Формы безналичных расчетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:40, реферат

Описание работы

Безналичные расчеты – это денежные расчеты, производимые путем записей на счетах в банках, когда денежные суммы списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты организовываются по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота.

Содержание работы

Введение------------------------------------------------------------------------------------3
Исторический аспект развития форм безналичных расчетов в России-------------------------------------------------------------------------6
Платежные поручения-----------------------------------------------------9
Плановые платежи---------------------------------------------------------11
Аккредитивная форма расчетов-----------------------------------------13
Расчеты чеками-------------------------------------------------------------17
Платежные требования-поручения-------------------------------------20
Зачет взаимных требований----------------------------------------------21
Акцептная форма расчетов-----------------------------------------------23
Межбанковские расчеты--------------------------------------------------27
Расчеты пластиковыми карточками-----------------------------------31
Электронные платежные документы----------------------------------32
Заключение-----------------------------------

Файлы: 1 файл

финансы и кредит. формы безналичных расчетов.готово.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

• чекодателю запрещен индоссамент  чека;

• чекодатель не может передать чеки поставщику путем индоссамента;

• требуется обязательно предварительное  депонирование чекодателем средств на отдельном счете.

Вместе с тем Положением о  безналичных расчетах предусматривается возможность использования в платежном обороте и Других видов чеков. Это дает банкам возможность эмитировать свои чеки. В настоящее время многие российские банки эмитируют и размещают свои чековые книжки. Известна деятельность Чекового синдиката, образованного в 1993 г. рядом банков. Согласно положению о деятельности синдиката каждый банк-участник имеет право выпускать книжку, чеками из которой он может расплачиваться на территории России. При этом все банки, выпустившие чек или поставившие на нем аваль, несут солидарную ответственность перед чекодателем.

При расчетах чеками из чековых  книжек с депонированием средств  гарантируется платеж поставщику, но средства отвлекаются из хозяйственного оборота плательщика на достаточно длительный срок.

 

    1. Платежные требования-поручения

 

Расчеты платежными требованиями-поручениями. Относительно новым для нашей экономики расчетным документом и, соответственно, новой формой безналичных расчетов являются расчеты платежными требованиями-поручениями.

Платежное требование-поручение  представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг и поручение плательщика списать средства с его счета.

Платежные требования-поручения выписываются поставщиками и вместе с коммерческими документами отправляются в банк покупателя, который передает требование-поручение плательщику (рис. 6). Плательщик обязан представить в банк платежное требование-поручение в течение трех дней со дня поступления его в банк плательщика. Платежное требование-поручение принимается при наличии средств на счете плательщика.

Об отказе полностью  или частично оплатить платежное  требование-поручение плательщик уведомляет обслуживающий его банк в течение этих трех дней. Требования-поручения вместе с приложенными отгрузочными документами и извещениями об отказе в оплате возвращаются непосредственно поставщику. 

 

 

 

Рис. 6. Расчеты платежными требованиями-поручениями:

1 - поставка товара (оказание  услуг); la - передача платежного требования-поручения в банк покупателя; 2 - расчетные документы передаются покупателю для акцепта; 3 — акцептованные расчетные документы возвращаются в банк, где производится списание средств со счета покупателя: 4 - перевод средств в банк поставщика и зачисление средств на счет поставщика; 5 - сообщение поставщику о зачислении средств на его банковский счет номоченных распоряжаться счетом и оттиском печати, а затем сдает их в обслуживающий банк.

 

    1. Зачет взаимных требований

 

Зачет взаимных требовании. В сложной системе хозяйственных  связей существует возможность появления  встречных потоков движения товарно-материальньгх ценностей и услуг. Эта ситуация служит основой применения такой специфической формы безналичных расчетов как зачет взаимных требований, т. е. перечисление со счета одной организации на счет контрагента только разницы (сальдо) встречных требований. Основное преимущество данной формы безналичных расчетов состоит в относительной простоте и экономичности.

К зачету могут быть представлены различные расчетные документы: платежные требования-поручения, платежные поручения, расчетные чеки и др. При зачете взаимных требований происходит резкое сокращение движения средств. Они требуются только в сумме разницы, оставшейся после зачета.

Зачеты взаимных требований бывают постоянно действующие и  разовые. Постоянно действующие  периодические расчеты по сальдо производятся обычно один раз в десять дней между двумя хозяйственными организациями на основе встречных, примерно равных поставок. Оба участника зачетов ведут у себя счета взаимных расчетов, на которых учитываются все суммы к платежам. Расчетные документы не сдаются в банк, а направляются сразу покупателю с отражением их суммы на счете взаимных требований. Периодически представители сторон выверяют счета взаимных расчетов, устанавливают, в чью пользу имеется сальдо, и на эту сумму выписывают либо платежное поручение, либо другой расчетный документ, который совершает традиционный документооборот.

Разовые зачеты взаимных требований между двумя юридическими лицами осуществляются в том случае, если одна сторона при совершении платежа в пользу другой стороны имеет к ней встречные требования и претензии. Незачтенный остаток средств погашает сторона, которая должна была больше заплатить. Разовые групповые зачеты могут проводить банки на определенную дату (конец квартала, начало года) для устранения образовавшейся взаимной просроченной задолженности юридических лиц по расчетам друг с другом.

Особенно широко зачет  взаимных требований применялся в России в условиях командной системы  экономики (1933 - 1987 гг.). Наибольшее распространение  в те годы получили зачеты через отделы взаимных расчетов (ОВР) или бюро взаимных расчетов (БВР), создававшиеся в крупных организационных структурах, например, в министерствах для взаимозачета платежей предприятий одной отрасли или объединениях для зачета среди предприятий данного объединения, связанных единым производственным циклом. Такой подход позволял рационализировать платежный оборот.

В настоящее время  предприятия и организации, так  же, как, впрочем, и банки, могут осуществлять взаимозачеты через клиринговые палаты (центры). Банки, их учреждения могут вводить расчеты путем зачета взаимных требований, организовывать свои расчетные (клиринговые) центры для совершения расчетов обслуживаемой клиентуры, проводить в них зачетные операции взаимных требований хозорганов, а также открывать корреспондентские субсчета в других банках, их учреждениях для расчетов своих клиентов. Сальдо взаимных платежей погашается путем перевода средств по корреспондентским счетам этих банков, их учреждений, а также в РКЦ Банка России.

Клиринговые центры создаются обычно банками на акционерных началах, на условиях взаимной выгоды с целью ускорения и рационализации платежного оборота.

 

    1. Акцептная форма расчетов

 

Акцептная форма расчетов. В безналичном обороте при  расчетах за товарно-материальные ценности и услуги длительное время доминирующей формой безналичных расчетов была акцептная форма с применением платежных требований. В 1989 г. ее удельный вес составлял 44% всего платежного оборота и 66,2% (в 1988 г.) общего объема оплаченных счетов за товары и услуги.

Введенная в хозяйственную  практику в ходе проведения кредитной реформы 1930 - 1932 гг. данная форма расчетов оказалась хорошо приспособленной к решению многих задач в области расчетов. Кроме того, она удачно сочеталась с использованием имевшихся средств вычислительной техники, автоматизацией вычислительных и учетных работ на предприятиях и в учреждениях банков. Эти обстоятельства позволили акцептной форме пройти долгий путь совершенствования и при этом оставаться основной при оплате товаров, услуг, работ. Процесс ее совершенствования шел по пути упрощения техники совершения операций и ускорения документооборота.

Суть расчетов платежными требованиями (акцептной формы расчетов) состояла в том, что получатель средств  представлял в обслуживающий его банк на инкассо расчетный документ, содержащий требование к плательщику об уплате получателю определенной суммы через банк.

Бланк платежного требования мог быть совмещен со спецификацией либо к нему должны были быть приложены товарно-транспортные документы, в которых содержалась характеристика поставки: наименование товара, его количество, цена и стоимость.

Кроме вышеперечисленных  обязательных реквизитов поставщик должен был указать в требовании: дату и номер договора;

дату отгрузки, номера товарно-транспортных документов (приемосдаточных актов, если продукция принималась представителем покупателя на месте), способ отправки.

В зависимости от хронологической  последовательности акцепта и совершения платежа различают предварительный и последующий акцепты. Оплата при последующем акцепте проводилась в течение операционного дня по мере поступления требований в банк плательщика. Акцепт (чаще отрицательный) хронологически следовал за оплатой. Банк принимал отказы от акцепта в течение трех рабочих дней, не считая день поступления требований в банк. В день поступления отказа от акцепта сумма платежа восстанавливалась на том же счете плательщика, с которого была списана. В случае если по договору сторон был установлен предварительный акцепт, в верхней части требования на полях проставлялся штамп или отличительная надпись “Предварительный акцепт”.

Акцепт означает согласие плательщика на оплату платежных  документов. Различают положительный  и отрицательный акцепты. Положительный акцепт предполагал письменное уведомление банка плательщиком о согласии на оплату, отсутствие последнего в течение определенного срока означало отказ от акцепта. При отрицательном акцепте молчанием плательщика в течение определенного срока давалось согласие на оплату, а отказ от акцепта оформлялся письменно.

В условиях предварительного акцепта платежное требование оплачивалось в течение операционного дня  поступления акцепта (при положительном  акцепте) или на следующий рабочий  день после истечения срока акцепта (три дня, не считая дня поступления требования в банк).

Для максимального ускорения  расчетов и сокращения документооборота наиболее выгоден последующий отрицательный акцепт, что повлияло на широкое использование данной формы безналичных расчетов в нашей стране.

Предварительный акцепт (как правило, положительный) применялся, если такой порядок предусматривался условиями договора или в качестве санкции к неаккуратному плательщику. Здесь требовалось письменное уведомление банка о согласии на оплату.

При его отсутствии в  течение трех дней требование считалось неакцептованным и возвращалось в банк поставщика. В случае специальной договоренности между сторонами сделки возможно было применение и отрицательного акцепта, когда оплата производилась на следующий рабочий день по истечении срока акцепта при отсутствии письменного отказа. При этом необходимо было письменное уведомление банка плательщика о факте договора.

В настоящее время  расчеты платежными требованиями применяются в ограниченной сфере, например, при безакцептной оплате платежных требований. Со счета плательщика оплачиваются без акцепта платежные требования, выписанные в соответствии с показаниями измерительных приборов (за газ, воду, электроэнергию, тепловую энергию и т. д.) или действующих тарифов (абонентная плата за телефон, арендная плата за строения и др.).

Акцептная форма расчетов широко применялась в безналичном обороте до 1992 г., так как наиболее полно отвечала основным условиям осуществления расчетов. Вместе с тем данная форма расчетов имела существенный недостаток, который заключался в том, что поставщику, выполнившему все условия договора, не гарантирован полный и своевременный платеж. Такой недостаток предопределил недоверие к этой форме расчетов со стороны структур альтернативной экономики, функционирующих на рыночные принципах.

С введением в 1992 г. Положения  о безналичных расчетах расчеты платежными требованиями были отменены. Однако покупатели и поставщики вправе договориться между собой и обслуживающими их банками о применении в расчетах указанных платежных документов.

На основании письма Центрального банка РФ от 30 июня 1994 г. № 98 установлено, что плательщик вправе отказаться от акцепта платежных  требований по мотивам, предусмотренным  в договорах, с обязательной ссылкой  на пункт договора и указанием мотива отказа.

Итак, важным условием выполнения сделки при данной форме расчетов является право плательщика отказаться от акцепта платежного требования (полностью или частично) при нарушении поставщиком определенных положений договора четко зафиксированных в нормативных актах.

Если товар документально  принят, отказы от акцепта по мотивам “не заказан” или “нарушены условия договора” банком не принимаются.

О любом отказе от акцепта  платежного требования плательщик обязан сообщить банку и поставщику с четким указанием причин и товаров, по которым пришел отказ. При отказах по причине некачественности, некомплектности, пониженной сортности или отсутствия надлежащей маркировки или упаковки товаров в заявлении об отказе от акцепта требуется указать номер и дату акта приемки по качеству, приказа или извещения органа по надзору. Один экземпляр акта приемки должен быть направлен поставщику не позднее дня отправки заявления отказа от акцепта.

Кроме указанных выше вариантов, возможен полный или частичный отказ от акцепта в случаях, специально предусмотренных в договорах. При этом в заявлении на отказ обязательно требуется ссылка на пункт договора. В обязанности банка входит контроль порядка, сроков и обоснованностей отказов от акцепта. В случаях, если указанные в заявлении причины отказа от акцепта не соответствуют зафиксированным в нормативных актах или в договорах, банк обязан не принимать отказ к исполнению.

При возникновении споров по обоснованности полного или частичного отказа плательщика от акцепта платежного требования они рассматриваются арбитражем или судом. Банки подобные споры не рассматривают.

Информация о работе Формы безналичных расчетов