Государственное управления в области финансовой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение современной роли государства в реализации финансовой политики.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть основы государственного управления финансовой сферой в РБ;
• отразить государственную политику в области финансов;
• предложить меры по совершенствованию государственного управления финансовой деятельностью в РБ.

Содержание работы

Введение 3
1. Основы государственного управления финансовой сферой в Республике Беларусь 5
1.1 Сущность финансовой политики государства 5
1.2 Понятие, цели и задачи государственного управления финансами 8
1.3 Структура государственного аппарата по управлению финансами 14
1.4 Министерство финансов Республики Беларусь - орган государственного управления финансами в Республике Беларусь 16
2. Государственная политика Республики Беларусь в области финансов 23
2.1 Роль финансовой системы в регулировании экономики 23
2.2 Бюджетное регулирование 27
2.3 Денежно-кредитное регулирование 33
3. Основные направления совершенствования финансовой политики Республики Беларусь 37
Заключение 42
Список использованных источников 44

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2.docx

— 214.73 Кб (Скачать файл)
  •  
    осуществляет методическое руководство бюджетно-финансовой сферой в республике, изучает экономику и финансы отраслей и административно-территориальных единиц, разрабатывает предложения по совершенствованию финансово-кредитного механизма и увеличению доходов бюджета;
  •  
    организует работу по составлению проекта республиканского бюджета, определяет порядок, сроки составления и представления в Минфин республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными комитетами, организациями прогнозных данных о доходах и расходах бюджетов для разработки проекта республиканского бюджета и нормативов отчислений от республиканских налогов, других обязательных платежей и иных поступлений в местные бюджеты областей и г.Минска, а при необходимости - для уточнения доходов и расходов бюджетов в процессе их исполнения. Составляет проект республиканского бюджета, ежегодно разрабатывает проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год и представляет их в Совет Министров Республики Беларусь;
  •  
    участвует в работе по составлению краткосрочных и долгосрочных прогнозов экономического развития государства, его платежного баланса;
  •  
    разрабатывает предложения о принципах формирования республиканского бюджета, взаимоотношений республиканского бюджета с бюджетами областей и г.Минска, участвует в определении принципов бюджетных взаимоотношений Республики Беларусь с другими государствами;
  •  
    разрабатывает и определяет порядок и сроки составления и исполнения республиканского бюджета;
  •  
    на основе расчетных показателей бюджетов областей и г.Минска определяет нормативы отчислений от республиканских налогов, других обязательных платежей и иных поступлений в бюджеты областей и г.Минска, исходя из экономической ситуации в республике в целом и социально-экономического положения конкретных административно-территориальных единиц, для последующего утверждения этих отчислений в установленном порядке;
  •  
    осуществляет краткосрочное и долгосрочное прогнозирование обеспечения республиканского бюджета финансовыми ресурсами;
  •  
    проводит работу по совершенствованию налогового законодательства Республики Беларусь, а также по подготовке проектов международных соглашений по вопросам налогообложения. Анализирует влияние действующей налоговой системы на обеспечение доходной части республиканского бюджета и на финансовое состояние юридических лиц;
  •  
    определяет порядок финансирования расходов, предусмотренных по бюджетам;
  •  
    обеспечивает исполнение республиканского бюджета, составляет роспись доходов и расходов, источников покрытия дефицита и устанавливает с участием соответствующих республиканских органов государственного управления поквартальное распределение доходов и расходов республиканского бюджета, в установленном порядке осуществляет взаимные расчеты республиканского бюджета с бюджетами областей и г.Минска;
  •  
    осуществляет систематический контроль за исполнением республиканского бюджета, за соблюдением банками Республики Беларусь кассового исполнения республиканского бюджета, решает по согласованию с Национальным банком Республики Беларусь вопросы, касающиеся исполнения бюджета;
  •  
    регулирует финансовые взаимоотношения между республиканским бюджетом и государственными целевыми бюджетными и внебюджетными фондами;
  •  
    анализирует и при необходимости корректирует в утвержденных пределах и с учетом имеющихся финансовых ресурсов исполнение республиканского бюджета;
  •  
    анализирует и обобщает информацию об исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов областей и г.Минска, смет доходов и расходов государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов;
  •  
    организует учет и проведение бюджетно-финансовых операций, связанных с государственными финансовыми средствами;
  •  
    осуществляет подготовку и уточнение порядка управления государственными финансовыми средствами и их учета;
  •  
    управляет средствами, находящимися на счетах казначейства;
  •  
    формирует перечень республиканских органов государственного управления, находящихся в их ведении организаций, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, средства которых аккумулируются на счетах казначейства;
  •  
    устанавливает порядок и сроки составления и представления периодической и годовой отчетности об исполнении местных бюджетов областей и г.Минска и об исполнении смет расходов организаций, финансируемых из республиканского бюджета;
  •  
    составляет отчет об исполнении республиканского бюджета за истекший год и представляет его в Совет Министров Республики Беларусь в установленные сроки, обеспечивает составление сводной периодической и годовой отчетности об исполнении республиканского бюджета и местных бюджетов областей и г.Минска;
  •  
    осуществляет контроль за своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами и организациями;
  •  
    разрабатывает и утверждает формы бюджетной документации, формы бухгалтерского учета и отчетности об исполнении бюджетов и смет расходов организаций, финансируемых из бюджета;
  •  
    участвует в подготовке и реализации мероприятий, связанных с разгосударствлением, приватизацией, использованием государственной собственности в Республике Беларусь;
  •  
    участвует в работе по составлению проекта бюджета Союзного государства и обеспечивает его исполнение;
  •  
    разрабатывает методологию организации и осуществления ведомственного контроля, подготовки и представления отчетности о контрольно-ревизионной работе, а также осуществляет контроль за состоянием ведомственного контроля в республике;
  •  
    осуществляет финансовое обеспечение подчиненных организаций;
  •  
    анализирует состояние денежного обращения в республике, работу банковской системы, вопросы функционирования рынка государственных ценных бумаг, разрабатывает предложения по сбалансированности денежного обращения, выпуску, размещению и погашению государственных ценных бумаг, функционированию национальной денежной системы;
  •  
    выдает специальные разрешения (лицензии) на виды деятельности в соответствии с законодательными актами, их дубликаты, вносит изменения и (или) дополнения в специальные разрешения (лицензии), приостанавливает, возобновляет, продлевает срок их действия, прекращает их действие, а также ведет реестр лицензий по каждому виду лицензируемой деятельности в установленном им порядке;
  •  
    осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью юридических лиц на территории Республики Беларусь, разрабатывает, согласовывает и утверждает обязательные для исполнения всеми организациями на территории Республики Беларусь нормативные правовые акты по вопросам бухгалтерского учета и отчетности, обеспечивает постоянное совершенствование учета и отчетности на основе международных стандартов;
  •  
    осуществляет методологическое руководство аудитом, контроль за соблюдением аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, и аудиторскими организациями законодательства об осуществлении аудиторской деятельности, лицензионных требований и условий;
  •  
    обеспечивает и осуществляет практическую деятельность по совершенствованию внутригосударственных и межгосударственных валютно-финансовых отношений;
  •  
    обеспечивает составление планов формирования источников финансирования государственных валютных расходов и распределение государственных валютных средств;
  •  
    участвует в подготовке и реализации мероприятий, связанных с развитием внешнеэкономического сотрудничества Республики Беларусь;
  •  
    выполняет функции финансового агента и посредника в отношениях Республики Беларусь с международными финансовыми и банковскими организациями, членами которых является Республика Беларусь;
  •  
    рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам, относящимся к компетенции Минфина, принимает меры по совершенствованию этой работы;
  •  
    выполняет иные функции в соответствии с законодательством.

 
В структуру Минфина входят департаменты с правами юридического лица, главные управления, в том числе Главное государственное казначейство, управления, в том числе Государственная инспекция пробирного надзора, отделы, а также его территориальные органы. 
 
Структуру Министерства финансов Республики Беларусь можно представить следующим образом: 

  •  
    Главное управление бюджетной политики
  •  
    Главное управление финансов производственной сферы
  •  
    Главное управление финансирования государственных, правоохранительных органов и обороны
  •  
    Главное управление налоговой политики и доходов бюджета
  •  
    Главное управление финансирования социальной сферы и науки
  •  
    Управление финансирования чрезвычайных мероприятий и финансов строительной сферы
  •  
    Отдел кадровой политики
  •  
    Управление финансов агропромышленного комплекса
  •  
    Главное контрольно - ревизионное управление
  •  
    Главное управление регулирования государственных заимствований и денежно-кредитной сферы
  •  
    Главное управление финансов внешнеэкономических связей и внешнего долга
  •  
    Главное управление страхового надзора
  •  
    Управление методологии бухгалтерского учета и отчетности
  •  
    Главное государственное казначейство
  •  
    Главное управление драгоценных металлов и драгоценных камней
  •  
    Управление финансов, учета и отчетности
  •  
    Департамент государственных знаков
  •  
    Управление информационного обеспечения
  •  
    Государственная инспекция пробирного надзора
  •  
    Юридическое управление
  •  
    Управление аудита
  •  
    Департамент по ценным бумагам
  •  
    Управление контроля, делопроизводства и материально – технического обеспечения

 
Перечень подчиненных Министерству финансов Республики Беларусь государственных организаций: 

  •  
    Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", г.Минск
  •  
    Республиканское унитарное предприятие "Белорусская национальная перестраховочная организация", г.Минск
  •  
    Белорусское республиканское унитарное предприятие экспортно-импортного страхования "Белэксимгарант", г.Минск
  •  
    Государственное учреждение образования "Минский финансово-экономический колледж", г.Минск
  •  
    Республиканское алмазообрабатывающее унитарное предприятие "Гомельское ПО "Кристалл", г.Гомель
  •  
    Республиканское унитарное предприятие "Информационно-вычислительный центр Министерства финансов Республики Беларусь", г.Минск 
  •  
    Учреждение образования "Государственный учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров Министерства финансов", г.Минск
  •  
    Департамент государственных знаков
  •  
    Департамент по ценным бумагам

 
Минфин осуществляет свою деятельность самостоятельно и через финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов, а также организует деятельность подчиненных организаций и осуществляет в установленном порядке контроль за финансово-хозяйственной деятельностью подчиненных организаций, принимает меры по обеспечению эффективного использования и сохранности закрепленного за ними имущества.  
 
Минфин возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь. Министр имеет заместителей, численность которых определяется Президентом Республики Беларусь, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. 
 
Министр: 

  •  
    руководит деятельностью Минфина, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Минфин задач и функций;
  •  
    действует без доверенности от имени Минфина, представляет его интересы, в установленном порядке распоряжается средствами и распределяет обязанности между своими заместителями по руководству отдельными направлениями деятельности Минфина;
  •  
    вносит в установленном порядке в Совет Министров Республики Беларусь проекты актов законодательства по вопросам, входящим в компетенцию Минфина;
  •  
    утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Минфина и территориальных органов Минфина в пределах установленных численности и фонда оплаты труда; 
  •  
    утверждает положения о структурных подразделениях Минфина, за исключением положений о департаментах; 
  •  
    принимает на работу, в том числе на контрактной основе, в порядке, определяемом законодательством, и увольняет с работы работников Минфина, а также руководителей подчиненных ему организаций;
  •  
    управляет подчиненными Минфину организациями в порядке, установленном законодательством;
  •  
    в установленном порядке образует фонд для представительских целей и иных мероприятий;
  •  
    осуществляет другие права в соответствии с законодательством.

 
Минфин в пределах своей компетенции принимает (издает) нормативные правовые акты на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы. В необходимых случаях Минфин может принимать (издавать) нормативные правовые акты совместно с иными республиканскими органами государственного управления. 
 
Для коллективного обсуждения наиболее важных вопросов и выработки решений по ним в Минфине образуется коллегия в составе Министра (председателя коллегии), его заместителей и руководителя Главного контрольно-ревизионного управления (по должности), руководителей департаментов Минфина и других работников. Численность и персональный состав коллегии утверждаются Советом Министров Республики Беларусь. 
 
Решения коллегии оформляются приказами Министра либо постановлениями Минфина. В случае разногласий между Министром и коллегией, возникших при принятии решений, Министр проводит в жизнь свои решения, докладывая о них Совету Министров Республики Беларусь, а члены коллегии могут сообщить свое мнение в Совет Министров Республики Беларусь. 
 
Минфин является юридическим лицом, имеет расчетный счет и иные счета в банках, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием. 
 
Основными задачами Минфина являются: [4] 

  •  
    проведение государственной политики, осуществление регулирования и управления в финансовой сфере деятельности и координация деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления;
  •  
    обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур;
  •  
    разработка предложений по совершенствованию форм финансовых взаимоотношений организаций и граждан с государством и по обеспечению роста финансовых ресурсов;
  •  
    эффективное проведение бюджетно-финансовой и налоговой политики;
  •  
    участие в организации инвестиционного сотрудничества республики и регулирования внешней государственной задолженности;
  •  
    контроль за соблюдением финансовых интересов государства, в том числе в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство;
  •  
    государственное регулирование и контроль в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями, создание в республике запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;
  •  
    формирование и реализация единой государственной политики в области разработки и производства защищенных бумаг и специальных материалов;
  •  
    проведение государственной политики в области страховой деятельности, государственный надзор за страховой деятельностью на территории Республики Беларусь;
  •  
    осуществление лицензирования и контроль за соблюдением законодательства об осуществлении лицензируемых видов деятельности, лицензионных требований и условий юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, получившими в установленном порядке специальные разрешения (лицензии), выдаваемые Минфином;
  •  
    государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности;
  •  
    государственное регулирование аудиторской деятельности;
  •  
    государственное регулирование рынка ценных бумаг, осуществление контроля и надзора за выпуском, обращением и погашением ценных бумаг, а также профессиональной и биржевой деятельностью по ценным бумагам.

2. Государственная  политика Республики Беларусь  в области финансов 
 
2.1 Роль финансовой системы в регулировании экономики 
 
Наиболее важной составляющей целостной системы государственного регулирования социально-экономического развития страны является финансовая система. Она отражает всю совокупность экономических отношений, складывающихся между экономическими агентами в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов. При этом под финансовыми ресурсами понимается совокупность всех денежных средств, которыми обладают домашние хозяйства, предприятия, учреждения, организации и государство. 
 
Финансовая система в широким смысле слова представляет собой совокупность финансовых отношений, существующих в рамках данной экономической формации. 
 
В узком смысле слова – это система финансовых учреждений, социально-экономическое содержание, функции и структура которых определяются политикой государства, включающая в себя финансовые организации и все структурные подразделения государственной налоговой службы. 
 
В основу построения финансовой системы положены три основополагающих элемента:  
 
1. Функциональное назначение, проявляющееся в том, что каждое звено системы выполняет свои задачи. Например, государственный бюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями, населением, обусловленные формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Имущественное и личное страхование — один из методов создания резервных фондов для граждан. Финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов, предназначенных для обеспечения многообразных потребностей первичных звеньев общественного производства, выполнению обязательств перед государственным бюджетом и коммерческими банками;  
 
2. Территориальность — каждая область, республика имеют соответствующий аппарат финансовых и страховых органов. 
 
3. Единство финансовой системы предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обуславливает единую финансовую политику, проводимую государством через центральные финансовые органы, единые цели. Управление всеми звеньями происходит на единых основных законодательных и нормативных актах. 
 
Финансовая система включает в себя общегосударственные, отраслевые и общественные финансовые отношения.  
 
Поскольку финансы являются носителем распределительных отношений, то это распределение происходит, прежде всего, между различными субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему Республики Беларусь, выделяются три основные сферы: [9, c. 117] 

Информация о работе Государственное управления в области финансовой политики