Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 06:36, курсовая работа
Цель работы: изучить функции финансов на макроуровне.
Методы исследования: анализ и синтез, моделирование, абстрагирование, логический и исторический анализ, позитивный и нормативный анализ.
В работе проведен анализ понятия функций финансов, а также особенностей и направлений политики в Республике Беларусь на современном этапе на основе анализа теоретического и практического опыта.
Введение 2
1Экономическая сущность финансов 2
1.1Понятие финансов 2
1.2 Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями 2
1.3 Финансовые ресурсы и источники их формирования 2
2Функции финансов в системе экономических отношений 2
2.1 Понятие термина «функции финансов». Распределительная функция финансов, ее содержание 2
2.2 Контрольная функция финансов, ее содержание и взаимосвязь с распределительной функцией 2
2.3 Основные направления использования финансов в регулировании экономики Республики Беларусь в переходный период 2
3 Дискуссионные вопросы функций финансов 2
Заключение 2
Список использованных источников 2
Финансы представляют собой отношения по созданию и перераспределению общественных благ и богатств. В этом смысле они тесным образом связаны с денежным обращением и сферой кредита. Вместе с тем, деньги выполняют различные функции, основной из которых можно назвать функцию всеобщего эквивалента, товара, который служит измерителем ценности и стоимости других товаров, работ и услуг. В отличие от них, финансы представляют собой отношения, т.е. являются инструментом накопления и распределения богатства, что осуществляется, в том числе, при помощи денежных средств.
Финансы - отношения по |
|||||||
Созданию и использованию централизованных фондов государства |
Распределению
и перераспределению ресурсов (общественных
благ) путем использования |
Созданию и перераспределению фондов предприятий |
Рисунок 1 – Финансовые отношение в экономике
Финансы также тесно связаны с кредитом: последний создает основу для расширенного воспроизводства и ускоренного накопления богатства. Через кредитные отношения частично реализуется распределительная функция финансов и направляется движение денежных и товарных потоков. Здоровое функционирование финансов во многом зависит от состояния денежного обращения и кредита: чем более развита денежная и кредитная системы, тем эффективнее происходит накопление и перераспределение общественного богатства [7, c.32].
Выделяют следующие функции финансов:
- распределительная - распределяет созданный продукт; с помощью этой функции создаются фонды;
-перераспределительная - перераспределение созданного продукта, т.е. вторичное распределение между членами общества;
-регулирующая - финансы могут как стимулировать производство, так и угнетать его;
- контрольная - благодаря финансам общество имеет возможность наблюдать все финансовые потоки в государстве для того, чтобы вовремя повлиять на тот или иной товары.
Распределительная функция - объективное свойство категории финансов осуществлять распределение стоимости созданного продукта в денежном выражении. Распределение национального дохода заключается в создании так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:
1. зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;
2. доходы предприятий сферы материального производства. Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных средств, достаточных для развития, приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.
Перераспределение национального дохода связано с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; с наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление); с перераспределением доходов между различными социальными группами населения. В результате перераспределения образуются вторичные, или производные доходы. Это доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода[10, c.45].
Активно участвуя
в распределении и
Перераспределение национального дохода в Республике Беларусь происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеров, студентов, одиноких и многодетных матерей).
Перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах [8, c.37].
Благодаря распределительной
функции финансы обслуживают
процесс воспроизводства в
Первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода[2, c.86].
Это связано:
- с наличием наряду с производственной сферой непроизводственной, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.);
- с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;
- перераспределением доходов между различными социальными группами населения.
В результате перераспределения образуются вторичные (производные) доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы и налоги (налог на доходы физических лиц и др.)
Таким образом,
перераспределение
Осуществлением
соблюдения пропорций в распределительном
процессе занимается контрольная функция
финансов. Контрольная функция
В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы и нацелен на повышение экономического стимулирования, на рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства [9, c.54].
Одна из важных задач финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.
Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.
Некоторые экономисты отрицают возможность одновременного действия разных функций экономической категории. При обосновании своей позиции они ссылаются на функции денег, каждая из которых может содействовать обособлению от других. Однако вопрос о характере проявления функций категории — одновременном их действии или автономном — может быть правильно решен лишь с учетом природы самой категории, ее места в ряду логических абстракций. Есть, как известно, исходные абстракции, выражающие целое во всей его сложности; к ним относится и категория денег. Но наряду с ними существуют многочисленные экономические формы, выражающие части целого. К таким формам относятся финансы [5, c.98].
Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного, которое не было бы связано с контролем за формированием и использованием денежных фондов.
С помощью финансов государство осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного производства.
Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств.
Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций.
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:
- общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль (осуществляют органы государственной власти и управления);
- внутрихозяйственный финансовый контроль (проводится финансовыми службами предприятия);
- общественный финансовый контроль;
- независимый финансовый контроль (осуществляют аудиторы).
Государственный финансовый контроль в республике осуществляют высшие органы государственной власти и управления - Министерство финансов, Правительство Республики Беларусь. Органы власти осуществляют контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей республиканского бюджета, законностью и своевременностью движения средств бюджета в Нацбанк и иных финансово-кредитных учреждениях республики.
На областном уровне финансовый контроль осуществляется как органами региональной власти, так и специально создаваемыми контрольными органами.
Контроль за состоянием республиканского бюджета и его исполнением осуществляет Министерство финансов Республики Беларусь.
Министерство финансов Республики Беларусь осуществляет так же контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, своевременным обеспечением республиканског бюджета финансовыми ресурсами, рациональным их использованием.
Задача контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств возложена на органы казначейства Министерство финансов Республики Беларусь. Главной задачей Казначейства является организация, осуществление и контроль за исполнением республиканского бюджета и государственных внебюджетных фондов. Главная задача – контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджеты.