Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 19:24, курсовая работа
Целью данной работы является изучение динамики финансовых резервов и проблем их развития в современной России. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) Определить сущность и необходимость финансовых резервов;
2) Рассмотреть виды финансовых резервов;
3) Изучить порядок формирования резервов и их использования;
4) Проанализировать структуру и динамику основных резервных фонд РФ и рассмотреть проблемы и перспективы их развития.
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования и использования финансовых резервов
1.2 Сущность и назначение финансовых резервов…………………………………………………………………… 5
1.3 Виды финансовых резервов………………………………………………………………………………………………… 6
1.4. Формирование и использование финансовых резервов …………………………………………………. 8
ГЛАВА II. Динамика и проблема развития финансовых резервов в современной России
2.2 Резервный фонд РФ ……………………………………………………………………………………………………………. 9
2.3. Фонд национального благосостояния России …………………………………………………………………. 11
2.4. Золотовалютные резервы РФ …………………………………………………………………………………………… 13
Список использованной литературы………………………………………………………………………………………. 16
МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Факультет Финансово-экономический
Кафедра «Финансы и кредит»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Финансы
Студента: Пушкина Алексея
На тему: «Формирование финансовых резервов в современной России: их динамика и проблемы развития».
Автор работы:
Пушкин А.В. ___________________
(подпись)
Научный руководитель:
Савинский П.Ф. ___________________
(ученая степень, звание, ФИО) (подпись)
Дата сдачи:
«____»______________200__г.
Дата защиты:
«____»_____________200__г.
Оценка: __________________
Москва 2010г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования и использования финансовых резервов
1.2 Сущность и назначение финансовых резервов…………………………………………………………
1.3 Виды финансовых резервов…………………………………………………………
1.4. Формирование и использование финансовых резервов …………………………………………………. 8
ГЛАВА II. Динамика и проблема развития финансовых резервов в современной России
2.2 Резервный фонд РФ ………………………………………………………………………………
2.3. Фонд национального благосостояния России …………………………………………………………………. 11
2.4. Золотовалютные резервы РФ ………………………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
Введение
В условиях рыночной и переходной экономике огромную роль играют финансовые резервы, которые выступают в качестве стабилизатора экономики. При этом чем тяжелее экономическая обстановка в стране, тем большее значение приобретают финансовые резервы, от наличия и объема которых подчас зависит судьба страны, ее положение в общемировом хозяйстве.
Проводимая, в 90-е годы, социальная политика оказалась экономически несостоятельной. Многолетний экономический спад практически не оставлял ресурсов для решения социальных проблем. В настоящее время ситуация существенно изменилась. За всю историю Российского государства в его казне еще ни разу не были сосредоточены такие огромные финансовые резервы, как сейчас. В прошлом страна располагала большей территорией, населением, природными ресурсами, более высоким уровнем производства, но вот именно денежный капитал такого масштаба сформировался впервые.
Не смотря на сложные экономические и социальные проблемы в стране, связанные с высокими мировыми ценами на топливо, наблюдается рост финансовых резервов. Вследствие этого вопросы управления финансовыми резервами государства принимают особую актуальность. Несмотря на это как таковых общих правил, стратегий управления финансовым резервом как капиталом в России нет. В прошлом эти проблемы решались обычным запасом на «черный день». Сегодня же Россия вступила на новый этап, который характеризуется выделением такой «заначки» из общего капитала страны. Причем эта «заначка» способна работать и приносить прибыль. Но этот фундаментальный факт еще не осознан обществом и не нашел должного отражения в политике государства, поэтому исследования, проводимые в рамках данной работы, носят элементы новизны.
Целью данной работы является изучение динамики финансовых резервов и проблем их развития в современной России. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) Определить сущность и необходимость финансовых резервов;
2) Рассмотреть виды финансовых резервов;
3) Изучить порядок формирования резервов и их использования;
4) Проанализировать структуру и динамику основных резервных фонд РФ и рассмотреть проблемы и перспективы их развития.
1.2 Сущность и назначение финансовых резервов
Финансовые резервы - особая форма финансовых ресурсов, обособляемых органами государственного и муниципального управления и хозяйствующими субъектами на случай возникновения непредвиденных расходов и специфических потребностей, обусловленных необходимостью ликвидации отрицательных последствий случайных, неожиданно возникших событий и обстоятельств. Они предназначены для финансирования текущих и капитальных затрат либо вообще не предусмотренных утвержденными финансовыми планами, либо предусмотренными в меньших объемах, либо не обеспеченных финансовыми источниками из-за не поступления запланированных доходов. Формирование финансовых резервов объективно предопределено потребностями общественного воспроизводства, нуждающегося в бесперебойном финансировании даже при наступлении непредвиденных событий и различного рода случайностей. Оно происходит на стадии распределения финансовых ресурсов по фондам целевого назначения: фондовая форма функционирования финансовых резервов обусловлена необходимостью их целевого использования.
Расходуются финансовые резервы только при наступлении событий, на случай возникновения которых они были предусмотрены, и только на цели, связанные с неблагоприятными последствиями наступивших событий. Если же случайных, непредвиденных событий не происходит, «сэкономленные» (оставшиеся неизрасходованными) финансовые резервы выступают источником накопления финансовых ресурсов, повышая устойчивость финансовой системы.
Процессы функционирования финансовых резервов и финансовых ресурсов тесно взаимосвязаны: от величины финансовых ресурсов во многом зависит своевременность и полнота формирования финансовых резервов; использование финансовых резервов по их прямому назначению восстанавливает нормальное течение воспроизводственного процесса даже при наступлении неблагоприятных событий; приводя к бесперебойному формированию финансовых ресурсов.
Финансовые резервы подразделяются на: бюджетные, страховые, золотовалютные, резервные фонды хозяйствующих субъектов, специальные резервные фонды некоторых министерств и ведомств. Эта классификация финансовых резервов обусловливается группировкой финансовых отношений, их местом и ролью в процессе воспроизводства. В соответствии с ней бюджетные резервы способствуют ликвидации диспропорций и временных нарушений хода социально-экономических процессов; страховые резервы и резервные фонды хозяйствующих субъектов обеспечивают в нужных масштабах и пропорциях непрерывность процесса воспроизводства на микро- и макроуровне даже при возникновении неожиданных обстоятельств и разного рода случайностей; золотовалютные резервы гарантируют устойчивость национальной валюты; специальные резервные фонды министерств и ведомств и бюджетные резервы позволяют финансировать новые возникающие в течение финансового года потребности, обусловленные научно-техническими достижениями и открытиями; благодаря специальным фондам министерств создаются возможности для резервирования части финансовых ресурсов в рамках отдельных министерств.
В зависимости от функционального назначения выделяют финансовые резервы для:
1) осуществления непредвиденных расходов, потребность в которых возникает в ходе выполнения производственно-финансовых планов - частично используются бюджетные резервы (резервные фонды Президента РФ, Правительства РФ, органов исполнительной власти в субъектах РФ, фонды непредвиденных расходов и др.) и резервные фонды хозяйствующих субъектов, а также специальные резервные фонды министерств;
2) обеспечения стабильного исполнения бюджетов всех уровней - используются все виды бюджетных резервов, а в случае необходимости и золотовалютные резервы страны;
3) обеспечения отраслевых расходов (связанных с новыми научно-техническими достижениями и открытиями, оказанием финансовой помощи предприятиям и т.п.) - используются отраслевые фонды министерств и ведомств, резервные фонды Президента РФ и Правительства РФ, формируемые на федеральном и региональном уровнях;
4) покрытия убытков и иного ущерба, вызванного стихийными бедствиями, неблагоприятными погодными условиями, несчастными случаями и другими обстоятельствами - используются разнообразные страховые фонды, страховые резервы, резервные (страховые) фонды хозяйствующих субъектов и (частично) бюджетные резервы.
Финансовые резервы подразделяют также на:
1)стратегические связанные с освоением новых месторождений полезных ископаемых, укреплением границ государства и тому подобное (используются средства Резервного фонда Президента РФ и резервных фондов органов исполнительной власти).
2)оперативные, предназначенные для ликвидации сбоев в воспроизводственном процессе у хозяйствующих субъектов (за счет страховых фондов) или внутригодовых кассовых разрывов в бюджетах органов власти разных уровней (за счет оборотной кассовой наличности).
В рыночных условиях хозяйствования, как и при переходе к рынку, финансовые резервы играют важную роль в качестве стабилизатора экономики; при этом чем тяжелее экономическая обстановка в стране, тем большее значение приобретают финансовые резервы, от наличия и объема которых подчас зависит судьба страны, ее положение в общемировом хозяйстве. В России значительная часть финансовых резервов формируется в распоряжении государственных и муниципальных органов управления. Сюда относятся: различные виды бюджетных резервов, создаваемых в федеральных, региональных и местных бюджетах; золотовалютные резервы России; резервные фонды в составе государственных внебюджетных фондов и др. Вместе с тем законы рыночной экономики, как показывает мировой опыт, диктуют необходимость увеличения объема и обеспечения большего разнообразия форм децентрализованных финансовых резервов, образуемых хозяйствующими субъектами.
ГЛАВА II. Динамика и проблема развития финансовых резервов в современной России
2.2 Резервный фонд
Резервный фонд Российской Федерации сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на резервный фонд и Фонд национального благосостояния России. На 1 апреля 2010 года сумма резервного фонда составляла 1 трлн 553,28 млрд руб.Содержание
Описание
Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.
Максимальная величина резервного фонда
После формирования нефтегазового трансферта в полном объёме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд. Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объёма валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния России.
Резервный фонд формируется за счет:
нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины;
доходов от управления средствами Резервного фонда.
Совокупный объем средств Резервного фонда
История изменения совокупного объёма средств Резервного фонда Российской Федерации
Дата в млрд. рублей в млрд. долларов США
01.05.2010 1 188,70 40,59
01.04.2010 1 553,28 52,90
01.03.2010 1 763,89 58,90
01.02.2010 1 823,26 59,91
01.01.2010 1 830,51 60,52
01.12.2009 2 238,58 75,07
01.11.2009 2 242,09 77,18
01.10.2009 2 298,00 76,37
01.09.2009 2 706,82 85,74
01.08.2009 2 811,34 88,53
01.07.2009 2 957,54 94,52
01.06.2009 3 127,93 100,95
01.05.2009 3 551,47 106,81
01.04.2009 4 117,67 121,06
01.03.2009 4 869,74 136,33
01.02.2009 4 863,80 137,34
01.01.2009 4 027,64 137,09
01.12.2008 3 661,37 132,63
01.11.2008 3 572,78 134,60
01.10.2008 3 559,19 140,98
01.09.2008 3 504,62 142,60