ВВЕДЕНИЕ
Курсовая работа посвящена
теме «Роль фонда социального
страхования РФ в финансовом механизме
социальной защиты населения» Проблема
данного исследования носит актуальный
характер обусловленный той ролью, которую
играет страхование в жизни высокоразвитого
рыночного общества. Страхование в России
в современных условиях развивается на
принципах, кардинально отличающихся
от тех, которые существовали в течение
семидесяти лет централизованной, командно-административной
системы. Поэтому для современного менеджера,
экономиста, предпринимателя, да и просто
гражданина необходимо иметь представление
о том, какую роль играет страхование и
каким образом его можно использовать
для защиты от возможных убытков в процессе
хозяйственной деятельности и в личной
жизни. Первоначально внебюджетные фонды
появились в виде специальных фондов или
особых счетов задолго до возникновения
бюджета.
В ходе перехода к рыночной
экономике произошла модернизация
финансовой системы, и прежде всего
ее центрального звена общегосударственных
финансов. Один за одним возникли и выделились
внебюджетные фонды - это фонды денежных
средств, образуемые вне федерального
бюджета и бюджетов субъектов Российской
Федерации и предназначенные для реализации
конституционных прав граждан и удовлетворения
некоторых потребностей социального и
экономического характера. В Российской
Федерации созданы и действуют три государственных
социальных внебюджетных фонда: Пенсионный
фонд Российской Федерации, Фонд социального
страхования Российской Федерации и фонды
обязательного медицинского страхования.
Государственные внебюджетные фонды являются
составной частью финансовой системы
Российской Федерации. Особое значение
среди государственных внебюджетных фондов
имеют вышеперечисленные социальные внебюджетные
фонды, которые аккумулируют средства
для реализации важнейших социальных
гарантий - государственного пенсионного
обеспечения, поддержки в сфере занятости,
оказания бесплатной медицинской помощи,
поддержки в случае потери трудоспособности,
во время отпуска по беременности и родам,
санаторно-курортного обслуживания и
прочих.
Целью данной работы является
рассмотрение роли фонда в механизме социальной
защиты населения России. Исходя из
поставленной цели можно выделить следующие
задачи: - определение функции, задачи
и становление; анализ деятельности фонда;
рассмотрение проблем и перспектив развития
фонда.
Объектом исследования является:
Фонд Социального Страхования РФ.
Предметом исследования выступает:
финансовый механизм социальной защиты
населения.
Задачи исследования:
- Рассмотреть теоретические основы ФСС РФ;
- Изучить становление фонда;
- Проанализировать деятельность фонда за период 2007-2009гг.;
- Изучить структуру фонда и органы управления;
- Рассмотреть перспективы развития ФСС.
В процессе исследования были
использованы статьи из периодических
изданий, а так же научные труды следующих
авторов как: Сиринов М.А., Карасев М.В.,
Жуков С.С., Лушин С.И., и другие.
Работа состоит из 3-х
глав: в первой главе рассматривается
теоретические основы функционирования
ФСС РФ; во второй главе анализируется
деятельность фонда; в третий рассматривается
проблемы и перспективы развития
социального страхования.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФСС РФ
- Основные функции и задачи ФСС РФ
На основании Положения
о Фонде социального страхования
от 12.02.1994 года № 101 (в ред. Постановлений
Правительства РФ от 02.08.2005 N 484) Фонд
социального страхования Российской
Федерации управляет средствами
государственного социального страхования
Российской Федерации.
Фонд осуществляет свою деятельность
в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, законами Российской Федерации,
указами Президента Российской Федерации,
Постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации,
а также настоящим Положением.
Фонд является специализированным
финансово-кредитным учреждением
при Правительстве Российской Федерации.
Денежные средства и иное
имущество, находящееся в оперативном
управлении Фонда, а также имущество,
закрепленное за подведомственными
Фонду санаторно-курортными учреждениями,
являются федеральной собственностью.
Денежные средства Фонда
не входят в состав бюджетов соответствующих
уровней, других фондов и изъятию
не подлежат.
Руководство деятельностью
Фонда осуществляется его председателем.
Для обеспечения деятельности Фонда создается
центральный аппарат Фонда, а в региональных
и центральных отраслевых отделениях
и филиалах - аппараты органов Фонда[11,
c.53].
Основными задачами Фонда
являются:
- обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
- участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
- осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
- разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
- организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
- сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.
Функции которые выполняет
фонд:
- выплата пособий по обязательному социальному страхованию, в том числе оплата пособий по временной нетрудоспособности («больничных»)
- обеспечение льготных категорий граждан путёвками на санаторно-курортное лечение
- обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезами
- оплата пособий по беременности и родам, пособий при рождении ребёнка, пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет
- оплата родовых сертификатов
- доплата (25 %) за первичную медико-санитарную помощь работающим гражданам
- доплата за диспансеризацию работающих граждан
- оплата дополнительных медицинских осмотров работающих граждан, занятых на работах с вредными и опасными факторами
- оплата (полная или частичная) для детей застрахованных граждан стоимости путевок в расположенные на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные организации, открытые в установленном порядке (в том числе в учреждения отдыха и оздоровления детей)[27].
1.2 Источники формирования
финансовых ресурсов фонда
Источниками формирования финансовых
ресурсов фонда служат:
- страховые взносы работодателей;
- страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование; осуществляющих трудовую деятельность на других условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию;
- доходы от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;
- добровольные взносы граждан и юридических лиц;
- ассигнования из федерального бюджета, предусмотренные на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот, пособий и компенсаций лицам, пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской АС или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий;
- прочие поступления, возмещаемые страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания;
- недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и других санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств фонда; средств, возмещаемых фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других.
Использование средств фонда
предусматривается на:
- выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
- оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им совершеннолетия; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории РФ, и в санаторно-курортные учреждения в государствах — участниках СНГ, аналогичных которым нет в России, а также на лечебное диетическое питание; оплату проезда к месту лечения и обратно;
- частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности;
- частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан; частичное содержание детско-юношеских спортивных школ;
- создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях; обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления фонда;
- финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда;
- осуществление других мероприятий в соответствии с задачами фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников фонда;
- финансирование программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования[19].
Средства социального
страхования не могут зачисляться
на личные счета застрахованных. Выплата
пособий по социальному страхованию, оплата
путевок работникам и членам их семей
в санаторно-курортные учреждения, финансирование
других мероприятий по социальному страхованию
осуществляется через бухгалтерии работодателей.
Ответственность за правильность начисления
и расходования средств государственного
социального страхования несет администрация
страхователя в лице руководителя и главного
бухгалтера. Уплата страховых взносов
в фонд осуществляется в соответствии
с тарифом, установленным федеральным
законом на соответствующий финансовый
год. Работодатели регистрируются в качестве
страхователей в региональных отделениях
фонда. Страховые взносы начисляются на
все виды оплаты труда в денежном и натуральном
выражении по всем основаниям, кроме видов
заработной платы и других выплат, на которые
по действующим нормативным актам страховые
взносы не начисляются, по ставке 5,4%[12,
c. 124-129].
1.3Становление ФСС в
РФ
Идея об обязательном страховании
рабочих в России возникла в 1889 году:
в Государственный совет был
предложен проект закона об ответственности
владельцев промышленных предприятий
за увечье и смерть рабочих.
Спустя 14 лет 2 июня 1903 г. был
принят первый общероссийский закон «О
вознаграждении потерпевших вследствие
несчастных случаев рабочих и служащих,
а равно членов их семейств, в предприятиях
фабрично-заводской, горной и горнозаводской
промышленности».
Закон 1903 года вводил не только
обязательное страхование рабочих,
но и содержал в себе ряд статей,
которые имели важное значение для
становления в России государственного
социального страхования.
Первое послереволюционное
положение о социальном обеспечении
трудящихся было принято в 1918 году.
Оно гарантировало обеспечение
всех наемных работников независимо
от характера труда пособиями
при временной утрате заработка
в связи с болезнью, беременностью
и родами, увечьем. С 1922 года выплата
пособий была передана непосредственно
предприятиям в счет страховых взносов.
В 1929 году государственное
социальное страхование обрело единый
бюджет. А с 1931 года за счет соцстраховских
средств начато финансирование санаторно-курортного
лечения и отдыха в специализированных
учреждениях (санатории, пансионаты, дома
отдыха), а также финансирование
детских оздоровительных лагерей.
В лексиконе профсоюзных деятелей
появляется понятие «профилактики
заболеваемости». Начато строительство
советской санаторно-курортной «фабрики
здоровья». С 1933 года социальное страхование
перешло под управление советских профсоюзов.
С 1 января 1991 года на основании
Постановления Совета Министров
РСФСР и Федерации независимых
профсоюзов от 25 декабря 1990 года 600/9-3 «О
совершенствовании управления и
порядка финансирования расходов на
социальное страхование трудящихся
РСФСР» был образован внебюджетный
Фонд социального страхования Российской
Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным
учреждением при Правительстве Российской
Федерации (смотри:
Управление системой обязательного
социального страхования осуществляется
Правительством Российской Федерации
в соответствии с Конституцией Российской
Федерации (пункт 1 статьи 13 федерального
закона «Об основах обязательного социального
страхования» от 16 июля 1999 г. 165-ФЗ
Ныне Фонд представляет собой
специализированную структуру, обеспечивающую
функционирование всей многоуровневой
системы государственного социального
страхования.