Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 09:10, лекция
Социально-экономическая сущность финансов.
Характеристика функций финансов.
ТЕМА 1. ФИНАНСЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
Вопросы:
1.1 Социально-экономическая сущность финансов
1.2 Характеристика функций
1.1 Социально-экономическая сущность финансов
Понятие «финансы» часто отождествляют с понятием «деньги», в действительности это не так, хотя без денег не может быть финансов. Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, рассмотрим категорию «финансы» в историческом развитии.
Термин «финансы» возник в 13-15 в.в. в торговых городах Италии. К этому времени давно уже существовали деньги, товарно-денежные отношения и государственность, поэтому данный термин первоначально – обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем, с развитием товарно-денежных отношений термин получает международное распространение и начинает употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.
Исходя из этого определения, можно выделить основные положения данного понятия, – система денежных отношений, два субъекта отношений, в результате которых происходит формирование государственных фондов, где аккумулируются денежные средства.
Следовательно, данный термин отражал:
Во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, где деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов.
Во-вторых, субъекты (население и государство) обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них, а именно государство, обладал особыми, властными полномочиями;
В-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет – первоначально, а в дальнейшем и внебюджетные фонды денежных средств.
В-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет обеспечивалось налогами, сборами, пошлинами и др. платежами, которые имели государственно-принудительный характер, это достигалось с помощью правовой деятельности государства и создания соответствующего фискального аппарата. Если говорить о сегодняшней России, то это деятельность налоговых инспекций и полиции.
ИТАК, финансы это всегда денежные отношения, но денежные отношения могут и не быть отношениями финансовыми. Например, один гражданин дал взаймы другому, возникают ли в этом случае денежные отношения? Да, возникают. Но это не финансовые отношения, поскольку государство этих отношений не регулирует, не навязывает своих правил поведения. Эти отношения равноправны, партнеры равны в правах и обязанностях. То же самое можно сказать и об отношениях между гражданами и продавцами магазинов, т.е. отношениях возникающих в розничной торговле.
Таким образом, финансы – это всегда денежные отношения, но не все денежные отношения – являются финансовыми. Отсюда можно предположить, что финансы обладают такими признаками, по которым их безошибочно можно выделить из ряда других возможных денежных отношений. Основным признаком является то, что финансовые отношения осуществляются на основании государственных нормативно-правовых актов, а нефинансовые отношения такими актами не регулируются, субъекты таких отношений сами определяют пропорции обмена, его условия.
Отличительный признак – финансы всегда опосредованы правовыми актами, регулирующими денежные отношения.
Исходя из сказанного, можно сформулировать общее определение финансов.
Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляются формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для решения экономических, социальных и политических задач.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ. Появление финансов датируется 13-15 веками следовательно, финансы – категория историческая, поскольку они имеют стадии возникновения и развития, кроме того мы отметили, что в финансовых отношениях всегда участвует государство, поэтому финансы появились одновременно с возникновением государства и изменялись вместе с ним. Отсюда сущность финансов, закономерности их развития, сфера действия и роль в процессе общественного производства определяются природой и функциями государства.
В докапиталистических обществах большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство было небольшим и ограниченным, общегосударственный фонд денежных средств – бюджет – был небольшим, основная часть которого (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели, поэтому практического воздействия на экономику он не оказывал.
В дальнейшем формирование и использование бюджета стало носить устойчивый и системный характер, Стали возникать системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. На протяжении многих столетий в государствах обозначились четыре устойчивых направления расходов денежных средств:
Более определенной и устойчивой стала система формирования государственных доходов. На место натуральных податей пришли налоги в денежной форме.
Вместе с тем этому
Особенность – узость финансовой системы, т.к. она состояла из одного звена – бюджета.
По мере развития товарно-денежных отношений, становления государственности возникает необходимость и в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно в новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования. В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобрели всеохватывающий характер, финансы стали выражать экономические отношения в связи с образованием распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода и всего валового общественного продукта.
В ХХ веке (особенно после второй мировой войны) происходит качественно новое развитие финансовых отношений. Объемы государственных бюджетов возросли и стали выражаться в миллиардах национальных валют. Во всех странах произошло огосударствление значительной части национального дохода, государство стало собственником и распорядителем до 50% его объема. Располагая огромными суммами денежных средств (происходит аккумуляция денежных средств не только бюджета, но и внебюджетных фондов), государство стало оказывать большое влияние на процесс воспроизводства.
Демократизация общественной жизни в условиях развитой рыночной экономики привела к тому, что в ряде малых стран Западной Европы (Швеции, Норвегии и др.) затраты на социальные цели стали одними из главных. Так возникло понятие «шведская модель социализма».
Значительное развитие получили расходы по вмешательству государства в экономику: возросли государственные капитальные вложения в электроэнергетику, угольную, газовую и др. отрасли промышленности, на поддержку сельского хозяйства – одной из самых опекаемых отраслей экономики. В главных капиталистических странах за счет государственных средств была создана атомная промышленность. Резко повысились затраты на НТП (до 50% общей суммы расходов на эти цели). Государство стало активно помогать монополиям своей страны в острой конкурентной борьбе на мировом рынке, предоставляя экспортным фирмам экспортные премии. Появились новые государственные расходы: на охрану окружающей среды, преодоление экономической отсталости отдельных регионов, оказание субсидий и кредитов развивающимся странам.
Вмешательство в процесс
воспроизводства и сферу
Таким образом, после второй мировой войны резко расширилась сфера финансовых отношений. Значительное развитие получили:
ИТАК, из изложенного следует еще один важный вывод – финансовые отношения охватывают две сферы. Первая включает экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах. Вторая сфера – в которой экономические денежные отношения опосредуют кругооборот денежных фондов предприятий.
Теперь, имея дополнительные сведения о финансах, можно дать другое уточняющее определение финансов.
Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Поняв содержание данного определения финансов, уже не поставишь знака равенства между финансами и деньгами. Финансы отличаются от денег как содержанием, так и выполняемыми функциями.
Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда производителей. Финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения национального дохода, средство контроля образования и использования фондов денежных средств.
Экономические денежные отношения, формирующие сущность финансов, имеют вполне конкретное содержание и возникают между:
Совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении населения, хозяйствующих субъектов, государства, органов местного самоуправления, представляют собой финансовые ресурсы. Источниками финансовых ресурсов выступают:
На уровне хозяйствующих субъектов: прибыль амортизация, продажа ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды;
На уровне населения: заработная плата, премии, надбавки, выплаты социального характера, пенсии, пособия, стипендии, потребительский кредит, доходы от предпринимательской деятельности;
На уровне государства, органов местного самоуправления: доходы от государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.
Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны – вновь созданная стоимость, поэтому увеличение национального дохода является основным условием роста финансовых ресурсов.
Именно с учетом размеров национального дохода определяются темпы и пропорции развития экономики, а также возможности расширенного общественного воспроизводства.
Социально-экономическая сущность финансов заключается в исследовании и ответе на следующие вопросы: за счет кого или чего тот или иной хозяйствующий субъект, гражданин, государство, орган местного самоуправления формирует свои финансовые ресурсы и каким образом и в чьих интересах используются эти фонды денежных средств.
1.2 Характеристика функций финансов
Сущность финансов проявляется в их функциях, под которыми понимают «работу», выполняемую финансами.
Финансы выполняют три основные функции:
Распределительная функция финансов.
Как было установлено ранее, назначение государственных финансов состоит в мобилизации и использовании денежных фондов, которые обеспечивают выполнение государством своих конституционных функций. Поскольку главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход, то он в основном и будет подлежать распределению.
Распределительная функция финансов включает первичное и вторичное распределение (перераспределение). Распределению и перераспределению подлежит общественный продукт созданный в стране (как известно основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики признается валовой внутренний продукт (ВВП), а также его составляющие, и прежде всего – национальный доход (НД).
Первичное распределение означает, что после того, как продукт создан в сфере материального производства, он распределяется между его участниками. В процессе первичного распределения создаются основные, или первичные доходы, их сумма равна НД. Основные доходы формируются при распределении НД только среди участников материального производства, они делятся на две группы: 1) зарплата (доходы) работников (фермеров и др.) 2) доходы предприятий.