Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 13:14, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие сущности франчайзинга и его становления в России. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1)Дать понятие франчайзинга и его основ.
2)Рассмотреть историю развития франчайзинга зарубежом.
3)Рассмотреть этап возникновения франчайзинга в России и перспективы его развития.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие франчайзинга. 4
2. Развитие франчайзинга в зарубежных странах. 8
3.Франчайзинг в России 12
3.1 Возникновение франчайзинга в России 12
3.2 Значение и перспективы франчайзинга в России 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18
Интенсивное развитие франчайзингового бизнеса пришлось на 60-70 годы прошлого века, но одновременно с этим появилось большое количество липовых франшиз – фирм с недостаточным капиталом и слабым управлением, что привело к большому количеству обманутых и разорившихся франчайзи. Это подтолкнуло к созданию Международной ассоциации франчайзинга и Европейской ассоциации франчайзинга и привело к развитию регионарных ассоциаций.
Сегодня франчайзинговые компании широко развиты более чем в 70 экономических секторах. Основными экспортерами франшиз являются США, Япония, Канада, Великобритания, Германия, Австралия и Франция.
Начало истории франчайзинга в России можно отнести к середине 90-х годов прошлого века. Первые схемы строились с использованием арендных отношений и включением в договоры передачи операторам прав на использование товарного знака, принадлежащего компании. Такие схемы использовали нефтяные компании.
История франчайзинга в России связана именно с сектором розничной продажи нефтепродуктов, и в конце 90-х годов основная информация о развитии франчайзинга поступала именно от нефтяных компаний. Именно в этот период времени многие рассматривали франчайзинг как интеграцию крупного и малого бизнеса, что конечно имеет место быть в некоторых секторах экономики (например, продажа нефтепродуктов, осуществление пассажирских перевозок, продажа электроэнергии) и в определенной экономической ситуации, но само по себе не является приоритетом франчайзинга.
Важным этапом рождения франчайзинга в России является вступление в действие II части Гражданского Кодекса РФ в 1996 году, в главе «Коммерческая концессия» появилось правовое регулирование франчайзинга в России.
России франчайзинг начал
Первый договор, который может быть квалифицирован в качестве договора о коммерческой концессии (франчайзинговый договор), зарегистрирован в Роспатенте в июне 1996 года. Это договор между компанией “КолгейтПалмолив” США (правообладатель) и АО “Колгейт-Палмолив” РФ (пользователь). Предметом договора наряду с фирменным наименованием выступало 35 изобретений, 7 промышленных образцов в области производства предметов и средств гигиены, около 60 товарных знаков, техническое, технологическое, коммерческое ноу-хау.
В 2003 году с интервалом менее месяца в Москве прошли III конференция и выставка Франчайзинг в России 2003 и I международная выставка по франчайзингу Buy Brand Купи Брэнд. Это обнадеживающие признаки того, что и в Россию приходит, наконец, этот самый быстро развивающийся в мире метод организации бизнеса. В США, например, он уже назван бизнес-революцией и через 1500 франчайзинговых систем обеспечивает почти 40% всех розничных продаж товаров и услуг на общую сумму около 1 трлн. долларов в год.
У наших европейских соседей количество франчайзинговых систем поменьше около 800 в Германии и около 600 в Англии. Россия сегодня уже опередила Данию, у которой 98 систем и 2 тысячи франшизных точек операторов (или франчайзи). По разным оценкам, у нас примерно 5 тысяч операторов, основную долю которых составляют такие развитые системы как магазины Лавка жизни (около 2000), точки продаж программного обеспечения 1С (около 1,5 тыс.) и фотоуслуг Кодак (1000).
Количество организаций, заявивших о своем развитии в формате франчайзинга возросло с 50 в 2001 году до 750 в 2008, что само по себе характеризует востребованность этого формата в России. В России, впрочем, как и в других странах мира нет официальной статистики по франчайзингу. О развитии этого сектора можно судить только по той информации, которая представлена участниками рынка в СМИ и среде Интернет. На Рисунке 1 представлены исследования по состоянию на октябрь-ноябрь 2006 и 2007, 2008 года. Наибольшее количество франшиз в 2008 году наблюдалось в секторе розничной торговли - 57%.
Рисунок 1. Структура рынка франшиз в России, 2008г.
Перспективы развития франчайзинга в России являются наиболее благоприятными в настоящее время. Тенденция ускоренного развития и распространения франчайзинга в последнее время не может не радовать. Так, по статистике в течение последних четырех лет в России возникло 158 франчайзинговые системы. Качество франшизных предложений, их концепции значительно улучшились, став сильными и коммерчески более выгодными. Таким образом, возникает все больше и больше положительных примеров внедрения франчайзинга в нашей стране.
Прогнозируя развитие франчайзинга в России, необходимо отметить, что в нашей стране в ближайшее время следует ожидать увеличения интереса к открытию бизнеса по франчайзингу.
Интерес от физических лиц - потенциальных предпринимателей, будет обусловлен ростом реальных доходов и возможности формирования накоплений с последующим их использованием для открытия собственного бизнеса. Данное утверждение подтверждается также исследованиями социологов, согласно которым, наблюдается стремление активной части населения стать более независимыми в своих доходах, способными обеспечить постоянный источник доходов самостоятельно, создавая собственный бизнес, а, не работая на благо работодателя. Подобное явление в макро социальном плане в ближайшем способно значительно увеличить число среднего класса, которая составляет основу предпринимателей открывающих бизнес по франшизе, что повлечет за собой изменения в структуре ВВП страны в отношении увеличения в ее доле малых и средних компаний.
По имеющимся данным, большая часть расходов населения России, это – продукты питания и сфера услуг, в которых присутствуют франчайзинговые компании фаст-фуда, розничной торговли и т.д.
Продолжая анализировать использование франшизы в нашей стране, необходимо обозначить в каких сферах данный вид бизнеса будет наиболее выгодным в ближайшее время:
Кроме того, в ближайшее время число компаний активно использующих франчайзинг в регионах России увеличиться в разы.
Решение многих экономических проблем
современной России требует новых
экономических механизмов. Одним
из таких механизмов является франчайзинг.
Можно утверждать, что франчайзинг
в настоящее время –
Особая важность франчайзинга в том, что, по данным американских экспертов, в течение первых 5 лет деятельности разоряются 85% малых бизнесов, а среди франчайзи только 14-15%. Это очень хороший ориентир для российских предпринимателей.
Можно с уверенностью сказать, что, несмотря на наличие определенных проблем, франчайзинг в России неуклонно развивается. Примером тому может служить стабильное развитие франчайзингового бизнеса у фирм, которые были перечислены выше. Кроме того, у всех этих фирм появляются новые партнеры-франчайзи. И все они продолжают успешно работать, преодолевая огромные трудности. Схема франчайзинга привлекает все больше фирм, хотя прирост новых франчайзоров еще очень незначительный.
Еще одним важным положительным моментом является наличие партнерских контактов с московским правительством, которое оказывает всестороннюю поддержку Российской ассоциации развития франчайзинга.
Итак, фанчайзинг - это вид отношений
между рыночными субъектами, когда одна
сторона (франча́йзер) передаёт другой
стороне (франча́йзи) за плату (роялти) право на определённый
вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель ег
Франчайзинг исторически и прочно закрепился в развитых странах под воздействием объективных потребностей экономического развития. Более того, за рубежом эту форму деятельности считают не только полезной, но и престижной. Так что если стремиться перенять у Запада все самое перспективное, можно надеяться, что франчайзинг скоро по достоинству оценят и в России. Ведь идея франчайзинга проста – если есть интересная, неординарная и перспективная концепция осуществления бизнеса, то можно на ней заработать самому и передать ее другому лицу для осуществления своей предпринимательской деятельности, получая за это использование дополнительный доход и рекламу своего бизнеса.
Франчайзинг имеет множество преимуществ. Строгая регламентированность деятельности, контроль со стороны франчайзора, несомненно повышают общую культуру ведения бизнеса, его правовую защищенность. Франчайзинг дает возможность привлечь в бизнес обширный круг лиц, не решающихся заниматься «вольным» бизнесом без поддержки и обучения. Основу потенциальных франчайзи могут составить начинающие бизнесмены и другие категории лиц, желающие и способные заниматься предпринимательской деятельностью “под руководством”.
В России развитие франчайзинга может способствовать также снижению уровня дефрагментации нашей экономики и изменит структуру ВВП в пользу увеличения доли малого и среднего бизнеса и уменьшит долю предприятий, ориентированных на экспорт сырья, что будет способствовать укреплению и развитию экономики страны.
Информация о работе Франчайзинг: мировой опыт и его внедрение в России