Государственные внебюджетные фонды, их значение и история развития в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Реформирование системы финансов Российской Федерации, начатое в 1990-х годах, привело к появлению нового звена общегосударственной системы финансов — внебюджетных фондов. Особое значение среди них имеют социальные внебюджетные фонды. Спецификой внебюджетных фондов является четкое закрепление доходных источников и, как правило, строго целевое использование средств. Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Понятие внебюджетных фондов и история их возникновения…………6
Глава 2. Источники формирования внебюджетных фондов……………….……11
Глава 3. Характеристика социальных внебюджетных фондов………….………15
3.1 Пенсионный фонд РФ……………………………………………..…….16
3.2 Фонд обязательного медицинского страхования…………...…………22
Заключение……………………………………………………………………….....30
Список литературы…………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам.docx

— 58.08 Кб (Скачать файл)

Здесь опять-таки стоит упомянуть о принципе солидарности поколений, суть которого в том, чтобы обеспечить человека заработанным уровнем всех благ путём перераспределения средств во времени и в пространстве. Т.е. в отношении данного пункта можно сказать, что человек будет получать пенсию не только на территории РФ, но и за её пределами, при соблюдении формальных условий оформления перевода пенсии за границу. В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» №167-ФЗ от 15.12.2001 г. Пенсионный фонд имеет право:

  • проводить у предприятий проверку документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением данных индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от физических лиц, которые самостоятельно уплачивают обязательные платежи, устранения выявленных нарушений законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании;
  • получать у налоговых органов необходимую для осуществления обязательного пенсионного страхования информацию о страхователях и застрахованных лицах, включая налоговую декларацию, и иные сведения, составляющие налоговую тайну;
  • осуществлять управление средствами бюджета ПФ РФ и контроль над их расходованием в соответствие с ФЗ «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в РФ» и законодательством РФ;
  • осуществлять возврат страховых взносам страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены(рис №2).

Пенсионный фонд обязан:

  • подготавливать обоснование размера тарифов страховых взносов;
  • назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также предусмотренные законодательством РФ другие виды пенсий, социальные пособие умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
  • составлять проект бюджета Пенсионного фонда РФ и обеспечивать исполнение указанного бюджета;
  • обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль над их использованием;
  • осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
  • осуществлять регистрацию страхователей;
  • бесплатно консультировать страхователей по вопросам обязательного пенсионного страхования и информировать их о нормативных правовых актах, об обязательном пенсионном страховании;
  • организовывать через свои территориальные органы бесплатные консультации застрахованным лицам по вопросам обязательного пенсионного страхования;
  • развивать международные связи в области обязательного пенсионного страхования в РФ.
  • за нарушение положения Федерального закона и иных актов законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании страховщик несет ответственность, установленную законодательством РФ.

Средства фонда формируются за счет:

  • страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров, адвокатов; страховых взносов иных категорий работающих граждан; (Приложение № 1)
  • ассигнований из бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям;
  • добровольных взносов физических и юрлиц, а также прибылей от капитализации средств ПФ РФ и других поступлений.

Основным источником формирования Пенсионного фонда РФ можно назвать единый социальный налог. Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса России (ст. 10 п. 2 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в России» от 15.12.2001 года № 167-ФЗ). В настоящий момент он в сумме составляет 26%, из них 20% уходит на формирование пенсионного фонда. В свою очередь 6% идёт в федеральный бюджет, для последующей выплаты за счёт его средств базовой части пенсии, а 14% идут в местный бюджет для выплаты страховой и накопительной частей пенсии.

Уплата страховых взносов в ПФ РФ перечисленными работодателями носит обязательный характер, причем платежи должны производиться ежемесячно - в срок, установленный для получения оплаты труда за истекший месяц. Уплата начисленных взносов производится путем безналичных расчетов со своих расчетных или текущих счетов на счет ПФ РФ по месту регистрации в качестве плательщиков взносов (не позднее 15-го числа следующего месяца).

Средства ПФ РФ используются:

  • выплату в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
  • доставку пенсии, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ;
  • финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);
  • иные цели, предусмотренные законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании.

Расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда РФ на соответствующий год, осуществляется только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке.

Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над издержками, осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет ПФ РФ в полном объеме. [15, стр 89] Указанные средства расходуются в следующем порядке: на возмещение недостатка средств бюджета ПФ РФ; на выплату страховой части трудовой пенсии; на дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной бюджетный год. В условиях инфляции пенсии гражданам пересматриваются в сторону повышения также за счет Пенсионного фонда.

ПФ РФ финансирует различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей. Средства фона идут также на финансирование административной деятельности фонда. Временно свободные средства ПФ РФ могут быть вложены в ценные бумаги. Контроль над использованием средств бюджета ПФ РФ осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством РФ.

 

3.2 Фонд обязательного медицинского страхования.

ФОМС создан в соответствии с законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 и предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Финансовые средства фонда формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.

Территориальные Фонды обязательного медицинского страхования создаются местными органами власти и действуют на основании Положения «О территориальном фонде обязательного медицинского страхования». Федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования не наделены правом издания каких-либо нормативных документов, обязательных для плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Фонды обязательного медицинского страхования являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями и предназначены для аккумулирования средств на обязательное медицинское страхование. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат (рис.№5). Цели фонда:

  • Обязательное медицинское страхование - составная часть государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.
  • Основными задачами Федерального и территориальных фондов в системе обязательного медицинского страхования являются:
  • обеспечение реализации закона РФ "Об обязательном медицинском страховании граждан РФ";
  • обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан;
  • достижение социальной справедливости и равенства всех граждан;
  • участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики;
  • обеспечение ее финансовой устойчивости.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования в области финансово-кредитной деятельности и контроля над рациональным использованием финансовых средств обязательного медицинского страхования осуществляют следующие основные функции:

  • аккумулируют финансовые средства территориальных фондов;
  • осуществляют финансирование обязательного медицинского обслуживания, проводимого страховыми медицинскими учреждениями;
  • проводят финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;
  • выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;
  • совместно с органами государственной налоговой службы РФ осуществляют контроль за своевременным и полным поступление в территориальный фонд страховых взносов, а также за рациональным использованием поступивших финансовых средств;
  • согласовывают совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программу обязательного медицинского страхования населения, вносят предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления, о тарифах на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию.

В соответствии с нормативными документами для предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности страховой тариф взносов на обязательное медицинское страхование установлен в размере 3,1 % по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям в следующем соотношении:

  • в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - в размере 1,1%;
  • в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2%. 

Финансовые средства федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования образуются за счет некоторых общих и ряда собственных источников для каждого фонда. Важнейшие из них:

  • часть страховых взносов предприятий и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых законодательством РФ;
  • взносы территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;
  • ассигнования из федерального бюджета на выполнение программ обязательного медицинского страхования;
  • добровольные взносы;
  • доходы от использования временно свободных финансовых средств;
  • нормированные страховые запасы финансовых средств федерального и территориальных фондов;
  • средства, предусматриваемые органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Принятие в России закона обязательного медицинского страхования имеет свою предысторию. Страховая медицина существовала еще в царской Российской Федерации, - в виде касс взаимопомощи, действующих на промышленных предприятиях. Имели место и так называемые, больничные кассы, которые создавались по инициативе рабочих, без участия владельцев предприятий. В 1827 г. в Петербурге начало свою работу первое в стране страховое общество, которое предлагало населению страхование от несчастных случаев.

С принятием в Российской Федерации закона обязательного страхования граждан (28.06.1991 г.) стартовал новый этап интенсивного развития всей системы ОМС. Закон обязательного медицинского страхования призван регулировать деятельность всех участников ОМС и проводить в жизнь социальную политику руководства страны. Предусмотренная им программа ОМС разрабатывается Минздравом РФ, проходит процедуру согласования в мин фине Российской Федерации и Федеральном Фонде обязательного медицинского страхования. Конечным этапом ее разработки является утверждение Правительством РФ. Согласно закону обязательного медицинского страхования, базовая программа подразумевает первоначальную медицинскую и санитарную помощь населению, и лечение в стационаре. Весь комплекс услуг гражданам оказывается из средств ОМС, и основой для этого служат договора, заключаемые между участниками системы обязательного медицинского страхования.

Закон обязательного медицинского страхования предусматривает принцип всеобщности. Это означает, что все население России, вне связи с уровнем дохода, местом постоянного проживания, состоянием здоровья, возрастных и гендерных характеристик обладает равными правами на получение медицинской помощи, входящей в территориальные программы ОМС.

Закон обязательного медицинского страхования предписывает осуществлять ОМС только специализированным медицинским страховым учреждениям, обладающим государственной лицензией. Все права и обязанности таких организаций, регламент их финансовой деятельности отражен в "Положении о страховых медицинских учреждениях", осуществляющих ОМС. Данное Положение введено в действие Постановлением Правительства РФ N 1018 от 11.10.1993 г.

Как отмечается в законе обязательного медицинского страхования, роль непосредственного страхователя для граждан, не занятых в общественно-полезном труде, выполняет государство.

Принятый в России закон обязательного медицинского страхования соответствует и международным правовым тенденциям. В большинстве развитых стран вопросы финансирования системы здравоохранения считаются одними первостепенным. Решение этой задачи недопустимо пускать на самотек. Поэтому принятие закона обязательного медицинского страхования - это серьезный шаг к отказу от остаточного принципа финансирования сферы здравоохранения и построению финансового задела для вывода ее на качественно более высокий уровень. [4, стр 31]

Информация о работе Государственные внебюджетные фонды, их значение и история развития в Российской Федерации