Финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:50, доклад

Описание работы

В ХУШ веке определение понятия финансов как государственного хозяйства получило дальнейшее развитие. Государственные образования различного уровня стали называться союзами публичного характера, а финансы - формами и методами добывания средств и их использования этими союзами при выполнении возложенных на них функций. Формы и методы мобилизации средств постоянно менялись и усовершенствовались, что было связано с развитием экономики государств.

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 25.07 Кб (Скачать файл)

  1. Финансы - историческая, экономическая категория. Термин «финансы» возник в ХШ веке в торговых городах Италии. Он происходит от средневекового латинского термина «Financia», обозначавшего обязательную уплату денег. Эти платежи были связаны с передачей части дохода гражданина в распоряжение монарха, короля и другого правителя для его содержания и других расходов государственного характера. Такое состояние сохранялось почти до начала ХУШ века. Под финансами понимали государственное публичное хозяйство или хозяйство любого государственного образования нижнего уровня, таких как: земство, городская община и др.

   В этот период в некоторых  странах, например Германии, слово  «финансы» имело отрицательное  значение. Его связывали с вымогательством,  взяточничеством, обманом, хитростью  и т.п.

   Впервые в нынешнем понимании  термин «финансы» стал применяться  во Франции, где под финансами  понималась совокупность средств,  необходимых для удовлетворения  потребностей государства и различных  общественных групп.

  В ХУШ веке определение  понятия финансов как государственного  хозяйства получило дальнейшее  развитие. Государственные образования  различного уровня стали называться  союзами публичного характера,  а финансы - формами и методами  добывания средств и их использования  этими союзами при выполнении  возложенных на них функций.  Формы и методы мобилизации  средств постоянно менялись и  усовершенствовались, что было  связано с развитием экономики  государств.

   В Х1Х веке наблюдается  бурное экономическое развитие. Углубляется и само понимание  финансов. От упрощенного их понимания  как государственного хозяйства  происходит переход к пониманию  финансов как самостоятельной  отрасли знаний, охватывающей новые  сферы их функционирования. Возникают  финансовые рынки, развивается  государственный кредит и другие  финансовые институты. Финансы  превращаются в весомый фактор  политической и экономической  жизни в стране.

   Наивысшего развития финансы  достигли в ХХ веке, когда функции  государства намного расширились  и усовершенствовались, а товарно-денежные  отношения заняли главное место  в экономических системах. Финансы  превратились в универсальный  и чрезвычайно активный элемент  экономической жизни. В настоящее  время значение финансов в  истории, общественной жизни,  несомненно: в них отражаются  как политическая судьба государства,  так и экономические и социальные  условия данной страны.

   Итак, предпосылками возникновения  и развития финансов было возникновение  товарно-денежных отношений, а  также появление и развитие  различных видов государственных  образований. Поэтому можно утверждать, что финансы -это продукт развития товарно-денежных отношений и государства. Финансы могут успешно функционировать, активно содействовать экономическому и социальному прогрессу только при активном вмешательстве в эти процессы государства.

    Финансы являются одной  из важнейших экономических категорий,  отражающей экономические отношения,  возникающие в процессе создания  и использования денежных средств.  Во всех общественно-экономических  формациях основой общественных  отношений являются производственные (экономические отношения). Категория  финансов характеризует сущность  особой формы производственных  отношений, связанных с распределением  и перераспределением части стоимости  ВВП и национального дохода. Вся  совокупность производственных  отношений (а в их числе и  финансовые) составляет экономическую  структуру общества, реальный базис,  на котором возвышается юридическая  и политическая надстройка.

 

 

 

 

 

 

2. Этапы развития финансов, основные концепции финансов

Основное развитие финансы получили в XVв. В России первоначальный самостоятельный курс финансов появился  в 1904 г. с изданием работы  Озерова «Создание финансовой науки».

 Выделяют следующие предпосылки  развития финансов:

1.    существенное ограничение  власти монархов в результате  первых буржуазных революций.  Монархические режимы сохранились,  но главы государств уже не  могли единолично пользоваться  и распоряжаться казной. Она стала  общегосударственным фондом денежных  средств (бюджетом).

2.    Формирование госбюджета  стало носить регулярный характер, т.е. возникли системы государственных  доходов и расходов с определенным  составом структурой и законодательным  закреплением.

3.    Налоги стали взиматься  преимущественно в денежной форме.  Если ранее государственные доходы  формировались главным образом  за счет натуральных податей  и трудовых повинностей, то  к концу XIX- началу XXвв.на долю денежных налогов приходилось уже 80- 90% всех доходов бюджета. На этом этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным в полной мере распределение созданного продукта в стоимостном выражении.

Выделяют два этапа развития финансов:

1. Неразвитая форма финансов. Ему  был присущ не производственный  характер, узость финансовой системы  т.к. она состоит  из одного  звена (бюджетного). Количество финансовых  отношений было ограниченно. 

2. Обусловлен многозвенностью финансовой системы, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений.

В настоящее время финансы находятся  на данном этапе развития.

Основные концепции финансов:

1. Распределительная концепция:

1. 1. То, что относится к финансам  всегда денежные отношения 

1.2. Финансы могут возникать только  на стадии распределения, поскольку  эта стадия отличается от всех  остальных тем, что здесь происходит  одностороннее движение денежной  формы стоимости, обособление  её от своего натурально-вещественного  воплощения

1.3. Денежные доходы , накопления и отчисления, принимающие форму финансовых ресурсов, образование и использование денежных фондов целевого назначения

2. Воспроизводственная концепция:

2.1. Финансы – категория не  одной стадии, а всего воспроизводственного  процесса.

2.2. Финансы здесь возникают при  наделении производственными фондами  вновь создаваемых предприятий.

2.3. Финансовые отношения проявляются  в виде выделения из стоимости  доходов госбюджета  средств оплаты  труда, амортизационные отчисления  и т.д.

2.4. Финансы обеспечивают потребности  воспроизводства благодаря накоплению  денежных средств в виде фондов целевого назначения.

  Можно выделить два основных этапа развития финансов.

1.  Неразвитая форма финансов. Основная масса денежных средств  расходовалась на военные цели  и практически не оказывала  воздействия на экономику. Финансы  носили непроизводственный характер. Финансовая система состояла  из одного звена — бюджетного, количество финансовых отношений  было ограничено.

2.  Многозвенность финансовых систем, высокая степень воздействия на экономику, большое разнообразие финансовых отношений. Финансы становятся одним из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.

В настоящее время финансы находятся  на данном этапе развития.

 

 

4. Финансовая политика СССР

Управление и регулирование  системы финансов в СССР

 

Управление финансами СССР осуществлялось из единого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми  вопросами использования финансового  механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в  области финансов не существовало.

Определим наиболее существенные особенности  на этапе развития финансовой системы  в годы Советской власти.

 

1.Особенность формирования Налоговой  системы, как источник формирования  общегосударственных доходов в СССР.

 

Исторически налоги как денежные платежи  центральной власти возникали эпизодически, как добровольные пособия или  же взносы, вызванные особыми обстоятельствами (выкуп короля из плена, выдача его  дочерей замуж и т.п.), а лишь затем стали носить постоянный характер, прежде всего в отношении промышленных и торговых классов, живших по преимуществу в городах.

 

При этом налоги представляли собой  сбор с населения на заранее известные  цели и были формой увязки государственных  и частных экономических интересов.

 

Они выражались в том, что в нашей  стране такими источниками служили, прежде всего, платежи от использования  государственного ресурса (в виде разного  рода податей, платы за фонды и  т.п.) или поступления от казенных предприятий, казенной монополии и  т.п.

 

2. Вторым отличием финансовой  системы нашего государства был  порядок определения общегосударственных  доходов и расходов.

 

В России доходы и расходы государства  регулируются централизованно, верховной  властью, которая, с одной стороны, определяет размер податей и повинностей, и, с другой стороны, устанавливает  объемы раздач, исходя из общих нужд государственного хозяйства. Регулирование  осуществляется системой специализированных центральных организаций на основе нормирования, предполагает очередной  порядок раздач и механизм административных жалоб для корректировки величин  и направлений материальных и  финансовых потоков.

 

Централизованное регулирование  доходов и расходов сохраняется  в России и до настоящего времени.

 

Свидетельствами этого является то, что законодательство по большинству  налогов регулируется федеральным, а не региональными, уровнем.

 

Среди форм распределения налоговых  полномочий между уровнями бюджетной  системы распределение федеральных  налогов стоит на первом месте, в  то время как роль раздельного  использования источников крайне незначительна (она имеет место только при  налоге на имущество).

 

По-прежнему велико значение вертикальных финансовых потоков в налоговой  системе: известно, что в бюджетах всех уровней доминируют федеральные  налоги, составляющие в доходах консолидированного и местных бюджетов в среднем 70%.

 

3.Третья отличительная черта  финансовой системы СССР заключалась  в том, что в нашей стране  верховная власть назначала сборщиков  дани, то есть главных агентов  финансовой системы государства. 

 

Названное различие сохранялось в  порядке получения должности  министра финансов. В России во все  времена соответствующее лицо назначалось  верховной властью.

 

4.Четвертая особенность организации  финансовой системы в советский  период выражением круговой поруки  служила зависимость фонда заработной  платы и суммы премий, получаемых  трудовым коллективом, от выполнения  предприятием плановых финансовых  показателей. 

 

5. Пятой отличительной чертой  финансовой системы СССР является  ее натурально-денежный характер.

 

С древнейших времен формирование доходов  российского государства происходило  не только за счет денежных сборов, но также путем сдачи натуральных  продуктов и путем отбывания  различных трудовых повинностей. При  этом сборы с населения в денежной форме не были основными в формировании доходов российского государства. Деньги привлекались в тех случаях, когда не было возможности напрямую привлечь требуемые натуральные  продукты или силы населения для  формирования общегосударственных  ресурсов или выполнения конкретных работ. При этом деньги выполняли  функцию счета общего объема сборов. Точно также и выдачи из княжеской  казны для отправления тех  или иных надобностей или оплаты службы носили преимущественно натуральный  характер, и лишь постепенно наряду с земельными раздачами, хлебными дача и др. стали практиковаться денежные придачи в виде окладов и др.

 

До настоящего времени сохранились  натуральные раздачи населению  медицинских услуг, образования, жилья  и др. Одновременно продолжают существовать и получают свое развитие натуральные  формы платежей в бюджеты всех уровней.

 

На специфический натурально-денежный характер нашей финансовой системы  указывают современные специалисты. Так, Ю. Любимцев пишет: «Финансовые  потоки выражают связи, зависимости  и обязательства внутри государственной  системы, между государственными структурами, физическими и юридическими лицами». При этом они включают движение как  денежных, так и не денежных ресурсов, например, бартер и т.п., которые также  должны исследоваться финансовой теорией.

Информация о работе Финансы