Финансовый механизм воздействия на экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 12:30, реферат

Описание работы

Цель – ознакомиться с понятием финансового механизма, его содержанием, структурой и воздействием на экономику.
Данная цель реализуется путём решения следующих задач:
Рассмотреть сущность и структуру финансового механизма
Рассмотреть влияние финансового механизма на экономику

Содержание работы

Введение ………………………………………………… 2
1. Содержание и строение финансового механизма …..4
1.1. Понятие и сущность финансового механизма …….4
1.2. Структурные элементы финансового механизма …8
1.3. Классификация финансового механизма ………….10
2. Финансовый механизм воздействия на экономику….13
2.1 Финансовая и бюджетная политика ………………..13
2.2 Политика государственных расходов и доходов …..17
2.3 Налоговая политика как инструмент регулирования
экономики ………………………………………………...20
2.4 Проблема бюджетного дефицита и государственного
долга ………………………………………………………21
Список используемой литературы ………………………25

Файлы: 1 файл

Финансовый механизм.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

Первая группа объединяет различные виды доходов, образующихся в результате разгосударствления и приватизации государственных  предприятий, средств от продажи  принадлежащих государству акций, прочие поступления от приватизации государственного имущества и реализации нематериальных активов (патентов, лицензий, авторских прав, товарных знаков и других активов).

 

 

 

2.3 Налоговая  политика как инструмент регулирования  экономики 

Налоговая политика государства включает следующие  основные элементы:

  • перечень взимаемых налогов;
  • налогооблагаемая база и налоговые ставки;
  • распределение налоговых поступлений среди различных уровней бюджетов: федерального, региональных и местных;
  • уровень налогового бремени и его распределение между хозяйствующими субъектами и домашними хозяйствами.

Налоги - это  обязательные платежи физических и  юридических лиц, взимаемые государством.

Налоги выполняют  две функции: фискальную и экономическую. Фискальная функция налогов означает, что с их помощью образуются государственные денежные фонды, создающие условия для существования государства. Экономическая функция налогов означает их использования для воздействия на экономику, прежде всего через перераспределение национального дохода.

Обе эти функции  налогов выступают в единстве, но каждая из них отражает определённую сторону налоговых отношений. Фискальная функция показывает обязанности налогоплательщика перед государством, а экономическая - обязанность государства перед налогоплательщиками.

Совокупность  организационно-правовых норм и методов управления налогообложения образует налоговый механизм.

Государство придаёт  налоговому механизму юридическую  форму посредством существующего  в каждой стране налогового законодательства.

Задача государственных  бюджетных органов - не просто обложить налогами те или иные источники поступления средств, а создать тонко настраиваемый механизм воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц. В основу государственной налоговой политики должны быть положены рациональные налоговые ставки. В противном случае ожидаемые налоги могут не поступить в бюджет, как это видно из кривой Лаффера.

 

2.4 Проблема  бюджетного дефицита и государственного  долга

В рамках задач, решаемых бюджетной политикой, можно  говорить о её эффективности. Если бюджетная политика решает финансовые проблемы, то показателями её эффективности является бюджетный дефицит и государственный долг, отражающие состояние государственных финансов.

Основными мероприятиями, направленными на снижение бюджетного дефицита, являются:

- общее сокращение государственных расходов;

- снижение расходов  на содержание государственного  аппарата;

- сокращение  военных расходов;

- сокращение  финансирования отраслей экономики;

- сокращение  и ликвидация дотаций убыточным  предприятиям;

- пересмотр  налоговой политики и системы налогообложения;

- сокращение  специальных правительственных  программ;

- сокращение  социальных выплат.

Существует  два способа финансирования дефицита: выпуск и размещение государственных  ценных бумаг среди населения  и продажа облигаций частным банкам.

В первом случае государство получает заем у населения, вызывает дополнительный спрос, а, следовательно, и стимулирование производства.

Во втором случае продаваемые государством облигации  на частном рынке скупает Центральный  Банк РФ. Появляется дополнительный стимул для роста государственных расходов. Следовательно, заем государства у банковской системы оборачивается дополнительными деньгами - монетаризацией части государственного долга. Отсюда - инфляция и падение процентных ставок. Таким образом, эффективная бюджетная политика предполагает регулирование бюджетного дефицита и государственного долга.

Государственный долг включает финансовую задолженность, денежные обязательства государства  в связи с займом кредитных  средств  и административную задолженность - долги по платежам (задолженность по выплате зарплаты). Иногда в состав долга включаются долговые обязательства при поручительствах (гарантии экспортно-импортной деятельности). Происхождение кредитных средств позволяет рассматривать их как внутренний и внешний долг государства. В качестве кредиторов выступают банковская система, небанковский сектор и зарубежные государственные и частные организации.

Государственный долг является инструментом регулирования  экономики. Это достигается при решении двух задач:

- фискальной - получить  финансовые средства для нужд  государства;

- регулирующей - использовать эти средства для  стабилизации экономики и её  роста. 

Государственный долг связан с госрегулированием  экономики, с необходимостью смягчения противоречия между экономическими и социальными потребностями общества и возможностью их удовлетворения за счет бюджета.

 

                 Список используемой литературы

 

  1. Гражданский кодекс РФ
  2. Налоговый кодекс РФ
  3. Ковалев В.В. Финансы предприятий. Учебник. – М.: Проспект, 2003.
  4. Колпакова Г.М.. Финансы. Денежное обращение. Кредит.- М.: «Финансы и статистика», 2005.
  5. Крутякова Ю.А. Денежное обращение. Финансы. Кредит. – М.: Приор-издат, 2004.
  6. Леонтьев В.Е., Радковская Н.П. Финансы, деньги, кредит и банки /Учебник.- Санкт – Петербург «Знание», 2003
  7. Литовских А.М. Финансовый менеджмент: Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004
  8. Носова С.С. Экономика. Энцеклопедический словарь. – М.: Гелиос АРВ, 2003
  9. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник/Под редакцией М.В.Романовского. -М.: «Перспектива», 2004.
  10. Финансы. Учебное пособие/ под ред. Проф. Никольского П.С.- М.: Издательский Дом «Социальные отношения», 2003.
  11. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Под редакцией академика Поляка Г.Б.. Учебник для ВУЗов. - М.: «ЮНИТИ». 2004.
  12. Финансы. Деньги. Кредит./Под ред. Е.Г.Черновой. – М.: Проспект, 2004.
  13. Финансово-кредитный энциклопедический словарь/Под ред. Проф. А.Г.Грязновой.- М.: Финансы и статистика, 2002.
  14. Финансы организаций (предприятий)/Под ред. проф. Колчиной Н.В.Учебник для ВУЗов. М.: «ЮНИТИ», 2004.
  15. Финансовое право. Под ред.  проф. Горбуновой О.Н. - М.:ЮРИСТ,2004.
  16. Финансы. Учебник/Под ред. Проф. В.В.Ковалева.- М., ПБОЮЛ М.А.Захаров,  2001.
  17. Шуляк П.Н. Финансы предприятия. Учебник.- М.: «Дашков и К», 2003.

 


Информация о работе Финансовый механизм воздействия на экономику