Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 13:36, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение финансов в товарно-денежных условиях, их сущность и функции.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть сущность финансов;
охарактеризовать функции финансов;
рассмотреть элементы финансового механизма;
раскрыть роль финансов в регулировании развития экономики России.
1. Понятие и функции финансов в рыночной экономике
1.1 Сущность и необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений
1.2 Функции финансов в рыночной экономике
2. Финансовый механизм и его элементы
3. Роль финансов в решении социальных проблем
3.1 Воздействие финансов на экономику Российской Федерации
3.2 Использование финансов для решения социальных проблем
Заключение
Библиографический список
Объем и структура финансовых ресурсов в свою очередь связаны с уровнем развития производства и его эффективностью. Чем устойчивее и масштабнее производство и выше его эффективность, тем больше при прочих равных условиях размеры мобилизуемых и используемых финансовых ресурсов. При этом величина финансовых ресурсов, инвестируемая в производство, создает предпосылки для его роста и совершенствования. От того, куда и в каких объемах направляются финансовые ресурсы, зависит повышение технического уровня производства, рост его масштабов, создание предпосылок для повышения производительности труда.
Финансовое воздействие на развитие экономики осуществляется методами самофинансирования, кредитования и государственного финансирования. Самофинансирование основано на использовании собственных финансовых ресурсов субъектами хозяйствования. При недостаточности собственных средств организация (предприятие) может либо сократить некоторые свои расходы, либо привлечь заемные средства. Кредитование - это такой способ финансового воздействия на производство, при котором расходы субъекта хозяйствования покрываются за счет ссуды банка, предоставляемой на принципах срочности, платности и возвратности. Государственное финансирование осуществляется на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов, формируемых на разных уровнях государственного управления в процессе распределения и перераспределения части национального дохода.
Во многих случаях рыночный механизм вообще не приемлем. Это относится к монополистической деятельности, согласованию частных и государственных интересов. Рыночный механизм не в состоянии обеспечить перераспределение доходов в соответствии с общегосударственными интересами. В кризисных ситуациях рынок слабо влияет на стабилизацию экономики. Поэтому одновременно с методом саморегулирования большое влияние на развитие экономики оказывает государственное регулирование. Необходимость государственного вмешательства обусловлена решением задач, связанных с удовлетворением потребностей всего общества, - обеспечением структурных сдвигов в экономике, поддержкой приоритетных направлений экономического развития, расширением и совершенствованием объектов социальной и производственной инфраструктуры. Государственное регулирование основано на использовании законодательными и исполнительными органами власти стоимостных рычагов воздействия на процессы общественного развития: государственных инвестиций, налоговой, бюджетной и амортизационной политики, деятельности различных государственных структур. Например, с помощью механизма налогообложения, государственного кредитования и финансирования государство побуждает субъектов хозяйствования развиваться в том направлении, которое удовлетворяет потребностям общества[12] .
В регулировании экономики задействованы разные сферы и звенья финансовой системы: финансы предприятия, страхование, государственный бюджет и др. Использование финансов в процессах регулирования экономики обеспечивает изменения воспроизводственной, отраслевой и территориальной структур общественного производства.
В регулировании воспроизводственных пропорций главным инструментом являются финансы предприятий. С их помощью достигается регулирование воспроизводственной структуры производимого продукта; обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на базе установления оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление; осуществляется воздействие на трудовые ресурсы. В регулировании воспроизводственных пропорций не исключается участие страхования (в случае ущерба от наступления страховых событий), банковского кредита (при временной нехватке финансовых ресурсов), бюджета (при использовании механизма налогообложения, выделения бюджетных субсидий и др.).
Процесс регулирования воспроизводственной структуры в условиях рынка осуществляет прежде всего самостоятельно субъект хозяйствования путем изменения пропорций отчисления денежных средств во внутрихозяйственные фонды целевого назначения. Однако при этом существенна и регулирующая роль государства, которое с помощью налоговой системы стремится влиять на уровень обеспеченности предприятий собственными финансовыми ресурсами. Государство использует также и другие финансовые рычаги: ускоренную амортизацию, бюджетное финансирование затрат на подготовку кадров, систему социального страхования и другие рычаги.
Межтерриториальное перераспределение финансовых ресурсов способствует выравниванию уровней экономического и социального развития регионов страны, достижению прогрессивных сдвигов в размещении производительных сил на территории страны[13] .
Одна из важных задач современного этапа развития экономики состоит в том, чтобы при регулировании отраслевых и территориальных пропорций оптимально сочетались все методы перераспределения стоимости - финансовый (в том числе бюджетный), кредитный, ценовой. Необходимо, чтобы каждый из указанных экономических методов (инструментов) функционировал в той сфере распределительных отношений, которая объективно предопределена его общественным назначением и выполняемыми функциями. Разграничение сфер функционирования разных стоимостных регуляторов, усиление их взаимодействия позволяют активнее использовать финансы (в том числе бюджет) на главных направлениях экономической стратегии - для регулирования отраслевых и территориальных пропорций, обеспечения структурных сдвигов в экономике, формирования государственных резервов, повышения эффективности всего общественного производства. Для обеспечения надежного и устойчивого роста экономики, повышения эффективности общественного производства используются финансы в качестве инструмента экономического стимулирования. Финансовое стимулирование выступает одним из методов регулирования народнохозяйственных пропорций. В свою очередь, регулирование выступает мероприятий и т.п. Санкции же усиливают материальную ответственность субъектов хозяйствования за конечные результаты деятельности, нарушение требований договорной, расчетной и финансовой дисциплины.
В нынешней системе финансовых взаимоотношений как льготы, так и санкции пока слабо задействованы на достижение лучших результатов хозяйствования. В действующих в настоящее время законодательных актах система льгот не сориентирована на обеспечение приоритетных направлений развития экономики. Недостаточно результативны и применяемые финансовые санкции. Главным их недостаток в том, что они несоразмерны с величиной упущенной выгоды, особенно в части санкций за выполнение договоров поставки. Система финансовых льгот и санкций в данном случае нуждается в совершенствовании с тем, чтобы повысить заинтересованность сторон по договору в укреплении их отношений и повышении двусторонней ответственности за выполнение договорных условий по поставкам продукции.
Социальная сфера охватывает важнейшие стороны человеческой жизни. Ключевым направлением ее развития является повышение жизненного уровня людей.
Понятие "уровень жизни" употребляется в широком и узком значении. В широком смысле уровень жизни охватывает объем и структуру потребления, экономические и производственные условия труда и стимулы к труду, количество и качество свободного времени, изменения в демографических процессах, размеры и состав собственности граждан, гарантии материального обеспечения членов общества и семей, другие предоставляемые обществом возможности для всестороннего развития личности. В узком (конкретном) значении "уровень жизни" представляет систему количественных (натуральных и стоимостных) показателей, характеризующих объем, степень и качество удовлетворения потребностей человека (размер душевого потребления продовольствия и других товаров, обеспеченность семей товарами длительного пользования культурно-бытового назначения, среднедушевой денежный доход семьи, прожиточный минимум, реальные доходы и другие показатели).
Формирование уровня жизни происходит при непосредственном и активном участии финансов. Объем потребления материальных и нематериальных благ зависит от величины доходов граждан и социальной политики государства. Уровень жизни населения определяют, конечно, не номинальные, а реальные денежные доходы, объем которых зависит не только от величины оплаты труда, средних размеров предпринимательской прибыли, средней доходности ценных бумаг, но и от действующей системы налогов, ценового регулирования, уровня инфляции, размера дотирования и других факторов. Реальные доходы граждан образуются в результате многократного финансового распределения и перераспределения стоимости. Они включают наряду с основными трудовыми доходами также и определенные суммы финансовых надбавок и вычетов. В условиях рыночных отношений роль надбавок и вычетов существенно возрастает, они приобретают характер финансовых регуляторов денежных доходов населения[14] .
Независимо от конкретных форм и методов финансовое регулирование денежных доходов населения призвано решать следующие задачи:
повышение общего уровня жизни населения;
достижение социальной справедливости по отношению к различным категориям и социальным группам граждан;
обеспечение прожиточного минимума и конституционных гарантий для всех граждан;
стимулирование трудовой и деловой активности населения.
Главными финансовыми инструментами (регуляторами), с помощью которых обеспечивается реализация указанных задач, являются: налоговая система, общественные фонды потребления, благотворительные и близкие к ним по назначению социальные фонды.
Система налогов, конечно, сама по себе не является источником повышения жизненного уровня населения, однако она, с одной стороны, создает условия для их роста, а с другой - регулирует размеры денежных доходов. Косвенные налоги, и прежде всего налог на добавленную стоимость, обеспечивают изъятие доходов всех групп населения в бюджет через потребительские цены. Преобладание таких налогов недопустимо, так как приводит к резкому снижению благосостояния граждан, в первую очередь малообеспеченных категорий.
Наиболее эффективно воздействие на размеры денежных доходов населения осуществляется через налогообложение физических лиц. В нашей стране при налогообложении действует широкая система вычетов с таким расчетом, чтобы предотвратить естественное для большей части граждан стремление к наращиванию своих доходов более быстрыми темпами по сравнению с ростом производительности труда и повышением его качественного уровня. Для этого необходимо определить характер и уровень вычетов из доходов физических лиц. Важно также, чтобы под финансовым воздействием находились дивиденды, проценты, выигрыши и другие виды поступлений от инвестирования средств в ценные бумаги. Освобождение от уплаты налогов ряда указанных доходов свидетельствует лишь о неразвитости налоговых отношений.
Важным каналом, через который осуществляется участие финансов в повышении благосостояния граждан, являются общественные фонды потребления. Они выступают финансовой базой реализации конституционных прав и гарантий, декларируемых государством в социальной сфере, и используются для оказания населению бесплатных услуг, выплаты денежных пособий и предоставления различных льгот. Специфика распределения благ через общественные фонды потребления заключается в их целевом характере, т.е. в непосредственной связи размеров и видов социального обслуживания с удовлетворением конкретных потребностей определенных групп населения.
Механизм общественных фондов потребления позволяет государству непосредственно воздействовать на структуру потребительских расходов граждан в интересах выравнивания социально-экономического положения различных категорий населения, обеспечивать защиту социально слабозащищенных и малообеспеченных категорий граждан.
Состав и объем жизненных благ, предоставляемых через общественные фонды потребления, зависят в первую очередь от структуры расходов государственного бюджета, за счет средств которого формируется основная часть средств этих фондов. В условиях рыночной экономики должна существенно возрастать социальная роль бюджета, выражающаяся в существенном увеличении доли расходов на социально-культурные мероприятия в общем объеме используемых бюджетных ресурсов. В странах с высоким уровнем потребления удельный вес расходов на социальные нужды в государственном бюджете составляет 45-55%.
Непосредственно с общественными фондами потребления связаны благотворительные и близкие к ним по назначению социальные фонды. Роль данного источника в удовлетворении потребностей общества будет увеличиваться, ибо рынок неизбежно порождает социальную дифференциацию граждан, в результате чего образуется нередко значительная по численности группа людей, не обеспечиваемых ни государственными структурами, ни предприятиями и организациями. Для таких категорий граждан финансовая помощь может поступать в основном в порядке благотворительности.
В понятие уровня жизни составной частью входят производственные и экономические условия труда. Производственные условия включают техническую вооруженность и технологию трудового процесса, профессиональную и общегуманитарную подготовленность кадров, уровень охраны труда и техники безопасности. Экономические условия труда подразумевают в первую очередь мотивацию человека к активной трудовой деятельности.
Побудительные мотивы к труду выступают в качестве исходной фазы совершения трудовых процессов. В условиях рыночного хозяйствования главным инструментом финансового воздействия на стимулирование трудовой активности становится участие работников в распределении чистой прибыли предприятий и в управлении производством исходя из доли владения совместным имуществом.
С помощью финансов создаются условия и для подготовки трудовых ресурсов через систему финансирования учебных заведений. Источниками финансирования могут выступать средства центрального и местных бюджетов, внебюджетных фондов, а также средства заинтересованных в подготовке кадров предприятий и организаций. Важную роль играют средства благотворительных и других специальных целевых фондов. Финансирование может осуществляться и на спонсорских началах[15] .