3. Основные характеристики
бюджета ФСС РФ на 2012 год и
на плановый период 2013 и 2014 годов
30 ноября 2011г. Государственной Думой
был принят закон №372-ФЗ "О
бюджете Фонда социального страхования
Российской Федерации на 2012 год и на плановый
период 2013 и 2014 годов". Проведенный сравнительный
анализ основных характеристик бюджета
ФСС РФ на 2012 год и на плановый период 2013
и 2014 годов (Таб.1) приведен ниже.
Основные характеристики бюджета
Фонда социального страхования Российской
Федерации (далее - Фонд) на 2012 год:
1) прогнозируемый общий объем
доходов бюджета Фонда в сумме
579 558 428,6 тыс. рублей, в том числе
по обязательному социальному
страхованию на случай временной
нетрудоспособности и в связи
с материнством в сумме 417 675 491,2
тыс. рублей, из них средства федерального
бюджета, передаваемые бюджету Фонда на
компенсацию выпадающих доходов бюджета
Фонда в связи с установлением пониженных
тарифов страховых взносов на обязательное
социальное страхование на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством
в сумме 22 510 000,0 тыс. рублей и на покрытие
дефицита бюджета Фонда в сумме 84 498 085,0
тыс. рублей, по обязательному социальному
страхованию от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний
в сумме 72 148 772,6 тыс. рублей, межбюджетные
трансферты на исполнение отдельных государственных
полномочий из федерального бюджета в
сумме 70 704 164,8 тыс. рублей и из бюджета
Федерального фонда обязательного медицинского
страхования в сумме 19 030 000,0 тыс. рублей;
2) общий объем расходов бюджета
Фонда в сумме 577 218 425,6 тыс. рублей,
в том числе по обязательному
социальному страхованию на случай
временной нетрудоспособности и
в связи с материнством в
сумме 417 675 491,2 тыс. рублей, по обязательному
социальному страхованию от несчастных
случаев на производстве и
профессиональных заболеваний в
сумме 69 808 769,6 тыс. рублей, за счет
межбюджетных трансфертов на исполнение
отдельных государственных полномочий
из федерального бюджета и бюджета Федерального
фонда обязательного медицинского страхования
в сумме 89 734 164,8 тыс. рублей;
3) предельный объем профицита
бюджета Фонда в сумме 2 340 003,0
тыс. рублей за счет средств
обязательного социального страхования
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний.
Основные характеристики бюджета
Фонда на плановый период 2013 и 2014 годов:
1) прогнозируемый общий объем
доходов бюджета Фонда на 2013 год
в сумме 618 853 062,9 тыс. рублей
и на 2014 год в сумме 667 509 058,6
тыс. рублей, в том числе по
обязательному социальному страхованию
на случай временной нетрудоспособности
и в связи с материнством
на 2013 год в сумме 444 878 731,5 тыс.
рублей и на 2014 год в сумме 481
659 220,6 тыс. рублей, из них средства федерального
бюджета, передаваемые бюджету Фонда на
компенсацию выпадающих доходов бюджета
Фонда в связи с установлением пониженных
тарифов страховых взносов на обязательное
социальное страхование на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством
на 2013 год в сумме 23 580 000,0 тыс. рублей и
на 2014 год в сумме 5 600 000,0 тыс. рублей и на
покрытие дефицита бюджета Фонда на 2013
год в сумме 75 169 616,1 тыс. рублей и на 2014
год в сумме 78 610 367,9 тыс. рублей, по обязательному
социальному страхованию от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний на 2013 год в сумме 80 465 216,6 тыс.
рублей и на 2014 год в сумме 88 983 878,0 тыс.
рублей, межбюджетные трансферты на исполнение
отдельных государственных полномочий
из федерального бюджета на 2013 год в сумме
74 479 114,8 тыс. рублей и на 2014 год в сумме
77 835 960,0 тыс. рублей и из бюджета Федерального
фонда обязательного медицинского страхования
ежегодно в сумме 19 030 000,0 тыс. рублей;
2) общий объем расходов бюджета
Фонда на 2013 год в сумме 613 353
141,6 тыс. рублей и на 2014 год в
сумме 658 623 988,0 тыс. рублей, в том
числе по обязательному социальному
страхованию на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством
на 2013 год в сумме 444 878 731,5 тыс. рублей и
на 2014 год в сумме 481 659 220,6 тыс. рублей, по
обязательному социальному страхованию
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний на 2013
год в сумме 74 965 295,3 тыс. рублей и на 2014
год в сумме 80 098 807,4 тыс. рублей, за счет
межбюджетных трансфертов на исполнение
отдельных государственных полномочий
из федерального бюджета и бюджета Федерального
фонда обязательного медицинского страхования
на 2013 год в сумме 93 509 114,8 тыс. рублей и
на 2014 год в сумме 96 865 960,0 тыс. рублей;
3) предельный объем профицита
бюджета Фонда на 2013 год в сумме
5 499 921,3 тыс. рублей и на 2014 год в сумме 8
885 070,6 тыс. рублей за счет средств обязательного
социального страхования от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний. [9]
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Утверждено |
Исполнено |
Утверждено |
Исполнено |
Утверждено |
Исполнено |
Утверждено |
Исполнено |
Доходы бюджета ФСС, всего |
458,82 |
558,59 |
579,56 |
285,85 |
590,27 |
17,07 |
662,57 |
- |
Расходы бюджета ФСС, всего |
456,87 |
497,57 |
577,22 |
186,29 |
606,52 |
13,60 |
654,58 |
- |
Величина дефицита / профицита бюджета
ФСС |
1,94 |
61,03 |
2,34 |
99,56 |
-16,25 |
-3,47 |
7,98 |
- |
Таблица 1. Показатели бюджета Фонда
социального страхования, млрд. руб.
Заключение
В данной научной работе рассмотрены
сущность и значение социального
страхования в современном обществе.
На этой базе можно сделать следующие
выводы. Социальное страхование играет
существенную роль в современном обществе.
Оно является надёжной защитой для населения.
Одним из объективных факторов развития
общества является необходимость материального
обеспечения лиц, которые в силу определенных
причин не участвуют в общественном труде
и не могут за счет оплаты по труду поддерживать
свое существование.
Социальное страхование является
для большинства российских граждан
формой реализации важнейших конституционных
прав - права на социальное обеспечение
и на охрану здоровья и медицинскую
помощь. Гарантированность этих прав
непосредственно обусловлена эффективностью
системы социального страхования,
которая, в свою очередь, напрямую зависит
от правильного выбора средств и
способов правового регулирования.
Таким образом, социальное страхование
можно определить как взаимное возмездное
частно-публичное обязательство, возникающее
на основании закона либо договора,
в силу которого застрахованное лицо обязано
уплачивать страховые взносы и при наступлении
страхового случая имеет право на обеспечение
за счет средств страхового фонда, эквивалентное
уплаченным взносам, а страховщик вправе
требовать уплаты страховых взносов и
обязан предоставить страховое обеспечение.
К сожалению, сегодня в России не реализуется
в полной мере такой принцип социального
страхования, как автономность и относительная
самоуправляемость системы. Между тем
огромное значение приобретает развитие
социального страхования именно в этом
ключе в условиях формирования социального
правового государства. Автономная система
социального страхования - признак развитого
гражданского общества, в котором личность
автономна от государства, а последнее
выступает как равноправный социальный
партнер.
Список
используемой литературы
- Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов
Е.Н. Экономика социального страхования.
Учебное псобие. - М.: МГТУ, 2009.- 133 с.
- Смирнов С., Малеева
Т. "Внебюджетные социальные фонды:
варианты реформирования" // Человек
и труд, 2010.- 67 с.
- Соколов В. П. Особенности
функционирования внебюджетных социальных
фондов на современном этапе.// Экономический
анализ: теория и практика. - 2010. – 98 с.
- Социальная политика:
реформы социального страхования // Общество
и экономика. 2010.- 112 с.
- Федотов Д.Ю. О формировании
доходов внебюджетных фондов России //
Финансы. - 2010.-156 с.
- Финансы. Денежное
обращение. Кредит. Учебник для вузов.
Под общ. ред. Л.А. Дробозиной. М.: Финансы,
ЮНИТИ, 2007.- 134 с.
- Государственное социальное
страхование; М.: Профиздат, 2012. - 270c.
- Журавлев, Ю.М.; Секерж, И.Г.
Страхование и перестрахование; М.: страховое
общество Анкил', 2012. - 185 c.
INTERNET ССЫЛКИ
9. [ http://www.rg.ru/2011/12/07/socstrah-dok.html]