Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 19:49, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение финансового рынка России, показать его функции, структуру, как формировался финансовый рынок России и его современные тенденции. В данной курсовой работе предстоит по возможности наиболее подробно исследовать тему "Финансовый рынок России: проблемы становления и развития". Данная тема является очень интересной для изучения и актуальной, так как собственно формирование и функционирование финансового рынка является важной составляющей инвестиционных процессов в экономике.
Введение
1. Концептуальные основы механизма функционирования финансового рынка
1.1 Сущность и назначение финансового рынка……………………………………..4
1.2 Сущность и назначение финансового рынка.............................................................5
2.Финансовый рынок в РФ: анализ и оценка становления и развития………….....9
3. Макроэкономические условия и предпосылки активизации финансового рынка в РФ на современном этапе……………………………………...………………………12
Заключение……………………………………………………………………….…….16
Список литературы……………………………………………………………………..18
С организационной точки зрения финансовый рынок можно рассматривать как совокупность финансовых институтов, экономических субъектов, осуществляющих эмиссию, куплю и продажу финансовых инструментов. Каждый финансовый институт наделен определенными полномочиями по ведению тех или иных операций с конкретным набором финансовых инструментов.В зависимости от типа финансового института, а также вида финансовых инструментов финансовый рынок России можно подразделить на: денежный рынок, рынок ценных бумаг, рынок страховых полисов и пенсионных счетов, валютный рынок, рынок золота.
Главное назначение финансовых рынков состоит в обеспечении эффективного распределения накоплений между конечными потребителями финансовых ресурсов. Решение этой задачи сложно как в силу объективных, так и субъективных причин, поскольку должны учитываться разные, порой диаметрально противоположные интересы участников финансового рынка, большие риски выполнения финансовых обязательств и т. п.Основными институтами денежного рынка являются Центральный банк РФ (ЦБ РФ) и кредитные организации (коммерческие банки, включая филиалы и представительства иностранных банков, специализированные кредитные организации).ЦБ РФ, как и центральные банки во всех странах, занимает приоритетное место в финансовой системе. Правовое регулирование его деятельности на денежном рынке прежде всего регламентируется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Федеральный закон от 27.06.2002 № 86-ФЗ (ред. от 26.04.2007). //. Основная функция Банка России состоит в защите и обеспечении устойчивости рубля.Решение этой крайне сложной задачи требует предоставления Банку России особых полномочий не только в области денежно-кредитной политики, но и в других сферах государственного регулирования экономики страны. Однако таких полномочий Банк России не имеет. Поэтому в данных условиях решение задачи по обеспечению Центробанком России устойчивости национальной валюты крайне затруднено;
Банк России осуществляет эмиссию наличных денег, организует их обращение, регулирует объем выдаваемых им кредитов. Основными инструментами и методами такого регулирования выступают:
1) процентная политика, т. е. установление
одной или нескольких
2) установление нормативов
3) купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг;
4) организация кредитования
5) осуществление валютного
6) установление ориентиров роста показателей денежной массы.
Банк России регистрирует кредитные организации, выдает и отзывает лицензии на осуществление банковских операций, осуществляет регистрацию эмиссии ценных бумаг кредитных организаций; осуществляет контроль за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства.Российская двухуровневая банковская система (Центральный банк РФ и система коммерческих банков) начала формироваться с 1991 г. с образованием Российской Федерации как самостоятельного государства. В становлении системы коммерческих банков можно выделить шесть этапов.На первом этапе (он продолжался до конца 1993 г.) наблюдалась значительная концентрация ресурсов банковской системы в руках крупнейших кредитных учреждений, образованных на базе прежних государственных спецбанков, таких, как «Сбербанк», «Промстройбанк», «Мосбизнесбанк» (бывший «Жилсоцбанк»), и ряда других.Второй этап (1994 г.-- середина 1995 г.) развития банковской системы характеризовался появлением значительного числа вновь образованных коммерческих банков. Концентрация банковского капитала в этот период достигла наименьшего значения.Кризис рынка межбанковских кредитов и падение темпов инфляции привели к банкротству большого числа мелких и средних банков, перевели развитие системы на новую ступень через процессы разорения, концентрации и централизации банковского капитала.Наступил третий этап (с середины 1995 по 1997 г.), знаменовавшийся чередой кризисных явлений.Крупнейшими операторами на рынке государственных долговых обязательств выступали банки, которые одновременно являлись и главными агентами по обслуживанию бюджетных счетов. Остатки бюджетных средств на счетах этих банков активно использовались для покупки государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федерального займа с переменным купоном (ГКО -- ОФЗ).Рынок ГКО -- ОФЗ обладал весьма высокой ликвидностью, не уступавшей ликвидности валютных счетов. Доходы по государственным ценным бумагам находились на очень высоком уровне по сравнению с другими финансовыми инструментами, что противоречило как теории, так и мировой практике, свидетельствующей о том, что вложение в финансовые инструменты с меньшей степенью риска по определению приносит и меньшую доходность. Объяснение данного феномена кроется в политике государственных властей, пытавшихся покрыть дефицит государственного бюджета за счет создания «пирамиды» долгов.В 1997 г. активизировались слияния банков, создание различных конгломератов, альянсов, банковских группировок, холдингов и т. п. Эти процессы характеризуют четвертый этап (с начала 1997 по август 1998 г.) в становлении банковском системы России, который связан также и с началом переориентации многих банков (прежде всего немосковских) на работу с реальным сектором экономики.Август 1998 г. знаменует начало пятого этапа развития банковской системы, сопровождавшегося самым крупным банковским кризисом в современной России. Отказ Правительства отвечать по своим финансовым обязательствам по ГКО -- ОФЗ наиболее разрушительно сказался на крупнейших системообразующих банках, основных держателях государственных ценных бумаг. По имеющимся оценкам, в ГКО -- ОФЗ оказалось заморожено порядка 40-50 млрд руб. собственно банковских средств, что составляло 90% суммарного уставного фонда российских банков и около четверти докризисного объема их совокупного уставного капитала.Кризисный этап банковской системы продолжался, по существу до середины 1999 г., когда начались активные действия по реструктуризации, санации проблемных банков. Собственно, с середины 1999 г. банковская система России перешла к новому, шестому этапу, который характеризуется законодательным обеспечением реструктуризации банков и их внешней задолженности, ликвидацией банков-банкротов. С середины 1999 г. обозначился постепенный рост капиталов иностранных банков, а с 2000 г. начали расти капиталы и российских банков.
Как уже отмечалось, на рынке ценных бумаг особое место занимают инвестиционные институты - инвестиционные банки, инвестиционные компании, инвестиционные фонды. Деятельность инвестиционных банков прежде всего связана с выполнением эмиссионно-учредительских и посреднических функций. В российском законодательстве четкого определения понятия «инвестиционный банк» нет. Многие российские коммерческие банки выполняют эмиссионно-посреднические функции. Одновременно банки, зарегистрированные как инвестиционные, имеют лицензии на выполнение широкого круга операций коммерческих банков.
Тем не менее, можно выделить основные виды деятельности российских инвестиционных банков. К ним, прежде всего, следует отнести:
1) выполнение функций брокеров, дилеров, депозитариев;
2) организацию расчетов, по операциям с ценными бумагами;
3) формирование эмиссионных
4) формирование индивидуальных портфелей ценных бумаг для отдельных инвесторов;
5) консалтинговые услуги по
3.Макроэкономические условия и предпосылки активизации финансового рынка в РФ на современном этапе
Предстоящий период социально-экономического развития Российской Федерации характеризуется неопределенностью темпов восстановления мировой экономики, обостряемой региональными и межрегиональными финансово-экономическими дисбалансами. Данные условия будут снижать спрос на товары российского экспорта, что, однако, будет способствовать формированию дополнительных предпосылок для модернизации отечественной экономики. В соответствии со сценарными условиями и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013-2015 гг. реализация долговой политики в предстоящий период будет осуществляться в условиях умеренного ускорения темпов роста российской экономики, стабильного уровня инфляции, сохранения цен на нефть примерно на уровне 100 долл. США, некоторого ослабления курса рубля (Таблица 1).
Таблица 1. Основные макроэкономические показатели в 2013-2015 гг.
Показатель |
2013 |
2014 |
2015 |
ВВП (млрд. руб.) |
66 515 |
73 993 |
82 937 |
Темпы роста ВВП к предыдущему году (%) |
+3,7 |
+4,3 |
+4,5 |
Цена на нефть (долл.США/барр.) |
97,0 |
101,0 |
104,0 |
Инфляция (%) |
5,5 |
5,0 |
5,0 |
Курс руб./долл. США |
32,4 |
33,0 |
33,7 |
Неустойчивый характер восстановления мировой экономики, а также нестабильное состояние государственных финансов ряда зарубежных стран, прежде всего, государств Европы, создают серьезные риски ухудшения глобальной экономической конъюнктуры и сохранения напряженности на мировых финансовых рынках в среднесрочной перспективе. Замедление роста экономик стран БРИКС, и, как следствие, сокращение мирового спроса на энергоносители чревато снижением цен на нефть в среднесрочной перспективе до уровня существенно ниже 100 долл. США за баррель, возникновением новой волны глобального финансового-экономического кризиса и реализацией пессимистических сценариев экономического развития России. Дефицит федерального бюджета сохранится на протяжении планового периода, однако будет иметь относительно низкие значения (0,8% ВВП в 2013 г. и 0,2% ВВП в 2014 г.) с планируемым выходом на бездефицитный бюджет в 2015 г. При умеренном общем дефиците бюджета значения ненефтегазового дефицита сохранятся на все еще высоком, хоть и последовательно снижающемся уровне: в 2013 г. – 10,1% ВВП, в 2014 г. – 8,9% ВВП, в 2015 г. – 8,6% ВВП.
Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета будут по-прежнему выступать государственные заимствования, объем валового привлечения по которым составит в 2013-2015 гг. 1,4 трлн. рублей, 1,1 трлн. рублей и 1,4 трлн. рублей соответственно (Таблица 2).
Таблица 2. Источники финансирования дефицита федерального бюджета в 2012-2015 гг., млрд. руб.
Показатель |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Дефицит федерального бюджета |
-68,1 |
-521,4 |
-143,6 |
-10,8 |
Государственные заимствования, в том числе: |
842,1 |
606,5 |
563,4 |
414,4 |
привлечение |
1 519,9 |
1 448,8 |
1 079,3 |
1 356,4 |
погашение |
-677,8 |
-842,3 |
-515,9 |
-942,0 |
Государственные внутренние заимствования, в том числе: |
709,8 |
448,6 |
398,5 |
306,5 |
привлечение |
1 310,2 |
1 213,2 |
842,2 |
1 114,8 |
погашение |
-600,4 |
-764,6 |
-443,7 |
-808,3 |
Государственные внешние заимствования, в том числе: |
132,3 |
157,9 |
164,9 |
107,9 |
привлечение |
209,7 |
235,6 |
237,1 |
241,6 |
погашение |
-77,4 |
-77,7 |
-72,3 |
-133,7 |
Использование Резервного фонда |
-830,3 |
-373,4 |
-596,3 |
-818,6 |
Использование Фонда национального благосостояния |
7,5 |
5,7 |
7,5 |
8,9 |
Приватизация |
300,0 |
427,7 |
330,8 |
595,1 |
Исполнение государственных гарантий Российской Федерации |
-109,9 |
-58,3 |
-89,6 |
-160,0 |
Прочее |
-141,3 |
-86,7 |
-72,1 |
-29,0 |
В случае развития кризисных тенденций в мировой экономике условия заимствований на долговых рынках для Российской Федерации, как и для многих суверенных заемщиков, значительно ухудшатся. При самом негативном сценарии долговой рынок может быть фактически «закрыт», что не позволит привлечь средства в нужных объемах на приемлемых условиях. В такой ситуации накопленные в Резервном фонде средства позволят гарантировать исполнение расходных обязательств бюджета.
Накопление в суверенных фондах нефтегазовых доходов является фактором, непосредственно влияющим на привлекательность российской экономики для иностранных инвесторов. Иными словами, сохранение фондов – залог более широких возможностей для привлечения Российской Федерацией заемных ресурсов на благоприятных условиях в будущем. При относительно спокойной ситуации в экономике и на финансовых рынках целесообразно воздерживаться от трат Резервного фонда, стремясь занимать на рынке на благоприятных условиях.
В этой связи в 2013-2015 годах планируется продолжить пополнение Резервного фонда за счет дополнительных нефтегазовых доходов. Предполагается, что на конец 2013 г. объем Резервного фонда составит 4,8% ВВП, на конец 2014 г. и 2015 г. – 5,2% ВВП и 5,7% ВВП соответственно. Такие темпы пополнения Резервного фонда не позволят, однако, восстановить его объем на докризисном уровне.
В отсутствие пополнения и при использовании только на цели софинансирования формирования пенсионных накоплений граждан – в объеме не более 9 млрд. рублей ежегодно – величина Фонда национального благосостояния (ФНБ) в плановом периоде существенно не изменится и на конец 2013 г. составит 4,2% ВВП, на конец 2014 г. и 2015 г. – 3,8% ВВП и 3,4% ВВП соответственно. Динамика объемов суверенных фондов представлена на Графике 1.
Российский финансовый рынок достаточно глубоко интегрирован в глобальный рынок и в случае развития кризисных тенденций в мировой экономике едва ли избежит падения. В этих условиях возможности привлечения заимствований на приемлемых условиях как для государства, так и для российских компаний в 2013-2015 гг. существенно сократятся. Сжатие ликвидности приведет к усилению конкуренции за финансовые ресурсы на рынках капитала и будет способствовать росту процентных ставок.
Проводимая Центральным банком Российской Федерации политика последних лет – переход к таргетированию инфляции, уход от жесткого регулирования валютного курса, расширение валютного коридора – способствует снижению инфляции до минимальных значений в истории современной России (3,7% годовых в июле 2012 г.). Продолжение этой политики в предстоящий период будет способствовать формированию реальной положительной доходности по государственным ценным бумагам, стимулированию инвестиционного спроса на эти инструменты.
Информация о работе Финансовый рынок в РФ: становление, этапы развития и современное состояние