Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2014 в 21:36, курсовая работа
Описание работы
Неизбежный переход страны к рыночной экономике был невозможен, пока сохранялась в огромных масштабах государственная собственность, препятствующая развитию конкуренции, соревновательности за достижение лучших результатов деятельности. Было необходимо начать последовательное разгосударствление собственности, так как одной из основ рыночной экономики является многообразие форм собственности: и государственной, и частной, и акционерной и других.
Содержание работы
Введение 1. Понятие финансов акционерных обществ 2. Основные фонды и оборотные средства АО 3. Основные документы, используемые для оценки финансовой деятельности акционерных предприятий 4. Взаимоотношения акционерных предприятий с финансово-кредитной системой 5. Аудиторский контроль за деятельностью акционерных предприятий Заключение Литература
Раздел V пассива является источником
покрытия раздела II актива в части запасов
товарно-материальных ценностей.
Второй формой входящей в ФО
является “Отчет о финансовых результатах”.
Он состоит из пяти разделов. Содержит
сведения о результатах деятельности
предприятия и отражает прибыль за определенный
период. Отчет представляет собой соотношение
доходов и расходов в процессе производственно-хозяйственной
деятельности, он необходим для оценки
резервов, увеличения собственного капитала
и служит в качестве исходной базы для
расчета налоговых выплат и дивидендов.
Для заполнения формы №3 — “Отчет
о финансово-имущественном состоянии
предприятия” используют показатели
баланса, Главную книгу и данные аналитического
учета.
Форма №4 — “Отчет о движении
денежных средств” представляет собой
документ ФО, в котором отражаются поступления,
расход и размещение денежных средств
в ходе текущей хозяйственной, инвестиционной
и финансовой деятельности предприятия
на определенный период. Он является информационной
базой для подготовки прогноза денежного
потока.
Основными условиями правильности
составления ФО является:
- полнота отражения всех
хозяйственных операций за отчетный
период;
- соответствие данных
синтетического и аналитического
учета;
- соответствие показателей
ФО данным синтетического и
аналитического учета.
Финансовая отчетность представляется:
- в Государственную налоговую
администрацию;
- в органы государственной
статистики;
- органу, в ведении которого
находится предприятие;
- участникам, учредителям, в
соответствии с учредительными
документами;
- учреждениям банка, если
это предусмотрено кредитным
договором.
ФО подписывается руководителем
и главным бухгалтером предприятия. Она
является открытой для публикаций, кроме
случаев, предусмотренных законодательством.
4. Взаимоотношения акционерных
предприятий с финансово-кредитной
системой
С переходом на рыночные основы
хозяйствования необычайно возрастает
не только роль руководителей предприятий,
членов правлений акционерных компаний,
но и финансовых служб. Изыскание финансовых
источников развития предприятия, направлений
наиболее эффективного инвестирования
финансовых ресурсов, операции с ценными
бумагами и другие вопросы становятся
основными для финансовых служб предприятий
в условиях рыночной экономики. Суть заключается
в такой организации управления финансами
со стороны соответствующих служб, которая
позволяет привлекать дополнительные
финансовые ресурсы на самых выгодных
условиях, инвестировать их с наибольшим
эффектом, осуществлять прибыльные операции
на финансовом рынке, покупая и перепродавая
ценные бумаги.
Мобилизуя денежные средства
других собственников на покрытие затрат
своего предприятия, работники финансовой
службы прежде всего должны иметь ясное
представление о целях инвестирования
ресурсов и уже в соответствии с ними давать
рекомендации о формах привлечения средств.
Для покрытия краткосрочной и среднесрочной
потребности в средствах целесообразно
использовать ссуды кредитных учреждений.
При осуществлении крупных капитальных
вложений в реконструкцию и расширение
предприятия можно воспользоваться выпуском
ценных бумаг; однако, подобная рекомендация
может быть дана лишь в том случае, если
финансисты основательно изучили финансовый
рынок, проанализировали спрос на разные
виды ценных бумаг, учли возможное изменение
конъюнктуры и, взвесив все это, тем не
менее уверены в сравнительно быстрой
и выгодной реализации ценных бумаг своего
предприятия.
Финансовое обеспечение воспроизводственных
затрат может осуществляться в трех формах:
самофинансирование, кредитование, и государственное
финансирование.
Самофинансирование основано
на использовании собственных финансовых
ресурсов предприятия. При недостаточности
собственных средств оно может либо сократить
некоторые свои расходы, либо воспользоваться
средствами, мобилизуемыми на финансовом
рынке на основе операций с ценными бумагами.
Кредитование — это такой способ
финансового обеспечения воспроизводственных
затрат, при котором расходы покрываются
за счет ссуды банка предоставляемой на
началах возвратности, платности, срочности.
Кредиты банка являются важнейшим
источником обеспечения финансовыми ресурсами
потребностей предприятий, связанных
с производством и реализацией продукции.
Временная потребность в денежных средствах
особенно часто возникает у предприятий,
где имеют место сезонные колебания объемов
производства и реализации продукции.
Но она может возникнуть в результате
временного разрыва между поступлением
источников определенных видов затрат
и потребностью в средствах на эту цель,
например, при осуществлении ремонтных
работ.
АО работающие в условиях самофинансирования,
кредитуются по совокупности материальных
запасов и производственных затрат.
В этом случае единым объектом
кредитования в нормируемые активы являются
сверхнормативные остатки производственных
запасов, незавершенного производства,
готовой продукции, расходов будущих периодов
и других нормируемых запасов и затрат
производств.
Наряду с этим кредитуются также
товары отгруженные, не оплаченные покупателями.
К кредитованию не принимаются
материальные ценности в пути свыше установленных
для кредитования сроков, излишние и неиспользуемые
материальные ценности и сверхнормативные
остатки готовой продукции (кроме случаев
задержки отгрузки продукции из-за транспортных
затруднений или прекращения отгрузки
неаккуратным плательщикам).
Банк может предоставлять кредиты
на затраты в основные фонды при недостатке
у предприятия средств фондов стимулирования.
Анализ взаимоотношений предприятия с
банком по таким кредитам заключается
в проверке целевого использования кредитов
и эффективности проведенных за счет них
мероприятий.
Государственное финансирование
производится на безвозвратной основе
за счет средств бюджетных и внебюджетных
фондов — ассигнования.
Использование финансовых ресурсов
осуществляется АО по многим направлениям,
главными из которых являются:
- платежи органам финансово-банковской
системы, обусловленные выполнением
финансовых обязательств. Сюда относятся;
налоговые платежи в бюджет, уплата
процентов банкам за пользование кредитами,
погашение ранее взятых ссуд, страховые
платежи и т. д.;
- инвестирование собственных
средств в капитальные затраты (реинвестирование),
связанное с расширением производства
и техническим его обновлением, переходом
на новые прогрессивные технологии, использование
“ноу-хау” и т. д.;
- инвестирование финансовых
ресурсов в ценные бумаги, приобретаемые
на рынке: акции и облигации
других фирм, обычно тесно связанных
кооперативными поставками с
данным АО, в государственные
займы и т. п.;
- направление финансовых
ресурсов на образование денежных
фондов поощрительного и социального
характера;
- использование финансовых
ресурсов на благотворительные
цели, спонсорство и т. п.
5. Аудиторский контроль за
деятельностью акционерных предприятий
Необходимость контроля за
финансово-хозяйственной деятельностью
предприятия объективно вытекает из сущности
финансов как денежных отношений. Финансово-хозяйственная
деятельность предприятий связана с формированием
и расходованием денежных средств, а следовательно,
затрагивает интересы государства, работников
предприятия — акционеров и всех возможных
контрагентов предприятия.
Контроль проявляется через
анализ финансовых показателей деятельности
предприятия и меры воздействия различного
содержания (например, анализ финансового
состояния на предприятии в целях его
улучшения, контроль за уплатой налогов
в бюджет и применение штрафных санкций,
контроль за целевым расходованием предоставленных
финансовых ресурсов и т.д.).
Контроль финансово-хозяйственной
деятельности предприятий проводят специальные
органы. Органы Государственной налоговой
службы в пределах своей компетенции проводят
проверки отдельных сторон финансово-хозяйственной
деятельности АО, контролируют своевременность
и полноту уплаты налогов.
Независимый вневедомственный
финансовый контроль осуществляют аудиторские
фирмы.
АО должно привлечь аудитора
не связанного имущественными интересами
с АО и его акционерами.
Аудитор (гражданин или организация)
осуществляет проверку финансово-хозяйственной
деятельности АО на основании заключаемого
с ним договора. Аудитора утверждает общее
собрание, оплата его труда определяется
советом директоров.
Объектом контроля является
деятельность АО.
Содержанием аудиторского контроля
являются проверки бухгалтерской (финансовой)
отчетности, платежно-расчетной документации,
других финансовых обязательств и требований
экономических субъектов. Цель аудиторской
деятельности — установление достоверности
бухгалтерской (финансовой) отчетности
предприятий и соответствия совершенных
ими финансовых и хозяйственных операций
действующему законодательству.
Результатом проверок аудиторской
фирмы становится подтверждение или неподтверждение
реальности данных, содержащихся в отчетности.
Если говорить о всестороннем контроле
за финансово-хозяйственной деятельностью
предприятия, получившем название внутреннего
аудита, то он нацелен на предварительную
проверку правильности отражения финансовых
результатов, полноты и своевременности
уплаты налогов в бюджет, распределение
прибыли, выплаты дивидендов и пр. Вкупе
с анализом финансового состояния предприятия
на основе специальных показателей внутренний
контроль является инструментом управления
финансами предприятия. Внутренний аудит
является информационной базой для внешнего
аудита, задачей которого является подготовить
соответствующее заключение для внешних
пользователей — акционеров, налоговых
служб, банков. Внешний аудит осуществляет
свою деятельность периодически, как правило
один раз в год. Объектом внешнего аудита
является система учета и отчетности на
предприятии. Внешние аудиторы дают качественную
оценку деятельности АО, оценку финансово-хозяйственных
перспектив, в его функционирование в
будущем.
Заключение
Финансы занимают особое место
в экономических отношениях. Их специфика
проявляется в том, что они всегда выступают
в денежной форме, имеют распределительный
характер и отражают формирование и использование
различных видов доходов и накоплений
субъектов хозяйственной деятельности
сферы материального производства, государства
и участников непроизводственной сферы.
Финансовые отношения существуют
объективно, но имеют конкретные формы
проявления, соответствующие характеру
производственных отношений в обществе.
В современных условиях формы финансовых
отношений претерпевают серьезные изменения.
Становление рынка и предпринимательства
в России предполагает не только разгосударствление
экономики, приватизацию предприятий,
их демонополизацию для создания свободного
экономического сектора, развитие конкуренции,
либерализацию цен и внешнеэкономических
связей предприятий, но и финансовое оздоровление
народного хозяйства, создание адекватной
системы финансовых отношений.
Финансы предприятий, будучи
частью общей системы финансовых отношений,
отражают процесс образования, распределения
и использования доходов на предприятиях
различных отраслей народного хозяйства
и тесно связаны с предпринимательством,
поскольку предприятие является формой
предпринимательской деятельности.
Литература
1. Справочник финансиста
предприятия / Под ред. д.э.н., проф. А.А.
Володина — М.: Инфра — М, 1996г.
2. Камаев В.Д. Учебник по основам
экономической теории — М.: ВЛАДОС, 1996г.
3. Современная экономика
/ Под ред. д.э.н., проф. О.Ю. Мамедов — Ростов
на Дону: Феникс — 1996г.
4. Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А.,
Пепеляев С.Г. Финансовое право России
— М.: ТЕИС, 1995г.
5. Родионова В.М. Финансы
— М.: Финансы и статистика, 1993г.
6. Леонтьева В.М., Шпитцнер
Р. Финансы и бухучет в рыночной экономике
— СПб.: Знание, 1993г.
7. Закон “О предприятиях
и предпринимательской деятельности”,
Сборник, М., 1993г.