Финансы малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является комплексное исследование финансов малого бизнеса в условиях рынка.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
исследованы сущность, критерии определения субъектов малого бизнеса и его роль в рыночной экономике;
сформулированы преимущества и недостатки малого бизнеса, причины, тормозящие его развитие;
рассмотрена специфика организации финансов малых предприятий на современном этапе;
описаны направления, формы и инфраструктура государственной поддержки малого бизнеса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 4
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 9
3. СПОСОБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
4. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 288
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 457.50 Кб (Скачать файл)




Содержание

 

Введение

Как явствует из самого определения, малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критическим показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации).

Целью настоящей работы является комплексное исследование финансов малого бизнеса в условиях рынка.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

    • исследованы сущность, критерии определения субъектов малого бизнеса и его роль в рыночной экономике;
    • сформулированы преимущества и недостатки малого бизнеса, причины, тормозящие его развитие;
    • рассмотрена специфика организации финансов малых предприятий на современном этапе;
    • описаны направления, формы  и инфраструктура государственной поддержки малого бизнеса.

Теоретической и методической основой послужили труды российских и зарубежных ученых по проблемам малого бизнеса.

1. Сущность и критерии малого  предпринимательства

В ряде научных работ  под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой  лиц, или предприятия, управляемые  одним собственником. Как правило, наиболее общими критическими показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода) и др. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50.

Однако наиболее часто  применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Однако почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих. В Европейском сообществе с 1 января 1995 г. к малым предприятиям относятся предприятия при отсутствии повышения ими уровней следующих показателей: количество занятых работников до 50 человек; годовой оборот менее 4 млн. экю; сумма баланса менее 2 млн. экю. К средним предприятиям в ЕС относятся предприятия, не превышающие в результате своей деятельности следующие уровни показателей: количество занятых работников от 50 до 250 человек; годовой оборот менее 16 млн. экю; сумма баланса менее 8 млн. экю. При определении мер поддержки к субъектам предпринимательства на уровне ЕС могут применяться и другие показатели при отнесении предприятий к малым. Предложенные Комиссией ЕС (КЕС) критерии отнесения фирм к малым являются следующие: число занятых работников не должно превышать 100 человек; размер собственного основного капитала должен быть менее 75 экю при условии, что доля более крупных компаний в уставном капитале фирмы не превышает одну треть. КЕС выделяет малые фирмы с численностью занятых до 10 человек (в подавляющем большинстве это индивидуальные и семейные предприятия и фермерские хозяйства) и мелкие фирмы, численность занятых работников на которых колеблется от 10 до 99 человек.

Международная организация  экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек – как «малые», от 100 до 499 человек – как «средние» и свыше 500 – как «крупные».

В российской практике малое  предпринимательство было разрешено  в 1988 г. По началу к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. Так, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР, принятыми в августе 1990 г., к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности – 200 человек, в науке и научном обслуживании – 100, в других отраслях производственной сферы – 50, в отраслях непроизводственной сферы 25, в розничной торговле – 15 человек. Наряду с этим учитывался и объем хозяйственного оборота, право на определение количественного значения которого предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена. Принцип отнесения предприятий к малым по численности работников сохранился и в современном российском законодательстве.

В соответствии с Федеральным  законом от 14 июня 1995 г. № 88-43 «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

  • в промышленности, строительстве, на транспорте – 100 человек;
  • в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;
  • в оптовой торговле – 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия  определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам  гражданско-правого характера и  по совместительству с учетом реально  отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

В случаях превышения малым предприятием вышеназванной  численности работников данное предприятие  лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.

В Российской Федерации  к субъектам малого предпринимательства  относятся и индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования юридического лица.

Говоря о роли малого бизнеса, опираясь на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод, что поступательное развитие малого бизнеса является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:

  • формирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);
  • расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;
  • приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
  • содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
  • привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры на малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем на крупных;
  • создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
  • более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;
  • вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
  • формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);
  • активизация научно-технического прогресса;
  • освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
  • содействие деятельности крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создания вспомогательных и обслуживающих производств;
  • освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Все эти и другие экономические  и социальные функции малого бизнеса ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России.

Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятость, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений – все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

2. Организация финансов малого  предприятия

2.1. Денежные  фонды и резервы предприятий

  Формирование денежных  фондов предприятия начинается  с момента его организации. Предприятие в соответствии с законодательством создает уставной капитал.

Уставной капитал –  основной первоначальный источник собственных  средств предприятия. Формируют  основной и оборотный капитал, которые  в свою очередь направляются на приобретение основных производственных фондов, нематериальных активов, оборотных средств.

К числу денежных фондов предприятия относится добавочный капитал. Он создается за счет: прироста стоимости имущества в результате переоценки основных фондов, эмиссионного дохода (превышения продажной цены акций над номинальной); безвозмездно полученных денежных и материальных ценностей на производственные цели.

Результатом предпринимательской  деятельности являются доходы, которые  выступают в форме выручки  от реализации, которая поступает на расчетный счет предприятия. Выручка это прежде всего источник возмещения затрат на производство, продвижение на рынок и реализацию товаров (работ, услуг).

Результатом и конечной целью деятельности предприятия  является получение прибыли. После налоговых выплат образуется прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, из которой в дальнейшем формируются резервный капитал и другие аналогичные резервы, а также фонд накопления и фонд потребления.

Резервный капитал –  денежный фонд предприятия, который образуется в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами. Источником его формирования являются отчисления из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Он предназначен для покрытия убытков отчетного года, выплаты дивидендов при отсутствии или недостаточности прибыли отчетного года для этих целей.

Фонд накопления –  денежные средства, предназначенные  для развития производства. Использование  этих средств связано как с  развитием основного производства в целях увеличения имущества предприятия, так и с финансовыми вложениями для извлечения прибыли.

Фонд потребления –  денежные средства, направляемые на социальные нужды, финансирование объектов непроизводственной сферы, единовременное поощрение, выплаты компенсационного характера и другие аналогичные цели.

2.2. Финансовые  ресурсы предприятия

Финансовые ресурсы  предприятия – это совокупность собственных денежных доходов и  поступлений извне, предназначенные  для выполнения финансовых обязательств предприятия, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с расширением производства.

Финансовые ресурсы  предприятия по своему происхождению  разделяются на собственные (внутренние) и привлеченные на различных условиях (внешние).

Собственные финансовые ресурсы включают в себя прибыль и амортизационные отчисления.

Амортизационные отчисления представляют собой денежное выражение  стоимости износа основных производственных фондов и нематериальных активов. Они  имеют двойственный характер, так  как включаются в себестоимость продукции и в составе выручки от реализации продукции возвращаются на расчетный счет предприятия, становясь внутренним источником финансирования как простого, так и расширенного воспроизводства.

Привлеченные, или внешние, источники формирования финансовых ресурсов можно также разделить на собственные, заемные и бюджетные ассигнования. Это деление обусловлено формой вложения капитала.

Ссудный капитал передается предприятию на условиях платности  и возвратности в виде кредитов банков, выданных на разные сроки, средств других предприятий в виде векселей и облигационных займов.

Бюджетные ассигнования могут использоваться как на безвозвратной  так и на возвратной основе. Как  правило, они выделяются для финансирования государственных заказов, отдельных  инвестиционных программ или в качестве краткосрочной государственной поддержки предприятий, производство продукции которых имеет общегосударственное значение.

Использование привлеченных финансовых ресурсов чаще используется крупными предприятиями, чем мелкими  или средними.

Финансовые ресурсы  используются предприятием в процессе производственной и инвестиционной деятельности. Они находятся в  постоянном движении и пребывают  в денежной форме лишь в виде остатков денежных средств на расчетном счете  и в кассе предприятия.

Информация о работе Финансы малого предпринимательства