Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 04:02, контрольная работа
Финансовый контроль в экономике современной России приобретает чрезвычайно важное значение, прежде всего в интересах граждан, которые получают государственную (как правило, финансовую) поддержку, предпринимателей, которые заинтересованы в эффективной деятельности в реальной экономике. Государственные монополисты также заинтересованы в осуществлении действенного финансового контроля, поскольку испытывают большие трудности ввиду неплатежей потребителей за поставляемую ими продукцию или оказанные услуги [1].
Введение…………………………………………………………………………. с.3
1. Сущность финансового контроля, его развитие в условиях
перехода к рыночной экономике……………………………………………с.4
2. Основные виды финансового контроля…………………………………….с.7
3. Органы, осуществляющие финансовый контроль……………………….. с.9
Заключение……………………………………………………………………… с.14
Список литературы………………………………………………………………с.15
Внутрихозяйственный контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами – бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента – за финансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия и его филиалов.
Независимый финансовый контроль (аудит) выполняют аудиторские фирмы в соответствии с заключаемым договором и за определённое вознаграждение. Аудиторская фирма проверяет финансовую отчётность и подтверждает достоверность информации. Заключение аудиторской фирмы включает характеристику результатов финансово-хозяйственной деятельности и публикуется в открытой печати[4].
3. Органы, осуществляемые финансовый контроль.
Состав органов финансового контроля определяется структурой и составом финансового аппарата, который в свою очередь, определяется государственным устройством и функциями отдельных государственных органов. Основы государственного финансового контроля закреплены в Конституции государства, а также в основных законах и правовых актах представительных органов местного самоуправления и органов исполнительной власти.
Как правило, функции государственного финансового контроля распределяются между высшими органами государственной власти одновременно с функциями управления финансовой и кредитно – денежной системой. Конкретное распределение зависит от особенностей политической системы государства.
Важнейшее место в системе финансового контроля в России занимает Министерство финансов Российской Федерации, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление. Министерство финансов осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета, контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов.
Государственный финансовый контроль осуществляют высшие органы государственной власти и управления – Федеральное Собрание и его две палаты – Государственная Дума и Совет Федерации. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату. Она обязана контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга России, деятельность Центрального банка России по обслуживанию государственного долга, эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством России, а также предоставление Россией средств в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям. Деятельность Счетной палаты по закону является гласной: результаты должны освещаться в средствах массовой информации.
Президентский контроль за финансами осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов.
Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль непосредственно в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им управленческих структур, в том числе финансовых.
Оперативный финансовый контроль в рамках Министерства финансов РФ осуществляют Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы Федерального казначейства, созданного в соответствии с Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г.
КРУ и его органы на местах осуществляют контроль за бюджетными средствами на государственных предприятиях и в коммерческих структурах, проверяют финансовую деятельность предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также исполнение смет и соблюдение финансовой дисциплины местными организациями.
Органы Казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; контролировать доходную и расходную часть федерального бюджета в процессе его исполнения; контролировать состояние государственных финансов в целом и представлять высшим органам законодательной и исполнительной власти отчеты о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы.
Важная роль в проведении финансового контроля принадлежит Государственной налоговой службе и ее органам на местах. Деятельность налоговой службы направлена на обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и внебюджетные фонды. Органы государственной налоговой службы имеют право в соответствии с налоговым законодательством проверять любые денежные документы у юридических и физических лиц, обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения; применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан. В случаях непредставления (или отказа предъявления) бухгалтерских отчётов, балансов, расчётов, деклараций и других, необходимых для проверки документов, государственные налоговые инспекции имеют право приостанавливать операции предприятий, учреждений и организаций по расчётным и другим счетам в банках и иных финансово – кредитных учреждениях; могут изымать документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения.
Для осуществления финансового контроля в сфере страхования в РФ была образована служба государственного надзора за страховой деятельностью. Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью, помимо лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового рынка, осуществляет контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков.
Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю призвана обеспечить координацию деятельности агентов валютного и экспортного контроля по осуществлению единой государственной политики в области валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций; организацию единой системы контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами нормативных актов, регулирующих валютные операции; выполнение резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, включая обязательства по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке; обоснованность платежей по внешнеторговым операциям и переводов капитала за границу; осуществление операций с ценными бумагами в иностранной валюте, а также другие операции, относящиеся к сфере внешнеэкономической деятельности.
Неотъемлемой частью финансового контроля в условиях углубления рыночных реформ является аудиторский контроль, основная цель которого – установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчётности предприятий и организаций, оценка надёжности информационных систем. Важное место в аудиторской работе принадлежит аналитической и экспертно-прогностической деятельности, которая позволяет заказчикам разработать эффективную стратегию и тактику своей деловой политики [2]. Аудиторские службы могут осуществлять и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; проработка рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.
В целом в настоящее время признается, что государственный финансовый контроль недостаточно действенен, его эффективность крайне низкая. Бюджетные средства часто используются не по назначению, а иногда вообще теряются, наблюдается коррупция, финансовые результаты корпораций и организаций в большей части скрыты, огромны неплатежи, продолжается отток капитала за рубеж, имеются и другие недостатки. Деятельность государственных контрольных финансовых органов разобщена, часто дублируется.
В связи с этим все больше получает поддержку предложение о создании в стране единой государственной системы финансового контроля. Целью единой системы государственного финансового контроля должно быть: содействие повышению эффективности финансовой системы России в целом и ее каждого звена, ее воздействия на рост эффективности реальной экономики и решение социальных задач; принятие самых действенных мер для выявления фактов коррупции, экономических и финансовых нарушений действующего законодательства, для привлечения виновников к ответственности в соответствии с законом; на основе данных, полученных в процессе контрольной деятельности, проведение аналитической работы по эффективности использования финансовых ресурсов и выработка прогнозов, соответствующих предложений для законодательной и исполнительной власти [1].
Следует отметить, что в настоящее время в Российской Федерации проводится административная реформа, задача которой - формирование эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти. Планируется резкое сокращение численности аппарата управления, изменение структуры федеральных органов исполнительной власти, пересмотр их функциональных обязанностей. В настоящее время уже определена новая структура федеральных органов исполнительной власти, произошли изменения и в основных контрольно-финансовых органах [6].
1. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник.- 2-е изд., перераб. и доп. / В.К. Сенчагов, А.И. Архипов и др.; Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова.- М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2004.- 720 с.
2. Общая теория финансов: Учебник / Л.А. Дробозина, Ю.А. Константинова, Л.П. Окунёва и др.; Под ред. Л.А. Дробозиной.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 256 с.
3. Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалёвой.- М.: Финансы и статистика,1996.- 336 с.
4. Шуляк П.Н., Белотелова Н.П. Финансы: Учебное пособие (с применением структурно логических схем по основным темам пособия).- М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 200.- 452 с.
5. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунёва, Л.Д. Андросова и др.; Под ред проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.- 479 с.
6. Гринкевич Л.С., Сагайдачная Н.К., Казаков В.В., Рюмина Ю.А. Государственные финансы в российской экономике: Учеб. пособие.- Томск: Изд-во НТЛ, 2004.- 584 с.