Финансы некоммерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 21:52, контрольная работа

Описание работы

Построение социально-ориентировочной рыночной экономики предполагает возрастание некоммерческих организация, оказывающих различные виды социальных услуг. Некоммерческий сектор, призванный реализовывать социальные, культурные, благотворительные цели, играет крайне важную роль в рыночной экономике. Резкое повышение значения некоммерческой сферы для развития национальной экономики требует переоценки всего традиционно сложившегося подхода к ее месту и роли в системе хозяйствования. В условиях расширения и совершенствования рыночных отношений экономические проблемы функционирования некоммерческих организаций приобретают все большее теоретическое и практическое значение как в России, так и за рубежом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДА НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………………………………..4
НАПРАВЛЕНИЕ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВНЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ………………………………………………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

Контрольная работа финансы.docx

— 49.11 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ…………………………………………………………………………2

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3

ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДА НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………………………………..4

НАПРАВЛЕНИЕ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВНЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ………………………………………………………………………12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Построение социально-ориентировочной рыночной экономики предполагает возрастание некоммерческих организация, оказывающих различные виды социальных услуг. Некоммерческий сектор, призванный реализовывать социальные, культурные, благотворительные цели, играет крайне важную роль в рыночной экономике. Резкое повышение значения некоммерческой сферы для развития национальной экономики требует переоценки всего традиционно сложившегося подхода к ее месту и роли в системе хозяйствования. В условиях расширения и совершенствования рыночных отношений экономические проблемы функционирования некоммерческих организаций приобретают все большее теоретическое и практическое значение как в России, так и за рубежом.

Специфика формирования и использования финансовых ресурсов некоммерческих организаций диктуется особенностью их положения в системе общественно-экономических отношений в ходе создания, распределения и использования общественного продукта .

В Гражданском кодексе РФ некоммерческая организация определяется как организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Предпринимательскую деятельность они могут осуществлять лишь постольку, поскольку эта деятельность служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствуют эти целям. Такой деятельностью признается, например, приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающее целям создания некоммерческой организации.

 

ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДА НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Доход некоммерческой организации– денежные или иные средства, получаемые в результате ее деятельности. К основным источникам дохода относятся:

• регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

• добровольные имущественные взносы и пожертвования;

• ассигнования из государственного бюджета;

• выручка от реализации товаров, работ, услуг;

• дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

• доходы, получаемые от собственности;

• другие не запрещенные законом поступления.

Регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов) –вступительные и членские взносы в тех некоммерческих организациях, правовые формы которых предусматривают членство (общественная организация, ассоциация и др.); средства, которые регулярно перечисляются учреждениям их собственниками. В российской практике не существует нормативных документов, определяющих механизм поступления регулярных взносов и перечислений. Их размер и порядок поступления регулируется учредительными документами или решением органов управления либо в соответствии с решениями собственника (для учреждений).

Особый порядок поступления регулярных взносов и перечислений предусматривается для бюджетных учреждений. В России он определяется Бюджетным кодексом Российской Федерации (от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ). Эти средства поступают в бюджетные учреждения на основе нормативного финансирования. Нормативы формируются на таком уровне, чтобы бюджетные учреждения имели возможность произвести оплату труда работников, рассчитаться с государственными внебюджетными фондами, обеспечить возмещение эксплуатационных расходов и др. Нормативное финансирование осуществляется на базе расчетных показателей, которые наиболее полно отражают результаты функционирования того или иного бюджетного учреждения. Например, в образовании одним из таких показателей является стоимость обучения одного учащегося в год.

В то же время применение нормативного метода на практике не всегда позволяет выявить реальные потребности бюджетных учреждений и определить тенденции их развития. Иногда расчет нормативов ведется методом экстраполяции с поправкой на текущие возможности бюджета. Поэтому использование нормативного метода не всегда способствует достижению высоких качественных показателей, а иногда порождает затратные методы достижения конечных результатов.

В настоящее время в России значительная часть нормативов, на основе которых осуществляется финансирование бюджетных учреждений, находится на достаточно низком уровне. В итоге они не имеют возможности в полной мере обеспечить инновационный характер развития.

К единовременным поступлениям относятся взносы в уставный капитал некоммерческих организаций, а также взносы учредителей фондов и автономных некоммерческих организаций. Как уже отмечалось ранее, некоммерческие организации не обязаны создавать уставный капитал. Вместе с тем регистрирующие органы для некоторых форм некоммерческих организаций могут потребовать образования уставного капитала в размере не менее 100 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). В этом случае уставный фонд формируется в порядке, предусмотренном Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Порядок отражения в учете вкладов учредителей в уставный фонд соответствует общепринятой методике. Размер и порядок внесения взносов учредителей фондов и автономных некоммерческих организаций определяют сами учредители.

Добровольные имущественные взносы и пожертвования– средства граждан и юридических лиц, поступающие в некоммерческую организацию как в натуральной, так и в денежной формах, для выполнения основной деятельности.

Добровольные имущественные взносы и пожертвования носят исключительно целевой характер; они предназначены для выполнения конкретных программ, мероприятий или для ведения основной деятельности в целом. К добровольным имущественным взносам и пожертвованиям относятся также спонсорские средства, которые представляют особую форму оплаты рекламной деятельности (ст. 19 Федерального закона «О рекламе» от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ).

Добровольные имущественные взносы и пожертвования физических и юридических лиц не следует рассматривать только как воплощение бескорыстия. Это во многом типичная экономическая сделка. В обмен на ссужаемый капитал жертвователи получают прямые и косвенные выгоды. К прямым выгодам относятся льготное налогообложение; доступ к современной научно-технической, экономической и иным видам информации; использование труда высококвалифицированных специалистов; возможность проведения рекламы; признание общественности и проч. Косвенные выгоды заключаются в повышении образовательного, научного, духовного потенциала общества, здоровья населения и проч., что в целом способствует улучшению условий функционирования экономики.

В свою очередь некоммерческие организации получают необходимые для осуществления основной деятельности материальные и финансовые ресурсы, возможность использовать современные виды оборудования, сырья, связи, повышать квалификацию работников и др. Использование средств жертвователей дает возможность некоммерческим организациям успешно решать проблему реализации товаров и услуг, производимых ими с достаточно высокими издержками, что способствует укреплению позиций этих организаций по сравнению с коммерческими. Однако, несмотря на взаимовыгодность данной сделки, некоммерческие организации в определенной мере лишаются самостоятельности. Это проявляется в выборе стратегии развития организаций, формировании и расходовании бюджета, подборе кадров и проч.

Особого внимания заслуживает такой источник поступления, как грант. В настоящее время в российском законодательстве понятие «грант» трактуется неоднозначно в зависимости от его вида: Президента Российской Федерации, государственный, благотворительный и т.д. В одном случае под грантом понимаются целевые средства, предоставляемые организациям и физическим лицам для выполнения конкретных программ, в другом – лишь средства, поступающие от иностранных благотворительных организаций для реализации целевых мероприятий.

В мировой практике под грантом, как правило, понимаются целевые средства, предоставляемые на безвозвратной, бесприбыльной основе. Гранты позволяют некоммерческим организациям осуществлять новые проекты, приобретать современное оборудование, повышать уровень профессиональной квалификации сотрудников и др.

Пока гранты фондов играют незначительную роль в развитии российских некоммерческих организаций. Их основная часть приходится на зарубежные фонды, в основном на те, которые имеют постоянное представительство в России. По мере стабилизации российской экономики происходит расширение деятельности как российских, так и зарубежных фондов.

В целом же российским некоммерческим организациям пока не приходится существенно рассчитывать на такой источник финансирования, как добровольные взносы.

Ассигнования из государственного бюджета – поступления некоммерческим организациям на осуществление отдельных проектов, программ, мероприятий. Существует несколько способов поступления средств из государственного бюджета в некоммерческие организации. К ним относятся:

• государственный или муниципальный контракт;

• предоставление субвенций и субсидий, в том числе на выделение грантов и материальной поддержки.

Получение средств из государственного бюджета посредством государственного или муниципального контракта предусматривает участие некоммерческих организаций в выполнении программ, удовлетворяющих государственные и муниципальные потребности.

Например, местные органы государственной власти могут заключить контракт с некоммерческими организациями на оказание услуг определенным категориям населения: престарелым, инвалидам, семьям с детьми и др. Получение некоммерческими организациями государственного и муниципального контракта возможно только на конкурсной основе. В России это требование отражено в ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ).

Некоммерческие организации также имеют возможность получить из государственного бюджета субсидии и субвенции, в том числе государственные гранты. Субсидии предоставляются некоммерческой организации на условиях долевого финансирования целевых расходов. Как правило, субсидии, получаемые некоммерческой организацией, направляются на частичное покрытие определенных видов расходов, связанных с осуществлением основной деятельности (коммунальные расходы и др.). Получение такого рода средств из государственного бюджета часто связано с определенными требованиями. Например, молодежные и детские объединения в России могут получить государственные субсидии при условии их включения в Федеральный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой, а также с учетом итогов их деятельности в предыдущем году и приоритетности планируемых для реализации проектов (программ). Государственные субсидии молодежным и детским объединениям предоставляются один раз в год в объеме, пропорциональном числу членов объединения.

Средства из государственного бюджета в виде субвенции могут быть предоставлены некоммерческой организации на осуществление определенных целевых расходов. Эти средства поступают в некоммерческую организацию на безвозмездной и безвозвратной основе. В частности, некоммерческая организация может получить бюджетные средства в виде субвенции на финансирование расходов, связанных с ее участием в выполнении государственной целевой программы, финансирование которой предусмотрено соответствующим бюджетом.

Субсидии и субвенции, в том числе государственные гранты, полученные некоммерческими организациями и использованные не по целевому назначению, подлежат возврату в соответствующий бюджет. Эта же мера распространяется на субсидии и субвенции, не использованные в установленные сроки.

Мировой опыт показывает, что ассигнования из государственного бюджета, поступающие некоммерческим организациям, должны носить целевой характер. Посредством такого рода финансирования государство привлекает некоммерческие организации к реализации федеральных, региональных и местных социально-экономических программ.

Выручка от реализации товаров, работ, услуг –выручка от двух видов деятельности некоммерческой организации. Во-первых, это доход, который некоммерческие организации получают в результате выполнения своей основной деятельности. Это может быть плата за вход в музей, за билет в театр, на спортивное соревнование и т.д. Во-вторых, доход от самостоятельной предпринимательской деятельности (реализация товаров и услуг, посредническая деятельность, покупка и продажа недвижимости и др.). Руководство некоммерческих организаций уделяет существенное внимание первому источнику доходов и все более широко использует второй.

Доход первого рода играет значительную роль в деятельности многих некоммерческих организаций.

Ограниченность ресурсов государственного бюджета, сложность получения целевых ассигнований, добровольных пожертвований вынуждают некоммерческие организации увеличивать в общей сумме доходов долю средств от производства и реализации товаров, работ, услуг. Вместе с тем необходимо отметить, что такая тенденция неприемлема для многих некоммерческих организаций. Это касается тех из них, которые ориентированы на привлечение широких слоев населения (музеи, спортивные организации), конкретную аудиторию (симфонические оркестры) и др.

Дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам. Некоммерческие организации получают доход по имеющимся у них акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам. В России развитие этого источника формирования дохода некоммерческих организаций сдерживается ограниченностью финансовых ресурсов последних, кризисным состоянием отечественного фондового рынка.

Информация о работе Финансы некоммерческих организаций