Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 19:23, доклад
Обычно функции государственных финансов возникают на основе экономических функций государства, к которым традиционно относят следующие:
1) охрана института права, защита общественного спокойствия и предотвращение конфликтов;
2) защита прав частной собственности, ее спецификация и регистрация;
3) обеспечение возможности и путей свободного обмена товарами и услугами;
4) создание и защита механизмов обмена информацией в широком смысле слова;
2. Функции государственных финансов
Обычно
функции государственных
1) охрана
института права, защита
2) защита
прав частной собственности,
3) обеспечение
возможности и путей
4) создание и защита механизмов обмена информацией в широком смысле слова;
5) сохранение и разработка измерительных стандартов, включая меры, весы, эталоны, а также деньги (поддержание стабильности используемой денежной единицы как наиболее универсального инструмента и мерила обменных операций);
6) производство общественных благ (где общественные издержки окажутся ниже частных на единицу блага).
Как
экономическая категория
1.
Функция планирования
2.
Функция организации включает
бюджетное устройство, бюджетную
классификацию, предполагает
3.
Функция стимулирования
4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.
5.
Распределительная функция
Решающее значение имеют следующие функции:
Суть первой из них - экономической - заключается в финансировании регулирующей деятельности государства в национальном хозяйстве (управление госсектором, программирование и т.п.).
Вторая функция - оборонная - состоит в финансировании армии, полиции и т.п.
Третья - социальная - заключается в оказании поддержки малоимущим слоям населения, финансировании пособий по безработице, инвалидам и больным.
И наконец, последняя,
Рис 1. Основные
функции государственных
Выполнение этих
четырех функций возлагается на
современную финансовую систему, структура
которой в зависимости от поставленных
конкретных задач отражена на рис.2. Самые
главные задачи решаются путем использования
федеральных финансов, а в них - бюджетов
центрального правительства. Менее значимые
задачи выполняют бюджеты региональных
и местных органов власти.
3. Структура государственных финансов
Государственные финансы функционируют на федеральном, региональном и местном уровнях и включают государственный бюджет (в федеративных государствах - федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации), государственные внебюджетные фонды (в западной терминологии - специальные правительственные фонды), государственный кредит, финансы государственных и муниципальных (унитарных) предприятий, бюджеты региональных и местных органов власти. Благодаря разному функциональному назначению названных звеньев финансового регулирования государство может оказывать разностороннее влияние на экономические и социальные процессы, происходящие в обществе, добиваться приемлемого решения отраслевых и территориальных проблем.
Рис 2. Структура государственных финансов
Наиболее важную роль играет государственный бюджет. Государственный бюджет, или бюджет центрального (федерального) правительства, представляет собой самый крупный денежный фонд, используемый для финансирования деятельности центрального правительства. С его помощью в распоряжение государства мобилизуются финансовые ресурсы. За их счет финансируются государственные целевые программы, проводятся мероприятия по стабилизации экономики, финансированию социальной сферы, выполнению международной и внутригосударственных обязательств, обеспечению обороноспособности страны и содержанию вооруженных сил, государственному управлению.
Помимо
бюджетных средств в
Внебюджетные денежные ресурсы используются строго по назначению - для финансирования целевых программ как центральным правительством, так и региональными и местными органами власти. Государственные внебюджетные фонды управляются органами государственной власти, но организационно отделены от бюджетов и функционируют самостоятельно. К ним относятся: государственные внебюджетные фонды социального назначения, формируемые для реализации конституционных прав граждан (на бесплатную медицинскую помощь и охрану здоровья, на социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случаях безработицы, потери кормильца, рождения и воспитания детей и т.п.); другие целевые федеральные и региональные фонды (инновационные, экологические, региональные, развития и т.д.), находящиеся в ведении министерств и ведомств, а также субъектов РФ.
Бюджеты региональных и местных органов власти, наряду с внебюджетными фондами, входят в финансы местных администраций. Как правило, возможности последних ограничены и для финансирования своей деятельности они получают дотации в виде субсидий от центрального правительства.
Важное понятие - государственный кредит, который позволяет мобилизовывать (заимствовать) временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, которые на платной и возвратной основе поступают в распоряжение федеральных и региональных органов государственной власти для финансирования расходов, не обеспеченный бюджетными доходами. Государственные заимствования осуществляются путем продажи на внешних и внутренних финансовых рынках облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Государственный кредит позволяет цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит, способствуя оттоку денег из обращения, он смягчает остроту проблем в сфере денежного обращения.
Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. Основные составляющие государственных финансов России приведены в таблице на рис. 3.
Консолидированный бюджет РФ | Гос.внебюджетные фонды | Финансовые ресурсы ЦБ РФ | Финансы гос предприятий | Поступления из-за рубежа |
Федеральный бюджет | Пенсионный фонд | Золотовалютные резервы | Финансы государственных унитарных предприятий | Иностранные займы |
Бюджеты субъектов РФ | Фонд обязательного медицинского страхования | Прибыль от банковской деятельности | Акции акционерных обществ, которые находятся в государственной собственности | Финансовые ресурсы организаций, находящихся за рубежом |
Местные бюджеты | Фонд социального страхования | Доходы от выпуска ценных бумаг | Финансы государственных корпораций | |
Денежная эмиссия |