Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 16:01, реферат
Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций.
Государственный бюджет является важным инструментом воздействия на экономику. С его помощью государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйственной деятельности, осуществлять социально ориентированную политику. Манипулируя доходной и расходной частью бюджета, государство осуществляет перераспределение доходов между субъектами экономики.
Введение
1. Сущность и структура государственного бюджета
1.1 Экономическая сущность и функции государственного бюджета
1.2 Доходы и расходы бюджета в рыночной экономике
1.3 Проблема сбалансированности государственного бюджета
2. Формы и методы бюджетного регулирования
Заключение
Список использованных источников
Бюджетное регулирование
– одна из важнейших хозяйственных
функций государства. Его цель –
обеспечение и поддержание
Государство берет на себя роль субъекта распределения финансовых ресурсов с помощью бюджета, потому что кроме него этого никто не может сделать. Только государство способно решить задачи, осуществление которых посредством только рыночных механизмов бесперспективно. Это стабилизация экономики и преодоление колебаний деловой конъюнктуры, защита конкурентной среды и национального производства, обеспечение процесса социально справедливого перераспределения доходов и национального богатства, выравнивание уровня экономического развития регионов страны.
Так как применяемые методы бюджетного регулирования весьма разнообразны, целесообразно провести их классификацию для обеспечения возможности выбора оптимального сочетания данных методов с целью усиления роли бюджета и повышения его действенности.
Выделяют следующие уровни бюджетного регулирования:
1) общегосударственный
– устанавливает
2) межтерриториальный – регулирует уровень развития территорий;
3) межбюджетный – обеспечивает
распределение доходов и
4) межгосударственный
– регулирует степень участия
республики в
Каждому уровню бюджетного
регулирования соответствуют
Для регулирования межбюджетных отношений используются:
- межбюджетные трансферты – бюджетные средства, передаваемые из одного бюджета в другой бюджет на безвозвратной и безвозмездной основе;
- бюджетный кредит
– бюджетные средства, предоставляемые
из вышестоящего бюджета
Государство может применять прямые и косвенные методы регулирования, влияя тем самым на экономические интересы субъектов хозяйствования. Прямые методы государственного управления непосредственно воздействуют на субъект хозяйствования и ограничивают его экономические свободы. Косвенные, или рыночные, методы в форме бюджетной политики действуют обезличенно и направлены на управление мотивациями и логическими действиями субъектов хозяйствования для достижения поставленных целей экономического развития. Косвенные методы управления экономикой получили широкое распространение.
Задачи бюджетного регулирования:
Практическая реализация
бюджетной политики требует применения
соответствующего инструментария. Существует
целый ряд инструментов и методов,
с помощью которых
Выделяют следующие формы и методы бюджетного регулирования, действующие в сфере бюджетных отношений, связанных с формированием доходов бюджета:
1) изъятие части доходов,
полученных в результате
2) предоставление налоговых привилегий:
- полное освобождение
от уплаты налогов и
- предоставление льгот по налогам;
- налоговых кредитов;
3) перераспределение общегосударственных доходов и налогов между уровнями бюджетов:
- закрепление за местными
бюджетами полностью или
- передача регионам
части общегосударственных
- предоставление трансфертов
для сбалансирования доходов
и расходов региональных
4) резервирование части
бюджетных ресурсов
5) регулирование привлечения государственных кредитов осуществляется посредствам внутреннего государственного кредита и международного государственного кредита.
К группе форм и методов
бюджетного регулирования, действующих
в сфере бюджетных отношений,
связанных с формированием
1) финансирование расходов
на отрасли экономики на
- прямое финансирование;
- дотация – межбюджетные
трансферты, предоставляемые из
вышестоящего бюджета
- субсидии – бюджетные трансферты, предоставляемые организации, физическому лицу на условиях участия в финансировании (софинансировании) для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) либо частичного возмещения целевых расходов
- субвенции – межбюджетные трансферты, предоставляемые другому бюджету на осуществление определенных целевых расходов.[1, статья 2]
2) выравнивание расходов на отрасли непроизводственной сферы в региональном разрезе:
- принятие единого
для всех территорий
- предоставление трансфертов из фонда финансовой поддержки регионов;
- финансирование капитальных
вложений в развитие сети
3) перераспределение расходов между уровнями бюджетной системы:
- передача объекта
финансирования с бюджета
- передача трансфертов
в качестве дополнительных
4) регулирование погашения
государственного долга (
5) участие в формировании
доходов международных
Эффективность использования
бюджетных методов
Заключение
Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства.
Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный инструмент. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов зависит реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.
Государственный бюджет является важнейшим звеном финансовой системы страны. Он является финансовым планом формирования и использования денежных средств для обеспечения задач и функций государства. А также государственный бюджет рассматривается как совокупность денежных отношений, которые складываются у органов власти и с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и граждан.
Бюджет выполняет две главные функции: распределительную и контрольную.
Совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны, называется бюджетной системой. В унитарных единых государствах бюджетная система включает два уровня: республиканский бюджет и местные бюджеты, находящиеся в ведении органов местного самоуправления. В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех уровней: государственного (федерального) бюджета, бюджетов членов федерации, местных бюджетов.
Бюджетный процесс представляет собой регламентируемую нормами права деятельность исполнительных и законодательных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.
Бюджет, как совокупность денежных отношений, является исключительно важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы страны. Это воздействие бюджет оказывает через соответствующие группы бюджетных отношений – доходы и расходы бюджета. Показатели доходов и расходов бюджета отличаются большим разнообразием, которое отражено в их классификации.
Когда государство начинает планировать свои доходы и расходы, появляется проблема их сбалансирования. Существует ряд проблем, связанных со сбалансированностью бюджета: проблема государственного долга, дефицита и профицита бюджета.
Посредством бюджета
государство осуществляет одну из своих
важнейших хозяйственных
Список использованных источников