Финансы домашних хозяйств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:02, реферат

Описание работы

Цель данного реферата - изучить социально-экономическую сущность и функции финансов домашних хозяйств.
В соответствии с указанной целью, в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- дать определение домашнему хозяйству (ДХ);
- описать роль и место ДХ в структуре финансовой системы;
- рассмотреть формирование доходов и расходов населения;
- проанализировать структуру доходов и расходов населения Ивановской области.

Содержание работы

Введение
1 Социально-экономическая сущность и функции финансов домашних хозяйств
1.1 Понятие домашнего хозяйства в экономике
1.2 Функции домашних хозяйств
1.3 Роль домашних хозяйств в структуре финансовой системы
1.4 Финансовые решения домашних хозяйств
2 Доходы и расходы домашних хозяйств
2.1 Доходная часть бюджета домашних хозяйств
2.2 Расходная часть бюджета домашних хозяйств
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

Номинальные доходы —  доходы домашнего хозяйства за определенный период в денежной форме. При этом можно выделить начисленные номинальные доходы и фактически полученные. Первые отличаются от фактических на величину начисленных в данном периоде, но не выплаченных доходов, а также доходов, полученных в результате погашения задолженности государства и организаций за прошлые периоды. Различие между фактическими и начисленными доходами может быть весьма существенным, как это имело место в России в 90-х годах XX в. в период массовой задержки с выплатой заработной платы. Для работников, естественно, большее значение имеют фактические доходы.

Реальные доходы домашних хозяйств определяются двумя факторами  — располагаемыми доходами и ценами на товары и услуги. Они могут  быть адекватно выражены количеством  потребительских товаров и услуг, которые можно приобрести на фактически полученные номинальные доходы. Реальные доходы зависят от соотношения темпов роста располагаемых доходов и индекса потребительских цен за определенный период. Для домашних хозяйств реальные доходы, наряду с размерами имущества и ранее накопленных сбережений, входят в число наиболее важных показателей, определяющих уровень их благосостояния.

Для оценки уровня жизни  населения субъектов РФ, разработки и реализации региональных социальных программ, планирования темпов роста  заработной платы, пенсий, социальных пособий, а также составления бюджетов используют понятия минимального потребительского бюджета (МПБ) и бюджета прожиточного минимума (БПМ). Уровень МПБ характеризует минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг (продукты питания, предметы санитарии и гигиены, лекарства, жилищно-коммунальные услуги) и рассчитывается исходя из прожиточного (физиологического) минимума дифференцированно по основным социальным группам. С 1997 г. используется понятие прожиточного минимума как стоимостной оценки потребительской корзины, а также обязательных платежей и сборов. Таким образом, в понятии БПМ учтена также необходимость выплаты домашними хозяйствами обязательных платежей. В свою очередь, под потребительской корзиной понимается минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

 

2.2 Расходная  часть бюджета домашних хозяйств

 

В экономической науке  существуют различные подходы к  классификации расходов домашних хозяйств. Так, с точки зрения периодичности (частоты) осуществления, выделяют три агрегированные группы расходов домашних хозяйств:

(1) краткосрочные расходы;

(2) среднесрочные расходы;

(3) долгосрочные расходы.

К первой группе можно  отнести расходы на насущные блага (продукты, некоторые непродовольственные товары, большая часть услуг), вторая группа включает расходы на периодически (сезонно) приобретаемые товары (одежда, обувь и др.), третья группа состоит из расходов, которые осуществляются раз в несколько лет.

В данной классификации  не учтены обязательные платежи домашних хозяйств.

Если классифицировать расходы населения исходя из совокупных доходов, то к первой агрегированной группе следует добавить обязательные выплаты домашних хозяйств — коммунальные и другие ежемесячные платежи населения, ежемесячно выплачиваемые налоги и сборы, а во вторую группу включить налоги, которые физические лица выплачивают не регулярно, а только при совершении отдельных правовых действий (наследовании имущества, приобретении недвижимости и т. д.).

В зависимости от функционального  назначения расходов, осуществляемых домашними хозяйствами, некоторые  экономисты делят их на следующие  основные группы:

(а) личные потребительские  расходы (покупка товаров и  оплата услуг);

(б) налоги и другие обязательные платежи;

(в) денежные накопления  и сбережения.

В данной работе для дальнейшей характеристики расходов домашнего  хозяйства мы будем использовать иной вариант их классификации, который, в определеной степени, позволяет  объединить два указанных выше критерия. Этот вариант предполагает разделение расходной части бюджета домашних хозяйств на три основных раздела:

(1) обязательные платежи;

(2) расходы на потребление;

(3) денежные сбережения.

 

 

 

Примерная структура  расходной части бюджета домашнего хозяйства (рис.2)

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время  подход к понятию домашнего хозяйства  как отдельной экономической  ячейке глобальной экономической системы  государства весьма неоднозначен. Следует  отметить несколько отрицательных сторон развития управления финансами домашних хозяйств в стране.

Доходная часть бюджета  домашних хозяйств, на мой взгляд, недостаточно зависит от социальных выплат, что  характеризует нестабильность общей  доходности населения и уязвимость ее в условиях экономических коллапсов. К примеру, протекающий в данное время МФК, указывает нам на социальную незащищенность населения (резкий упадок уровня заработной платы, а так же возросшая безработица, сразу выявили низкие пособия по безработице, пенсии и т.д.), резкие сокращения доходов – повлекли снижение покупательной способности населения, что привело к снижению темпов производств и, как следствие, рабочих вакансий на предприятиях.

Одной из глобальных проблем государства  в регулировании бюджета домашних хозяйств является отсутствие четкого контроля цен потребительской корзины. За частую, мы наблюдаем следующую картину: увеличивая социальные выплаты населению, тем самым пытаясь создать финансовую «подушку безопасности» доходов домашних хозяйств – мы не контролируем параллельное увеличение цен потребительской корзины населения, что увеличивает расходную часть бюджета и не приносит реально ощутимой прибыли от увеличения соц. выплат.

Так же, стоит отметить глобальную проблему самих домашних хозяйств –  на низком уровне находится контроль и анализ собственных расходов домашними хозяйствами. Кредитная практика потребительского кредитования в нашей стране показываем нам отсутствие четкого понимания собственных расходов и доходов. Рядовая картина, когда отдельное домашнее хозяйство не рассчитав стабильности своих доходов, кредитуется под них в банках, что при малейшем изменении доходов в сторону уменьшения, приводит к появлению долгов у домашних хозяйств перед банками.

В целом, так же нужно отметить и  положительные тенденции в управлении финансами домашних хозяйств в Российской Федерации.

- Регулярное увеличение соц.  выплат незащищенным социальным  группам населения (пенсионеры, инвалиды).

- Усиление контроля регулирования  розничных цен, борьба с массовой  сверхприбылью монополистов.

- Увеличение уровня МРОТ.

- Постепенный переход на систему  безналичных расчетов, банковские  карты, что позволяет более  точно анализировать денежные  потоки населения в экономической  структуре государства.

- Президентские программы поддержки  малого и среднего бизнеса, субсидирование коммерческих банков для этих целей способствует развитию предпринимательской деятельности в стране.

- Усиление доверия населения  к национальной валюте подтверждается  ростом глобальным депозитным  портфелем в Финансовом Институте Страны (в коммерческих банках), что увеличивает инвестиционную оборачиваемость финансовых поток в стране.

Из выше сказанного, следует сделать  вывод: государство активно развивается  в сфере анализа и управления финансами домашних хозяйств и это  приносит определенные результаты. Однако при этом многое еще предстоит переосмыслить и поменять в существующей системе регулирования финансов домашних хозяйств, потому как менталитет населения нашей страны не позволяет слепо внедрять опыт иностранных экономических систем.

 

 

Список литературы

 

  1. Бабич А., Павлова Л. – Финансы – ПРЕСС, 2000
  2. Баранова Л.Г., Врублевская О.В. – Бюджетный процесс РФ
  3. Грязнова А.Г., Маркина Е.В., - Финансы – Финансы и статистика, 2007
  4. Казаченко Л.А., В.Б. Житков, - Россия в цифрах. 2008 (краткий статистический сборник)
  5. Ковалев В.В. – Финансы – Проспект, 2005
  6. Ковалева П.М. – Финансы – финансы и статистика, 2001
  7. Социологический опрос населения на www.fom.ru
  8. Аналитический форум www.analysisclub.ru
  9. Федеральная Служба Государственной Статистики http://www.gks.ru/
  10. http://www.edu-zone.net/
  11. http://gazeta.aif.ru/
  12. http://www.lenta.ru/
  13. http://www.inosmi.ru/stories/
  14. http://www.newsland.ru/

 


Информация о работе Финансы домашних хозяйств