Финансы в экономической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:02, реферат

Описание работы

В современном обществе термин «финансы» используется довольно часто: государственные (общественные) финансы, финансы предприятий, финансовые рынки, финансовые ресурсы, финансовая деятельность, финансовые активы, финансовый менеджмент, финансовая политика и т.п.
Но что такое «финансы» как экономическая категория? До сих пор в мировой экономической науке не сложилось общепринятого представления о происхождении этого слова. Одни связывают его со средневековыми латинскими терминами «finatio, financia, financia pecuniana», употреблявшимися в XIII-XIV вв. в значении «обязательная уплата денег, денежно-долговое обязательство». Похоже слово «финансы» и на английское «fine» (денежная пеня, пошлина за привилегию).

Файлы: 1 файл

лекция 1.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

Не случайно основатель конституционной  экономики Дж. Бъюкенен предложил  рассматривать бюджетные расходы государства как обмен неких государственных услуг на деньги — налоговые платежи граждан и компаний, в котором фактически невозможно точно оценить эквивалентность/неэквивалентность налоговых платежей ценности общественных благ, предоставляемых государством. Именно в этом случае возникает феномен free rider (безбилетника), который и обусловливает функционирование финансов в качестве механизма перераспределения доходов общества не только в пользу государства, но и в пользу любого другого экономического агента на тех же, что и с государством, условиях.

На рубеже XX—XXI вв. товарные рынки  и рынки факторов производства отходят на второй план, уступая место рынку денежных фондов — финансовых активов, обращение которых зиждется на долговых обязательствах в условиях неопределенности и рисков. Это позволяет говорить о третьем «ките» финансовой теории — долговой природе современных финансов, функционирование которых происходит с учетом фактора времени и риска. Это привело к субъекти-визации финансовых отношений, участниками которых помимо государства становятся обычные хозяйствующие субъекты — домашние хозяйства, фирмы (предприятия и организации). Подведем некоторые итоги:

• становление финансов было непосредственно связано с формированием и развитием государства в качестве хозяйствующего 
субъекта, функционирование которого обеспечивало общество путем перераспределения части национального дохода в его пользу;

. финансы имеют непосредственное  отношение к развитию денег и отношений между хозяйствующими субъектами, которые осуществляются с помощью денег;

• особое значение для понимания роли финансов в национальной экономике имеют закономерности развития собственно рынков 
денег, на которых человеческий интеллект разрабатывает и внедряет 
особые инструменты и инновации, выводящие денежные потоки из 
реального мира в Интернет.

Развиваясь в качестве обособленного  раздела макроэкономической теории, финансы (сначала как государственные, потом корпораций и домашних хозяйств) в конечном счете приобрели достаточно отличительных признаков, чтобы выделиться в макроэкономической теории в виде теории финансов.

1.2. Сущность и функции финансов

Финансы — это экономические  отношения, осуществляемые преимущественно  в денежной форме между основными  хозяйствующими субъектами — предприятиями, домашними хозяйствами и государством.

Эти отношения могут возникнуть:

по поводу перераспределения дохода общества в пользу одного из них;

для обеспечения адекватного исполнения государством функций, в которых нуждается общество;

в процессе неэквивалентного обмена на основе долговых обязательств в условиях неопределенности и риска.

Финансы, обеспечивающие функционирование государства, называются государственными финансами. При перераспределении доходов общества в пользу домашних хозяйств и производителей возникают финансы соответственно домашних хозяйств и коммерческих организаций (фирм, корпораций).

Для наглядности представим национальную экономику в виде системы элементов  — хозяйствующих субъектов (производителей, потребителей, финансовых посредников), с центром — государством и структурой, сформированной взаимосвязями. Они могут быть денежными, когда деньги опосредуют движение материальных активов в эквивалентных сделках купли-продажи. В результате таких сделок не происходит перераспределения доходов общества в пользу одного из субъектов за счет другого, а следовательно, не существует и финансов как механизма такого перераспределения. Финансовые взаимосвязи между хозяйствующими субъектами возникают в ситуации, когда деньги перемещаются без эквивалента в виде материальных или денежных активов лишь на основе обязательств одной из сторон сделки. Так, население и предприятия платят налоги государству в денежной форме в обмен на обязательство государства выполнять свои функции, В результате этих сделок происходит перераспределение дохода общества в пользу одного из партнеров по сделке.

Финансы — это денежные отношения  хозяйствующих субъектов, включая государство, в результате которых доход общества меняет свою структуру, увеличиваясь в руках одного субъекта за счет изъятия (неэквивалентного) этой части у другого.

Если форма активов меняется с денежной на товарную при эквивалентном обмене между хозяйствующими субъектами, то, поскольку эти отношения денежные, их вряд ли можно отнести к финансовым.

Современные финансовые рынки на три четверти совершают спекулятивные операции, в которых денежные выигрыши одного возникают за счет проигрыша другого — и назвать их финансовыми вполне оправданно. Так включается финансовый механизм содержания одной части общества за счет другой. Разница только в том, что отношения с государством по поводу выплаты налогов императивные, а при спекуляции на рынках производных финансовых инструментов эти отношения возникают добровольно.

Другими словами, финансы  представляют собой механизм неэквивалентного перераспределения доходов общества в пользу одного из агентов за счет другого, чтобы обеспечить возможность выполнения им его функций, в которых общество нуждается; это механизм поддержания того социального института, без которого общество было бы менее эффективным.

Если сущность финансов можно выразить многоаспектно, то столь  же многогранно она выражается в  функциях финансов.

Существует позитивная теория финансов, отвечающая на вопрос: как это происходит; и нормативная  теория, отвечающая на вопрос: как должно быть. В рамках позитивной теории финансы:

перераспределяют доход  общества в пользу одного из хозяйствующих  субъектов за счет другого;

способствуют формированию фонда денежных средств государства или хозяйствующих субъектов;

обеспечивают выполнение соответствующими хозяйствующими субъектами функций, в которых общество нуждается.

Можно сказать, что с  помощью хозяйственной деятельности финансы способствуют сохранению только тех общественных институтов, которые поддерживают поступательное движение общества.

С позиций нормативной  теории функции финансов представляют собой механизм, с помощью которого государство может воздействовать на поведение хозяйствующих субъектов. В этом случае сущность финансов проявляется в следующих функциях:

• перераспределительной, меняющей структуру национального дохода общества;

• регулирующей, меняющей мотивацию хозяйствующих субъектов для достижения целей общества на том или ином этапе его развития;

• контролирующей, оценивающей и сопоставляющей эффективность использования перераспределенных денежных средств в целях изменения параметров такого перераспределения.

В соответствии с нормативной  теорией финансов, если вмешательство государства в социально-экономическую систему необходимо и от этого выигрывает общество в целом, то объективно должен сформироваться механизм перераспределения денежных средств в пользу государства, достаточных для обеспечения возложенных на него функций. В этой связи встают вопросы: сколько средств следует выделять государству, чтобы экономика была эффективной; в какой мере это будет ущемлять интересы хозяйствующих субъектов; какие выбрать показатели оценки эффективности государственных расходов и кто будет их регламентировать; каковы условия достижения «золотой середины» между бюрократическими структурами государства и корпоративным менеджментом (а в целом — между рынком и государством) в управлении денежными средствами, циркулирующими в национальном хозяйстве и т.д.

Для современной России эти вопросы далеко не риторические, поскольку более половины всех произведенных в обществе товаров и услуг в текущих ценах ежегодно перераспределяется посредством финансов в пользу государства. А их эффективное/неэффективное использование обеспечивает адекватное развитие общества, изменение доходов населения и организаций. Сокращение реальных доходов в стране однозначно свидетельствует о неэффективности государства, о несостоятельности финансов как механизма перераспределения дохода общества в пользу государственных институтов. В этом случае целесообразным может быть использование финансов для перераспределения доходов общества в пользу частного бизнеса или домашних хозяйств. На этом, собственно, и выстроена теория «провалов» (неэффективности) государства или рынка, что очень важно в связи с финансами, которые фактически фиксируют в каждый данный момент «золотую середину» распределяемого дохода общества между государственным и негосударственным секторами. Конкурентное доказательство каждым из них своей эффективности свидетельствует о состоятельности финансов как механизма перераспределения.

 

1.3. Роль финансов в  процессе воспроизводства валового  внутреннего продукта

 

Рассмотрим формальные финансовые взаимосвязи в национальной хозяйственной системе. Для этого  обозначим некоторые предпосылки:

закон роста эффективности  хозяйственной деятельности универсален  и обусловливает появление всех социальных институтов 
(включая государство);

функции основных участников экономической системы имеют общественную значимость;

с точки зрения участников использования перераспределенной 
доли дохода общества, необходима оценка эффективности финансов.

Основные экономические  агенты, доходы которых перераспределяются с помощью финансов, следующие:

частный бизнес — производители  материальных и нематериальных благ;

население — потребители  этих ценностей;

государство как институт, создающий условия для населения 
и максимизации полезности частного бизнеса.

Основные взаимосвязи  между ними могут быть описаны  с помощью макроэкономических показателей:

валового внутреннего продукта (ВВП — текущей стоимости 
всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведенных в течение определенного периода времени (главным образом, года) на территории страны);

национального дохода (НД — вновь созданной за год стоимости, которая рассчитывается как часть ВВП по доходам за вычетом 
амортизации и косвенных налогов);

инфляции (устойчивого  роста среднего уровня цен на товары 
и услуга в экономике, %);

сальдо бюджетов всех уровней государственной власти (соотношения доходов и расходов бюджетной системы, которое проявляется 
либо в дефиците — когда расходы превышают доходы, либо в профиците — когда доходы превышают расходы);

сальдо текущих операций (соотношения совокупной кредиторской и дебиторской задолженности в национальной экономике);

потребительского и отложенного спроса населения (соответственно части национального дохода, которая расходуется на потребление, и части его, которая сберегается);

сальдо торгового и  платежного балансов (результата операций 
национальных хозяйствующих субъектов с внешним миром) и т.п.

Максимизация (ВВП, НД) или  минимизация (инфляции, дефицита) тех или иных макроэкономических показателей и есть та цель развития экономической системы, которая реализуется (или должна реализовываться) с помощью финансов.

Основные взаимосвязи между хозяйствующими субъектами в стране по поводу перераспределения ВВП могут быть описаны с помощью макроэкономического тождества (тождества национальных счетов — системы взаимосвязанных статистических показателей, построенной в виде набора счетов и таблиц для получения полной картины экономической деятельности страны):

У= С+ I+ G,

где У — ВВП по расходам (Gross Domestic Product);

С — потребительские  расходы домашних хозяйств (Consumption);

I — инвестиционные расходы частного бизнеса (Investment);

G — государственные  расходы (Government Spending).

В закрытой экономике (в  которой более 80% ВВП производится и потребляется в стране) стоимость  произведенных товаров и услуг  равна сумме расходов национальных хозяйствующих субъектов: домашних хозяйств (потребительских расходов), частных фирм (инвестиционных расходов) и государства (государственных расходов).

В открытой экономике  С, I и G представляют собой расходы  на все товары и услуги, в том  числе и произведенные в других странах. В этом случае в основном макроэкономическом тождестве учитываются экспортно-импортные операции:

У = С+ I+ G + (Ex-Im),

где У — ВВП по расходам (Gross Domestic Product);

С — потребительские  расходы домашних хозяйств (Consumption);

I   — инвестиционные  расходы частного бизнеса (Investment);

G — государственные расходы (Government Spending);

Ex— Im — сальдо торгового  баланса: если экспорт превышает  импорт - эта разница положительна, если импорт больше экспорта - она отрицательна (Export — Import),

В соответствии с этой формулой годовая стоимость произведенных товаров и услуг в стране (Y= ВВП в левой части формулы) равна расходам национальных экономических агентов (С + I+ G) на все произведенные в стране товары и услуги плюс чистый экспорт (Ех — Ли), который будет вычитаться при отрицательном сальдо внешней торговли и прибавляться, если экспорт из страны превышает ее импорт.

Другими словами, если при  прочих равных условиях государство перераспределяет с помощью финансов долю ВВП в свою пользу и расходует ее неэффективно, то это лишает домашние хозяйства и частный бизнес возможности использовать эту долю ВВП с большей результативностью.

Влияние государственных  расходов отражается на всех составляющих макроэкономического тождества: как на потребительских расходах, так и на инвестициях в экономику. Для более глубокого понимания этих взаимозависимостей распишем правую часть макроэкономического тождества. Функция потребления имеет вид

Информация о работе Финансы в экономической системе