Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 09:54, реферат

Описание работы

В последние годы законодательство, касающееся ценных бумаг, одно из наиболее динамично развивающихся, но оно далеко от совершенства. Действующее законодательство наиболее полно регулирует такие вопросы, как допуск тех или иных лиц на рынок ценных бумаг, порядок и условия лицензирования профессиональных участников. В последнее время появляется все больше нормативных актов, посвященных вопросам защиты прав и интересов инвесторов, а также усилению государственного контроля в данной сфере.
Важной вехой в развитии законодательства о ценных бумагах явилось принятие 30 ноября 1994 года части I Гражданского Кодекса Российской Федерации, который был разработан на основе практического опыта правового регулирования рыночных отношений.

Содержание работы

Введение
3
1. Классификация ценных бумага
5
2. Особенности выпуска и обращения ценных бумаг банков
13
3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
22
Заключение
29
Список литературы

Файлы: 1 файл

Готовоя.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

Эмиссия банковских сертификатов.

Банки активно работают и с такими ценными бумагами, которые  могут выпускать только они. Основными  бумагами такого рода считаются банковские сертификаты — сберегательные и  депозитные. Выпуск и использование  данных ценных бумаг регламентируется Положениием ЦБ «О сберегательных и депозитных сертификатах кредитных организаций» (последняя его редакция была утверждена Указанием от 31.08.1998. №333-У).

Сберегательный (депозитный) сертификат является ценной бумагой, удостоверяющей сумму вклада, внесенного в банк, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы вклада и обусловленных в сертификате процентов в банке, выдавшем сертификат, или в любом его филиале.

Право выдачи сберегательного сертификата предоставляется банкам при условиях: осуществления банковской деятельности не менее двух лет; публикации годовой отчетности, подтвержденной аудиторской фирмой; соблюдения законодательства и нормативных актов Банка России; выполнения обязательных экономических нормативов; наличия резервного фонда в размере не менее 15% от фактически оплаченного уставного капитала; выполнения обязательных резервных требований.

Сертификаты могут выпускаться  как в разовом порядке, так  и сериями. Сертификаты могут быть именными или на предъявителя.

Сертификат не может  служить расчетным или платежным  средством за проданные товары или  оказанные услуги. Денежные расчеты  за куплю-продажу депозитных сертификатов, выплаты сумм по ним проводятся в  безналичном порядке, а сберегательных сертификатов — как в безналичном порядке, так и наличными.

Выпуск сертификатов, выраженных в иностранной валюте, не допускается.

Сертификаты должны быть срочными.

Банк не может в  одностороннем порядке изменить (уменьшить или увеличить) обусловленную в сертификате ставку процентов, установленную при выдаче сертификата.

Именной сертификат должен иметь место для оформления уступки  требования (цессии), может иметь  дополнительные листы к именному сертификату, на которых оформляются  цессии.

Бланки сертификатов, а также дополнительные листы к именным сертификатам изготавливаются предприятиями, получившими от Министерства финансов РФ лицензию на производство бланков ценных бумаг.

Для передачи другому  лицу прав, удостоверенных сертификатом на предъявителя, достаточно вручения сертификата этому лицу. Права, удостоверенные именным сертификатом, передаются в порядке, установленном для уступки требований (цессии). Право требования по сертификату может быть уступлено только в течение срока его обращения.

При наступлении даты востребования вклада или депозита банк должен платить против предъявления сертификата и заявления владельца с указанием счета, на который должны быть зачислены средства. Средства от погашения депозитного сертификата могут направляться по заявлению владельца только на его корреспондентский, расчетный (текущий) счет. Для граждан платеж может проводиться как путем перевода суммы на счет, так и наличными.

Банк вправе размещать  сертификаты только после регистрации  условий их выпуска и обращения в ТУ Банка России. Для регистрации условий выпуска банк должен представить в регистрирующий орган:

- условия выпуска и  обращения сертификатов;

- макет бланка сертификата;

- нотариально заверенную  копию лицензии;

- свидетельство о государственной  регистрации банка (при выпуске сберегательных сертификатов);

- баланс и расчет  обязательных экономических нормативов.

Оба названных вида ценных бумаг удостоверяют, что лицо внесло в банк определенную сумму денег  и имеет право по истечении  установленного срока получить обратно свой вклад (депозит) и обусловленные в самом сертификате проценты. Общими характеристиками для банковских сертификатов можно считать следующие.

1. Банк вправе размещать  свои сертификаты только после  утверждения и регистрации условий  их выпуска и обращения в ТУ Банка России (для чего он представляет целый пакет документов) и внесения их в Реестр условий выпуска и обращения сберегательных и депозитных сертификатов кредитных организаций. Для каждого типа сертификатов утверждаются свои условия выпуска. С момента регистрации новых условий выпуска сертификатов банк не может размещать сертификаты на основе ранее зарегистрированных условий.

2. Сертификаты должны: выпускаться (номинироваться) в рублях; быть срочными; быть отпечатаны  на бланках установленной формы (бланки эти изготавливают полиграфическим способом специально уполномоченные предприятия) и содержать все основные условия выпуска, оплаты и обращения сертификата, восстановления прав по сертификату при его утрате, все обязательные реквизиты. Отсутствие в тексте бланка сертификата какого-либо из обязательных реквизитов делает этот сертификат недействительным. Банк, выпускающий сертификат, может включить в него дополнительные условия и реквизиты, не противоречащие законодательству, нормативным актам ЦБ и содержанию обязательных реквизитов. Сертификаты также должны иметь корешки установленной формы.

3. Сертификаты могут:  выпускаться как в разовом  порядке, так и сериями; быть  именными или на предъявителя. Именной сертификат должен иметь  место для оформления уступки требования (цессии), а также может иметь дополнительные листы — приложения к именному сертификату, на которых оформляются цессии. Дополнительные листы (приложения), являющиеся принадлежностью сертификата, должны быть пронумерованы; принадлежать резидентам и нерезидентам; передаваться другому лицу. Для передачи прав, удостоверенных сертификатом на предъявителя, достаточно вручения сертификата этому лицу. Права, удостоверенные именным сертификатом, передаются в порядке, установленном для уступки требований (цессии). Уступка требования по именному сертификату, которая может быть совершена только в течение срока обращения сертификата, оформляется на оборотной стороне самого сертификата или на дополнительных листах (приложениях) к нему двусторонним соглашением лица, уступающего свои права, и лица, приобретающего эти права.

4. Сертификат не может  служить расчетным или платежным  средством за проданные товары  или оказанные услуги.

5. При наступлении  даты востребования вклада (депозита) банк платит против предъявления сертификата. Одновременно с этим банк выплачивает проценты по сертификату.

Проценты, причитающиеся  владельцу по истечении срока  обращения сертификата в соответствии с первоначально установленной  ставкой, выплачиваются независимо от времени его покупки. В случае досрочного предъявления сертификата  к оплате банк выплачивает сумму  вклада и проценты такие же, как по вкладам до востребования, если в условиях сертификата не указан иной размер процентов.

Если срок получения  вклада (депозита) пропущен, то банк все  равно обязан выплатить означенные в сертификате сумму вклада и  проценты по первому требованию его владельца.

Банк не может в  одностороннем порядке изменить указанную в сертификате ставку процента, установленную при его  выдаче.

6. Права по утраченному  сертификату на предъявителя  восстанавливаются в судебном  порядке, а по сертификату именному это может сделать сам банк-эмитент по письменному заявлению владельца сертификата о выдаче ему дубликата.

Вместе с тем между  сберегательным и депозитным сертификатами  есть и некоторые различия.

1. Право привлечения  средств с помощью сберегательных сертификатов банк получает при выполнении им целого ряда условий, среди которых на первом месте — функционирование не менее двух лет. Это то же самое условие, которое необходимо банку для получения разрешения работать с физическими лицами. Отсюда, видимо, можно заключить, что сберегательный сертификат — это ценная банковская бумага именно для населения. Соответственно депозитный сертификат — ценная банковская бумага для юридических лиц.

2. Платежи по сделке  купли-продажи депозитных сертификатов  ведутся только в безналичном порядке, а в случае со сберегательными — как безналичными, так и наличными деньгами.

3. Средства от погашения  депозитного сертификата могут  направляться по заявлению владельца  только на его банковский (корреспондентский,  расчетный или текущий) счет; гражданин может получить причитающиеся ему средства как путем перевода суммы на банковский счет, так и наличными. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг 

Рынок ценных бумаг является одним из наиболее регламентированных в рыночной экономике. Сложность отношений на рынке, его масштабность, присущие ему повышенные риски, интересы безопасности его участников (субъектов) обусловливают необходимость принятия детальных стандартов и правил работы на рынке, а также привлечения к вопросам регулирования различных государственных органов.

Государственное регулирование  рынка ценных бумаг - это регулирование  со стороны общественных органов  власти.

Система государственного регулирования рынка ценных бумаг  включает государственные и иные нормативные акты; государственные органы регулирования и контроля.

Система регулирования  рынка ценных бумаг включает следующие  главные составные части (рис.1):

-создание и совершенствование  необходимой нормативно-правовой  базы;

- создание органов  регулирования рынка;

- организация отбора  и допуска юридических и физических  лиц в качестве участников  рынка ценных бумаг;

- контроль за соблюдением  и исполнением нормативно-правовой  базы;

- разрешение споров  между участниками рынка.

Государственное управление рынком ценных бумаг имеет следующие формы: прямое (административное) и косвенное (экономическое).

Прямое (административное) управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем:

- установления обязательных  требований ко всем участникам рынка ценных бумаг;

- регистрации участников  рынка и ценных бумаг, эмитируемых  ими;

- лицензирования профессиональной  деятельности на рынке ценных  бумаг;

- обеспечения гласности  и равной информированности всех  участников рынка;

- поддержания правопорядка на рынке.

Министерство финансов Российской Федерации:

- регулирует выпуск  государственных ценных бумаг,  включая ценные бумаги субъектов  Федерации и органов местного  самоуправления;

- устанавливает правила  бухгалтерского учета операций  с ценными бумагами;

- осуществляет выпуск  государственных ценных бумаг  и т.п.

Центральный банк Российской Федерации — федеральный орган, который:

- действует на основании  закона;

- регистрирует выпуски  ценных бумаг кредитных организаций;

- регулирует порядок  осуществления кредитными организациями операций на открытом рынке ценных бумаг, ломбардного кредитования и переучета векселей;

- устанавливает и контролирует  антимонопольные требования к  операциям на рынке ценных  бумаг кредитных организаций;

- регулирует деятельность  на рынке ценных бумаг клиринговых организаций и организаций, производящих безналичные расчеты по сделкам с ценными бумагами (в том числе депозитариев);

- контролирует экспорт  и импорт капитала.

Основные формы (составные  части) государственного регулирования российского рынка ценных бумаг. В соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» государственное регулирование данного рынка осуществляется на основе:

- установления обязательных  требований к деятельности на  рынке ценных бумаг: эмитентов  ценных бумаг; профессиональных участников; саморегулируемых организаций;

- установления стандартов  эмиссии ценных бумаг;

- государственной регистрации  выпусков эмиссионных ценных  бумаг (включая регистрацию проспектов  ценных бумаг);

- государственной системы  контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств по эмитированным ими ценным бумагам;

- лицензирования деятельности  профессиональных участников рынка  ценных бумаг;

- лицензирования деятельности  саморегулируемых организаций профессиональных  участников рынка ценных бумаг;

- запрещения и пресечения  предпринимательской деятельности  на рынке ценных бумаг без  соответствующей лицензии;

- -создания системы  защиты прав владельцев ценных  бумаг;

- установления предельных  объемов эмиссии ценных бумаг  органами государственной власти и местного самоуправления.

Органы регулирования  российского рынка ценных бумаг  — это совокупность организаций, осуществляющих рыночное регулирование  на основе обязательных (нормативных) и добровольных (этических) правил регулирования.

К органам, осуществляющим регулирование российского рынка ценных бумаг, относятся:

- государственные органы  исполнительной власти;

- саморегулируемые организации  профессиональных участников рынка  ценных бумаг;

- общественные организации,  отстаивающие интересы владельцев ценных бумаг. В нашей стране они пока отсутствуют, но на стихийной основе время от времени они возникают, когда имеют место какие-то кризисные ситуации в обществе, как, например, в период прекращения существования «билетов МММ» в первой половине 1990-х гг. и т.п.

Правила регулирования  рынка ценных бумаг включают:

- нормативно-правовые  документы (законы, постановления,  инструкции и другие правовые  документы);

- обязательства осуществления  предпринимательской деятельности  профессиональными участниками рынка ценных бумаг, добровольно принимаемые ими;

- обычаи делового оборота  и национальные традиции.

Информация о работе Государственное регулирование рынка ценных бумаг