Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 11:07, курсовая работа
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики «Центральный Банк РФ и его функции».
Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы «Центральный Банк РФ и его функции».
Введение
1 Необходимость, функции и сущность Центральных Банков
1.1. Сущность Центральных Банков
1.2 Функции, цели и задачи Центральных Банков
2 Банковская система РФ, место и роль Центральных Банков
2.1. Принципы организации и деятельности системы Банка РФ
2.2. Цели, задачи и функции Центрального Банка РФ
2.3. Денежно-кредитная политика Центрального Банка
3 Государственное регулирование банковской системы
3.1. Пути совершенствования законодательства о Банке России
3.2. Государственное регулирование банковской деятельности
3.3. Антикризисные меры
Заключение
Список литературы
Тенденция к снижению инфляции составила 0,7 %, а в начале мая оказалась существенно ниже, чем в мае прошлого года. Таким образом, уже сейчас накопленная инфляция на 0,2 % пункта ниже, чем год назад. Ситуация на внутреннем валютном рынке также улучшилась: Банк России приобрел в апреле более 8 млрд. долларов и несколько миллиардов долларов приобрел в мае. При этом наблюдается снижение валютных депозитов физических лиц, и постепенно происходит укрепление рубля.
Снижение ставки рефинансирования не будет разовой акцией. Возможно не стоит говорить ни о каких временных прогнозах по дальнейшему снижению, но если ситуация будет и дальше улучшаться, Банк России будет принимать действия по снижению ставки рефинансирования и других ключевых ставок, поскольку снижение наших ставок позволяет снижать кредитную нагрузку на конечных заемщиков".
Ставка рефинансирования Банка России с 24 апреля будет понижена на 0,5 процентного пункта - с 13 до 12,5% годовых.
Замедление инфляции позволяет Центральному банку РФ снизить ставку рефинансирования.
Напомним, что ставка рефинансирования ЦБ была 1 декабря 2008 года повышена сразу на один процентный пункт - с 12 до 13% годовых. Такое решение принял совет директоров Центробанка с целью снизить отток капитала из страны и сдержать рост темпов инфляции. До этого также на процентный пункт ставка рефинансирования была повышена в ноябре.
В январе 2009 года инфляция составляла 2,4%, в феврале - 1,7%, в марте - 1,3%, а в апреле, по прогнозам Минэкономики, инфляция может составить 1,1-1,2%. Инфляция в РФ с начала апреля составила 0,6% против 1,1% за аналогичный период 2008 года. На конец марта инфляция в годовом выражении составила 14%.
Повышение ставки рефинансирования используется Центробанком как инструмент для регулирования инфляции. Таким образом, если ставка увеличивается, это означает, что правительство намерено препятствовать росту цен в ущерб росту экономики страны, поскольку делает банковский кредит дороже.
До февраля 2008 года ставка рефинансирования снижалась с 1998 года. Последний раз ЦБ понизил значение ставки до 10% годовых летом 2007 года, что стало самым низким значением ставки с 1992 года. В феврале 2008 года Центробанк впервые за десять лет повысил ставку рефинансирования до 10,25%. Позже ставка была увеличена еще несколько раз. [приложение, таблица 2].
Сегодня Центробанк снизил ставку рефинансирования до 12%. [10].
США. Законопроект о новых чрезвычайных мерах, направленных на выведение экономики США из кризиса.
Новый пакет антикризисных мер в объеме 787 млрд. долларов, выработанный администрацией, был принят Конгрессом США.
Закон предусматривает, в частности, выделение около 500 млрд. долларов на развитие национальной инфраструктуры, производство энергии из возобновляемых источников, на поддержку образовательных и социальных программ, а также охрану окружающей среды.
Одновременно гражданам и бизнесу будут предоставлены налоговые послабления на сумму около 287 млрд. долларов.
Одна из целей данной меры - восстановление покупательной способности американцев, чтобы они вновь смогли приобретать автомобили, недвижимость и другие товары, улучшая, таким образом, ситуацию в соответствующих отраслях промышленности.
Новый закон также призван остановить в стране рост безработицы, достигшей в последнее время в США рекордного за последние 16 лет уровня в 7,6%.
Ранее неоднократно отмечалось, что план позволит "создать или сохранить в течение двух лет более 3,5 млн. рабочих мест".
Новым законодательным актом также предусмотрена помощь малоимущим и потерявшим работу американцам посредством распределения среди них пособий по безработице, продовольственных талонов и предоставления им медицинских страховок.
В целом, Америка с воодушевлением воспринимает новые антикризисные инициативы, но у них есть и противники.
По их мнению, в законе недостаточен размер налоговых послаблений, а инвестиции не приведут в скором времени к созданию многочисленных рабочих мест.
Другой минус законопроекта заключается в том, что реализация данного закона, по общему мнению многих экономистов, приведет к увеличению дефицита федерального бюджета до приблизительно 1,5 трлн. долларов.[12]
Заключение
В данной работе были рассмотрены функции и задачи Центрального Банка РФ, денежно - кредитная политика Центрального Банка Российской Федерации, государственное регулирование банковской системы и антикризисные меры. Опираясь на представленный материал, можно сделать определённые выводы.
Роль Центрального банка в нынешних условиях развития и стабилизации экономики возрастает день ото дня. Следует и дальше продолжать осуществление мероприятий, направленных на повышение устойчивости и конкурентоспособности банковского сектора Российской Федерации. Кроме того, необходимо совершенствование системы банковского надзора.
Думается, что постепенное сокращение участия Банка России на внутреннем валютном рынке будет способствовать переходу к режиму свободно плавающего валютного курса, тем самым Центральный Банк сможет сосредоточить свои усилия на максимально точном достижении целей по уровню инфляции. При этом следует не забывать, что поддержка денежно-кредитной политики Банка России действиями Правительства Российской Федерации в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики, является важной частью антиинфляционной политики в России.
Список литературы
1. Финансы и кредит: учебное пособие / Гринкевич Л.С. и др. Томск:Изд-во НТЛ, 2006
Приложение А
Таблица 1 - Инфляция и процентная ставка центрального банка в крупнейших экономиках
Страна |
Инфляция |
Процентная ставка центрального Банка, декабрь 2008г. | |
Оценка на 2008г. |
Прогноз на 2009г. | ||
Австралия |
4,77 |
3,24 |
4,25 |
Бразилия |
6,25 |
4,50 |
13,75 |
Великобритания |
4,60 |
2,00 |
2,00 |
Еврозона |
2,90 |
1,70 |
3,00 |
Индия |
9,17 |
5,09 |
7,50 |
Индонезия |
12,05 |
7,47 |
9,25 |
Иран |
24,00 |
22,00 |
15,50 |
Канада |
2,60 |
1,93 |
2,25 |
Китай |
4,52 |
5,50 |
5,58 |
Корея |
5,00 |
3,00 |
4,00 |
Мексика |
5,74 |
3,27 |
8,25 |
Польша |
3,04 |
4,26 |
7,25 |
Россия |
13,80 |
10,50 |
13,00 |
Саудовская Аравия |
11,45 |
10,01 |
3,00 |
США |
3,13 |
1,61 |
1,00 |
Тайвань |
4,31 |
1,76 |
2,75 |
Таиланд |
2,51 |
6,52 |
2,75 |
Турция |
10,94 |
7,48 |
18,75 |
ЮАР |
12,66 |
6,62 |
15,50 |
Япония |
1,88 |
0,52 |
0,75 |
Приложение Б
Рисунок 1 - Взаимосвязь текущей инфляции и процентной ставки центрального банка, на конец 2008г.
Приложение В
Таблица 2 - Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации
Период действия |
% |
Нормативный документ |
14 мая 2009 г. - |
12,0 |
Указание ЦБ РФ от 13.05.2009 № 2230-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
24 апреля 2009 г. - 13 мая 2009 г. |
12,5 |
Указание ЦБ РФ от 23.04.2009 № 2222-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
1 декабря 2008 г. - 23 апреля 2009 г. |
13,0 |
Указание ЦБ РФ от 28.11.2008 № 2135-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
12 ноября 2008 г. - 30 ноября 2008 г. |
12,0 |
Указание ЦБ РФ от 11.11.2008 № 2123-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
14 июля 2008 г. - 11 ноября 2008 г. |
11,0 |
Указание ЦБ РФ от 11.07.2008 № 2037-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
10 июня 2008 г. - 13 июля 2008 г. |
10,75 |
Указание ЦБ РФ от 09.06.2008 № 2022-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
29 апреля 2008 г. - 9 июня 2008 г. |
10,5 |
Указание ЦБ РФ от 28.04.2008 № 1997-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
4 февраля 2008 г. - 28 апреля 2008 г. |
10,25 |
Указание ЦБ РФ от 01.02.2008 № 1975-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" |
19 июня 2007 г. - 3 февраля 2008 г. |
10 |
Телеграмма ЦБ РФ от 18.06.2007 № 1839-У |
29 января 2007 г. - 18 июня 2007 г. |
10,5 |
Телеграмма ЦБ РФ от 26.01.2007 № 1788-У |
23 октября 2006 г. - 28 января 2007 г. |
11 |
Телеграмма ЦБ РФ от 20.10.2006 № 1734-У |
26 июня 2006 г. - 22 октября 2006 г. |
11,5 |
Телеграмма ЦБ РФ от 23.06.2006 № 1696-У |
Период действия |
% |
Нормативный документ |
26 декабря 2005 г. - 25 июня 2006 г. |
12 |
Телеграмма ЦБ РФ от 23.12.2005 № 1643-У |
15 июня 2004 г. - 25 декабря 2005 г. |
13 |
Телеграмма ЦБ РФ от 11.06.2004 № 1443-У |
15 января 2004 г. - 14 июня 2004 г. |
14 |
Телеграмма ЦБ РФ от 14.01.2004 № 1372-У |
21 июня 2003 г. - 14 января 2004 г. |
16 |
Телеграмма ЦБ РФ от 20.06.2003 № 1296-У |
17 февраля 2003 г. - 20 июня 2003 г. |
18 |
Телеграмма ЦБ РФ от 14.02.2003 № 1250-У |
7 августа 2002 г. - 16 февраля 2003 г. |
21 |
Телеграмма ЦБ РФ от 06.08.2002 № 1185-У |
9 апреля 2002 г. - 6 августа 2002 г. |
23 |
Телеграмма ЦБ РФ от 08.04.2002 № 1133-У |
4 ноября 2000 г. - 8 апреля 2002 г. |
25 |
Телеграмма ЦБ РФ от 03.11.2000 № 855-У |
10 июля 2000 г. - 3 ноября 2000 г. |
28 |
Телеграмма ЦБ РФ от 07.07.2000 № 818-У |
21 марта 2000 г. - 9 июля 2000 г. |
33 |
Телеграмма ЦБ РФ от 20.03.2000 № 757-У |
7 марта 2000 г. - 20 марта 2000 г. |
38 |
Телеграмма ЦБ РФ от 06.03.2000 № 753-У |
24 января 2000 г. - 6 марта 2000 г. |
45 |
Телеграмма ЦБ РФ от 21.01.2000 № 734-У |
10 июня 1999 г. - 23 января 2000 г. |
55 |
Телеграмма ЦБ РФ от 09.06.99 № 574-У |
24 июля 1998 г. - 9 июня 1999 г. |
60 |
Телеграмма ЦБ РФ от 24.07.98 № 298-У |
29 июня 1998 г. - 23 июля 1998 г. |
80 |
Телеграмма ЦБ РФ от 26.06.98 № 268-У |
5 июня 1998 г. - 28 июня 1998 г. |
60 |
Телеграмма ЦБ РФ от 04.06.98 № 252-У |
27 мая 1998 г. - 4 июня 1998 г. |
150 |
Телеграмма ЦБ РФ от 27.05.98 № 241-У |
19 мая 1998 г. - 26 мая 1998 г. |
50 |
Телеграмма ЦБ РФ от 18.05.98 № 234-У |
16 марта 1998 г. - 18 мая 1998 г. |
30 |
Телеграмма ЦБ РФ от 13.03.98 № 185-У |
2 марта 1998 г. - 15 марта 1998 г. |
36 |
Телеграмма ЦБ РФ от 27.02.98 № 181-У |
17 февраля 1998 г. - 1 марта 1998 г. |
39 |
Телеграмма ЦБ РФ от 16.02.98 № 170-У |
2 февраля 1998 г. - 16 февраля 1998 г. |
42 |
Телеграмма ЦБ РФ от 30.01.98 № 154-У |
11 ноября 1997 г. - 1 февраля 1998 г. |
28 |
Телеграмма ЦБ РФ от 10.11.97 № 13-У |
6 октября 1997 г. - 10 ноября 1997 г. |
21 |
Телеграмма ЦБ РФ от 01.10.97 № 83-97 |
16 июня 1997 г. - 5 октября 1997 г. |
24 |
Телеграмма ЦБ РФ от 13.06.97 № 55-97 |
Период действия |
% |
Нормативный документ |
28 апреля 1997 г. - 15 июня 1997 г. |
36 |
Телеграмма ЦБ РФ от 24.04.97 № 38-97 |
10 февраля 1997 г. - 27 апреля 1997 г. |
42 |
Телеграмма ЦБ РФ от 07.02.97 № 9-97 |
2 декабря 1996 г. - 9 февраля 1997 г. |
48 |
Телеграмма ЦБ РФ от 29.11.96 № 142-96 |
21 октября 1996 г. - 1 декабря 1996 г. |
60 |
Телеграмма ЦБ РФ от 18.10.96 № 129-96 |
19 августа 1996 г. - 20 октября 1996 г. |
80 |
Телеграмма ЦБ РФ от 16.08.96 № 109-96 |
24 июля 1996 г. - 18 августа 1996 г. |
110 |
Телеграмма ЦБ РФ от 23.07.96 № 107-96 |
10 февраля 1996 г. - 23 июля 1996 г. |
120 |
Телеграмма ЦБ РФ от 09.02.96 № 18-96 |
1 декабря 1995 г. - 9 февраля 1996 г. |
160 |
Телеграмма ЦБ РФ от 29.11.95 № 131-95 |
24 октября 1995 г. - 30 ноября 1995 г. |
170 |
Телеграмма ЦБ РФ от 23.10.95 № 111-95 |
19 июня 1995 г. - 23 октября 1995 г. |
180 |
Телеграмма ЦБ РФ от 16.06.95 № 75-95 |
16 мая 1995 г. - 18 июня 1995 г. |
195 |
Телеграмма ЦБ РФ от 15.05.95 № 64-95 |
6 января 1995 г. - 15 мая 1995 г. |
200 |
Телеграмма ЦБ РФ от 05.01.95 № 3-95 |
17 ноября 1994 г. - 5 января 1995 г. |
180 |
Телеграмма ЦБ РФ от 16.11.94 № 199-94 |
12 октября 1994 г. - 16 ноября 1994 г. |
170 |
Телеграмма ЦБ РФ от 11.10.94 № 192-94 |
23 августа 1994 г. - 11 октября 1994 г. |
130 |
Телеграмма ЦБ РФ от 22.08.94 № 165-94 |
1 августа 1994 г. - 22 августа 1994 г. |
150 |
Телеграмма ЦБ РФ от 29.07.94 № 156-94 |
30 июня 1994 г. - 31 июля 1994 г. |
155 |
Телеграмма ЦБ РФ от 29.06.94 № 144-94 |
22 июня 1994 г. - 29 июня 1994 г. |
170 |
Телеграмма ЦБ РФ от 21.06.94 № 137-94 |
2 июня 1994 г. - 21 июня 1994 г. |
185 |
Телеграмма ЦБ РФ от 01.06.94 № 128-94 |
17 мая 1994 г. - 1 июня 1994 г. |
200 |
Телеграмма ЦБ РФ от 16.05.94 № 121-94 |
29 апреля 1994 г. - 16 мая 1994 г. |
205 |
Телеграмма ЦБ РФ от 28.04.94 № 115-94 |
15 октября 1993 г. - 28 апреля 1994 г. |
210 |
Телеграмма ЦБ РФ от 14.10.93 № 213-93 |
23 сентября 1993 г. - 14 октября 1993 г. |
180 |
Телеграмма ЦБ РФ от 22.09.93 № 200-93 |
15 июля 1993 г. - 22 сентября 1993 г. |
170 |
Телеграмма ЦБ РФ от 14.07.93 № 123-93 |
29 июня 1993 г. - 14 июля 1993 г. |
140 |
Телеграмма ЦБ РФ от 28.06.93 № 111-93 |
Период действия |
% |
Нормативный документ |
22 июня 1993 г. - 28 июня 1993 г. |
120 |
Телеграмма ЦБ РФ от 21.06.93 № 106-93 |
2 июня 1993 г. - 21 июня 1993 г. |
110 |
Телеграмма ЦБ РФ от 01.06.93 № 91-93 |
30 марта 1993 г. - 1 июня 1993 г. |
100 |
Телеграмма ЦБ РФ от 29.03.93 № 52-93 |
23 мая 1992 г. - 29 марта 1993 г. |
80 |
Телеграмма ЦБ РФ от 22.05.92 № 01-156 |
10 апреля 1992 г. - 22 мая 1992 г. |
50 |
Телеграмма ЦБ РФ от 10.04.92 № 84-92 |
1 января 1992 г. - 9 апреля 1992 г. |
20 |
Телеграмма ЦБ РФ от 29.12.91 № 216-91 |
Информация о работе Государственное регулирование банковской системы