Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 23:07, реферат
Государственное финансирование производится на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов. Посредством такого финансирования государствоцеленаправленно перераспределяет финансовые ресурсы между производственной и непроизводственной сферами, отраслями экономики и территориями страны, между формами собственности, отдельными группами и слоями населения и т. д.
1.1) Основные элементы финансового механизма
1. Финансовое обеспечение
Самофинансирование основано на использовании собственных финансовых ресурсов предприятия. При недостаточности собственных средств оно может либо сократить некоторые свои расходы, либо воспользоваться средствами, мобилизуемыми на финансовом рынке на основе операций с ценными бумагами.
Кредитование — это такой способ финансового обеспечения воспроизводственных затрат, при котором расходы покрываются за счет ссуды банка, предоставляемой на началах возвратности, платности, срочности.
Государственное
2. финансовое регулирование.
Рыночная экономика невозможна
без денежного опосредования
движения товарных ценностей.
Организатором же денежного
Уже одна эта функция объективно придает государству роль «регулятора» рыночной экономики. Действительно, размеры банкнотной (наличной) и депозитной — чековой (безналичной) денежной эмиссии и степень ее обеспеченности реальными активами оказывают непосредственное воздействие на динамику рыночных процессов (определяя величину платежеспособного спроса, масштаб цен предложения, скорость оборота денежной единицы и ее валютный курс).
Однако понятие «финансы» имеет и более узкий смысл, означая совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении государства («государственный бюджет»), образование и использование которой есть главный инструмент финансового регулирования государством рыночной экономики.
Основным источником государственных доходов (в результате которых и образуется государственный бюджет) являются налоги, а также предпринимательская деятельность самого государства (доходы от госпредприятий, сдача объектов госсобственности в аренду, продажа лицензий и права на концессию, таможенные пошлины, эмиссия и продажа государственных ценных бумаг).
3. Финансовое законодательство
Финансовое законодательство – совокупность законов и иных нормативных актов законодательных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления, органов управления специальной компетенции. Финансовое законодательство находиться в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Существует следующая правовая иерархия финансового законодательства:
1) Конституция РФ;
2) федеральные законы
РФ (Налоговый кодекс РФ; Бюджетный
кодекс РФ; Гражданский кодекс
РФ; ФЗ: «О Центральном банке РФ»;
«О банках и банковской
3) указы Президента РФ;
4) постановления Правительства РФ;
5) нормативные акты министерств и ведомств;
6) нормативные акты Банка
России: а) указания ЦБ РФ –
устанавливают отдельные
7) нормативные акты субъектов РФ.
4. Управление финансами
— это совокупность приемов
и методов воздействия на
Функции управления финансами включают:
· финансовый анализ;
· финансовое прогнозирование;
· планирование финансовых ресурсов;
· оперативное регулирование финансов;
· контроль за их состоянием и учет финансовых ресурсов.
Финансовый анализ призван формировать информацию для принятия управленческих решений в области финансов, исходя из сложившейся ситуации.
Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов, является предпосылкой финансового планирования.
Планирование финансовых ресурсов связано с установлением параметров финансовой системы, величины и источников финансовых ресурсов, каналов их расходования, уровня их дефицитности.
Оперативное регулирование финансов осуществляется с целью реагирования на складывающуюся ситуацию с целью перераспределения и изменения целевой направленности финансовых ресурсов в свете новых задач. Оперативное управление финансами возложено на финансовый аппарат — Министерство финансов, местные финансовые органы, финансовые службы предприятий.
Контроль за состоянием финансов призван выступать звеном обратной связи в цепи управления, предоставлять органам управления необходимую информацию о соблюдении законов, норм и правил формирования и использования финансов.
Управление
финансами осуществляется с использованием
административно-
5. Финансовый контроль - копмлекс мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности использования финансовых ресурсов, подготовка заключений для принятия управленческих решений. Целью финансового контроля является обеспечение экономической безопасности юридического лица.
В рамках финансового контроля проводится комплекс мероприятий, направленных на организацию системы экономической безопасности предприятия, в том числе по созданию условий для выявления неправомерных действий, предотвращения и возмещения ущерба, привлечения виновных лиц к ответственности, выявления и упреждения внешних и внутренних угроз.
Задачи финансового контроля:
Сбор и анализ
материалов, направленные на создание
условий для выявления и
Выявление круга лиц, возможно причастных к совершению противоправных действий и причинению убытков, создающих угрозу для безопасности бизнеса
Подготовка экспертного заключения для принятия управленческих решений
Создание позиций для реализации управленческих решений, в том числе для реализации полученных материалов в уголовно-процессуальном порядке, установление и развитие контактов, доведение информации до заинтересованных лиц
Механизмы финансового контроля:
сбор материалов и сведений через официальные позиции
финансово-экономический анализ
правовой анализ
информационная безопасность (IT-расследования)
оперативно-розыскная деятельность
управление информационными потоками
установление и развитие контактов
1.2) Структуру финансов как целостной категории с присущими ей общими свойствами входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов).
Финансовый институт — Группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.
Совокупность входящих в состав финансов Российской Федерации звеньев в их взаимосвязи образуют финансовую систему России.
Финансовую систему РФ составляют следующие институты:
· бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами;
· внебюджетные целевые фонды;
· финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;
· имущественное и личное страхование;
· кредит (государственный и банковский).
Перечисленные звенья финансовой системы существуют соответственно как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, а также местного самоуправления.
Центральное место в финансовой
системе РФ принадлежит бюджетной
системе, с помощью которой образуются
фонды денежных средств соответствующих
государственных и
В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные, например, негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.