Формы и методы воздействия государственных финансов на сферу жилищного строительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является формы и методы воздействия государственных финансов на экономику жилищного строительства. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующее:
•Современное состояние жилищного строительства в России.
•Методы и формы воздействия государственных финансов на экономику жилищного строительства.
•Проблемы и перспективы развития жилищного строительства в РФ

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА………………………………………….5
1.1.Жилищное строительство Российской Федерации: структура, особенности, значение…………………………………………5
1.2.Нормативно-правовая база регулирования жилищного строительствам в России……………………………………… 8
1.3.Анализ современного состояния жилищного строительства в России………………………………………………………….12
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ЭКОНОМИКУ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА….... 15
2.1.Формы и методы воздействия государственных финансов на
экономику …………………………………………………….15
2.2.Формы воздействия государственных финансов на жилищное строительство в Российской Федерации………… 22
2.3. Методы воздействия государственных финансов на жилищное строительство в Российской Федерации………….29
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………… 33
3.1.Основные проблемы жилищного строительства в Российской Федерации……………………………………….33
3.2.Перспективы развития жилищного строительства в Российской Федерации…………………………………………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………... 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……….. 35

Файлы: 1 файл

Kursovaya_moya2.docx

— 649.18 Кб (Скачать файл)

Рис 5. Инвестиции в жилищное строительство и объёмы ввода жилья в эксплуатацию.

 

2.3.  Методы воздействия государственных финансов на жилищное строительство в Российской Федерации.

 

Финансовый метод можно  определить как способ действия финансовых отношений на хозяйственный процесс, которые действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальными стимулированием и ответственностью за эффективным использованием денежных фондов. Рыночное содержание в финансовые методы вкладывается не случайно.  
Это обусловлено тем, что функции финансов в сфере производства и обращения тесно связаны с коммерческим расчетом. Коммерческий расчет представляет собой соизмерение в денежной (стоимостной ) форме затрат и результатов хозяйственной деятельности. Целью применения коммерческого расчета является получение максимальных доходов или прибыли при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Выделим основные методы формирования финансовых ресурсов:

  • Кредитование - связано с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности.

Результаты оценки Росстатом деловой  активности и в строительстве, проводимой ежеквартально путем опроса 6,5 тыс. строительных организаций, указывают, что во втором квартале ситуация в  отрасли, по-видимому, несколько ухудшилась. Индекс предпринимательской уверенности, складывающийся в строительстве  из разницы организаций, удовлетворенных  и, наоборот, недовольных своим портфелем  заказов, а также прогноза стройорганизациями своих действий в отношении рабсилы, пошел вниз — впервые с последнего квартала 2009 года, если не считать малозаметного  провала в середине прошлого года. Впервые за это время (с исключением  сезонности) увеличилась и относительная  доля организаций, указавших на сокращение объемов работ.

Еще одной тенденцией, которую на первый взгляд можно отнести к  неблагоприятным, остается снижающаяся  обеспеченность строительных организаций  собственными финансовыми средствами.

Правда, увеличение доли заемных средств  в послекризисный период характерно не только для строительства, но и  для некоторых других видов деятельности. И оценивать это как однозначно негативный процесс тоже вряд ли стоит, поскольку привлечение организациями  банковских ссуд (до известных пределов) является индикатором растущей глубины  кредитного проникновения в экономике  России, все еще отстающей по этому  показателю от более развитых и многих развивающихся экономик. Рынок ипотечного кредитования, несмотря на приостановку снижения средних ставок, продолжает расти весьма стремительно. Благодаря появлению привлекательных для заемщика продуктов такое кредитование стало в 2012 году наиболее динамичным сегментом банковского кредитования.        

Рис.6.Кредитование покупок жилья

Тем не менее, по результатам опроса, почти 90% «директорского корпуса» строительных организаций оценили экономическую  ситуацию в своих фирмах как «удовлетворительную» или даже «благоприятную». Как считают  в Центре конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ, это возможно благодаря  тому, что строителям пока удавалось  перекладывать на плечи потребителей «коррупционный налог» (составляющий тут, по мнению работников центра, 30–35% в стоимости продукции — максимум среди базовых отраслей экономики  страны).

  • Налогообложение -  подразумевает аккумулирование денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований в форме денежных платежей (налогов) юридических и физических лиц на обязательной, принудительной и безвозмездной основах. В условиях функционирования рыночной экономики налоговый метод является преобладающим при формировании финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
  • Страхование - предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Его использование в рыночной экономике, характеризующейся проявлением многих элементов стихийности в ходе ее функционирования, непосредственно связано с особенностями осуществления финансовой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда возрастает возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества. Страховые фонды, созданные в денежной форме, позволяют обеспечить устойчивое функционирование экономики и социальной сферы при наступлении различного рода непредвиденных событий.
  • Инвестирование – предполагает долгосрочные вложения капитала с целью получения дохода. Инвестиции являются неотъемлемой составной частью современной экономики.

Таким образом существует довольно таки большое количество методов воздействия государственных финансов на строительную отрасль, которые активно использует государство, с целью улучшения этой отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

 

               3.1.  Основные проблемы жилищного строительства в   Российской Федерации.

 

 

Одной из главных проблемой  отрасли жилищного строительства  является, то что в настоящее время в России действует аукционный механизм купли-аренды земли под жилищное строительство. При этом победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за право на заключение договора аренды земельного участка для его комплексного освоения. Тем самым цена продаваемой городом земли выступает в качестве главного принципа поддержания конкурентного механизма на городских строительных площадках. Такая практика ведет к тому, что все небольшие строительные фирмы автоматически «выдавливаются» с рынка, цены на жилье растут, а вместо добросовестной конкуренции начинает развиваться нездоровая олигополия.

            В настоящее время российские политики и эксперты обсуждают возможность перехода нашей страны от экспортно-сырьевой модели развития к инновационной, в которой роль человеческого фактора значительно выше. В связи с этим необходимо обеспечить достойные условия человека, в числе которых важнейшее место занимает решение жилищной проблемы.

           Всероссийский центр уровня жизни (ВЦУЖ) провел исследование уровня жизни россиян. Выяснилось, что в плохих жилищных условиях проживает 42% населения (60 млн. человек), а 80 млн. человек желают их улучшить. Жилищный фонд России находиться в критическом состоянии: около 62% жилых домов построено свыше 30 лет назад, 50 % домов в малых городах не имеет инженерного обеспечения. В половине российских регионов более 60% водопроводных, канализационных, тепловых, электрических сетей и подстанций требует замены.Замедление роста жилищного строительства в России обусловлено многими факторами. Прежде всего, не урегулированы вопросы выделения земли под строительство: 90% земельных участков предоставляется без открытых аукционов, а за частую и с прямым нарушением Земельного кодекса РФ. Дифференциация территориальных рынков жилья, связанная с природно-экономическими, социальными, транспортными и экологическими различиями, требует анализа востребованности жилищных программ и соответствующего управления воспроизводственными процессами в регионах. Успех подобных программ зависит от состояния доходов населения, наличия на данной территории  свободных земельных площадок, инженерно-инфраструктурных и строительных мощностей.

          Ни текущие, ни намеченные на период до 2020 г. масштабы строительства жилья не только не решают имеющиеся проблемы, но и закрепляют отставание России от уровня обеспеченности жильем в развитых странах. Ежегодный ввод жилья в размере 0,5 на душу населения не позволит приблизиться к их уровню даже к середине XXI века.

 

    1. Перспективы развития жилищного строительства  в Российской Федерации.

 

 

Главная целью в строительстве  является формирование экономики строительной отрасли, обладающей динамичным потенциалом, способным обеспечивать рост уровня благосостояния населения и стандартов проживания, эффективное воспроизводство и модернизацию производственного аппарата как на уровне комплекса так и на уровне страны в целом, укрепление конкурентоспособности и на этой основе рост качественных показателей и структурных характеристик комплекса, и в конечном итоге, укрепление внутренней и внешней безопасности страны.

В социальной сфере отрасль ориентирована  на реализацию федеральных и региональных программ и инвестиций в области  градостроительства и переустройства сельских населенных мест, удовлетворение спроса населения на жилье различной  степени комфортности, повышения  уровня обеспеченности современными объектами  жилищно-коммунального хозяйства  и гражданского назначения (здравоохранения, культуры и спорта, образования, бытовой  принадлежности).

В производственной сфере - создание обновленного потенциала мощностей  и материально-технической инфраструктуры строительного комплекса на основе инновационных технологий, архитектурно-строительных систем, структур объемно-планировочных  и конструктивных решений для  нового строительства, реконструкции  и технического перевооружения промышленных узлов, предприятий, зданий и сооружений, инженерных сетей.

Долгосрочная стратегия  массового строительства жилья  для всех категорий граждан на период до 2025 года (далее – Стратегия) разработана во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года.

Стратегия массового строительства  жилья отражает цели, принципы и  механизмы государственной политики, направленные на обеспечение массового  строительства жилья для всех категорий граждан и призвана стать базовым документом, в соответствии с которым будут совершенствоваться механизмы развития рынка жилья  и формироваться нормативно-правовая база по его регулированию. Меры по развитию рынка жилья, предусмотренные в Стратегии, направлены на продолжение начатых ранее преобразований, основанных на развитии рыночных институтов, при одновременном оказании эффективной  государственной поддержки гражданам, чьи доходы не позволяют решить жилищную проблему самостоятельно.

Основной целью Стратегии  является обеспечение массового строительства жилья различных ценовых категорий, доступного для приобретения в собственность или найма для всех категорий граждан, независимо от уровня их доходов.

Реализация мероприятий  Стратегии будет направлена на обеспечение  граждан жильем по договорам социального  найма, развитие легального рынка наемного коммерческого жилья, а также  на развитие различных форм кооперации граждан в целях строительства  жилья (прежде всего жилищно-строительных кооперативов).Для стимулирования принятия муниципалитетами программ строительства социального жилья Стратегией предусматривается софинансирование за счет федерального бюджета строительства инфраструктуры, необходимой для строительства муниципального жилищного фонда.

Для развития рынка найма  жилья необходимо стимулировать  развитие системы найма жилья  как вида бизнеса – так называемых «доходных домов», что потребует  законодательного закрепления определенных льгот, предоставляемых юридическим  лицам и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим жилье в наем.

Для обеспечения массового  строительства жилья по доступным  ценам важной задачей является стимулирование создания некоммерческих объединений  граждан для осуществления жилищного  строительства, прежде всего жилищно-строительных кооперативов и строительных сберегательных касс. Граждане, объединившись в  кооператив, не ставят перед собой  задачу извлечения прибыли от строительства, как это делает коммерческий застройщик, что позволяет строить жилье  по цене на треть дешевле рыночной с учетом прибыли подрядных строительных организаций.

Основным целевым показателем  реализации Стратегии массового  строительства жилья является достижение ежегодного ввода жилья в объеме 1 кв. м. на душу населения. Обеспечение ежегодного объема ввода жилья в объеме 1 кв.м. на душу населения, что к 2022 году будет составлять не менее 140 млн.кв.м. жилья, позволит достичь в 2025 году:

    • средней обеспеченности жильем около 36,0 кв. метров общей площади на 1 человека;
    • ввода не менее 23,5 млн. домовладений (единиц жилья) за период реализации стратегии;
    • среднего срока накопления средств для приобретения жилья в собственность (показатель доступности) – 3 года;
    • среднего срока ожидания в очереди на предоставление жилья в социальный наем – 3 года;
    • объема жилищного фонда - около 5 млрд. кв. метров
    • увеличения количества домовладений (единиц жилья) до уровня 450 на 1000 человек;
    • снижения доли неблагоустроенного жилья в структуре жилищного фонда не менее чем на треть (с 40 до 26,4 процентов)
    • улучшения жилищных условий за период реализации стратегии не менее чем 48 процентами граждан Российской Федерации.

Достижению целей Стратегии  будет способствовать территориальное планирование и эффективная градостроительная политика, главная цель которых – обозначить ориентиры в отношении стратегически важных территорий страны, в которых необходимо сконцентрировать меры и ресурсы государственной поддержки комплексного развития территорий и жилищного строительства. При этом, в Стратегии учитываются особенности строительства на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе, в сейсмоопасных районах и северных районах.

           Стратегией предусмотрены мероприятия, направленные на совершенствование технического регулирования, развитие института саморегулирования в строительстве и жилищной сфере.

Интенсивное развитие строительного комплекса будет  обеспечено за счет принятия комплекса  мер по стимулированию роста объемов производства, содействию модернизации производства и внедрению инноваций, кадровому обеспечению строительного комплекса и стимулированию развития энергосбережения.

Стабильный спрос на жилье  должен быть обеспечен механизмами, ориентированными на привлечение доступных  финансовых ресурсов для приобретения жилья населением, в качестве которых, помимо собственных средств граждан, предусматриваются кредитные ресурсы и средства, предоставленные в виде различных форм государственной поддержки.

Информация о работе Формы и методы воздействия государственных финансов на сферу жилищного строительства