Государственное заимствование.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Современная экономическая теория и практика уделяют большое внимание проблемам дефицита бюджета и государственного долга. В настоящее время это является существенной проблемой практически для всех стран мира - развитых, развивающихся, с переходной экономикой, различного общественного строя. Именно поэтому важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…..2
Глава 1. Сущность и классификация государственного заимствования…………………………………………………….…………....3
1.1 Классификация государственных займов……………………………....…3
1.2 Внутренние и внешние государственные займы…………………….……5
Глава 2. Условия и механизм осуществления государственного заимствования………………………………………………………..…..…….9
2.1 Договор об осуществлении государственного займа…………..…………9
2.2 Долговые обязательства………………………………………………..…..11
2.3 Система учёта и регистрации государственных займов в России…..…..12
2.4 Эмиссия государственных федеральных облигаций……………………..13
2.5 Порядок присвоения регистрационных кодов государственным займам……………………………………………………………………………14
Заключение………………………………………………………………..……15
Список литературы……………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

1.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………….…..2

Глава 1. Сущность и классификация  государственного заимствования…………………………………………………….…………....3

1.1 Классификация государственных  займов……………………………....…3

1.2 Внутренние и внешние  государственные займы…………………….……5

Глава 2. Условия и механизм осуществления  государственного заимствования………………………………………………………..…..…….9

2.1 Договор об осуществлении  государственного займа…………..…………9

2.2 Долговые обязательства………………………………………………..…..11

2.3 Система учёта и  регистрации государственных займов в России…..…..12

2.4 Эмиссия государственных  федеральных облигаций……………………..13

2.5 Порядок присвоения  регистрационных кодов государственным  займам……………………………………………………………………………14

Заключение………………………………………………………………..……15

Список литературы……………………………………………………………16

 

 

Введение

 

Современная экономическая  теория и практика уделяют большое  внимание проблемам дефицита бюджета  и государственного долга. В настоящее  время это является существенной проблемой практически для всех стран мира - развитых, развивающихся, с переходной экономикой, различного общественного строя. Именно поэтому важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга. В контексте решения обозначенной проблемы определяющее значение имеют: анализ причин возникновения, поддержки и воспроизведения бюджетного дефицита; анализ причин возникновения государственного долга, его виды, структура и т.п.; методы управления государственным долгом; анализ взаимосвязи и взаимообусловленности государственного дефицита и государственного долга, определение механизмов их гармонизации и оптимизации в контексте макроэкономического развития; анализ последствий бюджетной и долговой политики государства на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу; определение объемов государственного дефицита и государственного долга, являющихся критическими для дальнейшего развития общества и многие другие вопросы.

Особую роль в рассмотрении приведённых выше проблем занимает именно вопрос государственного заимствования, определение сущности данного явления, классификация и механизм действия. Данные вопросы и будут рассмотрены в представленной работе.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность и классификация государственного заимствования.

Государственные займы — это денежные ресурсы, привлекаемые для покрытия дефицита соответствующего бюджета от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций на основании заключаемых договоров, по которым возникают долговые обязательства РФ, субъекта РФ, как заемщиков или гарантов.

Ежегодно разрабатываются  и утверждаются программы государственных  внутренних и внешних заимствований  РФ и предоставляемых РФ государственных  кредитов, отражающие перечень данных заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году.

В программе государственных внешних заимствований РФ отдельно предусматриваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл. США, на весь срок займа. Правительство РФ имеет право на осуществление внешних заимствований, не включенных в программу государственных внешних заимствований РФ.

Программы государственных  внутренних заимствований РФ, представляют собой перечень внутренних заимствований  РФ, субъектов РФ, муниципальных образований на очередной финансовый год по формам и видам заимствований, общий объем заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета. В программы включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу.

 

    1. Классификация государственных займов.

Государственные и муниципальные  займы - денежные средства, привлекаемые для покрытия дефицита соответствующего бюджета от физических и юридических  лиц, иностранных государств, международных  финансовых организаций на основании  заключенных договоров. Их можно дифференцировать по ряду критериев.

1) В зависимости от валюты  заимствования: различают государственные  внутренние и внешние заимствования.

2) В зависимости от  субъектов заемных отношений:  федеральные, региональные и местные.  В данном случае можно сказать, что федеральное заимствование осуществляется правительством РФ; заимствования региональные осуществляются органами власти субъектов федерации; и местные заимствования осуществляются администрацией на уровне местного самоуправления.

3) В зависимости от обращения на фондовом рынке: рыночные - свободно обращаются на рынке, имеют рыночный курс. Реальная доходность таких бумаг определяется курсом продажи, которая зависит от величины номинального процента по ней, насыщенности рынка данным видом ценных бумаг и др.; нерыночные - не подлежат обращению ан фондовом рынке, выпускаются для привлечения определенных инвесторов, интересам которых и отвечают.

4) В зависимости от  обеспеченности долговых обязательств: закладные - обеспечиваются определенными  доходами или имуществом (муниципальные облигации); беззакладные - ничем определенным не обеспечиваются (государственные облигации).

5) В зависимости от  срока привлечения средств: кратко-, средне- и долгосрочные.

6) В зависимости от  вида ценной бумаги, обслуживающей займы: облигации, векселя, сертификаты, казначейские обязательства и др.

7) В зависимости от  вида дохода по ценной бумаге: проценты (плавающие либо фиксированные); купонный доход (постоянный или  переменный); доход в виде дисконта  от номинальной стоимости; доход в виде выигрыша в лотерею и др.

8) В зависимости от обязательства  заемщика строго соблюдать сроки  погашения займа, установленные  при его выпуске: с правом  досрочного погашения; без права  досрочного погашения;

 

1.2 Внутренние и внешние  государственные займы.

Право осуществления государственных  внешних заимствований РФ и субъектов РФ и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий, договоров поручительства другим заемщикам для привлечения внешних кредитов принадлежит РФ, субъекту РФ. От имени РФ внешние заимствования осуществляет Правительство РФ от имени субъекта РФ — правительство субъекта РФ. Право осуществлять государственные внешние заимствования в соответствии с законодательством РФ имеют субъекты РФ, бюджеты которых не получают финансовую помощь на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.

Предельный объем государственных  внешних заимствований РФ установлен на уровне годового объема платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ. Правительство РФ осуществляет внешние заимствования в объеме сверх установленного федеральным законом о федеральном бюджете предельного объема, если оно осуществляет реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга.

Если рассматривать современные  практические методики внешних заимствований  то можно отметить что, государственное  заимствование предполагает использование  на двусторонней основе разнообразных форм и методов привлечения заемных средств, но в мировой практике оно не имеет широкого распространения. Это связано с тем, что государственное двустороннее кредитование (от промышленно развитой страны-донора к развивающейся стране-дебитору) не является достаточно ликвидной частью внешней задолженности. Существует немало примеров, когда развивающаяся страна стремится пролонгировать задолженность, а в отдельных случаях и добиться частичного или даже полного списания долгов.

Особый интерес для государства в качестве заемщика представляют различные виды льготных кредитов. Они предоставляются в первую очередь наиболее бедным странам под проценты, которые значительно ниже, чем средний уровень на международных рынках ссудного капитала.

Одним из наиболее распространенных методов государственного заимствования, активно используемым большинством развитых стран для привлечения финансовых ресурсов, является выпуск государственных долговых обязательств, предназначенных для размещения на международных рынках ссудного капитала. Выпуск облигаций и других долговых обязательств наиболее выгоден для стран с устойчивой финансовой системой, пользующихся доверием участников международных рынков ссудных капиталов. Одним из источников государственного заимствования могут быть кредиты иностранных коммерческих банков. Этот вид заимствования имеет довольно ограниченное применение, связанное со спецификой функционирования банков. Для этих кредитных учреждений характерна стратегия коротких денег, которая ориентирована на выдачу краткосрочных кредитов под достаточно высокие проценты. Таким образом, экономические интересы государства как заемщика и коммерческих банков как кредиторов существенно расходятся. Одной из разновидностей предоставления кредитов, в основном странам с достаточно низкой покупной способностью, являются так называемые "экспортные кредиты". Сущность такой формы кредитования заключается в стремлении стран-доноров увеличивать экспорт своих товаров в относительно бедные страны. Специфика этой формы взаимодействия заключается в увязке объемов и условий кредитования с обязательствами страны-дебитора закупать только определенные виды товаров у страны-донора в рамках данной кредитной линии. Такой механизм существенно ограничивает возможности 
финансового маневра для страны-донора и делает этот вид государственного внешнего заимствования менее привлекательным по отношению к другим видам заимствования. В первые годы независимости мы достаточно широко использовали этот механизм, но по мере улучшения финансового состояния Правительство признало его форму заимствования нерациональным и даже в определенной степени дискриминационным.1

Структурные и функциональные параметры  системы государственного заимствования  в значительной степени определяют особенности организации управления государственным долгом. По мере увеличения масштабов экономики Казахстана возрастает и значимость управления государственным долгом. Поэтому на долгосрочную перспективу желательно не ограничиваться методами государственного заимствования только с целью финансовой стабилизации, а широко использовать его механизмы для получения социально-экономического эффекта.

От имени РФ право осуществления  государственных внутренних заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов принадлежит Правительству РФ. От имени субъекта РФ такое право принадлежит уполномоченному органу исполнительной власти субъекта РФ. От имени муниципального образования это право реализует уполномоченный орган местного самоуправления.

Правительство РФ осуществляет внутренние и внешние заимствования с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего и внешнего долга вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом объема долга.

В настоящее время рынок государственных внутренних заимствований переходит к новому этапу своего развития, предполагающему создание его новых сегментов и направленному на совершенствование инфраструктуры.

Принятие федеральных законов  о реформе пенсионной системы, предполагающих возможность инвестирования части  пенсионных резервов в различные  финансовые инструменты, формирует  благоприятные условия для организации нового сегмента государственных ценных бумаг, ориентированного на долгосрочных инвесторов. Таким образом, возникает реальная возможность создания сегментированного внутреннего рынка государственных ценных бумаг, предполагающего наличие различных финансовых инструментов, учитывающих структуру и срочность пассивов потенциальных инвесторов и создание эффективных каналов размещения ценных бумаг. Формирование сегментированного рынка позволяет увеличить дюрацию2 государственного внутреннего долга и уменьшить стоимость его обслуживания за счет роста спроса на государственные ценные бумаги. Существует необходимость совершенствования рыночной инфраструктуры, обслуживающей рынок государственных внутренних заимствований. В частности, следует обеспечить более серьезный контроль за деятельностью торговых, депозитарных и расчетных систем - в том числе за тарифной политикой указанных организаций, осуществляющих обслуживание рынка внутренних заимствований, - с целью наращивания ликвидности на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Условия  и механизм осуществления государственного заимствования.

 

2.1 Договор  об осуществлении государственного  займа.

Государственные займы  осуществляются путем выпуска ценных бумаг от имени РФ, субъекта РФ или  муниципального образования. Таким образом, по договору государственного займа заемщиком и эмитентом выступает РФ, субъект РФ или муниципальное образование, а инвестором — гражданин или юридическое лицо-резидент или нерезидент.

Информация о работе Государственное заимствование.