Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 13:20, реферат

Описание работы

Современный этап развития Российской Федерации характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. В этой связи объективно возрастает значение и роль финансового контроля.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
1. Финансовый контроль.........................................................................................4
1.1. Сущность и задачи финансового контроля....................................................4
1.2. Сфера финансового контроля и его назначение............................................7
1.3. Виды, формы и методы финансового контроля............................................9
2. Финансовый контроль со стороны представительной власти......................13
Заключение.............................................................................................................16
Список литературы................................................................................................17

Файлы: 1 файл

финансы2014.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы и способы  его осуществления. Применение конкретного  метода зависит от ряда факторов: правового  положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта или цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др. Используются следующие методы финансового контроля: наблюдения, надзор, ревизии, проверки (документации, состояния учета и т.д.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности и др.

Основной метод финансового  контроля – ревизия, то есть наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности.

По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные. По организационному признаку они могут  быть плановыми (предусмотренными в  плане работы соответствующего органа) и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих проверки), комплексными (проводимыми совместно с несколькими контролирующими органами).

Ревизия основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей, результаты ревизии оформляются актом, имеющим юридическую силу источника доказательств в следственной и судебной практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Финансовый  контроль со стороны представительной  власти

Принцип разделения власти, закреплённый в Конституции РФ и  конституциях (уставах) субъектов Федерации  предусматривает контроль финансовой деятельности органов представительной власти. Такой контроль осуществляется, прежде всего, при рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчётов об их исполнении.

С этой целью созданы  соответствующие структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и  Государственной Думы, Счётная палата РФ, контрольно-счётные палаты субъектов  РФ.

В настоящее время  существует Комитет Государственной  Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, соответствующие подкомитеты которого проводят экспертно-аналитические работы по всем финансовым вопросам. Так, подкомитет по бюджету даёт заключение по проекту федерального бюджета. Другие подкомитеты занимаются оценкой законодательных предложений соответственно по вопросам налогообложения, банковской и финансовой деятельности.

Особое место в системе  финансового контроля со стороны  органов представительной власти принадлежит  Счётной палате РФ, деятельность которой  определяется Федеральным законом РФ от 11 января 1995 года. Это независимый от Правительства РФ постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделённый широкими полномочиями и подотчётный Федеральному Собранию РФ. Сфера полномочий Счётной палаты – контроль федеральной собственности и расходования федеральных денежных средств. Контролю подлежат все юридические лица – государственные органы и учреждения, включая государственные внебюджетные фонды и ЦБР, органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы, а также другие коммерческие фирмы и негосударственные коммерческие организации – в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федеральной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами. Перед должностными лицами Счётной палаты РФ поставлены следующие задачи:

  • организация контроля исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов;
  • подготовка положений по устранению обнаруженных нарушений и упорядочению бюджетного процесса;
  • оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и использования федеральной собственности;
  • определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов;
  • финансовая экспертиза, т.е. оценка финансовых последствий принятия федеральных законов для бюджета; контроль поступления и движения бюджетных средств на счетах банков;
  • регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета; контроль поступления денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.5

Счётная палата обязана  также контролировать состояние  государственного внутреннего и  внешнего долга РФ, а также деятельность Центрального банка России по обслуживанию государственного долга, эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставление Россией финансовых и материальных ресурсов в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

Основные методы контроля, проводимого Счётной палатой, - тематические проверки и ревизии. Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причинённого государству ущерба и привлечению к ответственности, в том числе к уголовной, должностных лиц, виновных в нарушении законодательства и бесхозяйственности, Счётная палата направляет представление руководителю проверяемого предприятия, учреждения или организации, которое должно быть рассмотрено в указанный в нём срок. При выявлении фактов грубых нарушений законности и финансовой дисциплины, наносящих государству прямой ущерб или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений Счётной палаты она имеет право давать предписания, обязательные для исполнения. В случае если предписания не исполняются, Коллегия Счётной палаты по согласованию с Государственной Думой может принять решение о приостановлении финансовых, платёжных и расчётных операций по счетам юридического лица. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Контроль состояния  экономики, развитием социально-экономических  процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

Роль финансового контроля в условиях рыночной экономики многократно  возрастает. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции  финансов, которая и определяет назначение и состояние финансового контроля.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Котельникова Е.А. Финансы. Учебное издание – М.: Издательство Эксмо, 2008. – 89 с.
  2. Химичева Н.И. Финансовое право. Учебник – М.: Юристъ, 2000. – 600 с.
  3. Шерстнева Г.С. Финансы: Справочное издание – М.: Издательство РИОР, 2007. – 82 с.
  4. http://dic.academic.ru
  5. ru.wikipedia.org
  6. www.allbest.ru

1 Котельникова Е.А.  Финансы. Учебное издание –  М.: Издательство Эксмо, 2008.

2 Котельникова Е.А.  Финансы. Учебное издание –  М.: Издательство Эксмо, 2008.

3 Шерстнева Г.С. Финансы: Справочное издание – М.: Издательство РИОР, 2007.

4 Химичева Н.И. Финансовое  право. Учебник – М.: Юристъ, 2000.

5 ru.wikipedia.org

6 Шерстнева Г.С. Финансы:  Справочное издание – М.: Издательство  РИОР, 2007.

7 http://dic.academic.ru

8 http://dic.academic.ru

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Финансовый контроль