Финансы как экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

целью написания работы является рассмотрение финансов как экономической категории, их роль в системе рыночных отношений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть взаимосвязь отношений, относящихся к финансам,
дать определение "финансовым ресурсам", указать роль в "финансовом воспроизводстве",
рассмотреть механизм действия контрольно-распределительной функции финансов, показать роль финансов в распределении ВВП и НД,
рассмотреть контроль за движением стоимости денежного продукта, регулирование экономики и реализации экономической и социальной политики,
проанализировать проблемы стабилизации финансов, основные финансовые проблемы в России и основные пути их решения.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность и необходимость финансов в товарно-денежных отношениях 5
2. Функции финансов 11
3. Финансовый механизм и его элементы 16
4. Проблемы стабилизации финансов в РФ и возможные пути ее решения 21
Заключение 29
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

финансы чист 113 даша.doc

— 259.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Проблемы стабилизации финансов в РФ и возможные пути ее решения

Проблему финансовой стабилизации необходимо рассматривать  с точки зрения взаимосвязанных  макро- и микроэкономических процессов, которые происходят в экономике  государства. Их разрешение требует внедрения комплекса средств, которые способны создать условия для развития эффективного национального производства и его действия в конкурентной среде.

Содержанием финансовой стабилизации является достижения согласованности  между макро- и микроуровнями финансовой системы, которая даёт возможность обеспечить формирование национального капитала на основе функционирования эффективного научно- технологичного конкурентоспособного товарного производства, развивающегося на принципах самофинансирования и удовлетворить социально-экономические потребности населения, необходимые для его жизнедеятельности, воспроизведения и духовного развития в условиях саморазвития территориальных общин [12, с.24].

Структурная разбалансированность макро- и микроуровней финансовой системы мешает осуществлению структурной перестройки в производственных отраслях регионов. Финансовая стабилизация на макроуровне должна осуществляться на основе восстановления и развития национального товарного производства и оздоровления финансового состояния предприятий, что в значительной степени зависит от интеграции финансово-банковской системы в производственную сферу. Процесс экономических и структурных преобразований требует изменения соотношений отраслей производства, замены и обновления основных фондов, для чего необходимо найти значительные финансовые, материальные и трудовые ресурсы.

Рыночная экономика  требует существенного увеличения использования финансовых ресурсов на территории, где они создаются.

Наиболее сложной задачей  современного этапа является органичное объединение финансовой и денежной стабилизации. Речь идёт про финансовую стабилизацию в широком смысле слова, которая предполагает отсутствие дефицита бюджета, преодоление платёжного кризиса, стабильность денежной единицы, снижение инфляции, дефицита платёжного баланса, улучшение расчётных платежей по внутренним и внешним долгам.

Программа финансовой стабилизации государства, исходя из мирового опыта, предусматривает следующие направления и тенденции развития финансов в современном периоде:

- использование эффективных финансовых рычагов, проверенных мировой практикой (налоги, финансовый рынок, самостоятельность местных бюджетов и отдельных хозяйствующих субъектов);

- стремление к установлению финансового рынка, обеспечивающего создание простора для инициативы всех хозяйственных форм, конкуренции любых видов собственности и роста финансовой  эффективности общественного  производства;

    • развитие многообразных форм финансовых отношений, широкое использование финансовых рычагов для стимулирования трудовых коллективов на достижение высоких производственных и социальных результатов, обеспечение воздействия финансов на реальный общественный прогресс, в том числе и в социальной области [18, с.52].

Нестабильная ситуация в российской экономике, сложившаяся в силу многих обстоятельств, таких как внешнеэкономическая конъюнктура, политическая обстановка, проблемы с промышленным развитием страны и многие другие, а также в последнее время влияние мирового финансового кризиса, оказывает негативное влияние на экономику нашей страны, и, конечно, на состояние финансовой системы.

В условиях углубления рыночных реформ должна происходить перестройка  всей системы финансовых отношений  в стране.

Государственные финансы, прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа.

Современная бюджетная  система России определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеральное устройство [6, с.62].

Тем не менее, сегодняшняя  бюджетная система России все  еще достаточно противоречива и  требует серьезной доработки.

В частности, необходимо решение следующих ключевых проблем в области бюджетных отношений:

- Противоречия и неясности  в статьях бюджетного кодекса,  касающихся, например учета всех  платежей по погашению государственного  долга; показа полного бюджета  по ИПД с его балансом.

- Нет концепции управления  государственным долгом, нет нормативной  базы по решению этой проблемы;

- Снижение дотации  на выравнивание бюджетной обеспеченности  федеральных и региональных бюджетов.

Для преодоления указанных  проблем необходимо осуществить  следующие задачи:

- устранить неясности  в Бюджетном кодексе;

- предложить Правительству  в Концепции управления государственным  долгом ввести утверждение законом  о бюджете источников погашения  дефицита (включив в них Стабилизационный  фонд);

- создать группу для соответствующей доработки Бюджетного кодекса;

- просить Счетную палату  дать предложения по этим вопросам.

- увеличить дотации  на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Другими проблемами бюджетной  системы России являются:

- высокая степень концентрации финансовых ресурсов в федеральном бюджете страны, что снижает значение региональных и местных бюджетов;

- действующая практика  формирования территориальных бюджетов, при которой сохранен в своей  основе механизм централизованно  устанавливаемых нормативов отчислений в местные бюджеты;

- тенденция переведения  расходов вниз без соответствующего  подкрепления доходами, что приводит  к дотации ранее сбалансированных  местных бюджетов;

- принятие федеральными  органами власти таких решений,  которые адресуются нижестоящим управленческим структурам, но не сопровождаются достаточными финансовыми ресурсами;

- доминирующая роль  регулирующих доходов в структуре  поступлений средств в региональные  и местные бюджеты и низкой  долей закрепленных за территориями  налоговых платежей.

- недопоступления налоговых  платежей, главными причинами которого  стали: ухудшение макроэкономических  и финансовых показателей по  сравнению с принятыми в бюджете;  рост неплатежей в народном  хозяйстве; прямое уклонение от  уплаты налогов, укрывательство многими налогоплательщиками своих доходов (невозможность контролирования всех малых и средних предприятий, уход от налоговой полиции по средством расчетов за наличные деньги) [4,с.6].

Эти проблемы решаются следующим путем:

Теоретической разработки и обоснования принципов построения бюджетной системы Российской Федерации.

Создания реального  бюджетного механизма, позволяющего воплотить  разработанные принципы на практике.

Разработки и принятия нормативных актов по разграничению  полномочий и функций между органами власти разного уровня, распределение расходов между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов в соответствии с полномочиями и функциями органов власти разного уровня.

Создания новой системы  меж бюджетного перераспределения  финансовых ресурсов на основе использования различных форм оказания финансовой помощи субъектам Федерации и органам местного самоуправления.

Разработки новых принципов  составления, рассмотрения, утверждения  и исполнения бюджета на каждом уровне управления.

Денежно-кредитная политика должна быть направлена на стимулирование экономического роста и инвестиций с учетом опыта других стран [9, с.214].

При этом необходимо учесть, во-первых, последовательное использование  денежными властями имеющихся у  них механизмов, необходимых для  формирования финансовых ресурсов и содействующих их дальнейшему направлению на инвестиции, что должно сопровождаться реализацией мер по стимулированию спроса в увязке с выработкой приоритетов экономической политики в целом.

Во-вторых, особое внимание должно быть уделено отладке механизмов, стимулирующих поступление ресурсов в реальную экономику, создающих условия для более длительных сроков размещения средств с одновременным предотвращением разбалансировки других сегментов рынка и уменьшением инфляционных рисков.

В-третьих, необходимо разработать  комплекс мер по удешевлению формируемой  ресурсной базы. Стимулами и для вкладчиков, и для банков могут быть более низкие ставки налогообложения по начисляемым процентам в случае размещения средств на длительные сроки.

В-четвертых, важную роль должен играть механизм гарантий, особенно актуальный в период, когда общеэкономическая среда еще довольно неустойчива и требуется первоначальный импульс, чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки.

В-пятых, важными мерами должны стать действия по уменьшению долларизации отечественной экономики. Использование долларов во внутреннем обороте существенно сужает возможности мультипликационного расширения средств и в целом подрывает позиции рубля как национальной валюты. Помимо объективных причин, связанных с неясностью экономической политики, такая ситуация "подпитывается" и ожиданиями самих участников рынка относительно дальнейшего номинального обесценения рубля, поскольку они понимают, что подобная курсовая политика проводится в целях стимулирования экспорта (рост валютных резервов ЦБ фактически свидетельствует о том, что осуществляются интервенции в поддержку доллара, не допускающие снижения его курса). Укрепление экономики и национальной валюты будет для участников рынка серьезным стимулом для проведения операций в рублях и создаст дополнительную основу для инвестиционной деятельности.

В-шестых, необходимо последовательно  использовать различные формы рефинансирования (переучета векселей и пр.), что  может способствовать направлению  ресурсов с учетом приоритетов экономической политики государства [12, с.28].

Все названные меры должны быть составной частью экономической  политики государства, направленные на обеспечение национальных приоритетов  развития и создание условий для  устойчивого экономического роста.

На сегодняшний день существуют следующие проблемы в  сфере территориальных финансов:

Во- первых, недофинансирование.

Вторая не маловажная проблема финансирования дорожного  хозяйства, особенно строительство  новых дорог.

Способы решения проблем территориального финансирования:

Тщательная проработка и анализ проблемы;

Введение дополнительного  финансирования по различным статьям  расходов по регионам, которое позволит смягчить проблему недофинансирования.

В частности, дополнительное финансирование непроцентных расходов в 2010- 2011 гг. на 67 млрд. рублей позволило субъектам Федерации лучше подготовиться к зиме, выплатить в полном объеме увеченную на 30% заработную плату бюджетникам, сократить потери сельскохозяйственных предприятий, пострадавших от засухи, расплатиться по долгам федерального правительства перед предприятиями ВПК, выделить дополнительные средства на дорожное строительство, погасить часть задолженности по ведомственному жилью, дополнительно профинансировать строительство метрополитена и ряд других социальных статей бюджета [5, с.12].

Налоги и квази-налоги превышают в России 40% ВВП (в Китае - до 25%), что вытесняет РФ в зону стран с низкими темпами роста  и накопления (мировая практика). Мало используется мировой опыт стимулирования инвесторов. Налоговые льготы ограниченны. Необходимо снижение налогового пресса, следует стимулировать накопления на основе системы налоговых льгот (китайский, иной страновой опыт), поощряющих:

    • прямые иностранные инвестиции под модернизацию производства;
    • вложения в инновации и приоритетные отрасли;
    • длинные инвестиции в акции;
    • вложения бизнеса в публичный сектор, экономящие бюджетные средства [6, с.70].

В России отмечается узость внутреннего предложения. Борьба с  кризисом за счет роста внутреннего  предложения и спроса (в сравнении с внешним) требует расширения инвестиций государства, программ общественных работ (формирование госзаказа и связанное с ним финансирование инфраструктуры - дорог, коммуникаций, энерго- и водоснабжения, коммунальных сетей); восстановление экономики и социальной среды центральных районов РФ, сети аграрных поселений. Прогнозируются массовые программы финансовой поддержки государством приоритетных компаний с целью замещения импорта и поощрения спроса на товары внутреннего производства (бюджетные и налоговые кредиты, централизованные кредиты, рефинансируемые Банком России, субсидирование процента, депозитно-кредитные схемы, бюджетные инвестиции). Они должны осуществляться в объемах, не нарушающих рыночной природы экономики, быть связанными с планами реструктуризации.

В РФ отсутствует весь спектр финансовых институтов развития с участием государства. Часть институтов действует формально, они ограниченны в средствах, не дают доступа к кредитам с низкими регулятивными издержками и процентом. Необходимо значимое увеличение ресурсов институтов развития, обслуживающих экспорт и сельскохозяйственный кредит, нужны новые институты в сфере образовательного кредита и микрофинансирования. На базе депозитно-кредитных схем следует создать систему массового дешевого кредита (5-6%) в аграрном секторе, в ипотеке жилья, земли, транспортных средств для населения и мелкого бизнеса.

Итак, можно сказать, что  только при комплексном подходе  к проблеме совершенствования и  стабилизации финансовой системы России можно добиться желаемых результатов, т.е. сформировать современную социально ориентированную финансовую систему, исправно функционирующую в условиях рыночных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Финансы как экономическая категория