Государственный бюджет в системе экономических отношений, условия и факторы формирования государственного бюджета. Теории бюджетного ре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 16:01, реферат

Описание работы

Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций.
Государственный бюджет является важным инструментом воздействия на экономику. С его помощью государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйственной деятельности, осуществлять социально ориентированную политику. Манипулируя доходной и расходной частью бюджета, государство осуществляет перераспределение доходов между субъектами экономики.

Содержание работы

Введение
1. Сущность и структура государственного бюджета
1.1 Экономическая сущность и функции государственного бюджета
1.2 Доходы и расходы бюджета в рыночной экономике
1.3 Проблема сбалансированности государственного бюджета
2. Формы и методы бюджетного регулирования
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Реферат по теории финансов.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

Бюджетное регулирование  – одна из важнейших хозяйственных  функций государства. Его цель –  обеспечение и поддержание стабильности экономики, структурных сдвигов, решение  глобальных задач функционирования и развития общества.

Государство берет на себя роль субъекта распределения финансовых ресурсов с помощью бюджета, потому что кроме него этого никто не может сделать. Только государство способно решить задачи, осуществление которых посредством только рыночных механизмов бесперспективно. Это стабилизация экономики и преодоление колебаний деловой конъюнктуры, защита конкурентной среды и национального производства, обеспечение процесса социально справедливого перераспределения доходов и национального богатства, выравнивание уровня экономического развития регионов страны.

Так как применяемые  методы бюджетного регулирования весьма разнообразны, целесообразно провести их классификацию для обеспечения  возможности выбора оптимального сочетания  данных методов с целью усиления роли бюджета и повышения его действенности.

Выделяют следующие  уровни бюджетного регулирования:

1) общегосударственный  – устанавливает макроэкономические  пропорции в развитии общегосударственного  воспроизводства в рамках государства;

2) межтерриториальный  – регулирует уровень развития территорий;

3) межбюджетный – обеспечивает  распределение доходов и расходов  между уровнями бюджетной системы;

4) межгосударственный  – регулирует степень участия  республики в межгосударственных  программах и мероприятиях, финансируемых  за счет средств бюджета.

Каждому уровню бюджетного регулирования соответствуют комбинации форм и методов, которые необходимы как при составлении бюджета, так и при организации его  исполнения.

Для регулирования межбюджетных отношений используются:

- межбюджетные трансферты – бюджетные средства, передаваемые из одного бюджета в другой бюджет на безвозвратной и безвозмездной основе;

- бюджетный кредит  – бюджетные средства, предоставляемые  из вышестоящего бюджета нижестоящему  бюджет, а также из республиканского  бюджета бюджету государственного внебюджетного фонда или из бюджета государственного внебюджетного фонда республиканскому бюджету на возвратной основе.

Государство может применять  прямые и косвенные методы регулирования, влияя тем самым на экономические  интересы субъектов хозяйствования. Прямые методы государственного управления непосредственно воздействуют на субъект хозяйствования и ограничивают его экономические свободы. Косвенные, или рыночные, методы в форме бюджетной политики действуют обезличенно и направлены на управление мотивациями и логическими действиями субъектов хозяйствования для достижения поставленных целей экономического развития. Косвенные методы управления экономикой получили широкое распространение.

Задачи бюджетного регулирования:

  1. регулирование народнохозяйственных и отраслевых пропорций;
  2. регулирование доходов населения и уровня жизни;
  3. обеспечение социальных гарантий
  4. выравнивание уровня социально-экономического развития регионов;
  5. предупреждение и ликвидация последствий нежелательных событий, стихийных бедствий, предупреждение диспропорций в развитии экономики путем создания бюджетных резервов и финансирования соответствующих мероприятий;
  6. регулирование сальдо бюджета;
  7. формирование бюджета Союзного государства Беларуси и России и участие в международных общественных и финансовых организациях.

Практическая реализация бюджетной политики требует применения соответствующего инструментария. Существует целый ряд инструментов и методов, с помощью которых осуществляется бюджетное регулирование в рыночной экономике.

Выделяют следующие  формы и методы бюджетного регулирования, действующие в сфере бюджетных  отношений, связанных с формированием  доходов бюджета:

1) изъятие части доходов,  полученных в результате первичного  распределения национального продукта (методы изъятия налогов и неналоговых платежей в бюджет, включая целевые бюджетные фонды);

2) предоставление налоговых  привилегий:

- полное освобождение  от уплаты налогов и неналоговых  платежей;

- предоставление льгот  по налогам;

- налоговых кредитов;

3) перераспределение общегосударственных доходов и налогов между уровнями бюджетов:

- закрепление за местными  бюджетами полностью или частично  общегосударственных доходов;

- передача регионам  части общегосударственных доходов  в виде регулирующих доходных  источников;

- предоставление трансфертов  для сбалансирования доходов  и расходов региональных бюджетов  и др.;

4) резервирование части  бюджетных ресурсов достигается  созданием резервных фондов в  составе бюджетов всех уровней;

5) регулирование привлечения  государственных кредитов осуществляется посредствам внутреннего государственного кредита и международного государственного кредита.

К группе форм и методов  бюджетного регулирования, действующих  в сфере бюджетных отношений, связанных с формированием расходов бюджета, относятся:

1) финансирование расходов  на отрасли экономики на отрасли  экономики, социально-культурную  сферу, управление и оборону:

- прямое финансирование;

- дотация – межбюджетные  трансферты, предоставляемые из  вышестоящего бюджета нижестоящему  бюджету в случае, если собственных  и регулирующих доходов недостаточно  для сбалансированности нижестоящего  бюджета;

- субсидии – бюджетные трансферты, предоставляемые организации, физическому лицу на условиях участия в финансировании (софинансировании) для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) либо частичного возмещения целевых расходов

- субвенции – межбюджетные  трансферты, предоставляемые другому бюджету на осуществление определенных целевых расходов.[1, статья 2]

2) выравнивание расходов  на отрасли непроизводственной  сферы в региональном разрезе:

- принятие единого  для всех территорий республики  норматива бюджетной обеспеченности в отраслях непроизводственной сферы в расчете на одного жителя;

- предоставление трансфертов  из фонда финансовой поддержки  регионов;

- финансирование капитальных  вложений в развитие сети учреждений  непроизводственной сферы.

3) перераспределение расходов между уровнями бюджетной системы:

- передача объекта  финансирования с бюджета одного  уровня на другой ;

- передача трансфертов  в качестве дополнительных источников  финансирования.

4) регулирование погашения  государственного долга (выплата  долгов и процентов по ним).

5) участие в формировании  доходов международных организаций,  бюджета Союзного государства  Беларуси и России.

Эффективность использования  бюджетных методов регулирования  обуславливается тем, что они  гораздо легче поддаются корректированию со стороны государственных органов, чем другие экономические методы, так как находятся в сфере непосредственного влияния государства и могут применяться в оптимальном сочетании для получения наибольшего эффекта.

 

 

Заключение

 

Бюджетная политика как  целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства.

Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный инструмент. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов зависит реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.

Государственный бюджет является важнейшим звеном финансовой системы страны. Он является финансовым планом формирования и использования денежных средств для обеспечения задач и функций государства. А также государственный бюджет рассматривается как совокупность денежных отношений, которые складываются у органов власти и с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и граждан.

Бюджет выполняет две главные функции: распределительную и контрольную.

Совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны, называется бюджетной системой. В унитарных единых государствах бюджетная система включает два уровня: республиканский бюджет и местные бюджеты, находящиеся в ведении органов местного самоуправления. В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех уровней: государственного (федерального) бюджета, бюджетов членов федерации, местных бюджетов.

Бюджетный процесс представляет собой регламентируемую нормами права деятельность исполнительных и законодательных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

Бюджет, как совокупность денежных отношений, является исключительно важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы страны. Это воздействие бюджет оказывает через соответствующие группы бюджетных отношений – доходы и расходы бюджета. Показатели доходов и расходов бюджета отличаются большим разнообразием, которое отражено в их классификации.

Когда государство начинает планировать свои доходы и расходы, появляется проблема их сбалансирования. Существует ряд проблем, связанных со сбалансированностью бюджета: проблема государственного долга, дефицита и профицита бюджета.

Посредством бюджета  государство осуществляет одну из своих  важнейших хозяйственных функций  – бюджетное регулирование. Целью  бюджетного регулирования является обеспечение и поддержание стабильности экономики. Методы бюджетного регулирования весьма разнообразны: предоставление налоговых привилегий, перераспределение общегосударственных доходов, дотации, межбюджетные трансферты, субсидии, субвенции и т.д.

 

 

Список использованных источников

 

        1. Бюджетный кодекс Республики Беларусь: [принят Палатой представителей 17 июня 2008 года: одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года]. - Минск : Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2008. – 153 с.
        2. М.К. Фисенко. Финансовая система Беларуси: учеб. пособие. – Минск: Соврем. шк., 2008. – 184 с.
        3. Сажина, М. А. Бюджетная политика государства // Финансы и кредит. - 2005. - N 27. - С. 2-12.
        4. Т.В. Сорокина. Государственный бюджет: Учеб. пособие. - Мн.: БГЭУ, 2003. - 289 с.
        5. Бликанов, А. В. Бюджетный дефицит как индикатор состояния государственных финансов // Финансы и кредит. - 2008. - N 5. - С. 15-17.
        6. Бюджетная классификация Республики Беларусь : нормативные документы. - Минск : ИВЦ Минфина, 2007. - 191 с. - содерж.: "О бюджетной классификации Республики Беларусь": Закон Республики Беларусь 05.05.1998 г. № 158-3
        7. А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова [и др.].Макроэкономика : учеб. пособие. – Минск : БГЭУ, 2007. - 415 с.

 


Информация о работе Государственный бюджет в системе экономических отношений, условия и факторы формирования государственного бюджета. Теории бюджетного ре