Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:27, контрольная работа

Описание работы

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет.
Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Содержание работы

Введение
Сущность государственного бюджета
Доходы государственного бюджета
Расходы государственного бюджета
Бюджетный дефицит, управление им
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

финансы контрольная работа.docx

— 39.63 Кб (Скачать файл)

     Итак, доходы бюджета можно подразделить на три крупные группы:

1. Закрепленные, т.е. предписаны к тому или иному уровню бюджета.

2.  Регулирующие или отчисления по регулирующим доходным источникам.  Ежегодно расписывается процентное соотношение распределения тех или иных налогов по уровням бюджетов.

3. Дополнительные источники,  устанавливаемые самостоятельно  территориальными органами власти, плюс дотации и субвенции ( строго целевые дотации ), которые поступают в нижестоящие бюджеты из вышестоящих.

 

 

 

    1. Расходы государственного бюджета

 

     Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

     Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину.

     Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному значению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.

     По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее  развитие  непроизводственной  сферы.  С  помощью бюджетных расходов государство может регулировать распределение денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с потребностями общества в области экономического и социального развития; воздействовать на стоимостную структуру общественного производства ,стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики и видов производства, влиять на ускорение научно-технического прогресса.  Бюджетные расходы,  в силу своего перераспределительного  характера,  способны  играть  важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.      

     Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает  выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и др. В соответствии с  общественным назначением все расходы бюджета могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство,  социально-культурные  мероприятия,  оборона,  управление . Основные ресурсы-примерно половина-направлялись на финансирование народного хозяйства, обеспечивая реализацию экономической функции государства; около трети на социально-культурные мероприятия.

     Динамика бюджетных показателей свидетельствует, что бюджет, особенно  в последние  годы,  был сильно перегружен расходами, связанными с экономической функцией государства, тогда как его социальная функция, ориентированная непосредственно на человека,  не получала необходимого финансового подкрепления для своей реализации, с переходом на рыночные основы хозяйствования акценты в  распределени   

бюджетных средств непременно сместятся,  отразив,  во-первых, усиление социальной  функции  государства,  во-вторых,  изменения  в содержании и направленности экономической функции.

     Основу отраслевой группировки расходов государственного бюджета составляет общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности. Исходя из него, расходы в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, связи, торговли и др.; в непроизводственной - по отраслям и видам общественной деятельности : на народное образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.д. Отраслевое деление расходов позволяет выявлять пропорции в распределении  бюджетных  средств  и, изменяя  их,  добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства.

     Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны с его доходами. Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходами, а также в их влиянии друг на друга. С одной стороны, объем расходов бюджета лимитируется жесткими  рамками  поступающих  бюджетных  доходов,  причем последние в свою очередь определяются экономическими возможностями государства.

     С другой стороны, расходы при надлежащем использовании бюджетных средств могут оказывать обратное влияние на доходы, содействуя росту производства, развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала и т.д.

     Наиболее крупными до недавних пор были расходы бюджета на финансирование народного хозяйства. В их состав включались расходы на отрасли материального производства, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения. Основная масса бюджетных ресурсов направлялась на финансирование капитальных вложений в государственном секторе экономики и выдачу предприятиям разного вида дотаций (на возмещение разницы в ценах, оказание финансовой помощи низкорентабельным и убыточным хозяйствам и т.д.).

     Значительные бюджетные средства ежегодно направляются на финансирование социально-культурных мероприятий. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять минимальные потребности населения в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту граждан, повышать уровень их социального обеспечения .Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное ,но и экономическое значение. Являясь финансовой базой осуществления социальных  прав - на образование, медицинское обслуживание, социальную защиту и т.д., эти расходы одновременно опосредованно влияют на общественное производство, способствуя улучшению качественного  состава трудовых ресурсов,  созданию условий для повышения производительности

Итак, расходы бюджета  подразделяются на две группы:

1. бюджет текущих расходов

2.  бюджет развития,  куда включаются расходы,  связанные с расширенным воспроизводством.

Все расходные статьи бюджета  делятся на защищенные и незащищенные. Перечень защищенных дается ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи не подлежат сокращению при недостатке доходных источников. Сокращение может производится только по защищенным статьям.

 

    1. Бюджетный дефицит, управление им.

 

     Бюджетный дефицит - это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом.

     Основными причинами резкого скачка бюджетного дефицита в конце 80-х начале 90-х годов явились:

- низкая эффективность общественного  производства, усугубляемая малой  результативностью внешнеэкономических  связей;

- нерациональная структура бюджетных  расходов, усиленная стремлением  жить не по средствам, осуществляя  крупные государственные инвестиции  и огромные военные расходы,  оказывая помощь  ( нередко безвозмездную )  развивающимся странам и т. п. ;

- неэффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству использовать  его в качестве стимула развития  экономики и социальной сферы.

     Итак, дефицит государственного бюджета - финансовая ситуация, возникающая в случае, когда государству необходимо осуществить расходы на сумму большую, чем возможная величина всех его доходов.

Как же государство может справиться с дефицитом своего бюджета?  Мировая  практика  знает четыре основных способа решения этой проблемы:

1.  Сокращение  бюджетных расходов.  Этот путь преодоления бюджетного  дефицита самый простой и самый  болезненный, т.к. государство  обычно финансирует те нужды  общества, которые не могут быть  охвачены рынком в силу их  неприбыльности. Поэтому сокращение бюджетных расходов неизбежно резко ударяет по самым незащищенным слоям общества.

2.  Изыскание источников дополнительных  доходов.  С ростом инфляции  быстро растут абсолютные  суммы  доходов фирм и граждан, а  значит, и налоги с этих доходов.  Но вследствие инфляции растут  и расходы бюджета. Как показывает  мировой опыт, расходы бюджета  возрастают быстрее, чем суммы  налоговых поступлений, и дефицит  не сокращается, а даже возрастает. Причина простая: расходы надо  осуществлять сегодня и по  нынешним ценам, а налоги всегда  берутся с доходов вчерашних,  сложившихся при старом уровне  цен.

3. Выпуск ( эмиссия ) необеспеченных денег, используемых для финансирования  государственных  расходов.  Самый  легкий  и самый опасный способ затыкания дыр в бюджете  - эмиссия наличных и безналичных денег сверх реальных потребностей экономики. Такая эмиссия подобна финансовому наркотику - она на время снимает боль и тревогу, но затем порождает еще худшую экономическую ситуацию. Конечно, государству напечатать дополнительные деньги нетрудно и выплатить ими повышенную  зарплату.  Но общенациональный рынок сразу определит истинную цену этим деньгам,  отреагировав на их появление скачком цен или исчезновением товаров с прилавков. Поэтому избыточная эмиссия денег - мотор инфляции, а бюджет всегда проигрывает "гонку" с инфляцией.

4. Одалживание денег у граждан,  банков, хозяйственных организаций,  других государств и иностранных  финансовых организаций.  Подобно   гражданину  или  хозяйственной   организации государство при  нехватке денег может их одолжить, прежде всего, у собственного  государственного банка  ( этот путь сегодня и использует Россия ), но возможности кредитования государства национальным банком обычно довольно ограничены. Кроме того, изымая деньги из Центрального Банка, государство теряет те доходы, которые оно как владелец этого банка могло бы получить от кредитования частных фирм и банков. Поэтому оказывается выгоднее одолжить деньги у граждан и хозяйственных организаций страны.

     Дефицит бюджета приводит к увеличению государственного долга. Принято считать, что если дефицит государственного бюджета не превышает 5% ВНП страны, то он допустим. Ежегодные бюджетные дефициты, складываясь, образуют государственный долг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

 

    1. Наталья Бурханова  « Бюджетная система РФ».
    2. Электронная библиотека менеджмента (http://www.managment.aaanet.ru)
    3. Свободная энциклопедия «Векипедия» (http://ru.wikipedia.org)

 

 


Информация о работе Государственный бюджет