Государственные внебюджетные фонды, их значение и история развития в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Реформирование системы финансов Российской Федерации, начатое в 1990-х годах, привело к появлению нового звена общегосударственной системы финансов — внебюджетных фондов. Особое значение среди них имеют социальные внебюджетные фонды. Спецификой внебюджетных фондов является четкое закрепление доходных источников и, как правило, строго целевое использование средств.Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие внебюджетных фондов и история их возникновения…………….6
2. Источники формирования внебюджетных фондов………………...……..11
3. Характеристика социальных внебюджетных фондов РФ…………………15
Заключение………………………………………………………….…..…..……37
Список использованной литературы………………………….………………..39

Файлы: 1 файл

курсовая финансы.docx

— 399.20 Кб (Скачать файл)

Пенсионный фонд обязан:

  • подготавливать обоснование размера тарифов страховых взносов;
  • назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также предусмотренные законодательством РФ другие виды пенсий, социальные пособие умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
  • составлять проект бюджета Пенсионного фонда РФ и обеспечивать исполнение указанного бюджета;
  • обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль над их использованием;
  • осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
  • осуществлять регистрацию страхователей;
  • бесплатно консультировать страхователей по вопросам обязательного пенсионного страхования и информировать их о нормативных правовых актах, об обязательном пенсионном страховании;
  • организовывать через свои территориальные органы бесплатные консультации застрахованным лицам по вопросам обязательного пенсионного страхования;
  • развивать международные связи в области обязательного пенсионного страхования в РФ.
  • за нарушение положения Федерального закона и иных актов законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании страховщик несет ответственность, установленную законодательством РФ.

Средства фонда формируются  за счет:

  • страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров, адвокатов; страховых взносов иных категорий работающих граждан; (Приложение № 1)
  • ассигнований из бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям;
  • добровольных взносов физических и юрлиц, а также прибылей от капитализации средств ПФ РФ и других поступлений.

Основным источником формирования Пенсионного фонда РФ можно назвать  единый социальный налог. Объектом обложения  страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса России (ст. 10 п. 2 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в России» от 15.12.2001 года № 167-ФЗ). В настоящий момент он в сумме составляет 26%, из них 20% уходит на формирование пенсионного фонда. В свою очередь 6% идёт в федеральный бюджет, для последующей выплаты за счёт его средств базовой части пенсии, а 14% идут в местный бюджет для выплаты страховой и накопительной частей пенсии.

Уплата страховых взносов  в ПФ РФ перечисленными работодателями носит обязательный характер, причем платежи должны производиться ежемесячно - в срок, установленный для получения оплаты труда за истекший месяц. Уплата начисленных взносов производится путем безналичных расчетов со своих расчетных или текущих счетов на счет ПФ РФ по месту регистрации в качестве плательщиков взносов (не позднее 15-го числа следующего месяца).

При нарушении установленных  сроков уплаты взносов (независимо от причин нарушения) невнесенная сумма  считается недоимкой и взыскивается отделением ПФ РФ с начислением пеней. Недоимки, пени, а также суммы  штрафов и иных финансовых санкций  взыскиваются отделениями ПФ РФ с  работодателей в бесспорном порядке, определенных для налоговых органов  по взысканию не внесенных в срок налогов и налоговых платежей, а с иных плательщиков взносов в судебном порядке. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. % ставка пеней принимается равной одной трёхсотой действующей в это время ставки вложения инвистиций Банка России. Средства ПФ РФ используются:

  • выплату в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
  • доставку пенсии, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ;
  • финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);
  • иные цели, предусмотренные законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании.

Расходы, не предусмотренные  бюджетом Пенсионного фонда РФ на соответствующий год, осуществляется только после внесения изменений  в указанный бюджет в установленном  федеральным законом порядке.

Средства, образовавшиеся в  результате превышения сумм поступлений  ЕСН в части, зачисляемой в  федеральный бюджет, над издержками, осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет ПФ РФ в полном объеме. Указанные средства расходуются в следующем порядке: на возмещение недостатка средств бюджета ПФ РФ; на выплату страховой части трудовой пенсии; на дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной бюджетный год. В условиях инфляции пенсии гражданам пересматриваются в сторону повышения также за счет Пенсионного фонда.

ПФ РФ финансирует различные  программы по социальной поддержке  инвалидов, пенсионеров, детей. Средства фона идут также на финансирование административной деятельности фонда. Временно свободные средства ПФ РФ могут быть вложены в ценные бумаги. Контроль над использованием средств бюджета ПФ РФ осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством РФ.

Фонд социального  страхования РФ

Фонд социального страхования  РФ создан с 1 января 1991 года в соответствии с постановлением Совета министров РФ от 25.12.90 № 600 “О совершенствовании управления и порядка финансирования затрат на социальное страхование трудящихся в РСФСР”. В настоящее время Фонд социального страхования РФ является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов РФ, других фондов и изъятию не подлежат. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ.

В настоящее время Фонд социального страхования РФ осуществляет свою деятельность на основании Положения  о фонде социального страхования РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.94 № 101, и состоит:

  • региональных отделений;
  • центральных отраслевых отделений;
  • филиалов отделений.

Для обеспечения деятельности ФСС создан центральный аппарат, а в региональных отраслевых отделениях - аппараты органов ФСС. При ФСС  образуется Правление, при региональных отделениях - координационные советы. Руководство деятельностью ФСС осуществляется его Председателем, который назначается Правительством РФ (рис.№3). Основными задачами Фонда социального страхования являются:

  • выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, а также социального пособия на погребение;
  • оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;
  • санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, в том числе расходы на лечебное питание;
  • частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата издержек на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
  • частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан;
  • частичное содержание детско-юношеских спортивных школ;
  • оплату проезда к месту лечения и обратно;
  • создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях;
  • обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления фонда;
  • проведение научно-исследовательских работ по вопросам социального страхования и охраны труда;
  • осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами фонда.

Средства фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных выше. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

В настоящий момент в Российской Федерации введено (с 01.01.2002г.) обязательное страхование граждан от несчастных случаев на производстве. Страховые  взносы в этом случае начисляются  на заработную плату по соответствующим тарифам. Тарифные ставки у каждого предприятия разные. Соответственно, они тем выше, чем выше степень риска работы на данном предприятии. Страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию (примерно 92% от общей суммы выгод);

  • прибылей от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период;
  • добровольных взносов физических и юр. лиц;
  • ассигнований из бюджета РФ на покрытие затрат, связанных с доставлением льгот и компенсаций лицам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий;
  • прочих выгод (возмещаемые страхователем расходы, не принятые к зачету в счет страховых взносов, не принятые к зачету расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимки по обязательным платежам, суммы штрафов и иных санкций, предусмотренные законодательством; уплаченные в установленном порядке суммы за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда, возмещаемые Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям и др.

Тариф страховых взносов  установлен по отношению к начисленной  оплате труда по всем основаниям. В  настоящий момент тариф составляет 2,9% от суммы всех прибылей физ. лица. Страховые взносы в ФСС регулируются постановлением Правительства РФ и уплачиваются ежемесячно одновременно с получением (перечислением) в банках или иных кредитных организациях средств на выплату заработной платы работникам за истекший месяц. Указанные средства перечисляются на единый текущий счет Фонда и его исполнительных органов.

Законодательство РФ предусматривает  применение к работодателям и  другим плательщикам страховых взносов  финансовых санкций в виде взыскания всей сокрытой или заниженной при начислении страховых взносов в ФСС суммы оплаты труда и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - штрафа в двойном размере. По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов в ФСС РФ неуплаченная сумма считается недоимкой и взыскивается с плательщиков страховых взносов с начислением пени. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов, в том числе при сдаче расчетных ведомостей. Пени начисляются на сумму недоимки за каждый день просрочки в размере одной трехсотой ставки дополнительного вложения капитала национального банка РФ, действующей на начало бюджетного года.

За несвоевременное зачисление или перечисление по вине банков и иных кредитных организаций страховых взносов, а также сумм штрафов и иных финансовых санкций на счета исполнительных органов ФСС РФ соответствующий исполнительный орган ФСС РФ взыскивает с банков и иных кредитных организаций пени за каждый день просрочки в размере 1% этих сумм. (рис №4)

Фонд обязательного  медицинского страхования.

ФОМС создан в соответствии с законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 и предназначен для аккумулирования  финансовых средств и обеспечения  стабильности государственной системы  обязательного медицинского страхования. Финансовые средства фонда формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.

Территориальные Фонды обязательного  медицинского страхования создаются местными органами власти и действуют на основании Положения «О территориальном фонде обязательного медицинского страхования». Федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования не наделены правом издания каких-либо нормативных документов, обязательных для плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Фонды обязательного медицинского страхования являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями и предназначены для аккумулирования средств на обязательное медицинское страхование. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат (рис.№5). Цели фонда:

  • Обязательное медицинское страхование - составная часть государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.
  • Основными задачами Федерального и территориальных фондов в системе обязательного медицинского страхования являются:
  • обеспечение реализации закона РФ "Об обязательном медицинском страховании граждан РФ";
  • обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан;
  • достижение социальной справедливости и равенства всех граждан;
  • участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики;
  • обеспечение ее финансовой устойчивости.

Информация о работе Государственные внебюджетные фонды, их значение и история развития в РФ