Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 21:52, контрольная работа
Описание работы
Построение социально-ориентировочной рыночной экономики предполагает возрастание некоммерческих организация, оказывающих различные виды социальных услуг. Некоммерческий сектор, призванный реализовывать социальные, культурные, благотворительные цели, играет крайне важную роль в рыночной экономике. Резкое повышение значения некоммерческой сферы для развития национальной экономики требует переоценки всего традиционно сложившегося подхода к ее месту и роли в системе хозяйствования. В условиях расширения и совершенствования рыночных отношений экономические проблемы функционирования некоммерческих организаций приобретают все большее теоретическое и практическое значение как в России, так и за рубежом.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3 ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДА НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………………………………..4 НАПРАВЛЕНИЕ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВНЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ………………………………………………………………………12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….14 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….15
ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ
ДОХОДА НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………………………………..4
НАПРАВЛЕНИЕ РАСХОДОВАНИЯ
СРЕДСТВНЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ………………………………………………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….15
ВВЕДЕНИЕ
Построение социально-ориентировочной
рыночной экономики предполагает возрастание
некоммерческих организация, оказывающих
различные виды социальных услуг. Некоммерческий
сектор, призванный реализовывать социальные,
культурные, благотворительные цели, играет
крайне важную роль в рыночной экономике.
Резкое повышение значения некоммерческой
сферы для развития национальной экономики
требует переоценки всего традиционно
сложившегося подхода к ее месту и роли
в системе хозяйствования. В условиях
расширения и совершенствования рыночных
отношений экономические проблемы функционирования
некоммерческих организаций приобретают
все большее теоретическое и практическое
значение как в России, так и за рубежом.
Специфика формирования
и использования финансовых ресурсов
некоммерческих организаций диктуется
особенностью их положения в системе общественно-экономических
отношений в ходе создания, распределения
и использования общественного продукта
.
В Гражданском кодексе
РФ некоммерческая организация определяется
как организация, не имеющая извлечение
прибыли в качестве основной цели деятельности
и не распределяющая полученную прибыль
между участниками. Предпринимательскую
деятельность они могут осуществлять
лишь постольку, поскольку эта деятельность
служит достижению целей, ради которых
они созданы, и соответствуют эти
целям. Такой деятельностью признается,
например, приносящее прибыль производство
товаров и услуг, отвечающее целям создания
некоммерческой организации.
ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ
ДОХОДА НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Доход некоммерческой
организации– денежные или иные средства,
получаемые в результате ее деятельности.
К основным источникам дохода относятся:
• регулярные и единовременные
поступления от учредителей (участников,
членов);
• добровольные имущественные
взносы и пожертвования;
• ассигнования из
государственного бюджета;
• выручка от реализации
товаров, работ, услуг;
• дивиденды (доходы,
проценты), получаемые по акциям, облигациям,
другим ценным бумагам и вкладам;
• доходы, получаемые
от собственности;
• другие не запрещенные
законом поступления.
Регулярные и единовременные
поступления от учредителей (участников,
членов) –вступительные и членские взносы
в тех некоммерческих организациях, правовые
формы которых предусматривают членство
(общественная организация, ассоциация
и др.); средства, которые регулярно перечисляются
учреждениям их собственниками. В российской
практике не существует нормативных документов,
определяющих механизм поступления регулярных
взносов и перечислений. Их размер и порядок
поступления регулируется учредительными
документами или решением органов управления
либо в соответствии с решениями собственника
(для учреждений).
Особый порядок поступления
регулярных взносов и перечислений предусматривается
для бюджетных учреждений. В России он
определяется Бюджетным кодексом Российской
Федерации (от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ). Эти
средства поступают в бюджетные учреждения
на основе нормативного финансирования.
Нормативы формируются на таком уровне,
чтобы бюджетные учреждения имели возможность
произвести оплату труда работников, рассчитаться
с государственными внебюджетными фондами,
обеспечить возмещение эксплуатационных
расходов и др. Нормативное финансирование
осуществляется на базе расчетных показателей,
которые наиболее полно отражают результаты
функционирования того или иного бюджетного
учреждения. Например, в образовании одним
из таких показателей является стоимость
обучения одного учащегося в год.
В то же время применение
нормативного метода на практике не всегда
позволяет выявить реальные потребности
бюджетных учреждений и определить тенденции
их развития. Иногда расчет нормативов
ведется методом экстраполяции с поправкой
на текущие возможности бюджета. Поэтому
использование нормативного метода не
всегда способствует достижению высоких
качественных показателей, а иногда порождает
затратные методы достижения конечных
результатов.
В настоящее время
в России значительная часть нормативов,
на основе которых осуществляется финансирование
бюджетных учреждений, находится на достаточно
низком уровне. В итоге они не имеют возможности
в полной мере обеспечить инновационный
характер развития.
К единовременным поступлениям
относятся взносы в уставный капитал некоммерческих
организаций, а также взносы учредителей
фондов и автономных некоммерческих организаций.
Как уже отмечалось ранее, некоммерческие
организации не обязаны создавать уставный
капитал. Вместе с тем регистрирующие
органы для некоторых форм некоммерческих
организаций могут потребовать образования
уставного капитала в размере не менее
100 минимальных размеров оплаты труда
(МРОТ). В этом случае уставный фонд формируется
в порядке, предусмотренном Планом счетов
бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности организаций. Порядок отражения
в учете вкладов учредителей в уставный
фонд соответствует общепринятой методике.
Размер и порядок внесения взносов учредителей
фондов и автономных некоммерческих организаций
определяют сами учредители.
Добровольные имущественные
взносы и пожертвования– средства граждан
и юридических лиц, поступающие в некоммерческую
организацию как в натуральной, так и в
денежной формах, для выполнения основной
деятельности.
Добровольные имущественные
взносы и пожертвования носят исключительно
целевой характер; они предназначены для
выполнения конкретных программ, мероприятий
или для ведения основной деятельности
в целом. К добровольным имущественным
взносам и пожертвованиям относятся также
спонсорские средства, которые представляют
особую форму оплаты рекламной деятельности
(ст. 19 Федерального закона «О рекламе»
от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ).
Добровольные имущественные
взносы и пожертвования физических и юридических
лиц не следует рассматривать только как
воплощение бескорыстия. Это во многом
типичная экономическая сделка. В обмен
на ссужаемый капитал жертвователи получают
прямые и косвенные выгоды. К прямым выгодам
относятся льготное налогообложение;
доступ к современной научно-технической,
экономической и иным видам информации;
использование труда высококвалифицированных
специалистов; возможность проведения
рекламы; признание общественности и проч.
Косвенные выгоды заключаются в повышении
образовательного, научного, духовного
потенциала общества, здоровья населения
и проч., что в целом способствует улучшению
условий функционирования экономики.
В свою очередь некоммерческие
организации получают необходимые для
осуществления основной деятельности
материальные и финансовые ресурсы, возможность
использовать современные виды оборудования,
сырья, связи, повышать квалификацию работников
и др. Использование средств жертвователей
дает возможность некоммерческим организациям
успешно решать проблему реализации товаров
и услуг, производимых ими с достаточно
высокими издержками, что способствует
укреплению позиций этих организаций
по сравнению с коммерческими. Однако,
несмотря на взаимовыгодность данной
сделки, некоммерческие организации в
определенной мере лишаются самостоятельности.
Это проявляется в выборе стратегии развития
организаций, формировании и расходовании
бюджета, подборе кадров и проч.
Особого внимания заслуживает
такой источник поступления, как грант.
В настоящее время в российском законодательстве
понятие «грант» трактуется неоднозначно
в зависимости от его вида: Президента
Российской Федерации, государственный,
благотворительный и т.д. В одном случае
под грантом понимаются целевые средства,
предоставляемые организациям и физическим
лицам для выполнения конкретных программ,
в другом – лишь средства, поступающие
от иностранных благотворительных организаций
для реализации целевых мероприятий.
В мировой практике
под грантом, как правило, понимаются целевые
средства, предоставляемые на безвозвратной,
бесприбыльной основе. Гранты позволяют
некоммерческим организациям осуществлять
новые проекты, приобретать современное
оборудование, повышать уровень профессиональной
квалификации сотрудников и др.
Пока гранты фондов
играют незначительную роль в развитии
российских некоммерческих организаций.
Их основная часть приходится на зарубежные
фонды, в основном на те, которые имеют
постоянное представительство в России.
По мере стабилизации российской экономики
происходит расширение деятельности как
российских, так и зарубежных фондов.
В целом же российским
некоммерческим организациям пока не
приходится существенно рассчитывать
на такой источник финансирования, как
добровольные взносы.
Ассигнования из государственного
бюджета – поступления некоммерческим
организациям на осуществление отдельных
проектов, программ, мероприятий. Существует
несколько способов поступления средств
из государственного бюджета в некоммерческие
организации. К ним относятся:
• государственный
или муниципальный контракт;
• предоставление
субвенций и субсидий, в том числе на выделение
грантов и материальной поддержки.
Получение средств
из государственного бюджета посредством
государственного или муниципального
контракта предусматривает участие некоммерческих
организаций в выполнении программ, удовлетворяющих
государственные и муниципальные потребности.
Например, местные
органы государственной власти могут
заключить контракт с некоммерческими
организациями на оказание услуг определенным
категориям населения: престарелым, инвалидам,
семьям с детьми и др. Получение некоммерческими
организациями государственного и муниципального
контракта возможно только на конкурсной
основе. В России это требование отражено
в ст. 72 Бюджетного кодекса Российской
Федерации (от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ).
Некоммерческие организации
также имеют возможность получить из государственного
бюджета субсидии и субвенции, в том числе
государственные гранты. Субсидии предоставляются
некоммерческой организации на условиях
долевого финансирования целевых расходов.
Как правило, субсидии, получаемые некоммерческой
организацией, направляются на частичное
покрытие определенных видов расходов,
связанных с осуществлением основной
деятельности (коммунальные расходы и
др.). Получение такого рода средств из
государственного бюджета часто связано
с определенными требованиями. Например,
молодежные и детские объединения в России
могут получить государственные субсидии
при условии их включения в Федеральный
реестр молодежных и детских объединений,
пользующихся государственной поддержкой,
а также с учетом итогов их деятельности
в предыдущем году и приоритетности планируемых
для реализации проектов (программ). Государственные
субсидии молодежным и детским объединениям
предоставляются один раз в год в объеме,
пропорциональном числу членов объединения.
Средства из государственного
бюджета в виде субвенции могут быть предоставлены
некоммерческой организации на осуществление
определенных целевых расходов. Эти средства
поступают в некоммерческую организацию
на безвозмездной и безвозвратной основе.
В частности, некоммерческая организация
может получить бюджетные средства в виде
субвенции на финансирование расходов,
связанных с ее участием в выполнении
государственной целевой программы, финансирование
которой предусмотрено соответствующим
бюджетом.
Субсидии и субвенции,
в том числе государственные гранты, полученные
некоммерческими организациями и использованные
не по целевому назначению, подлежат возврату
в соответствующий бюджет. Эта же мера
распространяется на субсидии и субвенции,
не использованные в установленные сроки.
Мировой опыт показывает,
что ассигнования из государственного
бюджета, поступающие некоммерческим
организациям, должны носить целевой характер.
Посредством такого рода финансирования
государство привлекает некоммерческие
организации к реализации федеральных,
региональных и местных социально-экономических
программ.
Выручка от реализации
товаров, работ, услуг –выручка от двух
видов деятельности некоммерческой организации.
Во-первых, это доход, который некоммерческие
организации получают в результате выполнения
своей основной деятельности. Это может
быть плата за вход в музей, за билет в
театр, на спортивное соревнование и т.д.
Во-вторых, доход от самостоятельной предпринимательской
деятельности (реализация товаров и услуг,
посредническая деятельность, покупка
и продажа недвижимости и др.). Руководство
некоммерческих организаций уделяет существенное
внимание первому источнику доходов и
все более широко использует второй.
Доход первого рода
играет значительную роль в деятельности
многих некоммерческих организаций.
Ограниченность ресурсов
государственного бюджета, сложность
получения целевых ассигнований, добровольных
пожертвований вынуждают некоммерческие
организации увеличивать в общей сумме
доходов долю средств от производства
и реализации товаров, работ, услуг. Вместе
с тем необходимо отметить, что такая тенденция
неприемлема для многих некоммерческих
организаций. Это касается тех из них,
которые ориентированы на привлечение
широких слоев населения (музеи, спортивные
организации), конкретную аудиторию (симфонические
оркестры) и др.
Дивиденды (доходы,
проценты), получаемые по акциям, облигациям,
другим ценным бумагам и вкладам. Некоммерческие
организации получают доход по имеющимся
у них акциям, облигациям, другим ценным
бумагам и вкладам. В России развитие этого
источника формирования дохода некоммерческих
организаций сдерживается ограниченностью
финансовых ресурсов последних, кризисным
состоянием отечественного фондового
рынка.