалы, приобретенные за счет сметы учреждения. Не допускались ли случаи, когда материальные ценности, переданные подрядчикам для ремонтно-строительных работ, списывались на расходы по смете, вместо отнесения их стоимости на расчеты с подрядчиками.

Особенно тщательно следует  проверить правильность расходования средств на капитальный ремонт, осуществляемый хозяйственным способом.

     При необходимости,  к проведению проверки могут  быть привлечены специалисты  узкого профиля. Например, для проведения контрольного обмера объема выполненных работ. Результат оформляется разовым актом.

Основными задачами проверки состояния  бухгалтерского учета и отчетности являются соблюдение действующих правил ведения бухгалтерского учета и  состояния отчетности по исполнению смет расходов, применение наиболее рациональных форм и методов учета, выполнение действующих инструкций, положений, указаний о ведении учета и составлении периодической и годовой отчетности.

Ревизор должен выяснить, на сколько  состояние учета в централизованной бухгалтерии обеспечивает контроль за правильностью расходования и сохранностью денежных средств, и материальных ценностей.

При проверке необходимо установить:

  • наличие утвержденных в установленном порядке смет расходов и обоснованность внесения изменений в эти сметы;
  • не возлагается ли на отдельных работников бухгалтерии, пользующихся правом первой подписи денежных документов, выполнение обязанностей кассира;
  • наличие подлинных документов, своевременность и правильность составления, оформления документов и соответствие их установленным формам;
  • составляются ли ежемесячно, а по основным средствам и МБП – один раз в квартал, оборотные ведомости по счетам аналитического учета;
  • правильно ли ведется учет материальных ценностей и оформляются ли документы по приемке и выдаче этих ценностей со склада, осуществляется ли контроль за поступлением и расходованием материальных ценностей;
  • соответствуют ли итоговые данные аналитического учета остаткам по счетам синтетического учета.

     При проверке в централизованной бухгалтерии отчетной дисциплины надо убедиться в следующем:

  • своевременно ли составляются и предоставляются месячные, квартальные и годовые отчеты;
  • реальны ли данные отчетов, нет ли случаев представления заведомо неправильных отчетных данных (несоответствующих данным аналитического учета) или серьезных нарушений установленных форм отчетности;
  • правильно ли отражены в балансе сведения об остатках сумм по счетам дебиторов и кредиторов;
  • приняты ли меры к устранению недостатков, отмеченных вышестоящим распорядителем кредитов по отчетам.

При наличие доходов от внебюджетной деятельности, оказания платных услуг, проводится проверка законности образования  внебюджетных средств и их расходования.

Результаты проверки оформляются  актом. Записи в акте излагаются на основе проверенных данных и фактов, вытекающих из имеющихся документов, материалов встречных проверок, инвентаризаций, промежуточных актов и справок, и других документальных данных.

В акте следует указать, какие вопросы  подвергнуты сплошной проверке и какие частичной. При изложении в акте выявленных ревизией фактов нарушений необходимо указать фамилии, должности виновных лиц, а также наименования закона, постановления или инструкции, которые нарушены. В необходимых случаях записи в акте должны быть подкреплены копиями документов или выписками из них.

Акт подписывается руководителем  ревизионной группы, руководителем  и главным бухгалтером учреждения.

При наличие возражений или объяснений по акту руководитель учреждения и  главный бухгалтер обязаны подписать акт, но одновременно сделать об этом оговорку перед своей подписью.

После ознакомления с актом  ревизии  и со всеми прилагающимися к нему материалами руководитель проверяемого учреждения, не позднее чем в двухнедельный  срок с момента подписания акта должен вынести необходимое решение по устранению вскрытых нарушений.

При выявлении серьезных нарушений  государственной, финансовой дисциплины или злоупотреблений материалы  проверок передаются правоохранительным органам.

Контроль за реализацией материалов ревизии осуществляется путем получения от ревизуемого объекта информации об устранении выявленных нарушений.

 

2.3. Контроль за бюджетными средствами, классификация нецелевого использования средств

 

     Бюджетным Кодексом  установлен принцип адресностии целевого использования бюджетных средств. Это означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению этого принципа, являются нарушениями бюджетного законодательства РК.

     Под использованием  не по назначению (нецелевым использованием) средств, выделенных из государственного бюджета, следует понимать такое их использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их предоставлении, или приводит к этим результатам, но сопровождается действиями или событиями, неправомерность которых закрепляется в правовых актах, заключаемых договорах или решениях полномочных органов, определяющих целевой характер выделяемых из государственного бюджета средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Совершенствование государственного финансового контроля

 

3.1. Проблемы современной системы финансового контроля

 

На сегодняшний день существует целый ряд  проблем, касающихся государственного финансового контроля.

Наиболее остро стоит вопрос о законодательном регулировании  государственного финансового контроля. Главное здесь состоит в том, что государство использует и  управляет значительно большими средствами нежели те, что мобилизуются в его бюджете. Поэтому оно должно иметь правовую базу и соответствующий  механизм обеспечения целевого и эффективного использования всех принадлежащих ему средств и контроля за тем, как это делается.

Для создания полноценной, отвечающей совершенным реалиям правовой базы финансового контроля требуется законодательное определение понятия «государственный финансовый контроль». Такое определение пока не дано.

Незавершенность в вопросах формирования правовой базы государственного финансового  контроля и отсутствия его определения привели к тому, что на данный момент усилия контролирующих органов направлены на осуществление контроля, в основном, в своих ведомственных интересах. Так, например, у Счетной палаты своя контрольная компетенция, у Центрального Банка – своя, у Госналогслужбы – своя. А на практике получается, что фактически бесконтрольна со стороны государства вся банковская система страны, начиная с Банка Казахстана. А также государственные органы как счетная палата, казначейство, служба валютного служба валютного и экспертного контроля, комиссия по ценным бумагам никак не координируют свои контрольные функции. В свою очередь Госналогслужба Казахстана, в соответствии с законодательством, считает своей основной задачей контроль за уплатой налогов, сбор налогов получается не в их компетенции. Каждый стоит на границах своей деятельности. Если возникает вопрос, требующий объединения усилий, начинаются бюрократические согласования, увязки, перекладывание ответственности, время уходит, нарушения либо остаются, либо наоборот немедленно устраняются, если речь идет об ответственности. Затрагивая вопрос о взаимодействии органов контроля, нельзя не отметить еще один момент. Структура финансового контроля РК отличается весьма значительным количеством компетентных органов. Их задачи и функции в области формирования и использования бюджетно-финансовых ресурсов очень часто переплетены, характеризуются элементами дублирования параллелизма.

Информация о работе Финансовый контроль