Государственный долг как составная часть государственного бюджета
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2015 в 22:39, курсовая работа
Описание работы
Государственный бюджет как явление в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма (феодализм не знал единого документу, который объединял бы все доходы и расходы государства). Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью.
Содержание работы
Вступление.......................................................................................................... 3 1. Понятие государственного бюджета.............................................................. 5 1.1 Общие принципы построения бюджетной системы................................. 5 1.2 Доходы и расходы государственного бюджета....................................... 7 1.3 Суть бюджетного дефицита..................................................................... 11 2. Государственный долг как составная часть государственного бюджета... 14 2.1 Экономическая суть понятия государственного долга.......................... 14 2.2 Внутренний и внешний долг Российской Федерации............................ 18 2.3 Государственный долг Российской Федерации...................................... 23 Заключение........................................................................................................ 27 Список использованной литературы............................................................... 28
Одной из основных проблем российской
экономики времен переходного периода
стал непомерно возросший внутренний
государственный долг.
В самом начале рыночных реформ дефицит
федерального бюджета финансировался
главным образом за счет прямого кредитования
Центробанка РФ. В мае 1993 г. правительством
было принято решение о запрещении прямого
кредитования и создан рынок краткосрочных
государственных облигаций. На еженедельных
аукционах размещались новые выпуски
государственных ценных бумаг, доход от
которых направлялся на финансирование
дефицита бюджета, а участниками рынка
были как российские юридические и физические
лица, так и Центробанк РФ. Вплоть до 1996
г. данный рынок рос, более того, периодически
использовался для привлечения избыточной
рублевой массы с целью снижения давления
на валютный рынок и инфляции[12].
Учитывая высокую доходность на данном
сегменте рынка, а она в определенные отрезки
времени превышала 200% годовых в реальном
исчислении (за вычетом инфляции), внутренний
долг возрастал в геометрической прогрессии
и его обслуживание к середине 1996 г. превратилось
в серьезную проблему - государственные
заимствования требовали значительно
больше ресурсов, чем были внутренние
ликвидные сбережения, при этом возможность
внешних заимствований оставалась весьма
ограниченной. Для решения данной проблемы
был найден вполне логичный выход - в 1996
г. на данный сегмент был разрешен доступ
внешним инвесторам. Вполне естественно,
что зарубежные инвесторы, ориентированные
на доходность в 18-20% в долларах США, присущую
развивающимся рынкам, сочли российские
госбумаги привлекательными инструментами,
и в скором времени доля внешних инвестиций
достигла 30% от объема рынка, а доходность
снизилась до 17-19% годовых. Широкий доступ
нерезидентов на рынок внутреннего госдолга
позволил снизить нагрузку на бюджет в
части расходов на обслуживание долга
и облегчить получение кредитов для реального
сектора. При этом резко возросла зависимость
российской экономики от конъюнктуры
мировых финансовых рынков.
Интересно, что даже в 1998 г., когда начался
финансовый кризис, сумма внутреннего
и внешнего российского госдолга по международным
меркам была небольшой - примерно 54% ВВП.
Для сравнения: отношение совокупного
долга стран ЕС к их ВВП в 1996 г. составляло
70,4%, США - 63,1%. Но дело в том, что темпы роста
российской задолженности были чрезвычайно
высоки. Стремительное расширение рынка
ГКО-ОФЗ в 1995-1997 гг. совпало с рекордным
по объему притоком иностранных капиталов
на развивающиеся рынки, в том числе в
Россию. Значительную часть долговых обязательств
государства приобрели иностранные инвесторы.
Но после вспышки "азиатского" кризиса
1997 г. их готовность к риску сменилась
осторожностью, начался отток капиталов.
Тяжесть положения усугублялась тем, что
более половины внутренних обязательств
были краткосрочными (со сроком погашения
менее года), в июне 1998 г. они почти в 4 раза
превышали официальный показатель валютных
резервов[13].
От сильного внешнего шока (из-за падения
сырьевых цен на мировом рынке и оттока
капиталов с развивающихся рынков) эта
уязвимая долговая конструкция, основанная
на постоянном рефинансировании старых
долгов новыми, рухнула. К апрелю 1998 г.
бюджет начал работать на ГКО. Накануне
17 августа 1998 г. казна выплачивала по $1
млрд. в неделю по старым облигациям, а
покупать новые инвесторы перестали. На
выплаты по ГКО-ОФЗ уходило до 70% доходов
бюджета. Инструмент покрытия дефицита
бюджета превратился в свою противоположность.
Рефинансировать долг на финансовом рынке
было невозможно, а на резкое снижение
расходов бюджета не соглашалась Государственная
Дума. Привлечение внешних инвесторов
поначалу замедлило наступление краха
ГКО, а затем их уход с российского рынка
ускорил его.
Внешние долги России - в основном наследие
бывшего Советского Союза. Преобладающая
доля долгов Западу, унаследованных Россией
от СССР, возникла во время горбачевской
перестройки, особенно в ее последние
годы. Из-за хронической нехватки свободно
конвертируемой валюты для оплаты импорта
дефицитных товаров и услуг из стран Запада
(оборудование, технологии, продовольствие)
Советский Союз постоянно прибегал к заимствованиям
в странах, являвшихся поставщиками. Данные
кредиты привлекались и погашались на
обычных рыночных условиях, причем исключительно
в денежной форме - в свободно конвертируемой
валюте, которую можно было получить либо
за счет экспорта на западные рынки, либо
за счет новых кредитов.
За период 1985 - 1991 гг. общая сумма внешнего
долга СССР западным странам возросла
почти в три раза - с $22,5 до 65,3 млрд. Рост
задолженности Западу продолжился и при
российских властях: за счет начисления
процентов по советским долгам, которые
фактически перестали погашать, и за счет
новых кредитов, в том числе международных
валютно-финансовых организаций - к концу
1997 г. внешний долг России возрос до $124
млрд., а к концу 1998 г. - до $142 млрд., что поставило
ее в один ряд с Мексикой и Бразилией, являющимися
крупнейшими мировыми должниками. При
этом унаследованные Россией долги имели
крайне неблагоприятную структуру. Они
состояли, главным образом, из среднесрочных
и краткосрочных кредитов, и их основная
масса подлежала погашению в 1992 - 1995 гг.
Круг западных кредиторов России достаточно
велик - в него входят около 600 коммерческих
банков из 24 стран, а также Международный
валютный фонд, Международный банк реконструкции
и развития, Европейский банк реконструкции
и развития. Основной массив долгов приходится
на банки 6 стран - Германии, Италии, США,
Франции, Австрии и Японии.
Нынешние российские долги Западу включают
четыре категории. Первая и самая
большая - задолженность перед так называемыми
официальными кредиторами, т.е. перед коммерческими
банками западных стран, предоставляющими
средства взаймы под гарантии соответствующих
правительств или при страховании кредитов
в государственных структурах. Регулирование
задолженности подобного рода входит
в компетенцию Парижского клуба - особого
координирующего органа, в который входят
официальные представители основных стран
- международных кредиторов[14].
Вторая группа - это кредиты,
предоставленные коммерческими банками
западных стран уже самостоятельно, без
государственных гарантий. Задолженность
по таким кредитам регулируется так называемым
Лондонским клубом, объединяющим банкиров-кредиторов
на неофициальной основе.
Третью группу образует
задолженность различным западным коммерческим
структурам по фирменным кредитам, связанным
с поставкой товаров и оказанием услуг.
Четвертую группу - долги
международным валютно-финансовым организациям
(МВФ, МБРР, ЕБРР).
В 1991 году после распада СССР сначала предполагалось,
что каждое из государств будет нести
свою долю ответственности по внешнему
долгу (союзный долг тогда оценивался
в $108 млрд.), а также иметь соответствующую
долю в активах бывшего СССР ($165 млрд. за
вычетом безнадежных долгов третьих стран
СССР). За четыре дня до подписания в декабре
1991 г. Беловежского соглашения, в соответствии
с которым Советский Союз официально прекратил
свое существование, 8 из 15 союзных республик
подписали "Договор о правопреемстве
в отношении внешнего государственного
долга и активов СССР". В соответствии
с ним, доля России в зарубежных активах
и во внешнем долге СССР первоначально
составляла 61,3%. Но спустя два года Россия,
подписав с большинством республик соответствующие
двусторонние соглашения, взяла на себя
активы и обязательства всех остальных
республик бывшего СССР, стала его правопреемником,
сохранила за собой место в ООН и Совете
Безопасности, унаследовала всю зарубежную
собственность СССР и приняла на себя
обязательства по выплате всей его кредитной
задолженности. (От подписания соглашения
отказалась Украина). Подобное решение
стоило дорого, но позволило РФ сохранить
позиции на внешних финансовых рынках
и обеспечило доверие потенциальных партнеров.
После принятия обязательств по выплате
долгов бывшего СССР России пришлось включиться
в процесс их реструктуризации, т.е. урегулирования
и официального переоформления кредитов,
полученных Советским Союзом на западных
рынках, - прямой отказ от их возврата или
неплатежи явочным порядком грозили полной
изоляцией от любого из международных
кредитных источников. В ходе соответствующих
переговоров, российская сторона рассчитывала
на списание хотя бы некоторой части задолженности.
Однако западные страны согласились лишь
с вариантом отсрочки погашения, хотя
и довольно длительной.
В январе 1992 г. правительство РФ заключило
первое соглашение о реструктуризации
долга с Парижским клубом кредиторов,
за ним последовали три реструктуризации
в 1993-1995 гг., которые охватывали процентные
выплаты в период с декабря 1991 г. по конец
1995 г. В апреле 1996 г. было достигнуто принципиальное
соглашение с Парижским клубом о реструктуризации
приблизительно $40 млрд. задолженности
кредиторам клуба. Около 45% этой суммы
будет выплачено в период до 2020 г., остальные
55% (которые включают все краткосрочные
долги Парижскому клубу) - до 2016 г. Выплаты
по основному долгу, постепенно увеличиваясь,
будут производиться с 2002 г. Размер задолженности
РФ Парижскому клубу кредиторов составляет
на данный момент $35 млрд.
Заключительное соглашение о реструктуризации
долга бывшего Советского Союза Лондонскому
клубу было подписано 2 декабря 1997 г. Внешэкономбанком.
Согласно условиям реструктуризации,
весь основной долг, насчитывавший на
тот момент приблизительно $24 млрд., должен
быть погашен к концу 2020 г. Реструктурированный
основной долг имеет плавающую процентную
ставку. В период льготного погашения
процентные выплаты ограничены плавно
увеличивающимся потолком, а оставшиеся
невыплаченными проценты капитализируются.
Первые выплаты по основному долгу произведены
в 2002 г. Официальным должником по долгу
Лондонскому клубу является Внешэкономбанк[15].
2.3 Государственный
долг Российской Федерации
Мировой кризис конца 1997 г. заставил
крупных инвесторов пересмотреть свое
отношение к кредитным рискам. Россия
в данном контексте рассматривалась как
страна с повышенными инвестиционными
рисками, что не замедлили подтвердить
основные рейтинговые агентства. Средства,
инвестированные ранее в Россию, стали
рассматриваться как высокорискованные,
а новые вложения прекратились.
Таким образом, в первой половине 1998 г.
в России сложилась кризисная ситуация,
связанная с обслуживание как внутреннего,
так и внешнего долга. Высокий спрос на
иностранную валюту, определяемый значительной
долей импорта, инфляционными ожиданиями
и склонностью к сбережениям в долларах
США, предопределил давление на обменный
курс рубля. Бюджетный кризис, обусловленный
низким сбором налогов и бюджетным дефицитом,
а также возросшая политическая нестабильность
послужили причинами нежелания инвесторов
покупать государственные бумаги РФ. В
середине 1998 г. создалась обстановка, в
которой доходность по государственным
краткосрочным облигациям возросла до
100-150% годовых, а валютные резервы РФ стремительно
сокращались. За первую половину 1998 г.
общий долг правительства РФ увеличился
на 5,4% и составил $230 млрд., при этом внутренний
долг - на 11,0% (628 млрд. руб.), а внешний - на
4,5% ($129 млрд.). Единственным выходом из
сложившегося положения для правительства
РФ было получение дополнительного стабилизационного
кредита.
Успешное завершение переговоров российского
правительства с МВФ и Всемирным банком
в середине июля 1998 г. о предоставлении
стабилизационного кредита на сумму $22,6
млрд. в 1998-1999 гг. дало правительству время
и средства для реструктуризации государственного
долга. Наиболее рациональной стратегией
в сложившейся ситуации представлялось
сокращение "короткого" и дорогого
внутреннего долга за счет увеличения
внешнего - значительно менее дорогого
и "длинного".
Необходимо отметить, что в результате
мер, направленных на стабилизацию ситуации
на финансовом рынке, во 2-м квартале 1998
г. правительство значительно увеличило
долю внешнего финансирования: если на
конец марта она составляла около 22%, то
на конец июня - уже 52,4%. В результате сокращения
выпуска "коротких" гособлигаций
объем долга по ГКО сократился в апреле-июне
1998 г. на 2,3%. Кроме того, для "удлинения"
и сокращения внутреннего долга, а следовательно,
и для уменьшения нагрузки на бюджет в
июле 1998 г. правительство предложило добровольный
обмен ГКО на 7- и 20-летнии еврооблигации.
Акция была рассчитана в основном на иностранных
инвесторов, предоставив им возможность
перейти в долларовые бумаги и избежать
риска девальвации. В результате обмена
ГКО на еврооблигации правительство конвертировало
ГКО на сумму 27,5 млрд. руб. в еврооблигации
на сумму $4,4 млрд. Дополнительно были размещены
еврооблигации в объеме $500 млн.
Несмотря на все усилия правительства
РФ, ни преобразование задолженности,
ни предоставление кредита МВФ не привели
к стабилизации финансового состояния
России. 17 августа правительство объявило
о замораживании внутреннего долга по
ГКО/ОФЗ со сроком погашения до 31 декабря
1999 г. (в объеме $37 млрд.) и его переоформлении
в новые бумаги, а также о расширении границ
валютного "коридора"[16].
В последние годы благодаря благоприятной
конъюнктуре мировых сырьевых рынков
в 2000-2001 г., а также грамотной политике
правительства В. Путина в монетарной
и фискальной сферах, добившегося также
существенного улучшения отношений с
Западом, долговое бремя России значительно
сократилось. Долговое бремя России снижается,
как в абсолютном выражении, так и относительно
ВВП, в то время как обслуживание внешнего
долга осуществляется исключительно за
счет внутренних ресурсов. При этом если
раньше долговые выплаты связывали всю
экономику страны и являлись для нее непосильным
грузом, то теперь, благодаря гибкой фискальной
политике, они не являются столь обременительными,
федеральный бюджет сводится с профицитом,
а правительство может себе позволить
производить досрочные выплаты по долгам
и расходы на другие сектора экономики.
В прошлом году правительство досрочно
произвело выплаты в счет погашения внешней
задолженности, в результате чего расходы
по обслуживанию и погашению долга в 2003
г. сократились до $17 млрд.
В 1992 г. внешний долг правительства РФ
более чем в два раза превышал номинальный
объем ВВП. Внешний долг правительства
на 1 января 1998 г. составил немногим более
28% от ВВП, из которых на "короткий"
долг (со сроком погашения менее одного
года) приходилось лишь 7% ВВП. Успехи по
сокращению долга и увеличению его "длины"
в 1997 г. явились в первую очередь следствием
вступления РФ в Парижский и Лондонский
клубы международных кредиторов. По сравнению
с другими развивающимися странами относительные
показатели российского внешнего долга,
в том числе и "короткого", не являются
угрожающе большими. Если в 1999 г. отношение
внешнего долга к ВВП составляло 57%, то
в 2001 г. - уже 42%, а к концу 2002 - снизится до
30%.
В абсолютном выражении внешний долг на
конец 1998 г. был равен $156 млрд., а на конец
2001 - около $130 млрд. Согласно проекту федерального
бюджета РФ, государственный внешний долг
России на 1 января 2003 года составит $124,5
млрд., из которых задолженность по кредитам
иностранных правительств составит $52,7
млрд., задолженность перед Парижским
клубом кредиторов - $43,6 млрд. Из стран
Парижского клуба наибольшая задолженность
у России перед Германией - $18,6 млрд. Долг
перед Италией на 1 января 2003 года составит
$5,5 млрд., США - $3,8 млрд., Японией - $3,7 млрд.,
Францией - $3 млрд., Канадой - $1,7 млрд., Австрией
- $2,6 млрд., Великобританией - $1,4 млрд. Долг
перед кредиторами, не являющимися членами
Парижского клуба, на 1 января 2003 года составит
$4,9 млрд., задолженность бывшим странам
СЭВ - $4,2 млрд., по кредитам иностранных
коммерческих банков и фирм - $3 млрд., перед
международными финансовыми организациями
- $13,4 млрд. Объем долга по государственным
ценным бумагам РФ, выраженным в иностранной
валюте, на 1 января 2003 года будет равен
$49,2 млрд., по еврооблигационным займам
- $39,9 млрд., по ОВВЗ - $9,3 млрд[17].
Государственный внешний долг РФ на 1 января
2004 года планируется в объеме $121,4 млрд.
При этом задолженность по кредитам правительств
иностранных государств - $54,4 млрд., Парижскому
клубу кредиторов - $46,6 млрд., задолженность
кредиторам, не являющимся членами Парижского
клуба, - $4,4 млрд., долг бывшим странам СЭВ
- $3,3 млрд., задолженность по кредитам международных
финансовых организаций - $11 млрд. Объем
долга по государственным ценным бумагам
РФ, выраженным в иностранной валюте, на
1 января 2004 года составит $49,8 млрд., по
еврооблигационным займам - $42,5 млрд., по
ОВВЗ - $7,3 млрд[18].
Заключение
Изучив экономический смысл
таких понятий как государственный бюджет,
бюджетный дефицит и государственный
долг подытожим полученную информацию.
Государственный бюджет представляет
собой централизованный фонд денежных
ресурсов, необходимый для выполнения
функций государства. Эти функции сводятся
к перераспределению средств и контролю
за их эффективным использованием. В этом
смысле функции бюджета сходны с функциями
финансов, что понятно, поскольку бюджет
лишь часть целого. Вместе с тем, применительно
к государственному бюджету принято выделять
следующие функции, связанные с государственным
устройством:
1. вмешательство в экономику;
2. поддержание государственного аппарата
управления;
3. правоохранительные органы и судоустройство;
4. медицина, здравоохранение и образование;
5. оборона страны.
Бюджетный дефицит - сумма денег, на которую
за данный период (обычно - год) расходы
правительства, фирмы, организации, семьи,
гражданина превосходят его доходы; на
микроэкономическом (частном) уровне он
служит одним из основных показателей
банкротства фирмы; на макроэкономическом
- одним из факторов развития инфляционного
процесса, показателем кризисного состояния
государственных финансов. Баланс государственного
бюджета - соотношение денежных доходов
и расходов государства. Превышение расходов
над доходами создает дефицит государственного
бюджета.
Государственный долг - это долговые обязательства
государства перед физическими и юридическими
лицами, иностранными государствами, международными
организациями и иными субъектами международного
права. Термин государственный долг в
его общеупотребимом значении охватывает
не весь государственный сектор - в частности,
он не учитывает финансы местных административных
единиц.
Список использованной
литературы
1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф.
Макроэкономика. Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова,
"Дело и Сервис", 2000, 416 с.
2. Булатова А. С. Экономика: учебник. М.:
Бек. 1994. С. 341 - 349.
3. Бункина М.К., Семенов А.М. Экономическая
политика. Москва: ЗАО "Бизнес-школа
"Интел-Синтез", 1999, 336 с.
4. Бутук А.И. Макроэкономика. М.: ДИС, 2004,
514 с.
5. Гаркавенко О.А. Государственный долг
РФ в аспекте бездефицитности государственного
бюджета // Финансовый вестник. 2004. с. 5-8
6. Гикиш Л.В. Финансы. Таганрог: МАУП, 2003,
92 с.
7. Гукасьян Г.М. Экономическая теория:
ключевые вопросы. Москва: ИНФРА-М, 2000,
199 с.
8. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая
теория. Санкт-Петербург: СПбГУЭФ, 2001, 544
с.
9. Ефименко О.П. Долгосрочная концепция
развития денежно-кредитной системы Россиии
// Деньги и кредит. 2004. № 1. С. 3 - 23.
10. Журавлева Г.П., Михальчакова Н.Н. Теоретическая
экономика. Политэкономия. Москва: Банки
и биржы, ЮНИТИ, 1997, 485 с.
11. Иванов А.С. Денежно-кредитная система
России: состояние и пути выхода из кризиса
// Деньги и кредит. 2002. № 2. С. 3 - 6.
12. Исаева Е. Б. Денежно-кредитная политика
в России: возможности и результаты // Деньги
и кредит. 2003. № 9. С. 19 - 27.
13. Мамедов О.Ю. Современная экономика.
Ростов на Дону: "Феникс", 2001, 544 с.
14. Меньшиков С.М. Новая экономика. Основы
экономических знаний. Москва: Международные
отношения, 2002, 400 с.
15. Ревинский И.А. Курс экономики. Новосибирск:
НГПУ, 1999, 238 с.