Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 12:49, реферат
Государственное социальное страхование - объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.
К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.
Государственное социальное страхование - объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.
К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.
Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны.
Переход к рыночной экономике сопровождался модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к её центральному звену – бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.
В России государственное обязательное социальное страхование представлено тремя фондами:
• пенсионным;
• обязательного медицинского страхования;
• социального страхования.
Средства ФСС образуется за счет:
· страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию (примерно 92% от общей суммы доходов);
· доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период;
· добровольных взносов физических и юридических лиц;
· ассигнований из республиканского бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с доставлением льгот и компенсаций лицам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий;
· прочих доходов (возмещаемые страхователем расходы, не принятые к зачету в счет страховых взносов, не принятые к зачету расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимки по обязательным платежам, суммы штрафов и иных санкций, предусмотренные законодательством; уплаченные в установленном порядке суммы за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда, возмещаемые Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям и др.).
Представленная на рис.1 блок-схема финансовых потоков, складывающихся в системе социального страхования, дает представление о финансовых взаимоотношениях ее субъектов. В частности, в ней отражено то положение, что большая часть средств социального страхования поступает работникам непосредственно от работодателей, а меньшая (примерно 1 /4) перечисляется в Фонд социального страхования для перераспределения между отдельными предприятиями, организациями, учреждениями. Из нее видно также и то, что часть поступлений в ФСС осуществляется из федерального бюджета. Это компенсационные поступления по расходам на выплату пособий, санаторно-курортное лечение и оздоровление в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
· выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, а также социального пособия на погребение;
· оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;
· санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, в т.ч. расходы на лечебное питание;
· частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
· частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан;
· частичное содержание детско-юношеских спортивных школ;
· оплату проезда к месту лечения и обратно;
· создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях;
· обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления фонда;
· проведение НИР по вопросам социального страхования и охраны труда;
· осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами фонда.
Средства фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных выше. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.
Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций, являются базой развития ФСС.
Бюджет ФСС принимается Государственной Думой при одобрении Совета Федерации. Доходы и расходы бюджета ФСС РФ за 2007 год представлены в приложениях 1, 2.
В целом выплаты социальных пособий и компенсаций можно объединить в две группы: первая включает выплаты по временной нетрудоспособности работника и оплату санаторно-курортного обслуживания трудящихся и членов их семей в отпускной период, а также санаторно-курортного лечения и оздоровления граждан и их детей, пострадавших от радиационных катастроф; вторая охватывает различные виды социальной помощи семьям, имеющим детей.
2.1. Структура доходов и расходов Фонда социального страхования РФ
Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.
В бюджет Фонда социального страхования подлежат зачислению следующие доходы:
Налоговые доходы:
- единый социальный налог – по ставке, установленной НК РФ в части, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ
- доходы, распределяемые
органами Федерального
Неналоговые доходы:
- страховые взносы на
обязательное социальное
- недоимки, пени, штрафы по взносам в Фонд социального страхования РФ;
- доходы от размещения
временно свободных средств
- штрафы, санкции, суммы, поступающие
в результате возмещения
- безвозмездные поступления;
- межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые фонду социального страхования РФ;
- прочие поступления.
Расходы бюджета Фонда социального страхования осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами субъектов РФ
Цель социального страхования — профилактика, снижение уровня социального риска для трудового населения и компенсация при наступлении страховых случаев.
С развитием рыночной экономики переход к системе социального страхования на новых принципах закономерен, но при этом принципиально меняется роль каждого субъекта.
Государство перестает быть единственным собственником средств производства и главным страхователем, но оно остается одним из участников системы социального страхования.
Его основными функциями становятся:
- формирование экономических
и правовых предпосылок, условий
для становления и развития
социального страхования, включая
содействие развитию
- гарантирование социальной
защиты в области социального
страхования, контроль за исполнением
законов и за уровнем
- посредничество в области
трудовых отношений с целью
согласования интересов
- оказание необходимой
целевой помощи наиболее
Работодатели (или предприятия):
- участвуют в социальной
защите своих работников в
процессе трудовой
- финансируют расходы
на страховую защиту, а также
на проведение
Работник несет личную ответственность за свое здоровье и благосостояние, платит страховые взносы и активно участвует в управлении социальным страхованием. Право на участие в управлении он может реализовать как непосредственно, так и через представителей, которыми выступают профсоюзы или другие общественные организации, являющиеся посредниками в системе не только социально-трудовых отношений на производстве, но и социального страхования.
На основании вышеприведенного формулируются основные положения Концепции социального страхования .
Первое положение состоит в том, что социальное страхование должно разделяться на отдельные виды. Обеспечение страхуемых (страхователей) по принципу однородности и общности интересов способствует повышению эффективности социальной защиты. Это также способствует осознанию важности такой формы социальной защиты и росту солидарности.
Второе положение заключается в том, что в основе разделения социального страхования на виды должны лежать конкретные социальные риски как “функциональный признак защиты”, что повысит адресность защиты и сделает более совершенным финансовый механизм ее обеспечения.
Третье положение относится к созданию различных форм социального страхования. Учитывая разнообразие условий труда и природно-климатических зон в России, предлагается использование трех обязательных форм страхования — общего, профессионального и территориального.
Реализация указанных и иных концептуальных принципов социального страхования требует прежде всего разработки законодательного акта “Основы социального страхования в РФ” как некоторого “кодекса” либо “рамочного закона”. Он должен стать базовым для разработки и создания различных видов (систем) социального страхования, соответствующих нормативных актов.