Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:50, доклад
В ХУШ веке определение понятия финансов как государственного хозяйства получило дальнейшее развитие. Государственные образования различного уровня стали называться союзами публичного характера, а финансы - формами и методами добывания средств и их использования этими союзами при выполнении возложенных на них функций. Формы и методы мобилизации средств постоянно менялись и усовершенствовались, что было связано с развитием экономики государств.
1. Финансы - историческая, экономическая категория. Термин «финансы» возник в ХШ веке в торговых городах Италии. Он происходит от средневекового латинского термина «Financia», обозначавшего обязательную уплату денег. Эти платежи были связаны с передачей части дохода гражданина в распоряжение монарха, короля и другого правителя для его содержания и других расходов государственного характера. Такое состояние сохранялось почти до начала ХУШ века. Под финансами понимали государственное публичное хозяйство или хозяйство любого государственного образования нижнего уровня, таких как: земство, городская община и др.
В этот период в некоторых
странах, например Германии, слово
«финансы» имело отрицательное
значение. Его связывали с
Впервые в нынешнем понимании
термин «финансы» стал
В ХУШ веке определение
понятия финансов как
В Х1Х веке наблюдается
бурное экономическое развитие.
Углубляется и само понимание
финансов. От упрощенного их понимания
как государственного
Наивысшего развития финансы
достигли в ХХ веке, когда функции
государства намного
Итак, предпосылками возникновения
и развития финансов было
Финансы являются одной
из важнейших экономических
2. Этапы развития финансов, основные концепции финансов
Основное развитие финансы получили в XVв. В России первоначальный самостоятельный курс финансов появился в 1904 г. с изданием работы Озерова «Создание финансовой науки».
Выделяют следующие
1. существенное ограничение
власти монархов в результате
первых буржуазных революций.
Монархические режимы
2. Формирование госбюджета
стало носить регулярный
3. Налоги стали взиматься
преимущественно в денежной
Выделяют два этапа развития финансов:
1. Неразвитая форма финансов. Ему
был присущ не
2. Обусловлен многозвенностью финансовой системы, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений.
В настоящее время финансы
Основные концепции финансов:
1. Распределительная концепция:
1. 1. То, что относится к финансам всегда денежные отношения
1.2. Финансы могут возникать
1.3. Денежные доходы , накопления и отчисления, принимающие форму финансовых ресурсов, образование и использование денежных фондов целевого назначения
2. Воспроизводственная концепция:
2.1. Финансы – категория не одной стадии, а всего воспроизводственного процесса.
2.2. Финансы здесь возникают при
наделении производственными
2.3. Финансовые отношения
2.4. Финансы обеспечивают
Можно выделить два основных этапа развития финансов.
1. Неразвитая форма финансов.
Основная масса денежных
2. Многозвенность финансовых систем, высокая степень воздействия на экономику, большое разнообразие финансовых отношений. Финансы становятся одним из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.
В настоящее время финансы
4. Финансовая политика СССР
Управление и регулирование системы финансов в СССР
Управление финансами СССР осуществлялось
из единого центра – Министерства
финансов, которое занималось всеми
вопросами использования
Определим наиболее существенные особенности на этапе развития финансовой системы в годы Советской власти.
1.Особенность формирования
Исторически налоги как денежные платежи
центральной власти возникали эпизодически,
как добровольные пособия или
же взносы, вызванные особыми
При этом налоги представляли собой
сбор с населения на заранее известные
цели и были формой увязки государственных
и частных экономических
Они выражались в том, что в нашей стране такими источниками служили, прежде всего, платежи от использования государственного ресурса (в виде разного рода податей, платы за фонды и т.п.) или поступления от казенных предприятий, казенной монополии и т.п.
2. Вторым отличием финансовой
системы нашего государства
В России доходы и расходы государства
регулируются централизованно, верховной
властью, которая, с одной стороны,
определяет размер податей и повинностей,
и, с другой стороны, устанавливает
объемы раздач, исходя из общих нужд
государственного хозяйства. Регулирование
осуществляется системой специализированных
центральных организаций на основе
нормирования, предполагает очередной
порядок раздач и механизм административных
жалоб для корректировки
Централизованное
Свидетельствами этого является то, что законодательство по большинству налогов регулируется федеральным, а не региональными, уровнем.
Среди форм распределения налоговых
полномочий между уровнями бюджетной
системы распределение
По-прежнему велико значение вертикальных финансовых потоков в налоговой системе: известно, что в бюджетах всех уровней доминируют федеральные налоги, составляющие в доходах консолидированного и местных бюджетов в среднем 70%.
3.Третья отличительная черта
финансовой системы СССР
Названное различие сохранялось в порядке получения должности министра финансов. В России во все времена соответствующее лицо назначалось верховной властью.
4.Четвертая особенность
5. Пятой отличительной чертой
финансовой системы СССР
С древнейших времен формирование доходов
российского государства
До настоящего времени сохранились натуральные раздачи населению медицинских услуг, образования, жилья и др. Одновременно продолжают существовать и получают свое развитие натуральные формы платежей в бюджеты всех уровней.
На специфический натурально-