Государственные и муниципальные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 14:17, реферат

Описание работы

Основные, наиболее важные направления деятельности государства проявляются в его функциях. В функциях государства выражается его сущность, та роль, которую государство играет в основных направлениях общественного развития и удовлетворения потребностей граждан, функции нашего государства реализуются в основных направлениях деятельности внутри страны и на международной арене.
Стандартные функции государства — функции органов власти, не зависящие от политического строя, государственного устройства в стране и проводимой социально-экономической политики, реализация которых осуществляется исключительно органами власти на неконкурентной основе полностью за счет бюджетного финансирования.

Содержание работы

1Экономическая роль и функции государства
2Государственная и муниципальная собственность
3Сущность государственных и муниципальных финансов
4Функции государственных и муниципальных финансов
5Принципы и роль государственных и муниципальных финансов

Файлы: 1 файл

ТЕМА 1 гму.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

 Государственные  и муниципальные финансы  

1Экономическая роль и функции государства

2Государственная и муниципальная собственность

3Сущность государственных и муниципальных финансов

4Функции государственных и муниципальных финансов

5Принципы и роль государственных и муниципальных финансов

 

 

  1. Экономическая роль и функции государства

 

Основные, наиболее важные направления  деятельности государства проявляются  в его функциях. В функциях государства  выражается его сущность, та роль, которую  государство играет в основных направлениях общественного развития и удовлетворения потребностей граждан, функции нашего государства реализуются в основных направлениях деятельности внутри страны и на международной арене.

Стандартные функции государства  — функции органов власти, не зависящие от политического строя, государственного устройства в стране и проводимой социально-экономической политики, реализация которых осуществляется исключительно органами власти на неконкурентной основе полностью за счет бюджетного финансирования.

К ним относятся:

Реализация государственного управления на соответствующей территории

Обеспечение обороноспособности государства  и внешней безопасности

Обеспечение внутренней безопасности и правопорядка

Социальная защита населения

Поддержание макроэкономической стабильности

Реализация межгосударственного  сотрудничества

Устранение последствий чрезвычайных ситуаций, природных катаклизмов

Нестандартные функции государства  — функции, содержание и состав которых  определяется степенью развития рыночных отношений, приоритетами и конечными целями проводимой государством социально-экономической политики, реализация которых осуществляется в форме индивидуализированных благ.

К данным функция относятся:

Финансовая поддержка предприятий  национальной экономики

Развитие инфраструктуры

Общедоступное и профессиональное образование

Социальное обслуживание населения

Поддержка культуры и искусства, развитие здравоохранения

Развитие науки и инноваций

Функции государства осуществляются его органами. Выполнение функций  обеспечивается всем государственным механизмом, под которым понимается система органов и учреждений государства, подразделяемых на виды:

органы государственной власти;

органы государственного управления;

суды.

Орган государства выступает составной  частью государственного аппарата, он наделен определенной компетенцией, властными полномочиями, правом действовать от имени государства, опираясь в случае необходимости на содействие аппарата принуждения. Органом государства может быть должностное лицо, выступающее представителем органа государственного управления.

Какие функции выполняет государство? Разумеется, важнейшими из них являются обеспечение безопасности страны от внешних угроз и защита своих  граждан. На государстве также лежит  забота о здоровье и образовании  граждан. Кроме того, государственные органы должны управлять обществом, в частности, путем принятия законов. Мы объединим все эти сферы деятельности и назовем их организационной функцией государства. Понятно, что ее осуществление должно обеспечиваться определенными финансовыми ресурсами.

Второй важнейшей функцией государства  является социальная. Согласно статьи 7 действующей Конституции РФ наше государство является социальным. Это  значит, что оно должно гарантировать  определенный уровень дохода своим  гражданам, т. е. проводить активную политику доходов, а также помогать людям, которые не способны обеспечить свое существование собственным трудом. Помощь таким людям осуществляется за счет бюджетных средств. Кроме того, в нашей стране действует система обязательного социального страхования. Ее финансовой базой являются государственные социальные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд, Фонд обязательного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Социальная функция государства выражается в обеспечении развития образования и здравоохранения. На эти цели выделяются значительные финансовые ресурсы.

Экономическая функция государства

Третья важнейшая функция государства  — экономическая. Она является предметом  дискуссии. Высказывается мнение, что государство не должно активно участвовать в экономической жизни. В частности, так считают сторонники либеральной экономики. Представители кейнсианства, напротив, доказывают необходимость воздействия государственной политики на хозяйственные процессы.

Следовательно, экономическая функция государства в долгосрочной перспективе определяется особенностями развития производительных сил.

Кроме того, аккумулируя и перераспределяя  финансовые ресурсы, государство обеспечивает корректировку рыночного механизма, воздействует на формирование доходов и функционирование рынков.

Таким образом, организационная, социальная и экономическая функции обусловливают  необходимый объем финансовых ресурсов, структуру расходов бюджета и  соответствующую структуру его  доходов.

Функции государства в смешанной экономике

Все экономические системы, которые  существуют в реальном мире являются смешанными (с усиленным влиянием государства или рынка). В таких  системах государство и рыночная система делят между собой  ответственность за выполнение пяти экономических функций:

Формирование и осуществление  правовой и социальной деятельности

Поддержание конкуренции на рынках

Перераспределение доходов

Перераспределение ресурсов

Стабилизация экономики страны

Данные экономические функции  способствуют укреплению и упрощению работы рыночной системы, модифицируют чистый капитализм в направлении достижения экономических и социальных целей общества.

В ходе макроэкономического регулирования  государство выполняет следующие  экономические функции:

Разрабатывает и утверждает правовые основы экономики

Определяет приоритеты макроэкономического  развития т.е. выделяет среди макроэкономических целей те, которые являются важнейшими на данном этапе экономического развития.

Обеспечивает нормальные условия  для работы рыночного механизма, в том числе осуществляет антимонопольную политику.

Осуществляет регулирование экономической  деятельности для достижения поставленных целей на основе проведения определённой экономической политики

Дополняет рыночный механизм в тех  сферах экономической деятельности, где недостаточная эффективность.

Решает проблемы социальной защиты населения, обеспечивая его социально-экономические  права и более справедливо  распределяя доходы между членами  общества.

Еще одна важная задача государства  — обеспечение справедливости и установление определенного уровня равенства членов общества. Эту задачу решает функция перераспределения. Через налоговую систему изымается часть доходов богатого населения и передается бедной части.

Подводя итоги, можно сказать, что  государство воздействует на экономику, преодолевая провалы рынка и осуществляя перераспределение доходов и ресурсов. Способность государства предоставлять общественные блага и осуществлять перераспределение зависит от доходов, которыми оно располагает. Главным источником доходов для государства являются налоги.

 

2. Государственная и  муниципальная собственность

 

Имущество может находиться в собственности  граждан и юридических лиц, а  также Российской Федерации (РФ), субъектов  РФ, муниципальных образований.

 

В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности. Таким образом, имеет место многообразие форм собственности.

Государственной собственностью в  РФ является:

1) имущество, принадлежащее на  праве собственности РФ, — федеральная собственность ;

2) имущество, принадлежащее на  праве собственности субъектам  РФ, — собственность субъектов  РФ;

3) земля и другие природные  ресурсы, не находящиеся в собственности  граждан, юридических лиц либо  муниципальных образований.

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования выступают  в финансовых отношениях на равных правах с другими участниками  этих отношений — гражданами и  юридическими лицами.

 

От имени Российской Федерации  и субъектов РФ органы государственной власти в рамках их компетенции могут своими действиями приобретать и осуществлять имущестенные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде.

От имени муниципальных образований  органы местного самоуправления в рамках их компетенции могут приобретать и осуществлять финансовые и другие права и обязанности.

По специальному поручению при  принятии финансовых и других решений  от имени РФ, субъектов РФ и муниципальных  образований выступают государственные  органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование  отвечают по своим обязательствам принадлежащим  им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Имущество, находящееся  в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на право хозяйственного ведения или оперативного управления. Средства соответствующего бюджета и другое государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну субъекта РФ,

Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее  на праве собственности городским  и сельским поселениям, а также  другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и другие лица. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за му ниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Средства местного бюджета и другое муниципальное  имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего муниципального образования.

Имущество, находящееся  в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц, то есть приватизировано.

Имущество, находящееся  в собственности двух и более  лиц, принадлежит им на праве общей  собственности. Если в общей собственности определяется доля каждого из собственников, то собственность будет долевой. Общая собственность без определения таких долей — совместная. Обычно общая собственность на имущество является долевой. Участники долевой собственности по соглашению могут устанавливать порядок определения и изменения долей в зависимости от вклада каждого из них в образование и приращение общего имущества.

Участники общей  долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю. Важно, что для участника долевой собственности законом предусмотрено право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого он вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.

Каждый долевой  собственник участвует соразмерно со своей долей в уплате налогов, сборов и других платежей по общему имуществу, а также в издержках  по его содержанию и сохранению. Долевые собственники имеют преимущественное право покупки продаваемой доли одним из участников по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях.

Право хозяйственного ведения позволяет владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом государственного или муниципального унитарного предприятия в определенных пределах. Собственник такого имущества решает вопросы создания, реорганизации и ликвидации предприятия, определяет предметы и цели его деятельности, назначает руководителя предприятия, осуществляет контроль за целевым использованием и сохранностью имущества. Финансовый аспект взаимоотношений состоит в том, что собственник может получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Информация о работе Государственные и муниципальные финансы