Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 17:47, курсовая работа
В системе управления различными аспектами деятельности любого предприятия в современных условиях наиболее сложным и ответственным звеном является управление финансами - финансовый менеджмент. Менеджмент - процесс управления предприятием. Финансовый менеджмент - наука управления финансами. После второй мировой войны, как термин, появился в США.
Финансовый менеджмент - часть общего процесса управления предприятием.
ВВЕДЕНИЕ..…………………………………………………………………………..…3
1. Характеристика финансового менеджмента………………………………….…..6
1.1. Сущность финансового менеджмента………………………………………...…….6
1.2. Цель финансового менеджмента…………………………………………………….7
1.3. Задачи финансового менеджмента………………………………………………......8
1.4. Функции финансового менеджмента………………………………………………..9
1.5. Финансовый менеджмент, его состав, структура
и механизм функционирования………………………………………………………….10
1.6. Элементы финансового менеджмента…………………………………………...…13
2. Виды финансового менеджмента, его роль и значение. ………………………...16
2.1. Стратегический вид финансового менеджмента…………..…………………..…16
2.2. Оперативно-тактический финансовый менеджмент. …………….....................….18
3. Оценка источников и объемов привлечения денежных
средств на предприятии………………………………………………………...………21
3.1. Анализ и оценка движения денежных средств……………………………………21
3.2. Раскрытие движения денежных средств и оценка денежных
потоков на предприятии……………………………………………………..………..….25
4. Эффективность использования финансовых ресурсов
хозяйствующего субъекта………………………………………………..………….….32
4.1. Совершенствование методики управления финансовыми
ресурсами предприятия……………………………………………………………..……32
4.2. Направления повышения эффективности использования
финансовых ресурсов…………………………………………………………….……...36
4.3. В чём заключается успех управления финансовыми ресурсами ………………...39
5. Проблемы реализации эффективной финансовой политики
со стороны финансового менеджмента. ……………….............................................44
5.1. Современная финансовая политика России. Проблемы и
перспективы развития российской финансовой политики………………………...….45
5.2. Реализации эффективной финансовой политики со
стороны финансового менеджмента………………………………………………..… .46
6. Направления развития финансового менеджмента.
6.1. Этапы развития и становления финансового менеджмента. …………………….48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………..…………………………………………….............54
Список литературы …………………………………………………………………….. 57
Особенностью стратегического менеджмента является его ориентация в будущее, а, следовательно, необходимо определить: к чему стремиться, какие цели ставить.
В зависимости от специфики отрасли, особенностей состояния среды, характера и содержания миссии в каждой организации устанавливаются свои собственные цели. Классифицировать цели можно по следующим функциональным областям:
Рыночные цели (или внешние программные цели): в области маркетинга и Public Relations, например:
- объем продаж в натуральном и в стоимостном выражении;
- число клиентов;
- доля рынка.
Производственные цели (внутренние программные цели) являются следствием рыночных. Включают в себя все, что необходимо для достижения рыночных целей (за исключением организационных ресурсов), например:
- обеспечить определенный объем производства (объем производства = объем продаж - существующие запасы + планируемые запасы);
- построить цех (объем капитального строительства);
- разработать новую технологию (проведение НИР и ОКР).
Организационные цели - все, что касается управления, структуры и персонала организации, например:
- принять на работу трех маркетологов;
- довести средний уровень зарплаты сотрудников до уровня зарплаты у лидера на рынке;
- внедрить систему управления проектами.
Финансовые цели - увязывают между собой все цели в стоимостном выражении:
- чистый объем продаж (из «рыночных целей»);
- величина издержек (из «производственных» и «организационных» целей);
- валовая и чистая прибыль;
- рентабельность продаж и т.п.
Содержанием стратегического менеджмента являются:
- определение назначения и главных целей бизнеса фирмы;
- анализ внешней среды фирмы;
- анализ ее внутренней обстановки;
- выбор и разработка стратегии фирмы;
- анализ портфеля
- выбор степени интеграции и систем управления;
- управление комплексом «стратегия - структура - контроль»;
- определение нормативов
поведения и политик фирмы
в отдельных сферах ее
- обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании;
- совершенствование стратегии, структуры, управления.
В настоящее время
в России недостаточно используется
потенциал стратегического
Такой подход изначально неправильный. Именно в условиях неопределенности лучше всего иметь различные стратегии на все случаи жизни.
2.2. Оперативно-тактический финансовый менеджмент.
Оперативно-тактический финансовый менеджмент — представляет собой оперативное управление денежной наличностью.
Оперативно-тактический менеджмент в отличие
от стратегического оперативное управление
занимается использованием существующей
стратегической позиции организации с
целью достижения ее целей. В коммерческой
организации руководитель, занимающийся
оперативными вопросами, должен превратить
потенциал организации в реальную прибыль.
Его задачи включают определение общих
оперативных задач, мотивацию, координацию
и контроль как руководителей, так и исполнителей
в рамках организации. Как стратегическое,
так и оперативное управление для нормального
функционирования предполагают создание
и поддержание определенной организационной
архитектоники, подбора и воспитания кадров.
Однако эти элементы различны для двух
типов управления. Стратегическая архитектоника
нацелена на изменения, является гибкой
и не имеет жестких структур. Оперативная
архитектоника устойчива к изменениям,
нацелена на эффективность. Если руководитель,
осуществляющий стратегическое управление,
стремится к изменениям, склонен идти
на риск, имеет навыки управления освоением
новых направлений, то руководитель, осуществляющий
оперативное управление, выступает против
изменений, не склонен к риску, компетентен
в анализе, координации и контроле сложной
деятельности.
Оперативно-тактический
финансовый менеджмент представляет собой
оперативное управление денежной наличностью.
Управление
денежной наличностью направлено, во-первых,
на обеспечение такой суммы наличных денег,
которой будет достаточно для выполнения
финансовых обязательств; во-вторых, на
достижение высокой доходности от использования
временно свободных наличных денег в качестве
капитала.
Можно выделить
три цели управления денежной наличностью:
1.Увеличение скорости поступления наличных
денег;
2.Снижение скорости денежных выплат;
3.Обеспечение максимальной отдачи от
вложения наличных денег.
Для каждой цели существуют свои методы
управления.
Так, для первой цели ― это методы, которые
позволяют как можно быстрее собрать денежные
средства, например, за счет реализации
произведенной продукции (работ, услуг),
применяя эффективные формы расчетов,
за счет получения денег от дебиторов
и т.д.
Управление дебиторской
задолженностью предполагает: во-первых,
управление оборачиваемостью средств
в расчетах, с целью их ускорения; во-вторых,
контроль за недопущением неоправданной
дебиторской задолженности (т.е. задолженности
материально ответственных лиц по недостачам,
хищениям, за порчу ценностей и др.); в-третьих,
снижение суммы дебиторской задолженности.
В процессе управления большое значение
имеют отбор потенциальных покупателей
и выбор условий и форм расчетов за товары
(работы, услуги), например получение аванса,
предоплаты, эффективные виды аккредитива
и др.
Отбор покупателей можно осуществлять
по таким критериям, как:
1.Соблюдение ими в прошлом платежной дисциплины;
2.Состояние их финансовой устойчивости;
3.Уровень и динамика их платежеспособности.
Управление дебиторской задолженностью
включает контроль за ее продолжительностью.
Для этого целесообразно производить
группировку дебиторской задолженности
по срокам ее возникновения: до 1 месяца,
до 3 месяцев, до 6 месяцев и т.д.[5;153]
Для выполнения
второй цели необходимы методы, которые
позволяют отсрочить платежи, чтобы сохранить
денежные средства в обращении как можно
дольше, например инвестиционный налоговый
кредит.
Для выполнения третьей цели следует использовать
метод управления кассовой наличностью,
который позволяет уменьшить ее до минимума
и соответственно увеличить объем денежных
средств для вложения в активы, приносящие
доходы. Из всего вышесказанного можно
сделать следующий вывод:
Финансовый менеджмент принято подразделять на стратегический, связанный с реализацией миссии банка и решением перспективных задач, и оперативный, в ходе которого решаются текущие задачи. Стратегический и оперативный финансовый менеджмент различаются не только по длительности временного горизонта. Принципиальное разница между ними состоит в том, что задачи стратегического финансового менеджмента решаются посредством критериального управления, а задачи оперативного финансового менеджмента - с помощью непрерывного управления по отклонениям, реализующего принцип обратной связи.
5. Финансы: Учебное пособие / Под: ред. проф. Ковалевой. - 3-е изд., переработ, и доп. - М.: Финансы и статистика, 2004-153 с.
3. Оценка источников и объемов привлечения денежных средств на предприятии.
3.1. Анализ и оценка движения денежных средств»
Денежные средства являются наиболее ограниченными ресурсом при переходе к рыночным методам хозяйствования, и успех предприятия во многом определяется способностью руководителей рационально распределять и использовать деньги.
Анализ движения денежных средств проводится по данным отчетного периода. На первый взгляд такой анализ, как и любой другой раздел ретроспективного анализа, имеет сравнительно невысокую ценность для главного бухгалтера; однако можно привести аргументы, в известной степени, оправдывающие его проведение.
Результаты анализа финансовых результатов предприятия должны быть согласованы с общей оценкой финансового состояния предприятия, которое в большей мере зависит не от размеров прибыли, а от способности предприятия своевременно погашать свои долги, т. е. от ликвидности активов. Последняя зависит от реального денежного оборота предприятия, сопровождающегося потоком денежных платежей и расчетов, проходящих через расчетный и др. счета предприятия. Поэтому желаемая эффективность хозяйственной деятельности, устойчивое финансовое состояние будут достигнуты лишь при достаточном и согласованном контроле за движением прибыли, оборотного капитала и денежных средств. [6; 302]
Основным источником информации для проведения анализа взаимосвязи прибыли, движения оборотного капитала и денежных средств является баланс (ф. № 1)(Приложение № 1), приложение к балансу, отчет о финансовых результатах и их использовании (ф. № 2)(Приложение № 2).
Особенностью формирования информации в этих отчетах является метод начислений, а не кассовый метод. Это означает, что полученные доходы, или
6. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник: Краткий курс / Под ред. д.э.н., проф. Н.Ф. Самсонова. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 302 с.
понесенные
затраты могут не
В отчете может быть показана достаточная величина прибыли и тогда оценка рентабельности будет высокой, хотя в то же время предприятие может испытывать острый недостаток денежных средств для своего функционирования, и наоборот: прибыль может быть незначительной, а финансовое состояние предприятия — вполне удовлетворительным. Показанные в отчетности предприятия, данные о формировании и использовании прибыли не дают полного представления о реальном процессе движения денежных средств. Например, достаточно для подтверждения сказанного сопоставить величину балансовой прибыли, показанной в ф. № 2 отчета о финансовых результатах и их использовании с величиной изменения денежных средств в балансе. Прибыль является лишь одним из факторов (источников) формирования ликвидности баланса. Другими источниками являются: кредиты, займы, эмиссия ценных бумаг, вклады учредителей, прочие. Поэтому в некоторых странах в настоящее время отдается предпочтение отчету о движении денежных средств как инструменту анализа финансового состояния фирмы. Например, в США с 1988 года введен стандарт, по которому предприятия, вместо составлявшегося ими до этого отчета об изменениях в финансовом положении, должны составлять отчет о движении денежных средств. Такой подход позволяет более объективно оценить ликвидность фирмы в условиях инфляции и с учетом того, что при составлении остальных форм отчетности используется метод начисления, то есть он предполагает отражение расходов независимо от того, получены или уплачены соответствующие денежные суммы.
Отчет о движении денежных средств - это документ финансовой отчетности, в котором отражаются поступление, расходование и нетто-изменения денежных средств в ходе текущей хозяйственной деятельности, а также инвестиционной и финансовой деятельности за определенный период. Эти изменения отражаются так, что позволяют установить взаимосвязь между остатками денежных средств на начало и конец отчетного периода.
Отчет о движении денежных средств - это отчет об изменениях финансового состояния, составленный на основе метода потока денежных средств. Он дает возможность оценить будущие поступления денежных средств, проанализировать способность фирмы погасить свою краткосрочную задолженность и выплатить дивиденды, оценить необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Данный отчет может быть составлен либо в форме отчета об изменениях в финансовом положении (с заменой показателя “чистые оборотные активы” на показатель “денежные средства”), либо по специальной форме, где направления движения денежных средств сгруппированы по 3 направлениям: хозяйственная (операционная) сфера, инвестиционная и финансовая сферы.
В сфере производственно-
использования денежных средств. Кроме того, исключаются, во избежание повторного счета, статьи, влияющие на чистую прибыль, которые рассматриваются в разделах финансовой и инвестиционной деятельности.
Таким образом, для расчета прироста или уменьшения денежных средств в результате производственно-хозяйственной деятельности необходимо осуществить следующие операции:
1) Рассчитать
оборотные активы и
При корректировке краткосрочных обязательств, наоборот, их рост следует прибавить к чистой прибыли, так как этот прирост не означает оттока денежных средств; уменьшение краткосрочных обязательств вычитается из чистой прибыли.
2) Корректировка
чистой прибыли на расходы,
не требующие выплаты денежных
средств. Для этого
3) Исключить
влияние прибылей и убытков,
полученных от неординарной
Инвестиционная деятельность включает в основном операции, относящиеся к изменениям в необоротных активах. Это - “Реализация и покупка недвижимости”, “Продажа и покупка ценных бумаг других компаний”, “Предоставление долгосрочных займов”, “Поступление средств от погашения займов”.