-
осуществляет методическое
руководство бюджетно-финансовой сферой
в республике, изучает экономику и финансы
отраслей и административно-территориальных
единиц, разрабатывает предложения по
совершенствованию финансово-кредитного
механизма и увеличению доходов бюджета;
-
организует работу по составлению
проекта республиканского бюджета, определяет
порядок, сроки составления и представления
в Минфин республиканскими органами государственного
управления, областными и Минским городским
исполнительными комитетами, организациями
прогнозных данных о доходах и расходах
бюджетов для разработки проекта республиканского
бюджета и нормативов отчислений от республиканских
налогов, других обязательных платежей
и иных поступлений в местные бюджеты
областей и г.Минска, а при необходимости
- для уточнения доходов и расходов бюджетов
в процессе их исполнения. Составляет
проект республиканского бюджета, ежегодно
разрабатывает проект закона о бюджете
Республики Беларусь на очередной финансовый
(бюджетный) год и представляет их в Совет
Министров Республики Беларусь;
-
участвует в работе по составлению
краткосрочных и долгосрочных прогнозов
экономического развития государства,
его платежного баланса;
-
разрабатывает предложения
о принципах формирования республиканского
бюджета, взаимоотношений республиканского
бюджета с бюджетами областей и г.Минска, участвует в определении принципов бюджетных взаимоотношений
Республики Беларусь с другими государствами;
-
разрабатывает и определяет
порядок и сроки составления и исполнения
республиканского бюджета;
-
на основе расчетных показателей
бюджетов областей и г.Минска определяет нормативы
отчислений от республиканских налогов,
других обязательных платежей и иных поступлений
в бюджеты областей и г.Минска, исходя
из экономической ситуации в республике
в целом и социально-экономического положения
конкретных административно-территориальных
единиц, для последующего утверждения
этих отчислений в установленном порядке;
-
осуществляет краткосрочное
и долгосрочное прогнозирование обеспечения
республиканского бюджета финансовыми
ресурсами;
-
проводит работу по совершенствованию
налогового законодательства Республики
Беларусь, а также по подготовке проектов
международных соглашений по вопросам
налогообложения. Анализирует влияние
действующей налоговой системы на обеспечение
доходной части республиканского бюджета
и на финансовое состояние юридических
лиц;
-
определяет порядок финансирования
расходов, предусмотренных по бюджетам;
-
обеспечивает исполнение республиканского
бюджета, составляет роспись доходов и
расходов, источников покрытия дефицита
и устанавливает с участием соответствующих
республиканских органов государственного
управления поквартальное распределение
доходов и расходов республиканского
бюджета, в установленном порядке осуществляет
взаимные расчеты республиканского бюджета
с бюджетами областей и г.Минска;
-
осуществляет систематический контроль за исполнением республиканского бюджета, за соблюдением банками Республики Беларусь кассового исполнения республиканского бюджета, решает по согласованию с Национальным банком Республики Беларусь вопросы, касающиеся исполнения бюджета;
-
регулирует финансовые взаимоотношения
между республиканским бюджетом и государственными
целевыми бюджетными и внебюджетными
фондами;
-
анализирует и при необходимости
корректирует в утвержденных пределах и с учетом имеющихся
финансовых ресурсов исполнение республиканского
бюджета;
-
анализирует и обобщает информацию
об исполнении республиканского бюджета,
местных бюджетов областей и г.Минска, смет доходов и расходов
государственных целевых бюджетных и
внебюджетных фондов;
-
организует учет и проведение
бюджетно-финансовых операций, связанных
с государственными финансовыми средствами;
-
осуществляет подготовку и
уточнение порядка управления государственными
финансовыми средствами и их учета;
-
управляет средствами, находящимися
на счетах казначейства;
-
формирует перечень республиканских
органов государственного управления,
находящихся в их ведении организаций,
государственных целевых бюджетных и
внебюджетных фондов, средства которых
аккумулируются на счетах казначейства;
-
устанавливает порядок и сроки
составления и представления периодической
и годовой отчетности об исполнении местных
бюджетов областей и г.Минска и об исполнении смет
расходов организаций, финансируемых
из республиканского бюджета;
-
составляет отчет об исполнении
республиканского бюджета за истекший
год и представляет его в Совет Министров
Республики Беларусь в установленные
сроки, обеспечивает составление сводной
периодической и годовой отчетности об
исполнении республиканского бюджета
и местных бюджетов областей и г.Минска;
-
осуществляет контроль за своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами и организациями;
-
разрабатывает и утверждает
формы бюджетной документации, формы бухгалтерского
учета и отчетности об исполнении бюджетов
и смет расходов организаций, финансируемых
из бюджета;
-
участвует в подготовке и реализации
мероприятий, связанных с разгосударствлением,
приватизацией, использованием государственной
собственности в Республике Беларусь;
-
участвует в работе по составлению
проекта бюджета Союзного государства
и обеспечивает его исполнение;
-
разрабатывает методологию
организации и осуществления ведомственного
контроля, подготовки и представления
отчетности о контрольно-ревизионной
работе, а также осуществляет контроль за состоянием ведомственного контроля в республике;
-
осуществляет финансовое обеспечение
подчиненных организаций;
-
анализирует состояние денежного
обращения в республике, работу банковской
системы, вопросы функционирования рынка
государственных ценных бумаг, разрабатывает
предложения по сбалансированности денежного
обращения, выпуску, размещению и погашению
государственных ценных бумаг, функционированию
национальной денежной системы;
-
выдает специальные разрешения
(лицензии) на виды деятельности в соответствии
с законодательными актами, их дубликаты,
вносит изменения и (или) дополнения в
специальные разрешения (лицензии), приостанавливает,
возобновляет, продлевает срок их действия,
прекращает их действие, а также ведет
реестр лицензий по каждому виду лицензируемой
деятельности в установленном им порядке;
-
осуществляет общее методологическое
руководство бухгалтерским учетом и отчетностью
юридических лиц на территории Республики
Беларусь, разрабатывает, согласовывает
и утверждает обязательные для исполнения
всеми организациями на территории Республики
Беларусь нормативные правовые акты по
вопросам бухгалтерского учета и отчетности,
обеспечивает постоянное совершенствование
учета и отчетности на основе международных
стандартов;
-
осуществляет методологическое
руководство аудитом, контроль за соблюдением
аудиторами, осуществляющими деятельность
в качестве индивидуального предпринимателя,
и аудиторскими организациями законодательства
об осуществлении аудиторской деятельности, лицензионных
требований и условий;
-
обеспечивает и осуществляет
практическую деятельность по совершенствованию
внутригосударственных и межгосударственных
валютно-финансовых отношений;
-
обеспечивает составление планов формирования источников
финансирования государственных валютных
расходов и распределение государственных валютных средств;
-
участвует в подготовке и реализации
мероприятий, связанных с развитием внешнеэкономического
сотрудничества Республики Беларусь;
-
выполняет функции финансового
агента и посредника в отношениях Республики
Беларусь с международными финансовыми
и банковскими организациями, членами
которых является Республика Беларусь;
-
рассматривает предложения,
заявления и жалобы граждан по вопросам,
относящимся к компетенции Минфина, принимает
меры по совершенствованию этой работы;
-
выполняет иные функции в соответствии
с законодательством.
В структуру Минфина входят
департаменты с правами юридического
лица, главные управления, в том числе
Главное государственное казначейство,
управления, в том числе Государственная
инспекция пробирного надзора, отделы,
а также его территориальные органы.
Структуру Министерства финансов
Республики Беларусь можно представить
следующим образом:
-
Главное управление бюджетной
политики
-
Главное управление финансов
производственной сферы
-
Главное управление финансирования
государственных, правоохранительных
органов и обороны
-
Главное управление налоговой
политики и доходов бюджета
-
Главное управление финансирования
социальной сферы и науки
-
Управление финансирования
чрезвычайных мероприятий и финансов
строительной сферы
-
Отдел кадровой политики
-
Управление финансов агропромышленного
комплекса
-
Главное контрольно - ревизионное
управление
-
Главное управление регулирования
государственных заимствований и денежно-кредитной
сферы
-
Главное управление финансов
внешнеэкономических связей и внешнего
долга
-
Главное управление страхового
надзора
-
Управление методологии бухгалтерского
учета и отчетности
-
Главное государственное казначейство
-
Главное управление драгоценных
металлов и драгоценных камней
-
Управление финансов, учета
и отчетности
-
Департамент государственных
знаков
-
Управление информационного
обеспечения
-
Государственная инспекция
пробирного надзора
-
Юридическое управление
-
Управление аудита
-
Департамент по ценным бумагам
-
Управление контроля, делопроизводства
и материально – технического обеспечения
Перечень подчиненных Министерству
финансов Республики Беларусь государственных
организаций:
-
Белорусское республиканское
унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", г.Минск
-
Республиканское унитарное
предприятие "Белорусская национальная
перестраховочная организация", г.Минск
-
Белорусское республиканское
унитарное предприятие экспортно-импортного
страхования "Белэксимгарант", г.Минск
-
Государственное учреждение
образования "Минский финансово-экономический
колледж", г.Минск
-
Республиканское алмазообрабатывающее унитарное предприятие "Гомельское ПО "Кристалл", г.Гомель
-
Республиканское унитарное
предприятие "Информационно-вычислительный
центр Министерства финансов Республики
Беларусь", г.Минск
-
Учреждение образования "Государственный
учебный центр подготовки, повышения квалификации
и переподготовки кадров Министерства
финансов", г.Минск
-
Департамент государственных
знаков
-
Департамент по ценным бумагам
Минфин осуществляет свою деятельность
самостоятельно и через финансовые управления
(отделы) местных исполнительных и распорядительных
органов, а также организует деятельность
подчиненных организаций и осуществляет
в установленном порядке контроль за финансово-хозяйственной
деятельностью подчиненных организаций,
принимает меры по обеспечению эффективного
использования и сохранности закрепленного
за ними имущества.
Минфин возглавляет Министр,
назначаемый на должность и освобождаемый
от должности Президентом Республики
Беларусь. Министр имеет заместителей,
численность которых определяется Президентом
Республики Беларусь, назначаемых на должность
и освобождаемых от должности Советом
Министров Республики Беларусь по согласованию
с Президентом Республики Беларусь.
Министр:
-
руководит деятельностью Минфина,
несет персональную ответственность за
выполнение возложенных на Минфин задач
и функций;
-
действует без доверенности
от имени Минфина, представляет его интересы,
в установленном порядке распоряжается
средствами и распределяет обязанности
между своими заместителями по руководству
отдельными направлениями деятельности
Минфина;
-
вносит в установленном порядке
в Совет Министров Республики Беларусь
проекты актов законодательства по вопросам,
входящим в компетенцию Минфина;
-
утверждает структуру и штатное
расписание центрального аппарата Минфина и территориальных
органов Минфина в пределах установленных численности и фонда оплаты труда;
-
утверждает положения о структурных
подразделениях Минфина, за исключением
положений о департаментах;
-
принимает на работу, в том числе
на контрактной основе, в порядке, определяемом
законодательством, и увольняет с работы
работников Минфина, а также руководителей
подчиненных ему организаций;
-
управляет подчиненными Минфину
организациями в порядке, установленном
законодательством;
-
в установленном порядке образует
фонд для представительских целей и иных
мероприятий;
-
осуществляет другие права
в соответствии с законодательством.
Минфин в пределах своей компетенции
принимает (издает) нормативные правовые
акты на основе и во исполнение нормативных
правовых актов большей юридической силы.
В необходимых случаях Минфин может принимать
(издавать) нормативные правовые акты
совместно с иными республиканскими органами
государственного управления.
Для коллективного обсуждения
наиболее важных вопросов и выработки
решений по ним в Минфине образуется коллегия
в составе Министра (председателя коллегии),
его заместителей и руководителя Главного
контрольно-ревизионного управления (по
должности), руководителей департаментов
Минфина и других работников. Численность
и персональный состав коллегии утверждаются
Советом Министров Республики Беларусь.
Решения коллегии оформляются
приказами Министра либо постановлениями
Минфина. В случае разногласий между Министром
и коллегией, возникших при принятии решений,
Министр проводит в жизнь свои решения,
докладывая о них Совету Министров Республики
Беларусь, а члены коллегии могут сообщить
свое мнение в Совет Министров Республики
Беларусь.
Минфин является юридическим
лицом, имеет расчетный счет и иные счета
в банках, печать и бланки с изображением
Государственного герба Республики Беларусь
и со своим наименованием.
Основными задачами Минфина
являются: [4]
-
проведение государственной
политики, осуществление регулирования
и управления в финансовой сфере
деятельности и координация деятельности
в этой сфере других республиканских органов
государственного управления;
-
обеспечение активного использования
финансов в целях повышения эффективности
производства, роста национального дохода,
создания и развития прогрессивных рыночных
форм и структур;
-
разработка предложений по
совершенствованию форм финансовых взаимоотношений
организаций и граждан с государством
и по обеспечению роста финансовых ресурсов;
-
эффективное проведение бюджетно-финансовой
и налоговой политики;
-
участие в организации инвестиционного
сотрудничества республики и регулирования
внешней государственной задолженности;
-
контроль за соблюдением финансовых интересов государства, в том числе в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство;
-
государственное регулирование
и контроль в сфере деятельности с драгоценными
металлами и драгоценными камнями, создание
в республике запасов драгоценных металлов
и драгоценных камней;
-
формирование и реализация
единой государственной политики в области
разработки и производства защищенных
бумаг и специальных материалов;
-
проведение государственной
политики в области страховой деятельности,
государственный надзор за страховой
деятельностью на территории Республики
Беларусь;
-
осуществление лицензирования
и контроль за соблюдением законодательства об осуществлении лицензируемых видов деятельности, лицензионных требований и условий юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, получившими в установленном порядке специальные разрешения (лицензии), выдаваемые Минфином;
-
государственное регулирование
бухгалтерского учета и отчетности;
-
государственное регулирование
аудиторской деятельности;
-
государственное регулирование
рынка ценных бумаг, осуществление контроля
и надзора за выпуском, обращением и погашением
ценных бумаг, а также профессиональной
и биржевой деятельностью по ценным бумагам.
2. Государственная
политика Республики Беларусь
в области финансов
2.1 Роль финансовой
системы в регулировании экономики
Наиболее важной составляющей
целостной системы государственного регулирования
социально-экономического развития страны
является финансовая система. Она отражает
всю совокупность экономических отношений,
складывающихся между экономическими
агентами в процессе образования, распределения
и использования финансовых ресурсов.
При этом под финансовыми ресурсами понимается
совокупность всех денежных средств, которыми
обладают домашние хозяйства, предприятия,
учреждения, организации и государство.
Финансовая система в широким
смысле слова представляет собой совокупность
финансовых отношений, существующих в
рамках данной экономической формации.
В узком смысле слова – это
система финансовых учреждений, социально-экономическое
содержание, функции и структура которых
определяются политикой государства,
включающая в себя финансовые организации
и все структурные подразделения государственной
налоговой службы.
В основу построения финансовой
системы положены три основополагающих
элемента:
1. Функциональное назначение,
проявляющееся в том, что каждое звено
системы выполняет свои задачи. Например,
государственный бюджет выражает распределительные
отношения между государством, предприятиями,
населением, обусловленные формированием
и использованием общегосударственного
фонда финансовых ресурсов. Имущественное
и личное страхование — один из методов
создания резервных фондов для граждан.
Финансы предприятий выражают отношения
по созданию и использованию денежных
фондов, предназначенных для обеспечения
многообразных потребностей первичных
звеньев общественного производства,
выполнению обязательств перед государственным
бюджетом и коммерческими банками;
2. Территориальность — каждая
область, республика имеют соответствующий
аппарат финансовых и страховых органов.
3. Единство финансовой системы
предопределяется единой экономической
и политической основой государства. Это
обуславливает единую финансовую политику,
проводимую государством через центральные
финансовые органы, единые цели. Управление
всеми звеньями происходит на единых основных
законодательных и нормативных актах.
Финансовая система включает
в себя общегосударственные, отраслевые
и общественные финансовые отношения.
Поскольку финансы являются
носителем распределительных отношений,
то это распределение происходит, прежде
всего, между различными субъектами. Поэтому
в общей совокупности финансов, образующих
финансовую систему Республики Беларусь,
выделяются три основные сферы: [9, c. 117]