Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:02, реферат
В современном обществе термин «финансы» используется довольно часто: государственные (общественные) финансы, финансы предприятий, финансовые рынки, финансовые ресурсы, финансовая деятельность, финансовые активы, финансовый менеджмент, финансовая политика и т.п.
Но что такое «финансы» как экономическая категория? До сих пор в мировой экономической науке не сложилось общепринятого представления о происхождении этого слова. Одни связывают его со средневековыми латинскими терминами «finatio, financia, financia pecuniana», употреблявшимися в XIII-XIV вв. в значении «обязательная уплата денег, денежно-долговое обязательство». Похоже слово «финансы» и на английское «fine» (денежная пеня, пошлина за привилегию).
Не случайно основатель конституционной
экономики Дж. Бъюкенен предложил
рассматривать бюджетные расходы государства
как обмен неких государственных услуг
на деньги — налоговые платежи граждан
и компаний, в котором фактически невозможно
точно оценить эквивалентность/
На рубеже XX—XXI вв. товарные рынки и рынки факторов производства отходят на второй план, уступая место рынку денежных фондов — финансовых активов, обращение которых зиждется на долговых обязательствах в условиях неопределенности и рисков. Это позволяет говорить о третьем «ките» финансовой теории — долговой природе современных финансов, функционирование которых происходит с учетом фактора времени и риска. Это привело к субъекти-визации финансовых отношений, участниками которых помимо государства становятся обычные хозяйствующие субъекты — домашние хозяйства, фирмы (предприятия и организации). Подведем некоторые итоги:
• становление финансов было непосредственно
связано с формированием и развитием государства
в качестве хозяйствующего
субъекта, функционирование которого
обеспечивало общество путем перераспределения
части национального дохода в его пользу;
. финансы имеют
• особое значение для понимания роли
финансов в национальной экономике имеют
закономерности развития собственно рынков
денег, на которых человеческий интеллект
разрабатывает и внедряет
особые инструменты и инновации, выводящие
денежные потоки из
реального мира в Интернет.
Развиваясь в качестве обособленного раздела макроэкономической теории, финансы (сначала как государственные, потом корпораций и домашних хозяйств) в конечном счете приобрели достаточно отличительных признаков, чтобы выделиться в макроэкономической теории в виде теории финансов.
1.2. Сущность и функции финансов
Финансы — это экономические отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме между основными хозяйствующими субъектами — предприятиями, домашними хозяйствами и государством.
Эти отношения могут возникнуть:
по поводу перераспределения дохода общества в пользу одного из них;
для обеспечения адекватного
в процессе неэквивалентного обмена на основе долговых обязательств в условиях неопределенности и риска.
Финансы, обеспечивающие функционирование государства, называются государственными финансами. При перераспределении доходов общества в пользу домашних хозяйств и производителей возникают финансы соответственно домашних хозяйств и коммерческих организаций (фирм, корпораций).
Для наглядности представим национальную экономику в виде системы элементов — хозяйствующих субъектов (производителей, потребителей, финансовых посредников), с центром — государством и структурой, сформированной взаимосвязями. Они могут быть денежными, когда деньги опосредуют движение материальных активов в эквивалентных сделках купли-продажи. В результате таких сделок не происходит перераспределения доходов общества в пользу одного из субъектов за счет другого, а следовательно, не существует и финансов как механизма такого перераспределения. Финансовые взаимосвязи между хозяйствующими субъектами возникают в ситуации, когда деньги перемещаются без эквивалента в виде материальных или денежных активов лишь на основе обязательств одной из сторон сделки. Так, население и предприятия платят налоги государству в денежной форме в обмен на обязательство государства выполнять свои функции, В результате этих сделок происходит перераспределение дохода общества в пользу одного из партнеров по сделке.
Финансы — это денежные отношения хозяйствующих субъектов, включая государство, в результате которых доход общества меняет свою структуру, увеличиваясь в руках одного субъекта за счет изъятия (неэквивалентного) этой части у другого.
Если форма активов меняется с денежной на товарную при эквивалентном обмене между хозяйствующими субъектами, то, поскольку эти отношения денежные, их вряд ли можно отнести к финансовым.
Современные финансовые рынки на три четверти совершают спекулятивные операции, в которых денежные выигрыши одного возникают за счет проигрыша другого — и назвать их финансовыми вполне оправданно. Так включается финансовый механизм содержания одной части общества за счет другой. Разница только в том, что отношения с государством по поводу выплаты налогов императивные, а при спекуляции на рынках производных финансовых инструментов эти отношения возникают добровольно.
Другими словами, финансы представляют собой механизм неэквивалентного перераспределения доходов общества в пользу одного из агентов за счет другого, чтобы обеспечить возможность выполнения им его функций, в которых общество нуждается; это механизм поддержания того социального института, без которого общество было бы менее эффективным.
Если сущность финансов можно выразить многоаспектно, то столь же многогранно она выражается в функциях финансов.
Существует позитивная теория финансов, отвечающая на вопрос: как это происходит; и нормативная теория, отвечающая на вопрос: как должно быть. В рамках позитивной теории финансы:
перераспределяют доход общества в пользу одного из хозяйствующих субъектов за счет другого;
способствуют формированию фонда денежных средств государства или хозяйствующих субъектов;
обеспечивают выполнение соответствующими хозяйствующими субъектами функций, в которых общество нуждается.
Можно сказать, что с
помощью хозяйственной
С позиций нормативной теории функции финансов представляют собой механизм, с помощью которого государство может воздействовать на поведение хозяйствующих субъектов. В этом случае сущность финансов проявляется в следующих функциях:
• перераспределительной, меняющей структуру национального дохода общества;
• регулирующей, меняющей мотивацию хозяйствующих субъектов для достижения целей общества на том или ином этапе его развития;
• контролирующей, оценивающей и сопоставляющей эффективность использования перераспределенных денежных средств в целях изменения параметров такого перераспределения.
В соответствии с нормативной теорией финансов, если вмешательство государства в социально-экономическую систему необходимо и от этого выигрывает общество в целом, то объективно должен сформироваться механизм перераспределения денежных средств в пользу государства, достаточных для обеспечения возложенных на него функций. В этой связи встают вопросы: сколько средств следует выделять государству, чтобы экономика была эффективной; в какой мере это будет ущемлять интересы хозяйствующих субъектов; какие выбрать показатели оценки эффективности государственных расходов и кто будет их регламентировать; каковы условия достижения «золотой середины» между бюрократическими структурами государства и корпоративным менеджментом (а в целом — между рынком и государством) в управлении денежными средствами, циркулирующими в национальном хозяйстве и т.д.
Для современной России эти вопросы далеко не риторические, поскольку более половины всех произведенных в обществе товаров и услуг в текущих ценах ежегодно перераспределяется посредством финансов в пользу государства. А их эффективное/неэффективное использование обеспечивает адекватное развитие общества, изменение доходов населения и организаций. Сокращение реальных доходов в стране однозначно свидетельствует о неэффективности государства, о несостоятельности финансов как механизма перераспределения дохода общества в пользу государственных институтов. В этом случае целесообразным может быть использование финансов для перераспределения доходов общества в пользу частного бизнеса или домашних хозяйств. На этом, собственно, и выстроена теория «провалов» (неэффективности) государства или рынка, что очень важно в связи с финансами, которые фактически фиксируют в каждый данный момент «золотую середину» распределяемого дохода общества между государственным и негосударственным секторами. Конкурентное доказательство каждым из них своей эффективности свидетельствует о состоятельности финансов как механизма перераспределения.
1.3. Роль финансов в
процессе воспроизводства
Рассмотрим формальные
финансовые взаимосвязи в национальной
хозяйственной системе. Для этого
обозначим некоторые
закон роста эффективности
хозяйственной деятельности универсален
и обусловливает появление всех
социальных институтов
(включая государство);
функции основных участников экономической системы имеют общественную значимость;
с точки зрения участников
использования перераспределенной
доли дохода общества, необходима оценка
эффективности финансов.
Основные экономические агенты, доходы которых перераспределяются с помощью финансов, следующие:
частный бизнес — производители материальных и нематериальных благ;
население — потребители этих ценностей;
государство как институт,
создающий условия для
и максимизации полезности частного бизнеса.
Основные взаимосвязи между ними могут быть описаны с помощью макроэкономических показателей:
валового внутреннего продукта (ВВП — текущей стоимости
всех конечных продуктов (товаров и услуг),
произведенных в течение определенного
периода времени (главным образом, года)
на территории страны);
национального дохода (НД
— вновь созданной за год стоимости,
которая рассчитывается как часть ВВП по доходам за
вычетом
амортизации и косвенных налогов);
инфляции (устойчивого
роста среднего уровня цен на товары
и услуга в экономике, %);
сальдо бюджетов всех
уровней государственной власти
(соотношения доходов и расходов бюджетной системы, которое проявляется
либо в дефиците — когда расходы превышают
доходы, либо в профиците — когда доходы
превышают расходы);
сальдо текущих операций (соотношения совокупной кредиторской и дебиторской задолженности в национальной экономике);
потребительского и отложенного спроса населения (соответственно части национального дохода, которая расходуется на потребление, и части его, которая сберегается);
сальдо торгового и
платежного балансов (результата операций
национальных хозяйствующих субъектов с внешним миром) и т.п.
Максимизация (ВВП, НД) или минимизация (инфляции, дефицита) тех или иных макроэкономических показателей и есть та цель развития экономической системы, которая реализуется (или должна реализовываться) с помощью финансов.
Основные взаимосвязи между хозяйствующими субъектами в стране по поводу перераспределения ВВП могут быть описаны с помощью макроэкономического тождества (тождества национальных счетов — системы взаимосвязанных статистических показателей, построенной в виде набора счетов и таблиц для получения полной картины экономической деятельности страны):
У= С+ I+ G,
где У — ВВП по расходам (Gross Domestic Product);
С — потребительские расходы домашних хозяйств (Consumption);
I — инвестиционные расходы частного бизнеса (Investment);
G — государственные расходы (Government Spending).
В закрытой экономике (в которой более 80% ВВП производится и потребляется в стране) стоимость произведенных товаров и услуг равна сумме расходов национальных хозяйствующих субъектов: домашних хозяйств (потребительских расходов), частных фирм (инвестиционных расходов) и государства (государственных расходов).
В открытой экономике С, I и G представляют собой расходы на все товары и услуги, в том числе и произведенные в других странах. В этом случае в основном макроэкономическом тождестве учитываются экспортно-импортные операции:
У = С+ I+ G + (Ex-Im),
где У — ВВП по расходам (Gross Domestic Product);
С — потребительские расходы домашних хозяйств (Consumption);
I — инвестиционные расходы частного бизнеса (Investment);
G — государственные расходы (Government Spending);
Ex— Im — сальдо торгового
баланса: если экспорт
В соответствии с этой формулой годовая стоимость произведенных товаров и услуг в стране (Y= ВВП в левой части формулы) равна расходам национальных экономических агентов (С + I+ G) на все произведенные в стране товары и услуги плюс чистый экспорт (Ех — Ли), который будет вычитаться при отрицательном сальдо внешней торговли и прибавляться, если экспорт из страны превышает ее импорт.
Другими словами, если при прочих равных условиях государство перераспределяет с помощью финансов долю ВВП в свою пользу и расходует ее неэффективно, то это лишает домашние хозяйства и частный бизнес возможности использовать эту долю ВВП с большей результативностью.
Влияние государственных расходов отражается на всех составляющих макроэкономического тождества: как на потребительских расходах, так и на инвестициях в экономику. Для более глубокого понимания этих взаимозависимостей распишем правую часть макроэкономического тождества. Функция потребления имеет вид