Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:56, курсовая работа
Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. Функционирование государственного бюджета происходит посредством экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта. Доходы и расходы бюджета – это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы – удовлетворению общегосударственных потребностей.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Общая характеристика и правовой статус государственных внебюджетных фондов
1.1 Понятие и классификация государственных внебюджетных фондов…….5
1.2 Общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов……………………………………………………………………………..8
Глава 2. Правовая основа деятельности государственных внебюджетных фондов
2.1 Пенсионный фонд…………………………………………………...……….12
2.2 Фонд социального страхования
2.3 Фонд обязательного медицинского страхования……………………...…..15
2.4. Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР……………………………………………..…..22
Заключение……………………………………………………………...………..25
Список использованных источников информации……………………………26
Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности.
Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.
Следует сказать о внебюджетном валютном фонде, создаваемом субъектом РФ и используемом в целях социального и производственного развития региона на финансирование текущих расходов и капитальных вложений. Самым значительным по объёму аккумулируемых средств является валютный фонд правительства г. Москвы, расходуемый в основном на финансирование строительства особых объектов.
Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных (представительных) органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.
Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Глава 2. Правовые и экономические основы деятельности государственных внебюджетных фондов
2.1 Пенсионный фонд
Пенсионный фонд России (ПФР) является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, подотчетным Правительству РФ и осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основным документом, регламентирующим его деятельность, является Положение о Пенсионном фонде России.
Страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ не являются налоговыми платежам, поэтому размер взносов, плательщики, порядок оплаты, льготы и штрафные санкции устанавливаются специальным (неналоговым) законодательством. Поэтому, в частности, к взносам в Пенсионный Фонд РФ не могут применяться нормы закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ” и иных законодательных актов о налогах.
Пенсионный фонд обеспечивает выполнение следующих основных функций в пенсионной системе:
В большинстве регионов РФ назначение и выплата пенсий проводятся учреждениями социальной защиты населения, которые получают средства от Пенсионного фонда и доводят их до пенсионеров. Выплата пенсий осуществляется путем их доставки в форме наличности или путем перевода на счета пенсионеров в банках.
ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Средства ПФР формируются за счет:
страховых взносов работодателей;
страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;
страховых взносов иных категорий работающих граждан;
ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;
средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;
добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.
С введением в государственную систему пенсионного обеспечения так называемых социальных пенсий и провозглашением права на создание негосударственных пенсионных систем возникли предпосылки для развития трехуровневой пенсионной системы. (4, с. 2)
В настоящее время в Российской Федерации предоставляются трудовые и социальные пенсии. Сфера распространения социальных пенсий ограничивается и достаточно длительное время будет ограничиваться социально-экономическим развитием общества в прошлом, которое характеризовалось полной занятостью трудоспособного населения и правом практически каждого нетрудоспособного гражданина на трудовую пенсию за свой (или кормильца) стаж работы.
В настоящее время происходит переход к трёхуровневой системе пенсионного обеспечения: (3, с. 4)
1) базовая часть формируется за счёт 14 % от фонда оплаты труда. Эта сумма поступает в федеральный бюджет, а затем в Пенсионный фонд РФ и используется для выплаты социальной пенсии и базовой части трудовой пенсии. В случае недостатка поступлений федеральный бюджет компенсирует образующийся дефицит;
2) страховая часть пенсии (11--14 % от фонда оплаты труда) поступает сразу в Пенсионный фонд РФ. Она используется для выплаты условно-накопительной части трудовой пенсии, размер которой зависит от стажа работы, платежей пенсионера в Пенсионный фонд РФ, средней величины заработной платы по стране;
3) накопительная часть пенсии (2-6 % от фонда оплаты труда) поступает на специальный индивидуальный счёт работника. Будущий размер выплат зависит от взносов работника и дохода от инвестирования накопительной части пенсии.
Кроме того, работник (или работодатель) могут добровольно делать взносы в негосударственные пенсионные фонды, чтобы впоследствии получать от них пенсию.
Общее руководство Пенсионным фондом осуществляется Правлением, оперативное управление - исполнительной дирекцией. Органами оперативного управления в субъектах федерации являются отделения РФ, а в городах и районах - уполномоченные отделения.
В большинстве субъектов РФ назначение и выплата пенсий производятся органами социальной защиты населения, которые средства ПФ доводят до пенсионеров через отделения федеральной почтовой связи или путём перевода на счетах пенсионеров, открытых в основном в филиалах Сбербанка РФ. В семи субъектах РФ в порядке эксперимента организована единая пенсионная служба, где и назначение и выплата пенсий проводятся отделениями Пенсионного фонда.
Аккумуляция и перераспределение средств ПФ проходит по следующему маршруту: страховые взносы собираются на счетах отделений, откуда и осуществляется финансирование расходов в регионе. На федеральном уровне Правление ПФ и его исполнительная дирекция прогнозирует и устанавливает объёмы перераспределение средств между регионами для сбалансированности доходов и расходов с учётом обеспечения неснижаемого остатка на счетах и оптимизации сумм в пути.
2.2 Фонд социального страхования
ФСС является специализированным финансово-кредитным учреждением и его деятельность непосредственно связана с ведением лицевых счетов предприятий и организаций - страхователей, осуществлением расчетов с ними при формировании доходной и расходной частей Фонда.
Работа Фонда в настоящее время существенно осложняется глубоким экономическим кризисом, поразившим практически все сферы и отрасли экономики, в немалой степени это касается предприятий производителей сельскохозяйственной продукции. Сегодняшняя экономическая ситуация характеризуется дефицитом бюджетов, огромной внутренней и внешней задолженностью страны, а также неплатежами ставшими уже системой. В результате в связи с резким увеличением количества организаций - страхователей (из-за дробления крупных предприятий на акционерные общества и появления частного предпринимательства) а также по причине падения платежно-расчетной дисциплины предприятий учет расчетов со страхователями становится очень сложным и трудоемким.
Фонд социального страхования Российской Федерации является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, управляющим средствами государственного социального страхования Российской Федерации.
Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации.
В Фонд социального страхования Российской Федерации имеет региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации, центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства, филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.
ФСС создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования Указом Президента РФ от 26 июля 1992 г. № 722 и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ. Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем.
Положение о ФСС утверждено постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2002 г. № 106. Этот документ регламентирует организацию и функционирование фонда. (9, с. 2)
Средства ФСС образуются за счет:
Страховые взносы не начисляются на:
От уплаты взносов в ФСС освобождены:
Страховые взносы в ФСС регулируются постановлением Правительства РФ и уплачиваются:
Законодательство РФ предусматривает применение к работодателями и другим плательщикам страховых взносов финансовых санкций в виде взыскания всей сокрытой или заниженной при начислении страховых взносов в ФСС суммы оплаты труда и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - штрафа в двойном размере.