Функции государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности государственного кредита, определение его значения в народном хозяйстве.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 раскрыть понятие государственного кредита,
 определить его роль в народном хозяйстве,

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1 Экономическая сущность государственного кредита………………………..5
2 Функции государственного кредита………………………………………….14
3 Дискуссионные вопросы содержания и функций государственного
кредита……………………………………………………………………….….18
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

функции государственного кредита.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

По данным зарубежных исследований по семи ведущим странам мира с развитыми финансовыми рынками (США, Япония, Германия, Италия, Франция, Великобритания, Канада) в конец XX в. в среднем превышение темпов прироста госдолга над темпами прироста ВВП составило 7,0%. Для определения на практике оптимальности размера долга используется широкий набор показателей: ВВП, доходы бюджета, в том числе налоги, объем экспорта товаров и услуг, валютные (или золотовалютные) запасы государства, уровень монетизации экономики. Для оценки обеспеченности государственного внешнего долга используются: соотношение размера внешнего долга и объема экспорта товаров и услуг, соотношение размера внешнего долга и ВВП, соотношение размера платежей в порядке обслуживания долга и объема экспорта товаров и услуг.

Управление  внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в  соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-3, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)» и законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год. [16]

В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, внешним государственным долгом является общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени.

Внешний государственный  долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2011 года составил 9687,2  миллиарда долларов США (таблица 1.1).

Показатели  кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым  МБРР), свидетельствуют о том, что  Республика Беларусь относится к  группе стран с низким уровнем задолженности (таблица 1.2).

Таблица 1.1 - Внешний государственный долг Республики Беларусь (млн. долл. США)

 

01.01.2010 г.

01.01.2011 г.

Кредиты, привлеченные Республикой  Беларусь (Правительством Республики Беларусь).

7 778,8

9 486,2

Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь.

112,6

201,0

Всего

7 891,4

9 687,2


 

Примечание  – Источник: [2]

Таблица 1.2 - Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь (млн. долл. США)

Показатели кредитоспособности

01.01.2010 г

01.01.2011 г.

отношение внешнего гос. долга к экспорту товаров и  услуг, %

31,8

32,5

отношение внешнего гос. долга к валовому внутреннему  продукту, %

16,5

17,8

отношение платежей по внешнему гос. долгу к экспорту товаров  и услуг, %

1,3

2,6


 

Примечание – Источник: [2]

 

В федеративных государствах принято разграничивать долг федерального уровня, долг субъектов федерации и долг местных органов власти.

Государство заимствует деньги в двух формах: кредита (несекьютеритизированная форма) и путем эмиссии (продажи) долговых ценных бумаг (секъюритизированная форма). Кредит предоставляется государству кредитором непосредственно, а для получения денег на фондовом рынке правительство выпускает ценные бумаги, а инвесторы их покупают, финансируя расходы государства — эмитента ценных бумаг. При разных механизмах реализации эти две формы государственного кредита имеют одинаковое экономическое содержание. Оно состоит в поступлении заемных ресурсов в бюджет и соответствующем возрастании государственного долга в форме кредитных обязательств по ссудам или долговых обязательств по ценным бумагам.

Секъюритизированная форма заимствований имеет определенные преимущества (значительно больший объем инвестиционного спроса; возможность гибко регулировать объем и стоимость заимствований и др.).

В настоящее время в мире доля несекъюритизированной формы заимствований в совокупном объеме суверенных долгов сокращается. Кредиты в наибольшей степени характерны для менее развитых стран мира и их финансовых рынков.

Поступающие в бюджет средства от государственных заимствований отражаются как источники финансирования дефицита. Расходы на обслуживание долговых обязательств учитываются в бюджете как расходы на обслуживание государственного (муниципального) долга.

Заимствования в форме предоставления государственных или муниципальных гарантий не являются источником финансирования дефицита бюджета. Для целей исполнения обязательств по государственным (муниципальным) гарантиям в федеральном, субфедеральном (местном) бюджете по статье расходов на обслуживание государственного (муниципального) долга формируется резерв. В законе о федеральном бюджете на текущий финансовый год утверждается верхний предел общего объема государственных гарантий РФ, предоставляемых в национальной и иностранной валюте.

Государственный кредит по источникам происхождения может быть внутренним, т.е. номинированным в национальной валюте, и внешним, выраженным в иностранной валюте.

Государственный кредит по целям будущего использования средств можно подразделить на инвестиционный и неинвестиционный. К первой категории относятся кредиты на финансирование крупных государственных инвестиционных проектов, программ, т.е. на производительные цели. Ко второй относятся кредиты на финансирование непроизводительных расходов государства, т.е. связанных с «проеданием» заемных средств, когда материальной или денежной отдачи от их использования не будет. К сожалению, доля «проедаемых» кредитов довольно высока, особенно в странах с нестабильной экономикой и нездоровыми государственными финансами. Такого рода использование государством заемных средств следует рассматривать как вычет из объема инвестиционных ресурсов страны, которые потенциально могли бы быть направлены на финансирование реального сектора экономики.

Существенной особенностью государственных ценных бумаг является сочетание в них, с одной стороны, всех необходимых свойств, присущих фондовым инструментам, т.е. ценным бумагам, а с другой стороны, финансового инструмента, используемого государством для макроэкономического регулирования денежно-кредитной системы страны. Тенденции рынка государственных ценных бумаг, в том числе изменение их доходности, являются надежными индикаторами рыночной конъюнктуры для отечественных субъектов финансового рынка страны и иностранных инвесторов.

Государственные займы через механизм выпуска ценных бумаг, как правило, являются источником безэмиссионного финансирования бюджета, т.е. не сопровождаются денежной эмиссией, что является весьма важным в условиях развивающегося рынка и нестабильной экономики.

Кредиты государству впоследствии могут быть секъюритизированы, т.е. кредитные договоры или соглашения могут быть заменены на ценные бумаги, что в современных условиях развития мирового финансового рынка можно расценивать как форму реструктуризации долга. [7, с. 211]

Государственные ценные бумаги подразделяют на два основных типа: рыночные и нерыночные. Рыночные имеют свободное хождение на фондовом рынке, могут покупаться и продаваться, переходя от одного владельца к другому. Рыночные бумаги используются государством для покрытия текущего бюджетного дефицита за счет постоянного привлечения в бюджет средств.

Нерыночные бумаги на вторичном фондовом рынке не обращаются и не могут переходить от одного субъекта рынка к другому вследствие биржевых сделок. Они предназначены для размещения среди пенсионных и страховых фондов или физических лиц. Нерыночные государственные ценные бумаги могут использоваться государством для финансирования крупных долгосрочных инвестиционных проектов.

Классификация государственных ценных бумаг весьма разнообразна и сложна. Финансовая практика в развитых странах выработала множество видов бумаг, которые подразделяются на группы в зависимости от следующих критериев:

  • эмитент (центральное правительство, муниципалитеты, государственные предприятия, правительственные финансовые корпорации и др.);
  • срочность (краткосрочные казначейские векселя, среднесрочные ноты, долгосрочные облигации и др.);

• предъявительские и именные;

• метод выпуска — документарные (наличная форма) и бездокументарные (бумаги в безналичной форме, их выпуск оформляется глобальным сертификатом, а сами бумаги существуют в виде записей на счетах);

• цели выпуска (покрытие дефицита бюджета соответствующего уровня, финансирование инвестиционных программ и проектов, в том числе строительных объектов, финансирование социальных программ);

  • форма выплаты дохода (процентный доход, выигрышные, с нулевым купоном);
  • по способу размещения (проведение аукционов; открытая продажа; индивидуальное размещение). [11, с. 166]

Весьма распространенный вид долговых ценных бумаг — облигация. Государственная облигация представляет собой государственное долговое обязательство, дающее право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать проценты в течение всего срока пользования заемными средствами, а по окончании этого срока вернуть и сумму долга.

Государственные внутренние займы классифицируются по нескольким признакам. По праву эмиссии или по субъектам заемных отношений займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управления. По признаку держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые только среди населения, среди юридических лиц и универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц. [8, с. 41]

В зависимости от характера или формы выплачиваемого дохода долговые обязательства делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе лотереи. Эти облигации не пользуются большим спросом. Главным видом являются процентные облигации, доход по которым выплачивается один, два или четыре раза в год на основе купонов. Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Кроме краткосрочных некоторые долгосрочные долговые обязательства не имеют купонов. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные облигации, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном. [3, c. 591]

Внешний (международный) государственный кредит возникает, когда государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов. Как и внутренние займы, они предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны.

Государство может осуществлять внешние заимствования в следующих формах: синдицированные банковские кредиты; еврозаймы; кредиты международных финансовых организаций; межправительственные кредиты; частные кредиты коммерческих структур (фирменные кредиты). На международном рынке государственных долгов наиболее распространенной формой заимствований является выпуск еврооблигаций.

Еврооблигации (eurobonds) — долгосрочные долговые обязательства в форме облигаций, номинированных в иностранной валюте и обращающихся на международном финансовом рынке. Они выпускаются чаще всего в бездокументарной форме и перед размещением проходят процедуру листинга на одной из основных европейских фондовых бирж (Лондонской, Франкфуртской, Люксембургской) для получения котировки при участии крупного рейтингового агентства для присвоения рейтинга. Первичное размещение еврооблигаций осуществляется; эмиссионным синдикатом в составе генеральных менеджеров выпуска — нескольких известных инвестиционных банков.

Привлечение внешних займов связано с присвоением стране-должнику международного кредитного рейтинга. Мировая практика кредитования использует систему рейтингов стран-получателей по ряду критериев (риск, доходность и т.д.).

30 июня 2009 международное  рейтинговое агентство Standard & Poor's подтвердило, что прогноз по  рейтингам Беларуси остается "негативным". Эксперты агентства отмечают, что  показатели внешней ликвидности  Беларуси продолжают ухудшаться, несмотря на заключение соглашения о резервном кредите от Международного валютного фонда.

Standard & Poor's подтвердило  суверенные кредитные рейтинги  Беларуси: долгосрочный и краткосрочный  рейтинги по обязательствам в  иностранной валюте на уровне "В+" и "В" соответственно. Долгосрочный и краткосрочный рейтинги по обязательствам в национальной валюте - на уровне "ВВ" и "В".

Эксперты полагают, что на международные резервы  страны оказывается огромное воздействие. Это сильно подрывает устойчивость режима по поддержанию стабильности курса валюты.

По словам Standard & Poor's, негативное влияние на рейтинги оказывает негибкая экономическая  политика, зависимость от ключевых торговых партнеров, которые представляют страны СНГ, а также ограниченный доступ к международным рынкам капитала. Позитивное влияние оказывает небольшой внешний долг.

Агентство также  считает, что ухудшение международной  конъюнктуры может оказать негативное влияние на состоянии экономики  Беларуси.

Прогноз "негативный" отражает низкий уровень внешней  ликвидности, а также растущие проблемы, связанные с централизованной моделью белорусской экономики.

Таким образом, государственный кредит является неотъемлемой частью экономики любой страны. Государственный  кредит сегодня не является крайней  необходимостью для выравнивания бюджета или платежного баланса, а как инструмент роста национальной экономики.

Информация о работе Функции государственного кредита