К мероприятиям, способствующим
погашению государственного долга,
относятся: выплаты кредиторам; погашение
внешних и внутренних займов;
предоставление гарантий; изменение
условий выпущенных займов; определение
условий выпуска и размещения
новых государственных долговых
обязательств и др. Выполнение
мероприятий зависит от принятия
обоснованных решений в процессе
управления государственным долгом,
что базируется на анализе
объема и структуры долга, объективной
оценке его текущего состояния.
Для оценки государственного
внешнего долга применяются показатели
соотношения суммы внешнего долга
и объема экспорта в денежном
выражении, доли расходов на
погашение и обслуживание государственного
внешнего долга в экспортной
выручке, характеризующие уровень
долгового бремени для национальной
экономики. Управление государственным
долгом представляет собой непрерывный
процесс, включающий несколько
этапов: привлечение финансовых
ресурсов путем размещения ценных
бумаг, погашение и обслуживание
долговых обязательств. Государственные
долговые обязательства погашаются
за счет бюджетных доходов,
золотовалютных резервов страны,
денежных средств, полученных
от продажи государственной собственности,
а также новых заимствований.
Методы управления государственным
долгом можно подразделить на
административные и финансовые.
Административные методы основаны
на быстром и четком выполнении
отдельных распоряжений органов
государственной власти и управления;
они не предусматривают оценку
экономической эффективности и
результатов действий по управлению
государственным долгом. Финансовые
методы состоят в выборе способов
и форм обеспечения погашения
государственного долга с помощью
анализа финансовых показателей
и нацелены на максимизацию
эффекта от привлекаемых займов
при минимальных издержках, связанных
с их погашением и обслуживанием.
Наиболее оптимальное сочетание
административных и финансовых
методов обусловлено внутренними, внешними,
экономическими и политическими факторами.
В условиях долгового кризиса, когда государство
испытывает трудности с выполнением ранее
взятых обязательств по погашению и обслуживанию
государственной задолженности, используются:
рефинансирование, реструктуризация,
конверсия займов, консолидация займов,
аннулирование и списание государственных
долгов. Управление государственным долгом
непосредственно влияет на экономический
рост, уровень инфляции, ссудного процента,
занятости, объема инвестиций в экономику
страны в целом и в реальный сектор экономики.
Россия может сократить в 2010 году заимствования
денежных средств на 50 с лишним процентов,
покрыв значительную часть своего бюджетного
дефицита за счет нефтяного Фонда национального
благосостояния. [11]
В этом году Россия
впервые за десятилетие сползла
в бюджетный дефицит. Ожидается,
что она в финансовом плане
будет оставаться за красной
чертой еще как минимум два
года, поскольку правительство продолжает
наращивать расходы для вывода
экономики из рецессии.
В 2010 году дефицит
может составить 3,2 триллиона
рублей (103 миллиарда долларов). В
текущем году дефицит ожидается
в размере 3 триллионов рублей,
хотя сюда не включены квазифискальные
операции. Министр финансов Алексей
Кудрин заявил, что дефицит бюджета
в 2010 году составит от 6,5 до 7,5 ВВП,
но конкретную цифру не привел.
Руководство страны обещает сохранить
дефицит 2010 года ниже показателя
в 8 с небольшим процентов от
размера ВВП, ожидаемого в этом
году. [12]
Ранее официальные
лица заявляли, что Россия в
2010 году может позаимствовать
из внутренних источников до 1,3
триллиона рублей, то есть, в два
раза больше, чем в нынешнем, а
также разместить еврооблигации
примерно на 10 миллиардов долларов
в первом выпуске с 2000 года.
Появились даже сигналы
о том, что объем внешних
заимствований за счет еврооблигаций
может быть увеличен вдвое
до 20 миллиардов долларов, в результате
чего общая сумма выпусков
составит 60 миллиардов долларов. Однако
аналитики предупреждают, что
в таком случае российским
предприятиям будет еще труднее
получать инвестиции.
В соответствии с
новым планом, который может быть
принят, основная часть дефицита
в 2010 году будет финансироваться
точно так же, как и в текущем
- из российского нефтяного Фонда
национального благосостояния, созданного
в годы экономического подъема
за счет бурного роста цен
на сырье и энергоресурсы.
В таком случае объем
чистых заимствований - как на
внутреннем рынке, так и на
внешнем - может в целом составить
всего 831 миллиард рублей (27 миллиардов
долларов).
"Это один из последних
планов", - заявил источник "Интерфаксу",
добавив при этом, что остальная
часть дефицита в сумме 1,674
триллиона рублей может быть
покрыта из Резервного фонда,
созданного специально для смягчения
ударов по бюджету в трудные
годы.
Еще 681 миллиард рублей
может поступить из Фонда национального
благосостояния. Этот фонд первоначально
предназначался для долгосрочных
проектов, однако российский премьер-министр
Владимир Путин заявил на этой
неделе, что часть денег может
быть использована для затыкания
дыр дефицита в государственном
пенсионном фонде. По состоянию
на 1 июля размер Резервного фонда
был равен 2,96 триллиона рублей,
хотя как минимум 1,36 триллиона
из этой суммы в текущем
квартале намечено перевести
в бюджет на обеспечение покрытия
дефицита. Совокупный объем Фонда
национального благосостояния на 1 июля
составлял 2,8 триллиона рублей. Источник
из Минфина сказал также агентству "Интерфакс",
что доходы федерального бюджета в 2010
году могут составить 6 триллионов 636 миллиардов
рублей, расходы - 9 триллионов 476 миллиардов
рублей, а квазифискальные расходы планируются
в размере 346 миллиардов рублей.[13]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного
исследования сделаем следующие
выводы:
Теория государственных
заимствований неразрывно связана
с теорией государственного бюджета
и использует ряд основных
бюджетных понятий, которые являются
основополагающими при рассмотрении
государственных заимствований.
Бюджетный дефицит
- это превышение расходной части
государственного бюджета над
доходами бюджета.
Большинство правительств,
как развитых, так и развивающихся
стран не могут покрыть доходами
своих расходов, сводя госбюджет
с дефицитом на экономику в
краткосрочном и долгосрочном
периоде и о способах его
финансирования.
Непосредственным итогом
бюджетных дефицитов является
их накопленная сумма за минусом
бюджетных излишков - государственный
долг
Существуют различные
экономические методы, применяемые
государством для балансирования
бюджета и регулирования экономического
цикла.
Существуют два различных
способа, которыми федеральное
правительство может финансировать
дефицит: за счет займов у
населения (посредством продажи
процентных бумаг, или за счет
выпуска новых денег его кредиторам).
Встает вопрос, что является наиболее
предпочтительным в покрытии
инфляционных кризисных отрывов
- правительственные расходы или
налоги? В значительной степени
этот вопрос решается по-разному
в зависимости от взглядов
и величины государственного
сектора.
Существует три различных
подхода к решению проблемы
сбалансированности бюджета:
Ежегодно балансируемый
бюджет;
Бюджет, балансируемый
на циклической основе;
Концепция функциональных
финансов.
Современная фискальная
политика признает использование
бюджетных дефицитов для целей
стабилизации экономики. А это
может привести к образованию
и росту государственных заимствований.
Причинами возникновения
государственных заимствований
обычно являются трудные периоды
для экономики: войны, спады
и т.д.
Существует несколько
классификаций государственных
заимствований в зависимости
от признака, положенного в основу
данной классификации. Государственные
заимствования подразделяется на
капитальный и текущий. Согласно
действующему законодательству, следует
выделять государственный и общегосударственный
долг.
Важнейшим критерием
для принятия решения об использовании
того или иного средства платежа
должно выступать соотношение
их цен, как в момент платежа,
так и в прогнозируемой перспективе.
Использование для целей обслуживания
и погашения долга более дешевых
средств платежа при дальнейшем
их неизбежном удорожании, к тому
же при наличии более дорогих
альтернатив, является неоптимальным
и ведет к существенным экономическим
потерям.
Величина дефицита
государственного бюджета отражает,
как правило, размеры дефицита
всей системы государственных
финансов: бюджета центрального
правительства, региональных и
местных бюджетов, бюджета системы
социального страхования. Среди
способов финансирования дефицита
бюджета наиболее инфляционным
является его финансирование
за счет увеличения активов
национальных денежных властей
безотносительно к тому, каким
конкретно образом это происходит
– путем прямого эмиссионного
кредитования правительства или
в результате приобретения государственных
ценных бумаг.
В качестве денежных
властей выступают органы, ответственные
за денежную эмиссию и денежное
обращение, - центральные банки, валютные
комитеты, в редких случаях сами
правительства, если это предусмотрено
соответствующим законодательством.
Величина дефицита
государственного бюджета в известной
мере является производной от
экономического и политического
положения страны и в то
же время в немалой степени
его и предопределяет.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Агапова Т.А. , Серегина
С.Ф. Микроэкономика: Учебник, 2-е
изд., под общей редакцией профессора,
д.э.н. А.В. Сидоровича. - М.: МГУ
им. М.В. Ломоносова, Издательство ''
Дело и Сервис'',2001. - 416 с.
Андрианов В.Д. Россия
в мировой экономике: Учебное
пособие. - М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2000. - 296 с.
Бункина М.К., Семенов
В.А. Макроэкономика (Основы экономической
политики): Учебник. - М.: Издательство ''ДИС'',2000.
- 320 с.
Бюджетная система
Российской Федерации: Учебник/
Под ред. Романовского М.В. - М.:
Юрайт, 1999. - 621 с.
Борисов Е.Ф. Экономическая
теория: Учебник. - М.: Юристъ,2002. - 568с.
Градов А.П. Национальная
экономика. Курс лекций. - СПб.: ''Специальная
литература'',1997. - 316 с.
Доллан Э.Дж. и др. Деньги,
банковское дело и денежно-кредитная
политика/ Пер. с англ. В. Лукашевича
и др.; Под общ. ред. В. Лукашевича-254
с.
Комментарий к Бюджетному
кодексу Российской Федерации
/ Под ред. А.Н. Козырина. - М.: "Экар",
2002-270с..
Кому должны// Прямые
инвестиции, 2003., №2(10),- с.5
Смирнов Константин "Система
поддержки экспорта появится
в ближайшее время"// Приложение
к газете "Коммерсант” №15(2612)
от 30.01.2003
Финансы. Денежное обращение.
Кредит: Учебник для вузов/ Л.А.
Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д.
Андросова и др.; Под ред. проф.
Л.А. Дробозиновй. – М.: Юнити, 2000-280
с.
Экономика России: Учеб.
пособие. – М.: Юристъ, 2002. – 320с.
Экономическая теория.
Задачи, логические схемы, методические
материалы / Под ред. А.И. Добрынина,
Л.С. Тарасевича. - СПб: Питер. 2001. -
448с.: ил. - (Серия " учебник для
вузов").