Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 19:30, реферат
Одной из основных отраслей сферы обращения является оптовая торговля. Она накапливает на своих складах определенные товарные ресурсы и снабжает товарами организации розничной торговли, общественного питания, промышленности, других отраслей национальной экономики. На оптовых организациях сортируют, фасуют, упаковывают и хранят товары.
Одной из основных отраслей сферы обращения является оптовая торговля. Она накапливает на своих складах определенные товарные ресурсы и снабжает товарами организации розничной торговли, общественного питания, промышленности, других отраслей национальной экономики. На оптовых организациях сортируют, фасуют, упаковывают и хранят товары. В условиях формирования и развития рыночных отношений оптовая торговля активно способствует увеличению объема производства, расширению ассортимента и улучшению качества товаров, успешному развитию розничной торговли, общественного питания, более полному удовлетворению потребностей населения в товарах народного потребления.
Основными функциями организаций оптовой торговли являются:
- продажа товаров и
- формирование товарных запасов
с учетом их оптимальной
- маркетинговое исследование
- фасовка, упаковка и
- предоставление товарных
По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), общий оборот оптовой торговли колеблется в пределах 32 145,7 млрд руб., из которого оборот организаций оптовой торговли - 24 925,8 млрд руб. (табл. 1). Анализ данных табл. 1 свидетельствует, что рост товарного оборота наблюдается с 2000 г.
Таблица 1
Структура оборота оптовой торговли России
|
Оборот оптовой торговли |
В том числе оборот организаций | ||
Млрд руб. |
В процентах |
Млрд руб. |
В процентах | |
2000 |
4 256,8 |
144,5 |
3 133,7 |
154,8 |
2001 |
5 507,8 |
107,0 |
4 221,7 |
111,4 |
2002 |
6 819,2 |
107,6 |
5 465,6 |
112,5 |
2003 |
8 887,7 |
114,5 |
7 249,6 |
116,5 |
2004 |
11 422,9 |
114,3 |
9 170,5 |
112,5 |
2005 |
15 626,0 |
114,8 |
11 007,5 |
100,7 |
2006 |
19 921,8 |
110,3 |
14 758,0 |
116,0 |
2007 |
25 308,6 |
115,4 |
19 604,6 |
120,6 |
2008 |
32 145,7 |
103,3 |
24 925,8 |
103,4 |
Высокие показатели оборотов организаций оптовой торговли, а также значительный прирост по сравнению с предыдущими периодами, обусловлены совершенствованием организаций оптовой торговли.
Наряду с плюсами в
Важнейшим условием успешного развития
организаций оптовой торговли является
совершенствование системы
В связи с этим данные о финансовом состоянии организаций оптовой торговли представляют собой важнейшую составную часть управления финансово-хозяйственной деятельностью. Основную цель финансово-хозяйственной деятельности сформулировал Лука Пачоли (1445 - 1517) 500 лет тому назад в своем трактате "О счетах и двойной записи": "Прежде всего мы должны иметь в виду, что всякий занимающийся торговлей имеет перед собой известную цель, для достижения которой он употребляет в действиях свои возможные усилия. Цель всякого купца состоит в том, чтобы приобрести дозволенную и постоянную выгоду для своего содержания" [7, с. 25]. Эта выгода - есть прибыль. Прибыль относится к числу ключевых понятий рыночной экономики и является одним из основных источников внутреннего финансирования, индикатором успешности деятельности. Информация о прибыли представляет наибольший интерес для внутренних пользователей и используется ими для принятия любых управленческих решений.
Одним из основных требований увеличения прибыли организаций оптовой торговли является безубыточность продаж - возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах рентабельности хозяйствования. Следовательно, получение прибыли в условиях рынка является обязательным условием функционирования организации.
Показатели финансовых результатов организаций оптовой торговли формируются по данным бухгалтерского учета в соответствии с принятыми в каждой стране национальными стандартами ведения учета и отчетности. Стандарты эти могут носить законодательный характер или быть чисто профессиональными. В Российской Федерации основные вопросы формирования и учета финансовых результатов регулируются законодательно.
В России действует широкий спектр нормативных актов, оказывающих влияние на учет и состав финансовых результатов. Степень их значимости и влияние на организацию учета финансовых результатов в организациях оптовой торговли различны.
Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете в целом состоит из Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, положений по бухгалтерскому учету, утверждаемых приказами Министерства финансов [1].
В самом Федеральном законе от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" нет прямых упоминаний о финансовых результатах и системе их учета, при этом ст. 5 устанавливает систему нормативного регулирования бухгалтерского учета, важнейшим элементом которой являются положения по бухгалтерскому учету (второй уровень нормативного регулирования). Выходные данные и названия Положений по бухгалтерскому учету, имеющие отношение к вопросам формирования и распределения финансовых результатов, представлены в табл. 2.
Таблица 2
Положения по бухгалтерскому учету, прямо или косвенно
регулирующие учет финансовых результатов организаций
оптовой торговли
Номер |
Дата |
Номер |
Наименование нормативного |
Раздел, |
ПБУ 1/2008 |
06.10.2008 |
N 106н |
Учетная политика организации |
Весь акт |
ПБУ 3/2006 |
27.11.2006 |
N 154н |
Учет активов и обязательств, |
Пункты 13, |
ПБУ 4/99 |
06.07.1999 |
N 43н |
Бухгалтерская отчетность |
Разделы III |
ПБУ 5/01 |
09.06.2001 |
N 44н |
Учет материально- |
Пункт 25 |
ПБУ 6/01 |
30.03.2001 |
N 26н |
Учет основных средств |
Пункты 15, 31 |
ПБУ 7/98 |
25.11.1998 |
N 56н |
События после отчетной даты |
Пункт 9 |
ПБУ 8/01 |
28.11.2001 |
N 96н |
Условные факты хозяйственной |
Пункты 8, 9, |
ПБУ 9/99 |
06.05.1999 |
N 32н |
Доходы организации |
Весь акт |
ПБУ 10/99 |
06.05.1999 |
N 33н |
Расходы организации |
Весь акт |
ПБУ 12/2000 |
27.01.2000 |
N 11н |
Информация по сегментам |
Пункты 4, 5, |
ПБУ 14/2007 |
27.12.2007 |
N 153н |
Учет нематериальных активов |
Пункты 21, |
ПБУ 15/2008 |
06.10.2008 |
N 107н |
Учет расходов по займам |
Раздел III |
ПБУ 16/02 |
02.07.2002 |
N 66н |
Информация по прекращаемой |
Раздел III |
ПБУ 18/02 |
19.11.2002 |
N 114н |
Учет расчетов по налогу |
Весь акт |
Кроме того, базовые правила и принципы представления в бухгалтерской отчетности показателей финансовых результатов, регламентируемых указанными Положениями, нашли свое развитие в документах 3-го уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Самым значимым из них является Приказ Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (этот Приказ отменил ранее действовавшие Приказы Минфина России от 13.01.2000 N 4н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" и от 28.06.2000 N 60н "О Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций") [1].
Единственным нормативным
Перечень счетов учета финансовых
результатов представлен в разд
В свою очередь, записи по распределению чистой прибыли на счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" могут возникать только при наличии чистой прибыли.
Указанный перечень счетов представляет собой довольно стройную систему учета, направленную на выявление с достаточной степенью достоверности конечного финансового результата чистой прибыли (убытка) - важнейшего оценочного показателя финансово-хозяйственной деятельности организаций оптовой торговли. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций хотя и приближает российскую систему бухгалтерского учета к международным стандартам, но существуют активно-пассивные счета, что противоречит принципу разделения доходов и расходов по всем видам деятельности.
Таким образом, бухгалтерский учет финансовых результатов и их представление в бухгалтерской отчетности в Российской Федерации регулируются целой совокупностью нормативных документов.
Проведенный анализ системы нормативного регулирования бухгалтерского учета финансовых результатов показывает, что рассмотренная система нуждается в существенной корректировке. По мнению автора, в основополагающем документе по ведению бухгалтерского учета - Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ - в разделе "Прибыль (убыток) организации" необходимо привести все основные понятия системы учета финансового результата, которые будут проецироваться на остальные Положения по бухгалтерскому учету и находить развитие в методических рекомендациях или методических указаниях.
Процесс формирования финансовых результатов включает две стадии: создание прибавочного продукта и превращение его в денежную форму. Реально торговая организация получает прибыль в процессе реализации товара, а новая стоимость создается только в сфере производства.
Формирование финансовых результатов организаций оптовой торговли отражено на рис. 1. Анализ данных рис. 1 свидетельствует, что формирование конечного финансового результата - поэтапный процесс.
Этапы формирования финансовых результатов
в торговой организации
┌────────┐ ┌─────────────────────┐ ┌────────────────────┐
┌─┤ Доходы │ │Финансовые результаты│ │ Расходы ├─┐
│ └────────┘ └─────────────────────┘ └────────────────────┘ │
│ ┌─────────────────────┐ ┌────────────────────┐ │
│ │ Чистая прибыль │ │Постоянное налоговое├─┤
│ │ (убыток) отчетного │ │ обязательство │ │
│ │ периода │ └────────────────────┘ │
│ └─────────────────────┘ ┌────────────────────┐ │
│ ┌────────────────────┐ /│\ │ Текущий налог ├─┤
├─┤Отложенные налоговые│ ┌──────────┴──────────┐ │ на прибыль │ │
│ │ обязательства │┌>│ Прибыль │ └────────────────────┘ │