Финансы в системе производственных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов существования и природы финансов, их роли в общественном воспроизводстве. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
раскрыть сущность понятия финансов и определить их роль в современной экономике;
проследить историю развития науки о финансах;
рассмотреть участие финансов в системе производственных отношений;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Обзор литературы……………………………………………………………………5
Глава 1 Возникновение финансов и развитие науки о финансах………………...6
1.1 История возникновения понятия финансов и этапы развития науки о финансах……………………………………………………………………………...6
1.2 Финансы как историческая и экономическая категория…………………...12
Глава 2 Финансы в системе производственных отношений…………………….16
Глава 3 Функции финансов как проявление их сущности………………………20
Глава 4 Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов……………...25
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованных источников……………………

Файлы: 1 файл

готовая работа.docx

— 83.54 Кб (Скачать файл)

В докапиталистических формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство в тот период было развито только в армии. Главными расходами рабовладельческих и феодальных государств были затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государственного аппарата; строительство общественных сооружений (храмов, каналов для оросительных систем, портов, дорог, водопроводов). Главными доходами являлись: поступления от государственного имущества (доменов) и регалий (монопольного права монарха на отдельные промыслы и торговлю определенными товарами); военная добыча, дань с покоренных народов; натуральные и денежные сборы и повинности, пошлины, займы. С разложением феодализма и постепенным развитием в его недрах капиталистического способа производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства; доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась.

На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы: монархи распоряжались средствами страны как своей собственностью. С выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (XVI- XVII вв.) возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита.

Государственные финансы послужили мощным рычагом первоначального накопления капитала, происходившего в XVI-XVIII вв. Из колониальных стран в метрополии притекали огромные богатства, которые в любой момент могли быть использованы в качестве капитала. Государственные займы и налоги широко использовались в производительных целях для создания первых капиталистических предприятий. Важная роль в создании первоначальных капиталов принадлежала системе протекционизма, которая позволяла первым капиталистам устанавливать на производимые промышленные изделия высокие цены, получать высокие прибыли, которые в значительной части направлялись на расширение производства.

В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер, финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода. Основные средства капиталистических государств стали концентрироваться в государственном бюджете.

Для государственных финансов капиталистических стран характерен быстрый рост расходов, что обусловлено прежде всего усилением милитаризации экономики. В конце XIX в. почти во всех капиталистических странах затраты государства на военные цели, погашение государственного долга и процентов по нему состав­ляли свыше 2/3 всех государственных расходов. Крупные средства направлялись также на содержание государственного аппарата – парламента, министерств, ведомств, полиции, тюрем и др. Затраты на просвещение, здравоохранение были крайне невелики. Основным источником доходов государства были налоги, преимущественно косвенные.

XX век характеризуется мощным развитием производительных сил, образованием монополистических объединений, слиянием государства с монополиями, расширением функций капиталистических государств. Государство не только обеспечивало обороноспособность страны, охрану частной собственности на средства производства, свободу предпринимательства и правопорядок, но и стало участвовать в процессе производства, распределения и использования общественного продукта[6, c.33].

Таким образом, развитие товарно-денежных отношений и формирования государств привели к возникновению финансов и финансовых отношений. Развитие государственности и денежных отношений привело к распределению созданного продукта в стоимостном выражении. Распределительные отношения – часть экономических отношений в обществе, и финансы, будучи выражением этой объективно существующей сферы экономических отношений, являются экономической категорией. Как историческая категория, финансы присутствуют во всех формациях с наличием товарно-денежных отношений и государства. С помощью финансов осуществляется распределение и перераспределение созданного продукта. Возникновение финансов исторически связано с развитием, укреплением и расширением товарно-денежных отношений, а также с усилением и расширением функций государства.

 

ГЛАВА 2

ФИНАНСЫ В СИСТЕМЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Финансы являются составной частью рыночных отношений и главным инструментом реализации государственной политики; это система экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения национального дохода. Финансы – специфическая форма производственных отношений, а финансовые отношения носят отчасти материальный характер и относятся к базисным отношениям.

Назначение финансов – обеспечить необходимые условия для создания, распределения и использования валового внутреннего продукта в стране. Это достигается путем организации разнообразных фондов финансовых ресурсов на всех этапах деятельности государства, предпринимательских структур и каждого отдельного гражданина. Фонды финансовых ресурсов, которые обслуживают экономические процессы, отличаются методами создания, направлениями использования, интересами субъектов экономической деятельности, методами производственной и общественной интеграции и конечных целей соответствующего вида деятельности [2, c.21].

Финансы выполняют свою роль через формы, методы создания и использования финансовых ресурсов вместе с другими экономическими категориями, и, в первую очередь, с ценой. Цена отображает параметры влияния финансов на процессы, связанные с созданием и использованием валового внутреннего продукта (далее – ВВП), так как при реализации товара, работы или услуги устанавливается их реальная стоимость и реальные величины фондов финансовых ресурсов, которые определятся после окончания производственного цикла: фонда нагромождения, фонда потребления и фонда восстановления производственных фондов.

В рамках использования финансов в общественном производстве можно выделить три главных направления финансового воздействия на процессы общественного развития:

1. Финансовое обеспечение потребностей расширенного производства;

2. Финансовое регулирование экономических и социальных процессов;

3. Финансовое стимулирование лучших результатов деятельности [6, c.35].

В процессе производства при взаимодействии капитала, т. е. основных и оборотных фондов, и рабочей силы, осуществляется создание стоимости и потребительной стоимости продукта. Стоимость совокупного общественного продукта за вычетом фонда возмещения материальных затрат образует источник первичных доходов и накоплений субъектов экономических отношений – ВВП. Причем каждый участник производственного процесса имеет свою долю ВВП: для хозяйствующих субъектов – это валовая прибыль экономики, для государства – налоги, для работающего населения – оплата труда с отчислениями, т.е. происходит распределение ВВП по субъектам экономических отношений. С образованием первичных доходов начинается процесс их перераспределения через бюджетную и кредитную системы, в результате которого формируются конечные «чистые» доходы, или собственные финансовые ресурсы субъектов экономических отношений в виде целевых денежных фондов (фондов накопления и потребления), являющихся основой удовлетворения разнообразных потребностей.

Финансы выступают инструментом стоимостного распределения общественного продукта, т.е. областью возникновения и функционирования финансов является стадия «распределение». Именно в ходе распределения образуются потенциальные предпосылки для будущего удовлетворения потребностей, и происходит это в стоимостной форме. Благодаря обмену появляются уже реальные возможности для удовлетворения потребностей на основе приобретенных потребительных стоимостей, наблюдается смена форм стоимости в результате купли-продажи. Конечное потребление – завершающая стадия производственного процесса, осуществляющая удовлетворение личных, общественных и производственных потребностей, реализацию потребительной стоимости продукта [7, c.24].

Необходимо отметить роль финансов в расширенном производстве. Оно включает непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части – национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Оно осуществляется с использованием экономических рычагов, товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в производстве всех составных частей ВВП принадлежит государственным финансам и финансам предприятий.

Государство воздействует на производственный процесс через финансирование предприятий и отдельных отраслей хозяйства, расходов на социальные цели и налоговую политику. За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного производства на макроуровне; осуществляется межотраслевое и территориальное перераспределение ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов.

Особенно велика роль финансов в расширенном производстве предприятий различных форм собственности, поскольку при их непосредственном участии создается ВВП и происходит его распределение внутри предприятия и отраслей.

В недавнем прошлом в рамках административно-командной системы роль финансов была незначительной и сводилась, как правило, к контролю за сбором налогов. При этом вся прибыль организаций изымалась, а при необходимости денежные средства выделялись из государственного бюджета. В рамках рыночных условий роль финансов в расширенном производстве существенно возросла. Финансы стали играть следующую роль:

  • финансовое обеспечение потребностей расширенного производства, предполагающем покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных и привлеченных средств);
  • финансовое регулирование социальных и экономических процессов, представляющем собой изменение темпов роста отдельных структурных подразделений с целью перестройки производства в соответствии с изменившимися потребностями общества;
  • финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов, осуществляемое через эффективное вложение финансовых ресурсов, создание поощрительных фондов, использование бюджетных стимулов и финансовых санкций.

Финансовая система строится на финансовых отношениях, охватывающих такие сферы экономических денежных отношений, которые опосредуют кругооборот децентрализованных денежных фондов организаций разных форм собственности, а также связанных с формированием и использованием централизованных денежных фондов, аккумулирующихся в бюджетной системе.

Большое воздействие на финансы предприятий оказывает налоговая политика, виды налогов, их ставки, льготы. Следует отметить, что налоговая политика в настоящее время не стимулирует расширенное производство, а даже наоборот – ограничивает возможности такого производства.

Финансы выступают важным элементом производства рабочей силы, в стоимость которой, помимо оплаты труда, входят также расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Расширение сферы социальных расходов вызывается во многом требованиями научно-технической революции. Быстрая качественная перестройка производства требует постоянного изменения профессиональной структуры рабочей силы, что влечет за собой дальнейший рост расходов на образование и переквалификацию кадров [6, c.37].

Что касается финансового регулирования экономических и социальных процессов, то здесь необходимо отметить следующее. Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны – вновь созданная стоимость или стоимость ВВП за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей – фонда потребления и фонда накопления – определяются пропорции развития экономики и ее структура. Вот почему во всех странах придается важное значение статистике национального дохода. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Финансы – неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода.

Итак, финансы выражают денежные отношения, которые возникают между:

  • предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;
  • предприятиями и вышестоящими организациями при соз­дании централизованных фондов денежных средств и их распределении;
  • государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;
  • государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;
  • предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
  • отдельными звеньями бюджетной системы;
  • органами имущественного и личного страхования, предприятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая;

денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятий.

Финансам присущи следующие признаки, которые действуют лишь в совокупности: это всегда денежные отношения; это денежные отношения, вызванные фактом наличия государства как органа управления; это отношения, которые имеют распределительный характер. Если денежным отношениям двух или больше субъектов присущие все эти признаки, то это является финансами [2, c.23].

Таким образом, финансы являются составной частью рыночных отношений. С их помощью происходит формирование и использование фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения национального дохода. Финансы – специфическая форма производственных отношений и воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

Информация о работе Финансы в системе производственных отношений