Финансовый план как элемент финансового планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 09:57, курсовая работа

Описание работы

Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса. Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом составления, выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере настолько, насколько это касается его деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Финансы предприятия: понятие, сущность, функции………………………….4
Финансовый план…………………………………………………………………6
Организация планирования………………………………………………………8
Цели и функции финансового плана…………………………………………….9
Стратегия финансирования…...............................................................................11
Заключение………………………………………………………………………..16
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Финансовый план как элемент финансового планирования.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3

Финансы предприятия: понятие, сущность, функции………………………….4

Финансовый план…………………………………………………………………6

Организация планирования………………………………………………………8

Цели и функции финансового  плана…………………………………………….9

Стратегия финансирования…...............................................................................11

Заключение………………………………………………………………………..16

Список использованной литературы…………………………………………….18 
Введение

 

Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса. Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом составления, выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере настолько, насколько это касается его деятельности. 
Роль финансиста. Наиболее важными задачами являются следующие. Обеспечение оптимального вклада финансовых планов в корпоративные цели. Это означает, что финансовые планы совместимы с корпоративным планом. Допущения, на которых основаны прогнозы, ясно сформулированы, указаны элементы уместных изменений в будущем. Они учитывают порой конфликтующие интересы участвующих «в доле» (держатели акций, внутренние и внешние группы давления). Финансовые последствия принятия предложений по условиям прибыли, затрат, продажных цен, оборота и т. д. анализируются и уточняются. 
Планирование потока наличных средств должно осуществляться так, чтобы компания была в состоянии удовлетворять планируемые требования. Если периоды финансовых трудностей ожидаются в будущем, финансист должен уведомить высшее руководство об альтернативных вариантах действий, в частности о сокращении предложенных проектов до уровня, соотносимого с существующими финансовыми возможностями, или об увеличении дополнительных необходимых средств. 
Анализ и оценка любых предложений, прогнозирование возможных последствий принятия предложений и их альтернатив, выбор наилучших вариантов, предоставление рекомендаций делаются в форме, понятной и не финансистам. 
Очевидно, что финансовое планирование требует специальных навыков. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Финансы предприятия: понятие, сущность, функции

 

Финансы представляют собой экономическую категорию, функционирующую в различных общественно-экономических формациях. Сущность финансов, их роль в общественном воспроизводстве определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства

Финансы – это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

По материальному содержанию финансы  – это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие собой финансовые ресурсы предприятий. В соответствии с Законом РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» финансовые ресурсы предприятий – это преимущественно прибыль и амортизационные отчисления, доходы от ценных бумаг, паевые взносы, средства спонсоров.

Можно сделать вывод, что финансы  – объективная экономическая категории, связанная с закономерностями развития материального производства в определенных условиях, при этом в роли организатора конкретных финансовых отношений выступает государство. Государство активно воздействует на финансы в зависимости от политического устройства, основных задач, текущих условий и других причин.

В настоящее время, с развитием  рыночных отношений сфера финансовых отношений предприятий резко  возрастает. Финансы предприятий  – основа финансовой системы любого государства, так как именно в сфере материального производства создаются и первично распределяются совокупный общественный продукт и национальный доход.

Сущность финансов проявляется  в их функциях. Финансы выполняют  две основные функции: распределительную  и контрольную. Эти функции осуществляются параллельно во времени, поскольку каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а с другой – контроль за этим распределением.

Распределительная функция  финансов связана с распределением валового внутреннего продукта и его основной части – национального дохода. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен.

Финансовые отношения возникают  на стадиях распределения и перераспределения  национального дохода. Первичное распределение осуществляется по месту создания национального дохода, т.е. в сфере материального производства.

Дальше необходимо дальнейшее распределение  или перераспределение национального  дохода, связанное с наличием непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование, управление), с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением средств, содержанием наименее обеспеченных слоев населения – пенсионеров, студентов, одиноких и многодетных матерей и т.п.

Контрольная функция  финансов – это, прежде всего, контроль рублем в процессе объективно существующих денежных отношений, который пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостный контроль. Поскольку финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как функция финансов представляет собой только контроль реального денежного оборота.

Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Его главное назначение состоит в том, чтобы способствовать наиболее рациональному использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью повышения эффективности общественного производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Финансовый план

 

Финансовый план является неотъемлемой частью бизнес планирования предприятия. Он призван обобщить материалы, изложенные в описательной части планирования для того чтобы представить их в стоимостном выражении. В данном случае необходимо подготовить сразу несколько стандартных для мировой практики документов : 
1. Прогноз объемов реализации. 
Основная задача дать представление о той доле рынка, которую предполагается завоевать новой продукцией. Рекомендуется составлять такой прогноз на три года вперед с разбивкой по годам: 
первый год — данные приводятся помесячно 

второй год — данные приводятся поквартально 

третий год — приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.

2. Баланс денежных  расходов и поступлений. 
Главная задача — проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, и будущую ликвидность предприятия при реализации данного проекта. Полученная таким образом информация служит основой для определения общей стоимости всего проекта. 
Баланс денежных расходов и поступлений требует тщательной проработки его при составлении, где статьи и суммы вложения средств и их поступления от реализации продукции отражаются: 
первый год — данные приводятся помесячно 

второй год — данные приводятся поквартально 

третий год — приводится общей  суммой продаж за 12 месяцев.

3. Таблицу доходов  и затрат. 
Задача данного документа показать, как будет формироваться и изменяться прибыль: 
первый год — данные приводятся помесячно 

второй год — данные приводятся поквартально 

третий год — приводится общей  суммой продаж за 12 месяцев.

Среди анализируемых показателей  выделяются: 
а) доходы от продаж товаров; 
б) издержки производства товаров; 
в) суммарная прибыль от продаж; 
г) общепроизводственные расходы (по видам); 
д) чистая прибыль (строка в) минус строка г) ).  
4.Сводный баланс активов и пассивов предприятия. 
Назначение — главным образом для специалистов коммерческих банков в оценке тех сумм, которые намечается вложить в активы разных типов и за счет каких пассивов предприниматель собирается финансировать создание или приобретение этих активов, рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации продукции. 
5.График достижения безубыточности. 
Это схема, показывающая влияние на прибыль объемов производства, продажной цены и себестоимости продукции ( в разбивке на условно-постоянные и условно-временные издержки). 
С помощью этого графика можно найти так называемую точку безубыточности, то есть тот объем производства, при котором кривая, показывающая изменение выручки от реализации (при заданном уровне цен), пересечется с кривой, показывающей изменение себестоимости продукции. Допускается несколько вариантов такого графика, соответствующих разным уровням цен на продукцию. 
Стратегия финансирования и анализ развития. В этом разделе должен излагаться план получения средств для создания или расширения предприятия. При этом необходимо ответить на вопросы: 
1. Сколько требуется средств для реализации данного проекта. 
Ответ на данный вопрос можно получить из предыдущего раздела бизнес-плана «Финансовый план». 
2. Источники финансовых ресурсов и форма их получения. 
Источниками могут служить: 
а) собственные средства; 
б) кредиты банков; 
в) привлечение средств партнеров; 
г) привлечение средств акционеров и так далее. 
3. Срок ожидаемого полного возврата вложенных средств и получения инвесторами дохода на них. 
Рекомендуется включить в бизнес-план специальные расчеты, дающие возможность определить срок окупаемости вложений.

 

 

 

 

 

Организация планирования

 

Организация планирования зависит  от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном  смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализованно. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем. 
Бюджеты подразделений должны разрабатываться не изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит и величины покрытия необходимо знать условия производства и запланированные отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной план, а также распределение обязанностей и ответственности при расчете бюджетных показателей. 
В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down (сверху-вниз) и по методу build-up (снизу-вверх). По методу break-down работа по составлению бюджетов начинается “сверху”, т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия. 
Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений

 

 

 

Цели и функции  финансового плана

 

Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для  обеспечения его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством  составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования. 
Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса . Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере настолько, насколько это касается его деятельности. 
Значение финансового плана на предприятиях заключается в том, что он: 
Содержит ориентиры, в соответствии с которыми предприятие будет действовать;

Дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;

Служит важным инструментом получения  финансовой поддержки от внешних  инвесторов

Бюджет является инструментом как  для планирования, так и для  контроля. В самом начале периода действия бюджет представляет собой план или норматив; в конце периода действия он служит средством контроля, с помощью которого руководство может определить эффективность действий и составить план мероприятий по совершенствованию деятельности компании в будущем. 
Цели планирования могут быть различны на разных предприятиях. Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия. 
Бюджет как экономический прогноз. Руководство любого предприятия независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. Группы заинтересованных в деятельности предприятия лиц предъявляют определенные минимальные требования к результатам его работы. К тому же при планировании некоторых видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала (приобретения кредитов, увеличение акционерного капитала и т.п.) и определения объема инвестиций.

Бюджет как основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности предприятия. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия. Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности предприятия намеченные планы выполняются неудовлетворительно. Но можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам бюджет был составлен на основе нереалистичных исходных положений. В обоих случаях руководство заинтересовано в получении информации об этом, с тем чтобы предпринять необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов или ревизовать положения, на которых основывается бюджет.

Бюджет как средство координации. Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий (план) в области производства, закупок сырья или товара, реализации произведенной продукции и т.д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование) отдельных мероприятий. Рентабельность сбыта зависит, например, от величины ожидаемой цены поставщика и условий производства; количество выпускаемой продукции - от ожидаемого объема реализации; величина отпускной цены - от того, каких объемов закупок сырья и материалов требует программа производства и реализации; и т.д.

Информация о работе Финансовый план как элемент финансового планирования