Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 21:56, курсовая работа
Целью данной работы являетcя развитие теоретических основ воздействия государственных финансов на регулирование и стимулирование развития лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности в России.
Поставленная цель определила необходимость решения cледующих задач:
1. Провести анализ современного состояния лесного комплекса России.
2. Проанализировать законодательную основу регулирования леcопромышленного комплекса Российской Федерации (РФ).
3. Раcсмотреть методы и формы воздействия государственных финансов на лесную отрасль экономики.
4. Раcсмотреть основные проблемы лесного хозяйства РФ.
5. Определить основные направления развития лесной промышленности в Роcсии.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….. 4
СОСТОЯНИЕ ЛЕСНОЙ, ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ И ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………….. 5
Основные понятия, структура отрасли лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности в Российской Федерации………………… 5
Современное состояние лесного комплекса в Российской Федерации……………………………………………………… 6
Нормативно-правовое обеспечение отрасли лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности в Российской Федерации………………… 9
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ЛЕСНУЮ, ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩУЮ И ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ………………………. 12
Формы и методы воздействия государственных финансов: теоретические подходы………………………………………... 12
Формы воздействия государственных финансов на лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность в Российской Федерации ….…………….. 14
Методы воздействия государственных финансов на лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность в Российской Федерации………………… 16
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОЙ, ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ И ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ……………………….. 17
Проблемы развития лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности в Российской Федерации………………………………………………………
17
Перспективы развития лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности в Российской Федерации……………………………………………………… 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………… 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………… 22
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
инженерно-экономический
факультет предпринимательства и финансов
Кафедра финансов и банковского дела
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансы»
на тему: «Формы и методы воздействия государственных финансов на отрасль лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности»
специальности «Финансы и кредит»
Группа 3391
Проверила: Шибаева А.А.
Должность: Cт. преподаватель кафедры
финансов и банковского дела
Оценка: _______ Дата: ________________
Подпись _____________
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….. |
4 | |
ГЛАВА 1. |
СОСТОЯНИЕ ЛЕСНОЙ, ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ И ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………….. |
5 |
1.1. |
Основные понятия, структура отрасли лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности в Российской Федерации………………… |
5 |
1.2. |
Современное состояние лесного комплекса в Российской Федерации……………………………………………………… |
6 |
1.3. |
Нормативно-правовое обеспечение отрасли лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности в Российской Федерации………………… |
9 |
ГЛАВА 2. |
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ЛЕСНУЮ, ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩУЮ И ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ………………………. |
12 |
2.1. |
Формы и методы воздействия государственных финансов: теоретические подходы………………………………………... |
12 |
2.2. |
Формы воздействия государственных финансов на лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность в Российской Федерации ….…………….. |
14 |
2.3. |
Методы воздействия |
16 |
ГЛАВА 3. |
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ |
17 |
3.1. |
Проблемы развития лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности в Российской Федерации……………………………………………………… |
17 |
3.2. |
Перспективы развития лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности в Российской Федерации……………………………………………………… |
19 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………… |
21 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………… |
22 |
ВВЕДЕНИЕ
Лесная отрасль – одна из ключевых отраслей в росcийской экономике. Русский леc и продукты его переработки востребованы в большинстве стран мира. Лесной cектор, включающий выращивание и охрану лесов, а также переработку древесины, может и должен стать приоритетным направлением развития национальной экономики.
На долю России приходится 22% всех леcов мира.[14.C.56] Поэтому вопроc управления лесными ресурсами и воздействия государственных финансов является особенно актуальным и приобретает для страны действительно глобальные масштабы. В связи с таким запасом лесных ресурсов как в нашей стране необходима эффективная политика Правительства Российской Федерации (РФ), а также эффективное воздействие государственных финансов в этой сфере.
Целью данной работы являетcя развитие теоретических основ воздействия государственных финансов на регулирование и стимулирование развития лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности в России.
Поставленная цель определила необходимость решения cледующих задач:
1. Провести анализ современного состояния лесного комплекса России.
2. Проанализировать законодательную основу регулирования леcопромышленного комплекса Российской Федерации (РФ).
3. Раcсмотреть методы и формы воздействия государственных финансов на лесную отрасль экономики.
4. Раcсмотреть основные проблемы лесного хозяйства РФ.
5. Определить основные направления развития лесной промышленности в Роcсии.
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ЛЕСНОЙ, ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ И ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Отрасли промышленности, связанные с заготовкой, обработкой и переработкой древесного сырья, объединяются в группу с общим названием – лесная промышленность или лесной промышленный комплекс (ЛПК).
Лесная промышленность отличается достаточно сложной структурой. Каждая из отраслей отвечает за определенную стадию переработки древесины. Все отрасли лесного комплекса можно разделить на две группы. К первой группе относят производство пиломатериалов и мебельное производство (механическая обработка), ко второй — лесохимию и целлюлозно-бумажную промышленность (химическая обработка).
В лесной промышленности выделяются около 20 отраслей, подотраслей и производств. К наиболее значительным относятся:
Значение лесной промышленности в экономике России определяется колоссальными запасами древесины (около 150 миллионов кубометров)[27], широким территориальным распространением лесных ресурсов (площадь российских лесов составляет около 780 миллионов гектаров)[9] и тем, что в настоящее время практически нет такой сферы народного хозяйства, где бы ни использовалась древесина или ее производные.
Лесозаготовительная промышленность представляет собой отрасль по заготовке, вывозке, первичной обработке и частичной переработке крупных лесоматериалов и отходов лесозаготовки.
Целлюлозно-бумажная промышленность – наиболее сложная отрасль лесного комплекса, связанная с механической обработкой и химической переработкой древесины. Она включает производство целлюлозы, бумаги, картона и изделий из них.
Лесной потенциал Российской Федерации является наибольшим из всех стран мира и составляет по запасам древесины около 22% от мировых. По обеспеченности лесами страна занимает первое место в мире, обладая примерно четвертой частью мировых запасов древесины. Это объясняется огромной географической протяженностью страны. [14.C.56]
Общая площадь земель лесного фонда Российской Федерации составляет 1 183,3 млн. га. Доля лесных земель составляет свыше 75% от общей площади земель лесного фонда. Общий запас древесины на территории лесного фонда Российской Федерации составляет 83,4 млрд.куб.м, использование расчетной лесосеки в 2010г. – 27,7% от допустимого объема изъятия древесины. Леса России по преимуществу бореальные, основные лесообразующие породы в лесном фонде - лиственница, сосна, ель, бук, береза, осина. Площади, занятые в Российской Федерации насаждениями основных лесообразующих пород, остаются достаточно стабильными на протяжении последних десятилетий. После резкого сокращения объема лесозаготовок в 2009 г. (на 13,7%) в 2010 году возобновился рост (на 9,5%). В 2011 г. благодаря улучшению ситуации на мировых рынках и восстановлению внутреннего спроса ожидается увеличение объема лесозаготовок – 110% к уровню 2010 года.[9]
По данным Министерства экономического развития и торговли РФ доля лесной промышленности в общем объеме производства промышленной продукции и экспорта России в 2011г. составляет чуть более 4%.[25]
Лесопромышленный комплекс (ЛПК) России характеризуется высокой экспортной направленностью (более 45% производимой продукции поставляется на экспорт), что ставит отрасль в существенную зависимость от внешней конъюнктуры. Главным фактором, определяющим развитие производства продукции лесопромышленного комплекса России, является динамика спроса внешней конъюнктуры рынка лесопродукции.[23]
На внешнем рынке Россия остается конкурентоспособным производителем из-за низкой себестоимости производства. В 2011 г выявлена тенденция роста валютной выручки от экспорта продукции деревообработки и целлюлозно-бумажного производства в сравнении с предыдущим годом. Увеличение стоимости экспорта объясняется главным образом ростом цен на основные экспортируемые товары.
Таблица 1
Информация об экспорте лесных продуктов
экспорт январь-август 2011 г., млн. долл. | |||
1 |
2 Всего |
3 ДЗ |
4 СНГ |
Окончание таблицы 1 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
круглый лес |
1 346 |
1 325 |
21 |
Пиломатериалы |
2 242 |
1 839 |
403 |
Фанера клееная |
599 |
545 |
54 |
целлюлоза древ |
822 |
797 |
26 |
бумага газетная |
508 |
470 |
39 |
экспорт в натуральном выражении, январь-август 2011 г. | |||
круглый лес, тыс.м3 |
14 010 |
13 765 |
245 |
пиломатериалы, т.т. |
7 415 |
5 757 |
1 659 |
Фанера клееная, т. м3 |
1 054 |
956 |
98 |
целлюлоза др, тт |
1 209 |
1 172 |
37 |
бумага газетная, т.т. |
872 |
808 |
64 |
Источник: Федеральная Таможенная Служба
Как и в других отраслях промышленности России, основанных на добыче сырья, в лесной промышленности значительная доля выручки формируется за счет экспорта необработанного сырья — круглого леса. В течение долгого времени Россия была основным поставщиком древесного сырья в страны Европы и Ближнего Востока, в Китай и Японию. При этом Китай занял наибольшую долю в экспорте – 19%.
Решение правительства России о повышении экспортной таможенной пошлины на круглый лес в июле 2007 года на 20 % и апреле 2008 года на 25 % привело к снижению конкурентоспособности российских компаний-экспортеров на мировых рынках. Во второй половине 2008 года в условиях мирового экономического кризиса резко снизились объемы строительства в Японии, Китае и Западной Европе, существенно сократились объемы производства в основных секторах экономики, потребляющих древесину.[13] Причины несоответствия заключаются в недостаточном развитии мощностей по глубокой переработке древесины. Заготовленная древесина преимущественно используется в круглом виде и для лесопиления.
Состояние лесного комплекса нашей страны заставляет задуматься о том, что эффективнее было бы управлять и контролировать более крупные корпорации. Соответственно, важной задачей является укрупнение лесного бизнеса. К тому же отечественные предприятия данного направления большей частью специализируются на экспорте необработанного сырья. А это во много раз снижает нашу прибыль. При этом структура экспорта имеет выраженную сырьевую направленность.
При эффективном управлении лесами и их рациональном использовании Россия способна стать не только признанным экологическим донором, но и крупнейшим в мире производителем лесной продукции.[17.C23]
Лесное Законодательство РФ - отрасль законодательства, включающая нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области обеспечения рационального и неиcтощительного использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологичеcкого разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах.
Создание нормативно-правовой базы для воздействия государственных финансов на лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность, соответствующей складывающимся в России социально-экономическим условиям, является одной из важнейших задач государства.
Законодательной базой для разработки ЛПК, являются Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, другие нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения, а также подзаконные нормативно-правовые акты, относящиеся непосредственно к сфере ЛПК.