Формирование доходов населения РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:08, курсовая работа

Описание работы

Предмет – изучение формирования доходов населения. Объект – виды доходов, их формирование.
Цель курсовой работы заключается в изучении сущности доходов населения, их видов, динамики и структуры.
Задачи курсовой работы следующие:
Рассмотреть теоретические основы формирования доходов населения;
Анализ доходов населения РФ.

Содержание работы

Введение……………………………….……………………………………3
Гл.1. Теоретические основы формирования доходов населения
1.1. Сущность и виды доходов населения………………………………..4
1.2. Факторы, определяющие динамику и структуру доходов населения…………………………………………………………………….11
Гл. 2. Анализ доходов населения РФ
2.1. Динамика доходов населения РФ……………………………………15
2.2. Структура доходов населения РФ……………………………………19
2.3.Основные проблемы и направления совершенствования политики доходов населения РФ на макро- и микроуровне……………………………………22
Заключение……………………………………………..………………........27
Список литературы…………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 165.02 Кб (Скачать файл)

Чётко проявляется  тенденция увеличения каждого вида дохода за анализируемый период.

Среднедушевые денежные доходы играют важную роль в  определении уровня жизни людей, являются одним из критериев качества жизни.

 

Таблица 2

Динамика среднедушевых денежных доходов населения в России

 

Годы

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Средне-душевые денежные доходы, руб.

2281

3062

3947

5170

6410

8112

10196

12603

14941

16857

18757


 

Расчет  абсолютных, относительных и средних  показателей динамики среднедушевых  доходов показал, что за последние 11 лет ежегодно в среднем прирост  среднедушевых доходов населения  составляет 1498 руб. или 7%. Наибольший прирост отмечен в 2007 году: с 10196 до 12603 руб. или на 24%. За анализируемые 11 лет среднедушевые доходы увеличились на 16476 руб. или на 822%.

Показатели  динамики наглядно представлены на рис. 2.

 

 

Рис. 2.  Динамика среднедушевых  доходов населения Российской Федерации  
с 2000 по 2010гг.

 

Прослеживается  явная тенденция увеличения среднедушевых  доходов населения в целом  и по каждому источнику поступления.

Методами  среднего абсолютного прироста, среднего коэффициента роста и аналитического выравнивания ряда выполнен прогноз  среднедушевых доходов с 2011 по 2015 гг. Ежегодно в среднем среднедушевые доходы будут увеличиваться на 1719,7 руб. Оптимистичный прогноз на 2011 год – среднедушевые денежные доходы составят 20070 руб. в месяц.

Доходы  населения медленно, но увеличиваются, и это позитивные сдвиги, так как приводят к повышению уровня жизни людей в условиях стабильной экономики. Но впадать в эйфорию не стоит, так как исследовалась динамика номинальных, не учитывающих уровень инфляции денежных доходов. Динамика и выявление тенденции реальных денежных доходов – тема нашего дальнейшего исследования.

 

 

 

 

    1. Структура доходов населения РФ

Начиная с 1995 г., по решению  Правительства Российской Федерации  проводится Всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы. Мониторинг введен как государственная система  непрерывного наблюдения хода основных социально-трудовых процессов для  предупреждения и устранения негативных тенденций.

Отдельным направлением Всероссийского мониторинга являются доходы и уровень  жизни населения, а головной организацией по их изучению – Всероссийский  центр уровня жизни при Минтруде России.

Изучение доходов и  уровня жизни производилось по России в целом, в разрезе региональных группировок населения – по одиннадцати  укрупненным экономическим районам  и по субъектам Российской Федерации, а также по следующим группам  социального достатка:

- бедное население с  доходами ниже прожиточного минимума;

- низкообеспеченное население с доходами выше прожиточного минимума, но ниже минимального потребительского бюджета (такой доход составляет примерно два прожиточных минимума);

- относительнообеспеченное (среднее по доходам) население с доходами выше минимального потребительского бюджета.

Основные результаты мониторинга  свидетельствуют о следующем.

В целом по Российской Федерации  основные показатели уровня, структуры  доходов населения представлены в диаграмме 1.За 10 путинских лет (2000-2010) заметно снизились доходы от предпринимательства и собственности, но выросли социальные выплаты.

Диаграмма 1. Структура денежных доходов населения 
(в процентах к итогу)

Структура доходов населения

 

 

В ноябре 2010 года среднемесячная начисленная заработная плата составляла 21599 руб.По данным на март 2010 года, средняя начисленная заработная плата в России составляла 20383 руб./мес, в том числе в:

  • обрабатывающих производствах – 18297 руб./мес;
  • производстве машин и оборудования – 19057 руб./мес;
  • производстве нефтепродуктов – 45228 руб./мес;
  • производстве пищевых продуктов и табака – 16982 руб./мес;
  • текстильном и швейном производстве – 10074 руб./мес;
  • производстве кожи, изделий из кожи и производство обуви – 10616 руб./мес;
  • химическом производстве – 21956 руб./мес;
  • металлургическом производстве – 23258 руб./мес;
  • добыче полезных ископаемых – 39742 руб./мес;
  • добыче топливно-энергетических полезных ископаемых – 47559 руб./мес;
  • добыче полезных ископаемых (кроме топливно-энергетических) – 25361 руб./мес;
  • добыче металлических руд – 28532 руб./мес.

Если говорить об обществе в целом, то его доход следует  рассматривать как валовой внутренний продукт или сумму доходов  всех экономических субъектов, который  также представляет собой стоимость  и измеряемую ею часть продукта, произведенного за определенный период времени. Доход индивидуума, домашнего  хозяйства, социальной группы – это  часть и соответствующая ей стоимость  произведенного продукта, которая получается в результате их экономической деятельности. Распределению потребительских  благ и предметов потребления, как  правило, предшествует распределение  доходов. Таким образом, свою долю валового продукта, идущую на удовлетворение личных потребностей, население получает первоначально  в виде доходов. Полученные доходы используются далее для приобретения необходимых  товаров и услуг.

В рыночной экономике основными  источниками личных доходов являются:

- трудовая деятельность персонала, работающего по найму, и лиц свободных профессий;

- предпринимательская деятельность;

- собственность;

- средства государства и предприятий, распределенные в соответствии с принадлежностью к определенной социальной группе и категории персонала;

- личные подсобные хозяйства (ЛПХ).

Первому из указанных источников соответствует доход в виде заработной платы и гонорара; третьему –  дивиденды и проценты на капитал; четвертому – трансфертные платежи (пенсии, пособия, стипендии и т.д.), а также услуги предприятия своим  работникам в виде медицинского обслуживания, повышения квалификации и т.д., пятому – продукты, возможности для отдыха, денежные средства от ЛПХ. Структура личного дохода во многом объективно обусловлена системой государственного устройства, экономической ситуацией, формами собственности, традициями. Одним из отличий России от развитых стран является относительно высокая доля продукции ЛПХ в совокупном доходе населения.

От структуры дохода существенно  зависят:

- мотивы, а следовательно, и результаты деятельности людей, что непосредственно связано с экономикой предприятия, региона, страны;

- взаимоотношения между  людьми и их группами в производственных  коллективах, регионах и стране  в целом;

- качество жизни людей,  характеризующее степень удовлетворения  их материальных, интеллектуальных  и духовных потребностей.

Таким образом, структура  личных доходов существенно и  многообразно влияет на условия жизни  людей, деятельность предприятий и  других социально-экономических систем.

 

2.3.Основные проблемы и направления совершенствования политики доходов населения РФ на макро- и микроуровне

В начале радикальных экономических  реформ в России основной задачей  считалось финансовое оздоровление экономики и макроэкономическая стабилизация. Поэтому социальная сфера  с ее непосредственными проблемами отошла несколько на второй план. А  между тем резко падал жизненный  уровень населения на фоне усиления социальной дифференциации общества. Рост цен опережал рост доходов подавляющей  части населения. Сократились расходы  на потребительские товары и услуги. Ухудшилась структура потребления. Быстро росла безработица. Ухудшились условия труда и быта. Хуже стала демографическая ситуация.

Динамика доходов и  система их распределения является важным фактором, влияющим на положение  в социальной сфере, на социальную ориентацию экономического развития страны. Переход  от государственной системы формирования доходов населения и гарантированной  государственной системы социального  обеспечения всего населения  к рыночным принципам вызвал серьезные  изменения во всей системе доходов, породил ряд неблагоприятных  тенденций в ней:

1) в источниках доходов  сократилась доля доходов и  роль заработной платы, выросла  доля доходов от собственности,  но более всего – скрытых  доходов;

2) увеличилось неравенство  населения по доходам на душу  населения. Так с 1991 по 1999гг. доля  совокупного дохода 20% беднейших  граждан упала с 11,9 до 6,2% в общем  объеме денежных доходов населения  страны, а доля 20% самых богатых  возросла с 30,7 до 47,3% .

3) усилилась дифференциация  населения по расходам. Так к  1999 г. потребительские расходы  10% наиболее обеспеченного населения  были в 10 раз выше, чем у 10% наименее обеспеченных граждан.  Еще более значителен разрыв  в потреблении услуг. Разумеется состоятельные люди имели возможность пользоваться такими услугами в сфере образования, медицинского обслуживания, медико-оздоровительных мероприятий.

Таким образом, в России в  результате преобразований сформировались резко различающиеся, фактически полярные группы населения по уровню доходов, уровню и характеру потребления  благ. Это противоречит общемировым  прогрессивным тенденциям к сглаживанию  чрезмерного социального неравенства. Социальная сторона жизни людей  является вторичной по отношению  к экономике, поскольку уровень  жизни напрямую зависит от уровня развития экономики. Значит, повышение благосостояния населения есть главная цель экономического развития страны, а значит и преобразований в экономике, основным критерием их эффективности. О результативности социальной политики правительства можно судить по таким показателям, как уровень и качество жизни населения. Уровень жизни характеризуется уровнем материального благополучия, размером и структурой душевого потребления. Качество жизни обусловливается наличием совокупности условий, в которых живет человек. Это: условия и безопасность труда; состояние среды обитания; культурный уровень населения; физическое развитие; физическая и имущественная безопасность человека; наличие и возможности использования свободного времени.

Особенностью России на нынешнем этапе является то, что у нас  одновременно идет восстановление рыночных отношений с (созданием) формированием  адекватной (соответствующей) социальной политики. Для эффективного функционирования экономики важно, чтобы каждый человек, прежде всего непосредственный работник чувствовал себя уверенно, как в период его общественно полезной деятельности, так и после прекращения ее по возрасту или состоянию здоровья. Между стабильностью в экономике и в социальной сфере есть органическая взаимообусловленность: чем выше результаты экономического развития, тем полнее могут быть удовлетворены социальные потребности людей, что со своей стороны является важным фактором роста экономики. Одним из благоприятных условий для социальной стабильности является социально-экономическое равновесие членов общества. Поэтому государство должно обеспечить производство тех благ, потребление которых уменьшит дифференциацию граждан страны по уровню потребления, степени неравенства по доходам в расчете на душу населения. Речь идет о так называемых общественных благах, которые все члены общества получают в равной мере независимо от величины их личных доходов (образование, здравоохранение, культурное обслуживание, защита правовых интересов, осуществляемые на бесплатной основе). Понятно, что рынок, как регулятор экономики, безразличен к социальной стороне жизни людей. О ней должно заботиться государство, разрабатывая и реализуя социальную политику в условиях рыночной экономики.

Содержание социальной политики:

1. Обеспечение максимально  возможной занятости - одного  из коренных прав человека: на  труд и достойную его оплату.

2. Через развитие частно-коллективных форм организации производства - вовлечение непосредственных работников в управление деятельностью предприятий и учреждений.

3. Надежная правовая защита  всех форм собственности, в  т.ч. частной.

4. Организация рациональной  системы социальной защиты и  помощи нуждающемуся в этом  населению.

В процессе становления рыночных отношений необходима сильная социальная защита населения, это особенно важно  в современной России, где рыночные отношения пока недостаточно развиты, для нынешних поколений рынок  с его безразличием к социальной стороне жизни населения является по сути дела новым явлением, не привычным  для большинства, привыкшего к прежней  государственной системе социальной защиты. Отсутствие такой защиты в новых условиях, когда резко упал жизненный уровень значительной части населения и соответственно сократился спрос на отечественную продукцию, а состоятельные граждане стали ориентироваться на импортные товары, возможности роста экономики оказались ограниченными. Дифференциация населения по доходам требует, чтобы в условиях ограниченных средств социальная защита прежде всего бедных слоев общества имела адресный характер. Согласно оценкам специалистов по социально-экономической стратификации, в нашей стране:

а) около 50 млн. человек (1/3 населения) находятся в тяжелом положении, не имея возможности обеспечить себе даже полноценное питание;

б) происходит рост бедности как по удельному весу, так и по категориям населения (помимо инвалидов, многодетных и неполных семей, безработных в группу стали включаться категории работающих граждан);

в) доля «среднего класса»  неоправданно низка и снижает  потенциал реформ;

г) на долю 20% наиболее обеспеченных граждан приходится более 50% денежных доходов, а на долю 20% наименее обеспеченных — всего 6%.

В настоящее время в  Российской Федерации приоритетными  стратегическими целями перераспределения  доходов выступают: долговременная стратегия - приближение уровня и  качества жизни населения к «стандартам  постиндустриального общества»; краткосрочные - обеспечение условий для социального  и физического выживания людей, преодоление последствий экономического кризиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Информация о работе Формирование доходов населения РФ