Государственное финансовое регулирование деятельности индивидуальных предпринимателей: оценка результатов последних изменений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 00:42, доклад

Описание работы

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. С 9 января 2013 года заработал интернет сервис «Подача заявки на государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя». Этот ресурс позволяет направить заявку на госрегистрацию и зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Электронная цифровая подпись (ЭЦП) при этом не нужна. Посетить инспекцию лично потребуется только для того, чтобы забрать свидетельство о регистрации.

Файлы: 1 файл

Государственное финансовое регулирование деятельности индивидуальных предпринимателей.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

Если по итогам налогового (отчетного) периода доход индивидуального  предпринимателя превысит 15,0 млн  руб., то такой налогоплательщик должен перейти на общий режим налогообложения  доходов в рамках налога на доходы физических лиц.

Объектом налогообложения при  упрощенной системе налогообложения  признаются: доходы или доходы, уменьшенные  на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения  осуществляется самим налогоплательщиком, но объект налогообложения не может им меняться в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.

Индивидуальные предприниматели  при определении объекта налогообложения  учитывают доходы, полученные от предпринимательской  деятельности, и могут уменьшить полученные доходы на следующие расходы:

  • приобретение основных средств и нематериальных активов;
  • ремонт основных средств;
  • арендные платежи за арендуемое имущество;
  • материальные расходы;
  • расходы на оплату труда;
  • расходы на обязательное страхование работников и имущества;
  • суммы НДС по приобретаемым товарам (работам и услугам);
  • расходы, связанные с банковскими услугами;
  • затраты на обеспечение пожарной безопасности; охрану имущества; содержание служебного транспорта, командировки, аудиторские услуги, канцелярские товары, почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, оплату услуг связи, рекламу, на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов.

Расходы на приобретение основных средств в период применения упрощенной системы налогообложения включаются в затраты в момент ввода этих основных средств в эксплуатацию в полном размере.

Доходы, полученные в  натуральной форме, учитываются  по рыночным ценам.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%, а в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%.

Индивидуальные предприниматели  по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства. При этом налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.

Другой разновидностью упрощенного механизма налогообложения  стало налогообложение в виде единого налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности. Такой налог вводится по решению  субъектов Российской Федерации  и действует в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

  • оказание бытовых и ветеринарных услуг, в том числе: ремонт обуви и изделий из меха, металлоизделий, одежды, часов и ювелирных изделий; ремонт и обслуживание бытовой техники, компьютеров и оргтехники; услуги прачечных, химчисток и фотоателье; услуги по чистке обуви; парикмахерские услуги;
  • оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
  • розничная торговля, осуществляемая через магазины с площадью торгового зала не более 70 м2, и другие места торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;
  • оказание услуг общественного питания с залом площадью не более 70 м2;
  • оказание автотранспортных услуг при использовании не более 20 автомобилей.

Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает освобождение его от взимания тех же налогов, что и при переходе к упрощенной системе налогообложения, при одновременном сохранении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика. Под вмененным доходом понимается потенциально возможный валовой доход за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций.

Вмененный доход определяется на основе базовой доходности, т. е. условной месячной доходности в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях. Базовая доходность корректируется на три коэффициента, показывающих степень влияния того или иного фактора на результат предпринимательской деятельности:

  • первый коэффициент учитывает особенности ведения предпринимательской деятельности в различных муниципальных образованиях, населенных пунктах, местах расположения внутри населенного пункта. Он определяется как отношение кадастровой стоимости земли по месту осуществления деятельности налогоплательщика к максимальной кадастровой стоимости земли, установленной для данного вида деятельности;
  • второй коэффициент учитывает совокупность прочих особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов и т.д. Он ежегодно определяется субъектами Российской Федерации на календарный год и устанавливается в пределах от 0,1 до 1;
  • третий коэффициент — коэффициент-дефлятор, учитывающий индекс изменения потребительских цен в Российской Федерации.

Налоговой базой для  исчисления суммы единого налога на вмененный доход признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. К физическим показателям, характеризующим определенный вид предпринимательской деятельности, относятся:

  • количество работников — для бытовых услуг, автосервиса, разносной торговли;
  • площадь торгового зала или число торговых мест — для розничной торговли;
  • площадь зала — для услуг общепита;
  • число автомобилей — для частного извоза.

Ставка единого налога устанавливается в размере 15% суммы  вмененного дохода.

Преимуществами специального налогового режима при обложении  индивидуальных предпринимателей единым налогом на вмененный доход являются: сокращение расходов этих субъектов хозяйствования по выполнению налоговых обязательств; уменьшение уклонения от налогов; повышение налоговых поступлений в бюджет за счет упрощения налоговых проверок; удобство для предпринимателей, особенно впервые начинающих предпринимательскую деятельность.

Необходимость государственной  финансовой поддержки индивидуальных предпринимателей обусловлена отсутствием  у них возможности на равных конкурировать  с другими субъектами хозяйствования (например, коммерческими организациями) по.таким параметрам, как доступ к ресурсам на финансовых рынках и государственным инвестициям, приобретение новых технологий и нового технологического оборудования, исследование конъюнктуры рынков, обучение и т. д. Для минимизации действия этих факторов на развитие индивидуального предпринимательства и стимулирования его развития государство проводит целенаправленную политику государственной финансовой поддержки этой группы субъектов хозяйствования.

Государство осуществляет мероприятия по финансовой поддержке  индивидуальных предпринимателей в рамках общей поддержки малого бизнеса. Основным инструментом реализации государственной финансовой политики в этой области служат федеральные, региональные (межрегиональные), отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства. Так, например, за период с 1994 по 2001 г. были разработаны и реализованы четыре Федеральные программы государственной поддержки малого предпринимательства.

Финансовое обеспечение  реализации мер по развитию малого бизнеса осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП), который является заказчиком федеральных программ, и региональные (муниципальные) фонды, которые выполняют соответствующие функции на уровне субъектов РФ (муниципальных образований). С участием ФФПМП в субъектах Российской Федерации было создано 82 государственных региональных фонда и более 170 муниципальных фондов. Эти фонды используют средства ФФПМП, региональных и местных бюджетов, а также средства, привлекаемые из других источников. В этой связи можно сделать вывод, что вложения Федерального фонда поддержки малого предпринимательства дают синергетический эффект и позволяют индивидуальным предпринимателям привлечь дополнительные финансовые ресурсы. ФФПМП также сотрудничает с государственными и муниципальными фондами поддержки малого предпринимательства, созданными при участии органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

ФФПМП является государственной  некоммерческой организацией, созданной  в форме учреждения, и имеет право заниматься предпринимательской деятельностью. Для осуществления своей уставной деятельности фонд получает лицензию на осуществление отдельных банковских операций.

Финансовые ресурсы  фонда формируются за счет ассигнований из федерального бюджета; средств, поступающих от приватизации имущества, находящегося в государственной собственности; средств из внебюджетных источников; возвращенных средств, ранее предоставленных по договорам возвратного финансирования, а также доходов от предпринимательской деятельности фонда в соответствии с его уставом.

Приоритетным направлением финансовой поддержки предпринимателей в деятельности фонда является предоставление поручительств или гарантий по кредитам, получаемым индивидуальными предпринимателями в коммерческих банках. Кроме того, субъектам индивидуального предпринимательства осуществляется государственная поддержка через ФФПМП путем предоставления льготных кредитов (займов), в том числе через систему лизинга, компенсацию процентной ставки по предоставляемым кредитам, микрофинансирование и т. д.

Для реализации задачи государственной  финансовой поддержки индивидуальных предпринимателей ФФПМП:

предоставляет предпринимателям финансовую помощь на возмездной и  безвозмездной основе при осуществлении  программ демонополизации, перепрофилирования производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии с действующим законодательством;

выполняет функции залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам предпринимателей;

осуществляет долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций и информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг;

финансирует мероприятия  по подготовке, переподготовке и повышению  квалификации кадров для малого бизнеса, по поддержке новых экономических  структур, по защите прав потребителей;

финансирует проведение научных исследований, научно-практических конференций, симпозиумов, совещаний, в том числе международных, связанных с деятельностью предпринимателей;

проводит мероприятия, направленные на привлечение и эффективное  использование средств отечественных  и иностранных инвесторов, в том числе конкурсы, аукционы, выставки, лотереи;

осуществляет контроль за использованием субъектами малого предпринимательства финансовых средств, выделяемых или получаемых ими при  содействии фонда, и пр.

Взаимодействие фонда  с субъектами РФ осуществляется на основе соглашений о порядке финансирования региональных программ между ФФПМП, администрацией региона и региональным фондом, и принятых совместных проектов. В этих соглашениях регламентируется порядок использования средств федерального и регионального бюджетов, направляемых на финансовое обеспечение Федеральной программы и региональных программ поддержки малого предпринимательства.

Для становления индивидуального  бизнеса важное значение имеет проблема быстрого доступа к финансовым ресурсам в относительно малых суммах, используемых в качестве оборотных средств. Для решения этой задачи государство разработало программы по микрофинансированию (выделению бюджетных средств в малых суммах на целевое использование на безвозвратной основе) и микрокредитованию (предоставлению бюджетных кредитов целевого назначения в малых размерах на возмездной и возвратной основах), причем микрокредитование используется более широко, чем микрофинансирование в силу специфики российской экономики. По оценкам ФФПМП основные параметры программы микрокредитования на 1 января 2001 г. были следующими: среднемесячная ставка по кредитам — 6%, средний размер предоставляемого займа — 12,5 тыс. руб., средний объем займа на одного клиента — 20 тыс. руб., средний процент возврата займов — 95%, при этом 63% всех займов предоставляются начинающим предпринимателям, где риск наиболее максимальный.

Выделение индивидуальным предпринимателям финансовых ресурсов по программе микрокредитования  осуществляется на конкурсной основе путем предоставления займов региональным и муниципальным фондам поддержки малого предпринимательства (ФПМП), реализующим программы микрокредитования (и микрофинансирования) в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Важно также отметить, что при получении микрокредита государство не требует от предпринимателя какого-либо залога, но кредитование осуществляется строго на конкурсной и целевой основе.

Информация о работе Государственное финансовое регулирование деятельности индивидуальных предпринимателей: оценка результатов последних изменений