Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Такие действия были обусловлены стремлением центральных органов власти:
- усилить контроль представительных органов власти за целевым использованием общегосударственных средств на социальную защиту населения;
- передать исполнение бюджетов внебюджетных фондов из сферы государственной исполнительной власти органам управления специально созданных фондов;
- создать четкий механизм формирования и использования целевых внебюджетных фондов, соизмерить величины источников формирования этих фондов с суммами используемых ими средств;
- снять нагрузку с центрального бюджета, из которого раньше давалась дотация на социальную защиту населения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Фонд социального страхования Российской Федерации, его цели, задачи и система организации……………………………………………………………...6
1.1. История и причины образования Фонда……………………………………6
1.2. Цели и задачи, структура управления Фондом социального страхования РФ…………………………………………………………………………………10
1.3. Место и роль Фонда социального страхования РФ в реализации социальных функций государства и финансовой системе РФ……………….19
2. Особенности доходов и расходов Фонда социального страхования………25
2.1. Структура доходов и расходов Фонда социального страхования РФ…...25
2.2. Анализ изменения структуры доходов и структуры расходов Фонда социального страхования РФ…………………………………………………...26
3. Социальное страхование в России: состояние и проблемы………………..31
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

fss23.doc

— 308.00 Кб (Скачать файл)

Система социального страхования органически связана с системой заработной платы, налоговой системой, политикой и состоянием на рынке труда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем. Пока формирование системы социального страхования не увязано с указанными выше факторами, которые во многом определяют качественные ее характеристики - уровень страховых выплат, качество и объем услуг по лечению и оздоровлению трудящихся, построить эффективную систему социальной защиты в стране не удастся. Страхованием, которое предполагает решение многих технических вопросов, должны заниматься профессиональные страховщики, которые дойдут до каждого предприятия, посчитают конкретный риск, возьмут конкретные суммы страховых взносов на этот риск. При этом должны быть более широко использованы актуарные расчеты при определении тарифов страховых взносов.

Фонд социального страхования как экономический субъект государственной финансовой системы не является однородным и не обладает ни абсолютными преимуществами, ни абсолютными недостатками.

Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование. Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.

К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

Существование государственного социального страхования - это объективная необходимость и условие нормального, устойчивого развития современного общества. Поэтому и был создан Фонд Социального Страхования, посредством которого государство концентрирует значительные финансовые ресурсы и тем самым обеспечивает надежную социальную защиту населения страны. Для достижения цели работы мной были рассмотрены такие вопросы как внебюджетные фонды, их особенности и классификация, история возникновения ФСС и его задачи.

В перспективе эффективность деятельности практически всех внебюджетных социальных фондов будет зависеть от того, насколько успешно удастся заинтересовать и привлечь плательщика и выгодоприобретателя к механизму формирования этих фондов. Примером может служить Фонд социального страхования, средства которого на три четверти используются самими плательщиками. Данный внебюджетный фонд выгодно отличается от других социальных фондов уровнем собираемости средств, хотя и не лишен недостатков, присущих всем этим фондам.

По мере накопления опыта, вероятнее всего, будут совершенствоваться формы организации и управления внебюджетными фондами, однако сегодня прибегать к коренным изменениям, руководствуясь лишь тем, что в составе бюджета или вне его средства расходуются более целевым образом, представляется необоснованным. Финансовую дисциплину необходимо соблюдать во всех финансовых структурах, ее несоблюдение не может быть решающим фактором в построении финансовой системы.

С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что внебюджетные фонды как экономический субъект государственной финансовой системы не являются однородными и не обладают ни абсолютными преимуществами, ни абсолютными недостатками в сравнении с бюджетной формой ее существования. Они могут возникать и ликвидироваться лишь в определенных условиях.

Очевидно, что по мере роста благосостояния населения нашей страны и в целях усиления стимулирующей роли финансов, формирующих внебюджетные фонды, будет усиливаться страховая природа указанных фондов и нивелироваться их бюджетное прошлое.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1993. С. 94-109.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998г. 145 ФЗ. С изменениями и дополнениями на 2 февраля 2008г. С. 143-150.

3. Федеральный закон "Об обязательном  социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 01.12.2004, с изм. от 29.12.2004) // СЗ РФ от 03.08.1998, № 31, ст. 3803, СЗ РФ от 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 28.

4. Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 05.03.2004) // СЗ РФ от 19.07.1999, № 29, ст. 3686, СЗ РФ от 08.03.2004, № 10, ст. 836.

5. Федеральный закон от 25.11.2008 г. № 216-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов».

6. Федеральный закон от 03.12.2008 г. № 239-ФЗ «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год».

7. Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации (в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.08.2005 N 484)

8. Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. Учебное пособие. - М.: МГТУ, 2007.

9. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник. М.: Юнити Дана, 2008.

10. Бюджетная система России: Учебник/Под ред. Г.Б. Поляка. -М.: ЮНИТИ, 2007.

11. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы. - М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 2007.

12. Гусаров В. М. Статистика. Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 2007.

13. Коломин Е.В. Основные предпосылки и направления повышения социально-экономической эффективности страхования // - Финансы. 2008.

14. Российский статистический ежегодник 2007: Стат.сб./ Госкомстат России. М.: Госкомстат России, 2007.

15. Сенчагов В.К., Архипов А.И. Финансы, денежное обращение, кредит. М.: Проспект., 2007.

16. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для вузов. Под общ. ред. Л.А. Дробозиной. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007.

17. Финансы, деньги, кредит: Учебное пособие / Под ред. Е.Г. Чернова-М.: Проспект, 2005.

18. Финансы. Деньги. Кредит. Учебник/Под ред. О.В. Соколовой. М.: Юристъ, 2007.

19. Финансы: Учебник для вузов/Под ред. Г.Б. Поляка. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити - Дана, 2007.

20. Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. М.: Перспектива: Юрайт, 2008.

21. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды: Хрестоматия для дистанционного обучения / Сост. В. Н. Папело, С. Н. Мартынов.- Новосибирск: СибАГС, 2007.

22. Чернова Е.Г., Иванов В.В, Финансы, деньги, кредит. М.: Проспект. 2007.

23. Дегтярев Г. О дефицитности пенсионной системы// - Экономист . - 2008. - № 5.

24. Пешехонов Ю.В. "Внебюджетные социальные фонды: состояние и перспективы" // Финансы, 2008, № 4.

25. Смирнов С., Малеева Т. "Внебюджетные социальные фонды: варианты реформирования" // Человек и труд, 2008, № 5.

26. Соколов В. П. Особенности функционирования внебюджетных социальных фондов на современном этапе.// Экономический анализ: теория и практика. - 2008. - № 10.

27. Социальная политика: реформы социального страхования // Общество и экономика. 2008. - №10.

28. Социальные аспекты проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов / Аналитический вестник. Комитет Совета Федерации Федерального собрания РФ. Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации. М., 2007, С.74-79.- №14 (331).

29. Федотов Д.Ю. О формировании доходов внебюджетных фондов России // Финансы. - 2008. - № 7.

30. Шмелев А.К. Модернизации финансовых механизмов государственных внебюджетных фондов требуется системный подход.//Аналитический вестник Совета Федерации.- 2008. - № 5.

31. Официальный сайт бюджетной системы российской федерации http://www.budgetrf.ru

32. Официальный сайт Фонда Социального Страхования - http://www.fss.ru

33. Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации  http://www.economy.gov.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Структура расходов бюджета Фонда социального страхования РФ на 2008 г и плановый период 2009 и 2010 года.

Статьи расходов

2008г.

2009г.

2010г.

Сумма расходов,

тыс. руб.

Сумма расходов,

 тыс. руб.

Сумма расходов,

тыс. руб.

Фонд социального страхования Российской Федерации

323879347,30

356067380,00

389463607,50

Общегосударственные вопросы

3110,40

3164,40

3218,40

Международные отношения и международное сотрудничество

3110,40

3164,40

3218,40

Международное сотрудничество

3110,40

3164,40

3218,40

Образование

16075388,10

17120287,50

18147507,10

Профессиональная подготовка, переподготовка  и повышение квалификации

578307,10

615897,00

652850,90

Институты повышения квалификации

42465,90

45226,10

47939,70

Переподготовка и повышение квалификации кадров

42465,90

45226,10

47939,70

Органы управления государственных внебюджетных фондов

42465,90

45226,10

47939,70

Социальная помощь

535841,20

570670,90

604911,20

ФЗ от 24.07.98 №125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"

535841,20

570670,90

604911,20

Осуществление мероприятий по обучению по охране труда отдельных категорий застрахованных

535841,20

570670,90

604911,20

Социальные выплаты

535841,20

570670,90

604911,20

Молодежная политика и оздоровление детей       

15497081,00

16504390,50

17494656,20

Социальная помощь

15497081,00

16504390,50

17494656,20

Федеральный закон от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"             

15497081,00

16504390,50

17494656,20

Оздоровление детей

15497081,00

16504390,50

17494656,20

Социальные выплаты

15497081,00

16504390,50

17494656,20

Социальная политика

307800848,80

338943928,10

371312882,00

Социальное обеспечение населения

306308230,80

337356400,70

370236459,60

Руководство и управление в сфере установленных функций    

12201042,60

13758007,90

14482384,80

Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов      

12201042,60

13758007,90

14482384,80

Органы управления государственных внебюджетных фондов      

12201042,60

13758007,90

14482384,80

Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы                

669600,00

669600,00

669600,00

Строительство объектов общегражданского назначения               

669600,00

669600,00

669600,00

Строительство объектов социального и производственного комплексов, в том числе объектов общегражданского назначения, жилья, инфраструктуры           

669600,00

669600,00

669600,00

Бюджетные инвестиции     

669600,00

669600,00

669600,00

Социальная помощь        

293437588,20

322928792,80

355084474,80

Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"

934082,20

992769,50

1077731,10

Пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий

900600,00

954721,50

1037210,00

Социальные выплаты       

900600,00

954721,50

1037210,00

Пособия гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний                

33482,20

38048,00

40521,10

Социальные выплаты       

33482,20

38048,00

40521,10

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181- ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"               

8989699,00

9680090,00

10387050,00

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий                  

8989699,00

9680090,00

10387050,00

Социальные выплаты       

8989699,00

9680090,00

10387050,00

Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"           

76077043,40

82946216,60

90425575,60

Выплата пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию  

17238400,00

16795276,20

17169184,80

Социальные выплаты       

17238400,00

16795276,20

17169184,80

Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию  

45220082,02

52220719,80

59032339,60

Социальные выплаты       

45220082,02

52220719,80

59032339,60

Пособия при рождении ребенка

13464000,00

13772000,00

14062400,00

Социальные выплаты       

13464000,00

13772000,00

14062400,00

Единовременные пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности       

153582,00

157113,00

160413,00

Социальные выплаты       

153582,00

157113,00

160413,00

Пособия при усыновлении ребенка                  

979,20

1107,60

1238,20

Социальные выплаты       

979,20

1107,60

1238,20

Федеральный закон от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных спытаний на Семипалатинском полигоне"                

320,40

364,00

387,00

Пособия гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний                

320,40

364,00

387,00

Социальные выплаты       

320,40

364,00

387,00

Федеральный закон от 26 ноября 1998 года N 175- ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"     

48797,40

51836,50

56281,20

Пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий                   

47400,00

50248,50

54590,00

Социальные выплаты       

47400,00

50248,50

54590,00

Пособия гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний

1397,40

1588,00

1691,20

Социальные выплаты       

1397,40

1588,00

1691,20

Федеральный закон от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"         

126500,00

126500,00

126500,00

Возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социальные пособия на погребение за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации     

126500,00

126500,00

126500,00

 Социальные выплаты       

126500,00

126500,00

126500,00

Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию"

144470850,00

162168660,00

182034245,00

Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию  

15313835,00

128267460,00

143236160,00

Социальные выплаты       

15313835,00

128267460,00

143236160,00

Пособия по беременности и родам                 

29157015,00

33901200,00

38798085,00

Социальные выплаты       

29157015,00

33901200,00

38798085,00

Оплата медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни                    

16600000,00

17000000,00

17000000,00

Социальные выплаты       

16600000,00

17000000,00

17000000,00

Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"             

39645773,30

43068075,80

46730249,50

 Пособия по временной нетрудоспособности  по обязательному социальному  страхованию от несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний              

1721208,60

1768181,80

1801006,20

Социальные выплаты       

1721208,60

1768181,80

1801006,20

Единовременные страховые выплаты        

547975,20

545922,60

540836,40

Социальные выплаты       

547975,20

545922,60

540836,40

Ежемесячные страховые выплаты                  

29005305,00

31222758,00

33448170,00

Социальные выплаты       

29005305,00

31222758,00

33448170,00

Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний              

8028466,40

9191288,50

10607144,60

Социальные выплаты       

8028466,40

9191288,50

10607144,60

Доставка и пересылка страховых выплат         

342818,10

339924,90

333092,30

Социальные выплаты       

342818,10

339924,90

333092,30

Проведение углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами                

2000000,00

2000000,00

2000000,00

Социальные выплаты       

2000000,00

2000000,00

2000000,00

Федеральный закон от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"             

3933525,90

4189187,70

4440538,90

Оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников       

3933525,90

4189187,70

4440538,90

Социальные выплаты       

3933525,90

4189187,70

4440538,90

Оплата четырех дополнительных выходных дней в месяц в связи с уходом за детьми- инвалидами               

610996,60

705092,70

805915,80

Социальные выплаты       

610996,60

705092,70

805915,80

 Прикладные научные исследования  в области социальной политики      

81109,80

86382,00

91565,00

Прикладные научные исследования и разработки               

25313,00

26958,40

28576,00

Выполнение научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам               

25313,00

26958,40

28576,00

Органы управления государственных внебюджетных фондов      

25313,00

26958,40

28576,00

Социальная помощь        

55796,80

59423,60

62989,00

Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"             

55796,80

59423,60

62989,00

Проведение научно- исследовательских работ по охране труда          

55796,80

59423,60

62989,00

Органы управления государственных внебюджетных фондов      

55796,80

59423,60

62989,00

Другие вопросы в области социальной политики                 

1411508,20

1501145,40

984857,40

Реализация государственных функций в области социальной политики                 

1411508,20

1501145,40

984857,40

Мероприятия в области социальной политики      

212560,00

224266,00

232741,40

Органы управления государственных внебюджетных фондов      

212560,00

224266,00

232741,40

Осуществление мероприятий по снижению профессионального риска застрахованного по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и оптимизации страховых тарифов

532710,20

567336,40

0,00

Органы управления государственных внебюджетных фондов      

532710,20

567336,40

0,00

Развитие подведомственных центров реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации                

666238,00

709543,00

752116,00

Органы управления государственных внебюджетных фондов     

666238,00

709543,00

752116,00

Всего расходов

647758694,60

712134760,00

778927215,00


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы